«Зенит» и «Краснодар» сыграли лучший матч российского сезона
Питер уходит в отрыв благодаря началу второго тайма.
1. Две не очень убедительных по качеству игры подряд (против «Анжи» и «Славии») вынудили Семака пойти на перестановки в составе. Тренер «Зенита» сделал только одно неожиданное кадровое решение (появился Чернов, который совсем не выходил летом из-за непонятной ситуации с контрактом, заканчивающимся 31 декабря), однако на самом деле изменений было больше: Ерохин оказался в опорной зоне (впервые при Семаке), его место слева занял Дриусси, а на позицию под нападающим поднялся Кузяев (последний раз под Дзюбой Далер играл в третьем туре против «Рубина»).
О новых позициях Ерохина и Дриусси после игры я спросил у обоих тренеров. «По моему мнению, такая рокировка напрашивалась: Дриусси – игрок очень быстрый, а Ерохин может отдать последний пас. Это нормальные вещи, у нас группа атаки тоже может меняться позициями, играть и на фланге, и в центре. Большого удивления не было», – признался Мусаев.
«Мы решили использовать Кузяева выше, Ерохина – ниже. Он оправдал себя в этой позиции, на мой взгляд, сыграл здорово. Дриусси проявил себя в том качестве, в котором мы и хотели. Он отдал уже не две голевые передачи. У него есть качество, когда он уходит в центр и делает обостряющий пас. С этой точки он отдал уже практически четыре голевые передачи. Поэтому мы решили его использовать слева», – ответил Семак.
2. Состав и расположение игроков «Краснодара» угадывались легче. Из-за лимита в запасе остался Рамирес (правый фланг обороны занял Петров, левый – Стоцкий), с первых минут появился Перейра, забивший «Севилье», из-за чего Мамаев выдвинулся на позицию чистого нападающего.
«Второй матч мы играем без центрального нападающего, потому что Ари и Игнатьев травмированы. В прошлой игре Мамаев хорошо взаимодействовал с Куэвой, сейчас он действовал вместе с Перейрой. Это вносит определенные трудности, Мамаев – игрок, который больше действует из глубины, но по кадрам что есть, то есть, жаловаться не приходится», – отметил Мусаев.
3. Семак не только поменял позиции игроков – в начале матча он изменил схему при позиционной обороне. Вместо привычных 4-4-2 (Кузяев знаком с этой формацией – против «Арсенала» и «Рубина» он поднимался к Дзюбе при атаках соперника) «Зенит» выстраивался по четким 4-2-3-1, при этом жестких персональных привязок у петербуржцев не было.
Оценить это решение Семака сложно: в такой расстановке без мяча «Зенит» действовал только 20 минут (после них Кузяев стал располагаться выше и опускаться на одну линию с Маком и Дриусси только в нескольких эпизодах, Кокорин во втором тайме делал то же самое), а опорники «Краснодара» Газинский и Каборе все равно получали мяч в первой фазе атаки. Газинский за 20 минут отдал 10 передач в финальную треть (из 16, лучший результат у гостей), а Каборе просто очень часто встречался с мячом (20 касаний, больше всех в обеих командах).
4. Апрельский матч против «Зенита» стал первым для Мусаева в качестве главного тренера «Краснодара». Тогда он при начале атак петербуржцев приставлял Перейру к Паредесу, Газинского – к Ерохину, а Шатова – к Оздоеву, вынуждая «Зенит» переходить на чужую половину через длинную передачу от Мевли. На этот раз Перейра тоже чаще всего действовал по Паредесу, но главная цель у «Краснодара» заключалась не в перекрытии аргентинского хавбека.
«Краснодар» вынуждал «Зенит» начинать атаки через Нету, на которого не оказывалось давления, когда с мячом были другие защитники хозяев. Первый пас у Нету намного качественней, чем у Мевли – сбить «Зенит» только на забросы в сторону Дзюбы у краснодарцев не получилось бы, но и тут Мусаев нашел классное решение.
В нескольких эпизодах, когда Нету получал передачу, к нему выдвигались Газинский (чаще), Мамаев или Перейра (реже), которые вынуждали португальца убирать мяч под нерабочую левую ногу. В результате Луиш минимум один раз выбил мяч прямо в игрока «Краснодара», находившегося на зенитовской половине (прессинговал Мамаев, перехватывал Газинский), один раз просто сделал неточную передачу в аут, еще в одном случае Газинский не дотерпел и сфолил на защитнике «Зенита».
План «Краснодара» сработал – в первом тайме Нету отдал больше всех передач в составе «Зенита» (25), их точность была кошмарной (лишь 60%). Иванович пасовал еще хуже (50% точности), но у Бранислава из 14 передач 5 были длинными.
