7 мин.

Испанский футбол собирается покорять США. Кому это надо?

МАТЧИ ЧЕМПИОНАТА ИСПАНИИ БУДУТ ПРОХОДИТЬ В США

Ла лига и федерация футбола Испании объявили о заключении соглашения с международной компанией Relevent Sports на проведение некоторых матчей чемпионата в Северной Америке. Как сообщают испанские СМИ, первый вынесенный матч планируется провести уже в этом сезоне. Cоглашение рассчитано на 15 лет, также эта компания будет заниматься бродкастингом на континенте.

По условиям контракта, некоторые официальные матчи сезона будут проводиться в США и Канаде. Это будут матчи с участием «Барселоны», «Атлетико» или «Реала». Как сообщают испанские СМИ, руководство лиги выбрало игру «Жирона» – «Барселона» в качестве дебютной вывески для Северной Америке. Игра пройдёт 27 января.

Эта встреча может стать первой в истории европейского футбола, разыгранной под эгидой национальных чемпионатов за пределами Европы. Сейчас в некоторых чемпионатах существует практика вынесения матчей за Суперкубок в другие государства, но еще ни разу не была вынесена игра самого чемпионата.

Президент ла лиги Хавьер Тебас сделал предложение руководству «Жироны», и как сообщает Sport.es, клуб согласился на эту авантюру. Команда планирует возместить все расходы болельщикам, вернуть 20% от стоимости абонементов, предоставит приоритетное право выкупа на гостевой матч в Барселоне, а также предоставить некоторым фанатам бесплатный перелёт в США. Историческая встреча пройдет в Майами.

У этой затеи по всей Испании множество противников, начиная от простых фанатов и заканчивая профсоюзом футболистов. Сообщается, что игроки готовы к бойкоту этих матчей, к тому же встреча должна пройти между двумя четвертьфиналами Кубка Испании (они пройдут 23 и 30 ноября). Так что пока нельзя утверждать, что матч состоится, но руководство ла лиги уверено в своём начинании.

Уже объявлено, что полторы тысячи владельцев абонементов «Жироны» смогут бесплатно посетить игру в Майами. Им будет оплачен перелет и проживание. Всё это за счёт клуба и лиги.

ПОЧЕМУ ИМЕННО ЭТОТ МАТЧ?

У руководства ла лиги были проблемы с выбором матча для Америки. Первая проблема: это должна быть выездная встреча «Барселоны» и «Реала». Влияние этих клубов на испанскую федерацию довольно велико, они бы не хотели терять прибыль от домашнего матча. К тому же, эти клубы ориентируются на отдыхающих, приехавших в Мадрид и Барселону. Выставочный матч в США вызвал бы конфликты с туристическими компаниями.

Вторая проблема: испанцы не особо любят массово выезжать на гостевые матчи своих команд. В ла лиге даже официально не предусмотрены сектора для приезжих болельщиков, это исключительное пожелание клуба. Фанаты разозлены от одной лишь мысли, что «Реал» и «Барселона» не приедут в их города. Следовательно, им нужно выбрать матчи той команды, которая географически близка к Мадриду или Барселоне.

В Мадриде и его пригородах в нынешнем сезоне чемпионата Испании базируются пять команд: «Реал», «Атлетико», «Райо Вальекано», «Хетафе» и «Леганес». У стадиона «Райо» серьезные проблем – федерация запретила на несколько месяцев принимать на нем матчи. Так что с большой долей вероятности именно матч «Райо» – «Реал» также будет вынесен в США.

В Каталонии базируются «Барселона», «Эспаньол» и «Жирона». Руководство «Эспаньола» категорически против проведения каталанского дерби за пределами Барселоны, к тому же этот клуб считается оплотом королевских течений во всем регионе, Федерация футбола Испании вряд ли бы стала надавливать на команду. «Жирона» же проводит только второй сезон в чемпионате страны, никакого влияния на лигу не имеет. Между Жироной и Барселоной всего 115 км, так что фанаты «Жироны» без особого труда смогут добраться до столицы Каталонии во время гостевого матча.

Третья проблема: конфликт календарей ла лиги, НФЛ и NCAA. Однозначно, вынесенные матчи «Реала» и «Барселоны» будут проходить на стадионах, вмещающих более 60 тыс зрителей, которые осенью и зимой заняты американским футболом. Проведение матчей чемпионата Испании в США весной будет конфликтовать с возможным календарём Лиги чемпионов и решающих встреч Кубка Испании. Матч «Жирона» – «Барселона» пройдет 27 января. 

По сути, это единственный безконфликтый уикенд в США, когда не проводятся матчи по американскому футболу. В это время проводится Пробоул – Матч звёзд НФЛ, который традиционно никому не нужен. Следовательно, у ла лиги не будет никаких ТВ-конфликтов с НФЛ и никаких календарных противоречий. Учитывая все вышеуказанные проблемы, матч «Жирона» – «Барселона» был единственным вариантом, который может пройти в Северной Америке.

