У Семина есть всего одна претензия к Геркусу. И она нефутбольная
По ходу сложной для «Локомотива» осени Юрий Семин решился закончить партизанскую войну и пошел в наступление через публикацию книги-автобиографии. Разбираем претензию главного тренера «Локо» к Илье Геркусу и удивляемся: к футболу этот вопрос отношения не имеет.
В первом же абзаце главы «Пятая колонна» Юрий Семин выражает основной лейтмотив повествования, давая определение своего конфликта с генеральным директором клуба Ильей Геркусом – «расхождения во взглядах на тренерскую работу». История подобных конфликтов, думается, берет своё начало еще в конце 19 века в Британии, когда и зародился футбол. Ничего нового. Вот только дальнейшее изучение резонансной главы заставляет сделать вывод, что дело здесь совсем не во взглядах на тренерскую работу. Все гораздо банальнее.
Юрий Семин, кстати, в своей книге сходу признает, что заслуга его появления в «Локомотиве» в 2016 году принадлежит именно Илье Геркусу, которому «пришлось преодолеть немалое сопротивление» со стороны тех, кто продвигал в клуб кандидатуру другого тренера. После такого признания со стороны тренера текущее положение дел в клубе выглядит и вовсе сюрреалистично. Геркус, преодолевая серьезные препятствия, буквально настоял на приглашении Семина в клуб, а теперь Семин всячески выступает против генерального директора «Локо». Сомнительный реверанс.
Есть один факт, который важен для понимания картины. Большая часть текста главы «Пятая колонна» посвящена даже не Илье Геркусу, а спортивному директору клуба Эрику Штоффельсхаусу. Здесь показательна даже чистая математика: фамилия «Геркус» в главе упоминается три раза, фамилия «Штоффельсхаус» - семь раз, определение «немец» - шесть раз. Юрий Павлович переживает за то, что спортивный директор самостоятельно определяет кандидатуры новичков клуба.
И здесь, кстати, стоит отдать должное самому Юрию Семину. Мы знаем огромное количество примеров, когда тренер, вступивший в конфликт со спортивным директором клуба, демонстративно не ставит в состав футболистов, которых привел его оппонент. К чести Юрия Павловича свои амбиции выше командных интересов он не ставит. На деле все без исключения футболисты, оказавшиеся в «Локо» благодаря Эрику Штоффельсхаусу, стали игроками стартового состава. Это и Джефферсон Фарфан, и Мацей Рыбус, и Эдер, и Гжегож Крыховяк, и Бенедикт Хеведес. Фарфан – человек, без которого не было бы чемпионства. Здоровый Рыбус в чемпионский сезон выиграл конкуренцию за позицию у Михаила Лысова и Виталия Денисова. Эдер забил чемпионский гол. Крыховяк сегодня формирует игру в центре поля. Без Хеведеса оборону «Локо» представить уже трудно.
Как мы видим, все креатуры Эрика Штоффельсхауса не просто используются Юрием Семиным в полном объеме, но и по сути формируют игру команды. В главе «Пятая колонна» Юрий Павлович пишет: «Направление у Штоффельсхауса одно — решение вопросов трансферов игроков. Причем его суждение в этом вопросе непререкаемо для президента». Но согласитесь, было бы странно, если бы президент клуба брал на работу спортивного директора, которому он не доверяет. На то он и президент (или генеральный директор), чтобы собрать под своим началом специалистов, каждый из которых должен профессионально выполнять свои обязанности, а не бежать за советами к руководителю по каждому вопросу. Другого алгоритма построения сильной команды менеджеров просто нет.
Со стороны все это выглядит странно. В сознании формируется определенный диссонанс. Мы видим, что футболисты, приобретенные с подачи Эрика Штоффельсхауса (зачастую бесплатные), выходят в команде Юрия Семина на первые роли, но тренер по-прежнему посылает критические стрелы в немецкого специалиста. При этом эти два, казалось бы, несовместимых процесса Юрий Павлович зачастую умудряется объединить. На одной и той же пресс-конференции он выдает реверансы отлично сыгравшим в очередной раз Фарфану, Эдеру и Крыховяку, после чего вновь вспоминает о своей нелюбви в адрес спортивного директора. Парадокс.
И все же Эрик Штоффельсхаус является лишь одной из составляющих главной претензии Юрия Семина в адрес Ильи Геркуса. Чтобы понять суть претензии, нужно последовательно прочитать два абзаца, разбросанных по главе «Пятая колонна». Читаем внимательно.
Выдержка из главы №1. О Илье Геркусе и кадровой политике «Локомотива»: «Тем не менее в его руках оказалась кадровая политика клуба. Президент заявлял: «Мое мнение — игроков должен приобретать клуб в лице президента и спортивного директора. Тренер их тренирует. Вот и все». И если говорить о спортивном блоке, в приобретении игроков окончательное слово не может быть за спортивным директором и даже за президентом, если только он не владелец этого клуба, не содержит его на собственные деньги. Решение должно приниматься коллегиально.
Выдержка из главы №2. О Игоре Суркисе и кадровой политике киевского «Динамо»: «В «Локомотиве» президент, спортивный директор — такие же наемные работники, как и главный тренер. Вот в киевском «Динамо», с которым мы выиграли титул чемпиона Украины в 2009 году, ситуация была другая. Президент клуба Игорь Суркис был да и остается хозяином клуба, расходует на него собственные средства. Но при этом, хочу особо подчеркнуть, он, прежде чем принять решение, считал необходимым каждую трансферную сделку обсудить с главным тренером. Хотя я ему не раз говорил: «Мое мнение такое-то, но платить придется вам из своего кармана, поэтому и решение за вами».
Вывод прост: Юрий Семин совершенно не против такой системы, при которой трансферную политику определяет президент клуба. Условие у Юрия Павловича одно: в таком случае президент должен быть и собственником клуба. То есть жесткой позиции по этому вопросу у Семина нет и он допускает оба сценария. Вся суть лишь в статусе президента или генерального директора. Но какое это отношение этот статус имеет к футболу? Никакого! Такой подход – это лишь вопрос психологии. Юрию Семину некомфортно, когда генеральный директор занимается делами клуба, спортивный директор занимается селекцией, а главный тренер тренирует команду. Юрий Семин хочет руководить всем сам. Но разве это возможно?