Мода на подходы. Что мы узнали о сборной России из матча с Австрией?
Когда в середине второго тайма у Марио Фернандеса свело ногу, Станислав Саламович выдохнул с облегчением: уж теперь-то неубиваемый козырь «играли под нагрузками» толчно успокоит общественность, даже если, не дай бог, австрияки положат еще парочку. Но пропускать всё ж таки не хотелось – и для подстраховки Черчесов, как настоящий стратег, продолжил рвать игру противника (за неимением внятной собственной) заменами, выпуская резервистов каждые 3-5 минут строго по одному.
Тактическая задумка сработала, пристойные 0-1 на табло сохранились, а наш верховный футбольный военачальник со слоновьим спокойствием мог порассуждать о «хороших подходах». Опять-таки, стратегически очень уместный и правильный ход – Станислав Саламович шаг за шагом, сбор за сбором, матч за матчем приучает публику довольствоваться малым, и определенные успехи в этом нелегком деле достигнуты.
Измерять качество футбола в исполнении сборной подходами мы пока не привыкли, но это дело наживное. Освоим со временем, пара недель на это точно есть.
Хотелось бы, правда, получить какие-нибудь методические разъяснения от профессионалов, чем хорошие подходы отличны от тех, что не очень. В противном случае, не имея под рукой доступной «подходной номенклатуры» с наглядными примерами и трактовками, болельщики могут по незнанию думать о сборной хуже, чем она есть на самом деле. И ругать ее, даже когда подходы вполне себе ничего, но им что-то не то показалось или причудилось.
***
Вплоть до выпуска такой методички придется действовать по старинке, при оценке качества ориентируясь, например, на такой субъективный параметр, как креативный баланс. С австрийцами он оказался немножко не в нашу пользу (1-5 по голевым моментам), хотя по подходам мы может и в плюсе, тут Черчесову видней.
Единственный реальный шанс на гол у сборной России возник исключительно из-за нерасчетливой попытки Драговича сыграть в перехвате. Если бы центрдеф хозяев не форсировал ситуацию и позволил Смолову принять поперечную посылку от Головина, эта позиционная атака россиян по всем признакам вскоре утекла бы куда-нибудь к угловому флажку, где благополучно зачахла, как и все остальные.
Перспективный и подвижный в теории треугольник в центре Головин-Кузяев-Зобнин, в который все мы таааак верили, пока сложился только на бумаге. По факту распределение ролей в нем толком не расписано, границы ответственности размыты и с кого конкретно спрашивать за недоработки, шероховатости и пустоты в зонах – при атаке ли, при обороне – совершенно не ясно.
Но в некоторых весьма щекотливых вопросах после матча с Австрией ясность наступила полная.
***
Так, например, изначально сомнительная идея использовать Самедова и Жиркова в качестве атакующих вингеров в схеме 4-2-3-1 решительно никуда не годится. Скорость у них уже не та, чтобы поддерживать темп в быстром нападении и оперативно открываться под скидки форварда после лонгболлов при выходе из обороны.
Александр весной вообще выглядел неубедительно, участвуя в голевых моментах почти вдвое реже, чем осенью (снижение полезной активности с 2,0 до 1,2 момента в ср. за матч – катастрофа для игрока группы атаки), а «Спартак» через его правый фланг в 10 последних турах не забил ни разу. Что касается Юрия, левого инсайда в этом сезоне он играл только эпизодически, так что зенитовца уместно рассматривать только в роли защитника.
Альтернатива заслуженным ветеранам у Черчесова есть, причем, например, Ташаева можно свободно использовать на обоих флангах, а контратаки – это вообще его стихия. Динамовец и по сезону в целом, и по весне в частности заочную конкуренцию у Самедова выигрывает вчистую, и очень жаль, что официального дебюта в сборной он пока так и не дождался.
***
Идея использовать пару Игнашевич – Гранат в центре обороны – и вовсе чистой воды безумие, особенно если Черчесов не планирует отказываться от прессинга. Любой заброс за спину (даже отбойный вынос на пустое пространство) будет чрезвычайно опасен, потому как условному Суаресу даже на 10 метрах дистанции любой из них проиграет как минимум три.
Свою медлительность тот же Гранат пытается компенсировать фолами (если брать центрдефов, в этом сезоне чаще него в РФПЛ нарушал правила только Гранквист), но в матче с австрийцами Владимир опаздывал и с этим тоже.
