Старт Семака в «Зените»: пока все по плану
Волею календаря новый сезон для «Зенита» начался с познавательной экскурсии по «автобусному парку» РФПЛ: неделю назад бригада Семака осваивала новую красноярскую технику, позавчера проводила испытания тульской модернизированной, а уже очень скоро предпримет попытку отыскать дефекты в фирменном агрегате ручной сборки самого Бердыева.
Вопреки прогнозам Сергея Богдановича, который по старой памяти ждал от «Арсенала» в меру активной контригры и хотя бы фрагментарного проявления инициативы, уровень притязаний туляков был строго ограничен исходными нулями на табло. Кононовский «автобус» отличался от аленичевского некоторыми структурными нюансами (два ЦЗ вместо трех), но при низком оборонительном блоке они не были столь уж принципиальными и значимыми.
Игровая модель «Зенита» по сравнению с первым туром тоже не поменялась, но кое-какие элементы стали работать получше. В первую очередь, это касается качества прессинга/контрпрессинга и действий в ситуациях с переходом владения. В матче с «Енисеем» зенитовцы организовали только один острый момент непосредственно после отбора (трехходовка Кузяев-Шатов-Мак на 72 минуте), против «Арсенала» этот фокус приводил к созданию реальных угроз трижды.
Инициаторами «пресс-атак» поочередно становились те, кому по штату это положено в первую очередь. Опорная связка Паредес-Нобоа на сей раз не только работала как диспетчерский пункт (во втором матче подряд – почти две сотни передач на двоих с процентом под 90%), но и отменно выгрызала мячи (15 отборов и перехватов в сумме), запуская остроатакующие цепочки.
Обратите внимание, что с этого сезона мы несколько расширим терминологию, используемую при описании голевых ситуаций в контекстных разборах. Привычное разделение атак на позиционные и скоростные/контратаки дает слишком упрощенное и расплывчатое представление об умении команды использовать активное давление в конструктивных целях или извлекать голевую выгоду в ситуациях, когда удается разбить прессинг соперника. А потому в дополнение к традиционным мы введем два новых описательных термина – «пресс-атака» (для атакующих цепочек, организованных за счет собственного прессинга) и «вип-атака» (для атак, организованных в результате удачного выхода из-под прессинга соперника).
Выход из-под прессинга – точно не тот элемент, который можно натренировать против низко обороняющихся соперников, и двух стартовых турах зенитовцам удалась только одна перспективная атака такого характера. Возможностей для классических контрвыпадов не было вовсе, но здесь опять-таки вопросы скорее к соперникам, которые за три игровых часа довели мяч до штрафной Лунёва в общей сложности два с половиной раза.
***
В отличие от матча с «Енисеем», в котором большинство перспективных атак «Зенита» зародилось на правом фланге Смольникова (4 из 7), против «Арсенала» почти вся острота возникала после хозяйских маневров на левой бровке, где наконец-то проявил себя Набиуллин. Несмотря на формально скромные передаточные показатели по сравнению с коллегой по амплуа (39 передач против 54; 69% точности против 85% у Смольникова), Эльмир трижды участвовал в остроатакующих цепочках в качестве ассистента и в концовке едва не забил сам, разыграв классную двоечку с Дзюбой.
Что касается Артёма, после энергозатратного ЧМ он выглядит отлично с точки зрения физики, а уж в плане уверенности сейчас Дзюбиньо даст фору кому угодно. В матче с «Арсеналом» он снова был крайне полезен в подыгрыше, почти не ошибаясь в передачах (82% точности - очень круто для форварда), создав пару отличных моментов для партнеров и как минимум в четырех эпизодах отметившись фирменными пятками (три из них – точные, четвертая – заблокированная, но без потери владения). Можно спорить о том, насколько уместны и целесообразны регулярные смещения Дзюбы на фланг, но по факту именно за счет этих его маневров «Зенит» регулярно создавал остроту в атаках из статики.
***
Стандарты «Зенита» в первом туре работали практически вхолостую (можно припомнить только «заоблачный» промах Ивановича после углового в исполнении Паредеса), но против «Арсенала» дело сдвинулось с мертвой точки. Гол и двойной супершанс Дзюбы/Дриусси после навесных подач плюс опаснейший обводящий от Паредеса в сантиметрах от штанги в самой концовке – при удачном раскладе только за счет этой доходной статьи хозяева могли выиграть крупно.
С другой стороны, прямые подачи с корнеров (а их было сразу 13) преимущественно зачищались соперником без намеков на панику, так что в этом компоненте «Зениту» точно есть куда прибавлять.
Это справедливо и в отношении других конструктивных аспектов, для полноценной наладки которых нужно время любому тренеру независимо от знаний, регалий и опыта. Пока же все идет строго по плану Сергея Богдановича.
Спасибо всем, кто не ленится читать «Инженерный подход», репостить, плюсовать и комментировать!
Подписывайтесь на блог, тут бывает интересно.
В-целом, с появлением Шатова, Мака и Нобоа, конструктива в атаке прибавилось. Но пока - это интуитивные впечатления. Надо смотреть по цифрам... Выскажу крамольную мысль. Шатов играет роль Аршавина, который фантазирует на поле и может, в-одиночку, решить момент. Нобоа-это Широков, но пока без голов. Мак - это Быстров. Я здесь говорю не о мастерстве, а о роли этих игроков на поле. Именно такую модель Зенита увидел Семак, когда впервые перебрался в Питер в качестве игрока.
с его возвращением атака должна еще прибавить
Парадес бесполезен? Паредеса нужно срочно пробовать ? У вас что в голове происходит ?
Передес, каким бы странным это не казалось, далеко не опорник(ой, как же так, на карточке FUT у него цоп): с этой ролью отлично справляется нобоа. Лео же является главным элементом начала атаки Зенита.
Аргентинец постоянно регулирует направление атаки , делает обостряющие передачи. Стандарты хоть пока и не принесли своих плодов( кроме гола шатова), но Лео шикарно разыгрывает их. В зените похожих игроков просто нет, без него осуществлять переход из обороны в атаку станет крайне проблематично.