5. Краснодарский прессинг по Нету работал, однако Паредес все равно пару раз получал опасную свободу. Ее причины были разными – где-то недорабатывал Перейра, где-то Маурисио не страховали партнеры (особенно, когда Перейра сам оказывал давление на Нету).
Одна недоработка Перейры могла слишком дорого обойтись «Краснодару» – Паредес без давления отдал длинный пас из глубины к штрафной Крицюка, Мак не обработал мяч, зато Дриусси ударил с полулета. Гостей спас Крицюк.
6. Это был единственный явный голевой момент «Зенита» в первом тайме. У «Краснодара» Opta тоже насчитала один, но на самом деле их точно было два (могло быть и три – выручил Иванович).
На 18-й минуте гости создали первый опасный момент – Вандерсон то ли ударил (скорее всего), то ли прострелил на дальнюю штангу, где Мамаев был готов заносить мяч в ворота. От гола «Зенит» спас Иванович, выбивший мяч на угловой. Момент пришел после заброса Перейры Вандерсону – Чернов вместе с Нету ориентировался на Мамаева и упустил подключение бразильца.
Следующий голевой (и точно явный – тут Opta неправа) момент «Краснодара» случился на 30-й минуте после углового. Газинский забрал подбор, убрал на замахе Ерохина (в такой же манере первый гол «Краснодара» в сезоне-2018/19 забил Смолов) и пробил в правый от Лунева нижний угол. «Зенит» снова уберег Иванович, заблокировавший удар почти на линии ворот.
Через минуту мог забить уже Классон. Защитники «Зенита» почти повторили ошибку, которая привела к первому моменту «Краснодара» – Нету сначала играл по мячу, а потом по сопернику в центре штрафной, из-за чего Чернову пришлось переключаться с игрока в середине на своего оппонента, забегающего справа под подачу с противоположного фланга. На 31-й минуте Евгений еще и споткнулся – Классон бил вообще без сопротивления, но попал в штангу.
Первый тайм получился практически равным по числу ударов (10-9 в пользу «Краснодара»), но моменты гостей были острее.
7. В перерыве Семак заменил Ерохина на Кокорина. «Ерохин получил повреждение, поэтому его пришлось заменить, хотя никто этого не хотел. У него проблема с боковой связкой», – рассказал тренер «Зенита» после игры. Семак остался доволен действиями Ерохина, и в целом с ним можно согласиться. Ерохин точно был эффектен (несколько удачных подкатов в левом полуфланге) и часто – эффективен (заблокированный удар Мамаева практически с линии штрафной – и тоже в подкате).
Перевод Ерохина в середину не скрыл все недостатки «Зенита» в центре поля, но в матче с «Краснодаром» они чаще возникали благодаря качественной игре соперника, созданию ситуаций 3-в-2 или даже 4-в-2. Если «Зенит» проваливался из-за своих неграмотных действий (особенно в тот период, когда команда Семака оборонялась по 4-2-3-1), то чаще всего это происходило по вине Кузяева, который допускал позиционные ошибки.
8. Кокорин набирает, но еще не готов выходить на все 90 минут. «Мы хотели выпустить его позже, но в связи с травмой Ерохина пришлось сделать это раньше», – сказал Семак.
Выход Александра не поменял систему «Зенита» – остались 4-4-2, которые питерцы использовали в конце первого тайма с чуть более низкой позицией Кокорина по отношению к Дзюбе. В матче с «Краснодаром» Кокорин ни разу не пробил по воротам (хотя для этого была минимум одна возможность), но важно другое – нападающий очень часто встречался с мячом и не избегал стыков.
Кокорин сделал 17 передач (1 ключевая) и совершил 25 касаний – во втором тайме круче него по этим показателям были только Паредес и Иванович.
9. «Основная причина поражения – нехватка свежести. Был большой плохой кусок игры с точки зрения движения, в который соперник забил два мяча. Дальше сделали замены, которые значительно освежили игру», – рассказал Мусаев после матча.
«Краснодар» действительно провалил начало второго тайма – с 46-й по 65-ю (гол Мака) гости нанесли только 2 удара (оба – из-за пределов штрафной) и допустили 6 (все – из штрафной).
На 69-й минуте Мусаев сделал первую замену – Куэва вышел вместо Перейры. Баланс ударов в последние 20 минут матча – 12-1 (5-0 по ударам из штрафной) в пользу «Краснодара».
10. Спайич – катастрофа. Снова соперник «Краснодара» приставил своего главного нападающего к сербскому защитнику – этот шаг Семака был очень ожидаем и логичен. Дзюба смещался в правый полуфланг или даже на самый край, там же оказывались Мак и Смольников – «Зенит» получал 3-в-2 (Классон не всегда вовремя возвращался назад), да еще и против правши Стоцкого (который на уровне РПЛ играет в обороне третий месяц) и главного летнего трансферного провала лиги.