Беда в том, что определение оптимального защитного модуля (2 или 3 ЦЗ) и исполнителей под него из имеющихся в наличие – это выбор из множества зол, и нащупать меньшее из них мог бы, наверное, только Бердыев.
Собственно, на практический опыт КББ, в руках которого даже взрывоопасность Граната снижается в разы, и стоило бы ориентироваться. При таком подходе всех можно расставить по своим местам – Игнашевичу поручить роль Наваса, Кутепова/Семенова/Нойштедтера попробовать на месте Мевли, а Граната просто лишний раз не трогать от греха подальше.
Дать руку на отсечение, что в таком варианте сборная России гарантированно отобьется хотя бы от саудитов, я не готов, но потребность в третьем ЦЗ есть и по другой причине.
***
В старте на матч с Австрией у нас вышел малогабаритный состав, в котором только Игнашевича (187 см) с оговоркой можно назвать гренадером. В том числе и поэтому из множества корнеров мы не выжали ровным счетом ничего, да и гол пропустили после двух подряд проигранных верховых единоборств.
Низкая сопротивляемость атакам с воздуха – вообще хроническая болезнь сборной при Черчесове (такие голы нам прилетают едва ли не в каждом матче), так что как минимум еще один габаритный игрок в линию обороны просто необходим (причем с прицелом на Египет одного, скорее всего, даже не хватит).
Если отталкиваться от голой статистики, самый оптимальный вариант – Семенов (190 см), который имеет отличный процент выигранных воздушных дуэлей (55/23; 71%) и в клубе регулярно играет как раз правого центрального в тройке. У его коллег по амплуа этот показатель сильно хуже - 53% у Нойштедтера (46/40), 55% у Кутепова (38/31), 52% у Граната (35/32).
Другое дело, что все эти цифры уже не имеют особого значения, если такой вариант не наигрывается на тренировках вовсе. Еще хуже, если Черчесов вообще не видит проблемы в габаритном дисбалансе и не считает эту тему достойной внимания.
Если подход именно такой, прыгнуть выше головы на ЧМ у нас точно не выйдет.
Спасибо всем, кто не ленится читать «Инженерный подход», репостить, плюсовать и комментировать!
Подписывайтесь на блог, тут бывает интересно.
поэтому лично я не расстроен результатом и качеством самой игры. как ни крути, но факт нагрузок налицо. мяч от Кузяев, Зобнин, Головина как от деревях отскакивал на метр-полтора: это значительно более показательный момент нежели даже сведённые ноги Фернандеса (в играх такого вообще у него не помню чтобы случалось)
по подходам логика есть. Самедов и Жирков по идее должны были мяч продвигать на Смолова, но оба были слабы, Александр не раз и не два затягивал с передачей, позволяя сопернику вернуться в оборону. как только на их месте оказались Миранчуки (Дзагоев поглубже действовал), игра пошла более авантюрная, молодые и дерзкие братья старались обострить и нагнетать в атаку. впрочем, у них обрезов тоже хватало, но нацеленность их передач в атаку мне понравилась
из всего увиденного надеюсь, что в следующей игре в основе будут играть ктото из братьев Миранчуков или Дзагоев. без 10ки тяжеловато мяч доставляется в штрафную, вернее он вообще туда не идёт. ну и на тройку Кузяев-Зобнин-Головин надо смотреть в более оптимальной физической форме.
что до 10ки, то отсутствии Дзагоева, как по мне, на прошлом ЧМ во многом снизило нашу эффективность в атаке и в значительно большей степени повлияло на невыход из группы, чем фатальный ляп Акинфеева. 2 гола забить это убого, по другому не скажешь
ещё бы отметил, что вот тут картинку выложили с тем, кто чаще всего играл у Черчесова. ясное дело там все Ерохина и Кудряшова обсуждают, но как по мне более интересный момент в том, что Ал. Миранчук в пятёрку входит, то есть на него делали определённую ставку. правда там и Самедов фигурирует, что уже удручает. думаю и Дзага бы чаще был в основе если бы не травмы, игрок талантливый и очень опытный. поэтому думаю на самом ЧМ, тем более с саудитами, есть шанс, что оба наших диспетчера окажутся на поле. с испанцами же они играли и смотрелось недурно