«ЖИРОНА» – СЕРЬЕЗНЫЙ ПРОЕКТ?

В российском футбольном пространстве «Жирона» стала известна тем, что туда перешёл Сейду Думбия. Но в Испании считают, что этот клуб в потенциале может стать одним из серьезных претендентов на попадание в еврокубки. Всё благодаря новым владельцам. Они из ОАЭ, и уж точно не кинут клуб, как это сделали владельцы «Малаги». С прошлого сезона в число акционеров клуба вошёл фонд City Football Groupe. Ему теперь принадлежат 44,3% акции «Жироны». Эта компании владеет «Манчестер Сити». Помимо испанцев и англичан, арабы сейчас руководят клубами из Нью-Йорка, Монтевидео, Мельбурна и Йокогамы.

«Манчестер Сити» и «Жирона» контактируют друг с другом уже почти четыре года, до покупки акции испанцы были обычным фарм-клубом «горожан». Сейчас же они стали частью корпорации. Для арабских шейхов важно, чтобы все их проекты были успешными и приносили доход. Выход на испанский рынок позволит им не только зарабатывать на ТВ-рынке страны, но и получать большой доход с матчей «Барселоны» и «Реала».

Матч «Жироны» в США – часть плана по укреплению проекта в мире, а также показ серьезных намерений арабов на американском рынке. Сейчас они представлены лишь клубом МЛС «Нью-Йорк Сити», однако влияние этой лиги на ТВ и бизнес рынок страны пока еще слишком слабы. Иное дело – наладить контакты с Relevant Sports и его главой Стивеном Россом.

ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ RELEVANT SPORTS?

Это международная компания, которая организует, проводит и продвигает различные спортивные мероприятия. Под их эгидой проводятся встречи International Champions Cup, главного предсезонного футбольного турнира в мире. Сейчас они работают над продвижением брендов южно-американских сборных в Северной Америке, говорят, что во многом из-за их влияния в 2016 году в США прошёл объединенный Кубок Америки.

Главное лицо компании – Стивен Росс. Relevent Sports одно из дочерних подразделений его корпорации RSE Ventures. Бизнесмен создал ее совместно с владельцами клуба НФЛ «Нью-Йорк Джетс». Вся эта машина работает над развлекательным контентом по всей стране, и вот они уже оказывают серьезное влияние на американский рынок: имеют партнерство с НФЛ, несколькими франшизами в США.

Поэтому никто и не удивился, что эту встречу примет Hard Rock Stadium в Майами. На этой арене играет клуб НФЛ «Майами Долфинс», которым владеет Росс. Там же проходил товарищеский матч между «Барселоной» и «Реалом» пару лет назад, да и Флорида считается регионом, где испанский язык едва ли не главенствует над английским. Выход RSE на европейский рынок – один из пунктов в превращении компании во всемирный проект. Также для компании сейчас важно показать оргкомитету ЧМ-2026, что ей можно будет доверить организацию турнира.

«Цель нашего сотрудничества – повышение интереса к футболу в Америке. Это большой шаг к популяризации этого вида спорта. Мы надеемся на серьезный рост перед предстоящим ЧМ-2026, который пройдет в Северной Америке», – переводит слова Росса El Pais.

АМЕРИКАНСКИЕ ЛИГИ ДАВНО ВЫНОСЯТ СВОИ ИГРЫ ЗА ПРЕДЕЛЫ СТРАН

«НБА и НФЛ уже проводят матчи за пределами страны, почему бы ла лиге не сделать то же самое? Нам важно развивать наш бренд. Организация турнира будет такой, что не повредит интересам клубов», – говорит о подписании соглашения президент лиги  Тебас.

И говорит правду. Пока европейские лиги в своем консерватизме застряли внутри своих границ, американские чемпионаты давно начали экспансию в Европу и Центральную Америку. НФЛ - самая богатая лига мира не стесняется проводить в Европе сразу три свои встречи. Сейчас ходят слухи, что их только станет еще больше.

НБА давно оккупировала Азию: там проходят множество предсезонных встреч. Матчи регулярного первенства проходят в Лондоне. НХЛ в последние годы отправляет некоторые команды играть в Скандинавии. До России же пока никто не доехал.

МЛБ - главная бейсбольная лига планеты проводит свои выставочные матчи в Мексике и Пуэрто-Рико, но уже со следующего сезона планирует выйти на рынки Японии и Англии. 29 июня 2019 в Лондоне пройдет официальная встреча МЛБ в Европе – впервые за всю историю лиги, а ей в следующем году будет 116 лет. В честь этого лига отправила в Великобританию два своих самых известных бренда – «Нью-Йорк Янкиз» и «Бостон Ред Сокс».

Так что 2019 год будет историческим в отношениях европейского и американского спорта. И матч «Жирона» – «Барселона» станет отправной точкой в этом повороте.

Виктор Майоров, БИЗНЕС Online

Фото: Alex Caparros, gettyimages.com