Сильную загруженность Спайича показывает число его единоборств – серб вступил в 25 единоборств (второй показатель матча после Дзюбы), Мартынович – всего в 17. Дзюба выиграл у Спайича 8 единоборств из 20, 4 из них – в финальной трети, 2 – на линии штрафной, 1 – в ней.
Проблемы Спайича – не только в проигрыше борьбы Дзюбе. Как обычно, Урош неуверенно действовал при навесах, когда нужно было движение к своим воротам, а также при передачах вперед при малейшем давлении.
В голевом эпизоде неудачно действовал и Мартынович (сначала проиграл верх Дзюбе в середине поля, затем ориентировался на мяч, а не нападающего), но Спайич видел положение партнера по центру обороны и не сыграл по нападающему, остановившись на линии штрафной.
После гола Дзюба сильно прибавил, а Спайич поплыл. Перекидка мяча Дзюбой через серба на правом фланге – один из самых запоминающихся моментов матча, но в исполнении Спайича были эпизоды и похуже.
11. В первом тайме Дзюба часто уводил Спайича во фланг в финальной трети – так «Зенит» убирал из чужой одного из центральных защитников, после чего шла подача или прострел. После таких кроссов Дриусси нанес два удара пяткой с линии вратарской – в обоих случаях аргентинцу проигрывал позицию Петров.
Стоцкий не успел вернуться назад перед голом Мака – фланговые защитники «Краснодара» провели неудачный матч в обороне (хотя Стоцкий неплохо подключался на чужую половину в первом тайме под диагонали Каборе и Газинского).
12. Замена «Краснодара», которая могла все перевернуть – появление Рамиреса на 71-й минуте. Левый защитник краснодарцев расположился на правом фланге атаки, куда активно смещался и другой игрок, вышедший по ходу второго тайма – Куэва. Так Мусаев хотел давить на край Чернова – и это решение тренера «Краснодара» почти сработало.
Гости заработали пенальти после комбинации с участием Куэвы и Рамиреса – и за эквадорцем не успел именно Чернов.
Рамирес еще и усадил на карточку Нету. Все сломалось после удаления Петрова – Рамирес вынужденно перешел на левый фланг обороны (справа стал действовать Стоцкий) и с родного фланга Кристиан сделал только 1 кросс (правда, и времени на большее у него было мало).
13. Четыре последних пенальти (с начала сезона-2017/18, включая товарищеский матч с молодежкой «Краснодара» в марте 2018-го) Мамаев пробил в правый от вратаря угол. Лунев прыгнул правильно, но шансов отбить удар полузащитника «Краснодара» почти не было – как и у предыдущих трех вратарей.
14. Дриусси – лучший игрок матча. Семак прав с акцентом на зоны, из которых аргентинец делает голевые передачи – четыре (две – против «Краснодара», по одной – с «Мольде» и «Локомотивом») были сделаны из левого полуфланга. «Меня устраивает эта роль, потому что я помогаю команде», – сказал Себастьян после двух ассистов против «Краснодара».
Без мяча Дриусси тоже поработал неплохо – 3 отбора + 2 перехвата. С полным восстановлением Кокорина Себа, скорее всего, постоянно будет выходить слева.
15. Это был лучший матч российского сезона. Тренерские решения, которые повлияли на ход игры, стремление обеих команд бежать вперед, отсутствие серьезных травм – в воскресенье на «Санкт-Петербурге» понравилось все. Грубых индивидуальных ошибок не удалось избежать, но их было явно меньше, чем, например, в матче «Зенит» – «Локомотив».
«Зенит» выиграл за счет 20 минут в начале второго тайма – в остальное время соперники были равны, а в некоторые отрезки игры атаки «Краснодара» даже были качественнее.
16. После матча со «Славией» я раскритиковал пресс-конференцию Семака, которая оставила не меньше вопросов, чем качество игры «Зенита». Нужно быть последовательным и отмечать все: после «Краснодара» главный тренер питерцев был совсем другим. Подробные ответы на все вопросы (почти без воды и с конкретными объяснениями), признание в не лучшем физическом состоянии Лунева (в целом это было понятно после выносов Ивановича от ворот во втором тайме, но все равно).
Однообразность – полная скука, а у «Зенита» на неделе с этим не было проблем. С разным уровнем игры одержаны две важнейшие победы – на очередной перерыв на матчи сборных петербуржцы ушли в хорошем настроении.
Использованы данные Opta и InStat.
Фото: fc-zenit.ru/Вячеслав Евдокимов (1,5); fckrasnodar.ru; Gettyimages.ru/Epsilon (3,4)
В чём там отскок то? Игра была равная, в 15 минут второго тайма не была равная, потом снова равная. Ну нравится это называть отскоком - ради бога. Но это примерно на уровне того ,что если бы я написал "Краснодар вчера знатно обосрался"
Более чем чемпионский темп...