Кубок Чемпионов. Торпедо - Интер. Часть первая: Интер
Первый раз – он всегда особенный. В 1966 году впервые отечественная команда – московское «Торпедо» - приняла участие в самом престижном клубном турнире Старого Света.
Жребий был к автозаводцам не просто суров, он был безжалостен. В первом же раунде «Торпедо» получило в соперники одну из сильнейших команд Европы – миланский «Интер». Итальянцы в 1964 и 1965 годах дважды брали Кубок чемпионов, а в текущем году проиграли в упорнейшем полуфинале победителю турнира - «Реалу», безраздельно властвовали в Серии А. Недаром «нерадзурри» именуют ту эпоху - la Grande Inter – «Великий Интер». Лучшее время в истории великого клуба. Предлагаю познакомиться поближе (тем, кто ещё не знаком) с той великой командой.
Противостояние двух блестящих команд выдалось эпическим, в одну статью никак не влезающим. Так что запасайтесь терпением, сегодня – про «Интер», позже – «Торпедо», а там, глядишь, и до самих матчей доберёмся.
В 1960 году президент нерадзурри нефтемагнат Анджело Моратти («атэц родной» нынешнего владельца «Интера») совершил, пожалуй, самое исторически значимое своё телодвижение в роли президента, пригласив на пост главного тренера «Мага» Эленио ЭРРЕРУ.
Для нынешнего поколения Эррера прежде всего является памятником «катеначчо», безжалостным убийцей ростков романтического футбола. При этом то обстоятельство, что в середине 60-ых в эпоху «Великого» Интера» команда Эрреры лишь один раз стала в Серии А самой малопропускающей (а в 1965 и 1966 гг. и вовсе не входила даже в тройку команд с самой лучшей обороной), при том что забивала иной раз на порядок больше конкурентов.
А крайние защитники «Интера», которых Эленио Эррера чуть ли не силком заставлял ходить вперёд, сделав из них настоящих защитников-бомбардиров своего времени! А сколько сил стоило ЭЭ убедить Моратти-старшего затащить к «нерадзурри» гениального диспетчера, первого обладателя «Золотого мяча» Луиса Суареса!
Говорить об Эррере, как о бездумном последователе сверхоборонительного футбола, на мой взгляд, крайне неправильно. Просто, будучи по натуре рациональным и расчетливым человеком, Эррера прекрасно понимал, что классную команду можно создать, лишь соблюдая разумную грань между атакой и обороной.
Уже в те годы ЭЭ являл собой образец тренера современной эпохи: железная дисциплина на поле и вне его, интенсивные тренировки, практика закрывания команды на базе, приоритет командной игры над индивидуальной – всё это было непривычно и оттого неприемлемо для футбольной Европы тех лет. Но Эррера не обращал внимания на критику и упорно лепил из созвездия незаурядных игроков, собравшихся в те годы в Милане, «команду-звезду». И довольно быстро преуспел. За 8 лет под железной рукой Эрреры «Интер» выиграл два Кубка Чемпионов (а ещё по разу проиграл в финале и полуфинале), три скудетто и два «серебра», два Интерконтинентальных Кубка и превратился в настоящего футбольного монстра, перед которым тряслись остальные команды «старушки» Европы.
Это не комикс из серии "Муж вернулся из командировки" и не рабочий кадр из фильма "Маленький гигант большого секса" - просто синьор Эррера решил публично позаниматься йогой.
Выстраивая защитную линию «нерадзурри», ЭЭ, как и подобает гениальному практику, демонстрировал пренебрежение к различного рода устоям. Признавая необходимость либеро, то есть защитника, свободного от персональной опеки, «Маг», тем не менее, не собирался отказываться от «персоналки» совсем. В его схеме плотная опека нападающих соперника отводилась 3 бекам, позади которых и находился либеро. В те годы количество форвардов на поле медленно, но верно сокращалось. Три полузащитника были уже нормой, а многие клубы ещё и оттягивали назад одного из центрфорвардов, постепенно создавая новое амплуа: «плеймейкер», «диспетчер», «классическая десятка». Это было на руку придумщику Эррере, поскольку развязывало руки одному из защитников. При атаках «Интера» крайние защитники имели возможность поочередно подключаться к атакам. Так родился термин « fluidificatore», которым стали именовать крайнего защитника, постоянно покидавшего жесткое построение «катеначчо» и подключающегося к атакам.
Посмотрев на это фото, Владимир Тумаев взял и забил гол в 58 лет.
Ну и последняя «фишка» того «Интера» - «контропьеде», стремительная контратака после того, как соперник вяз в защитных построениях и терял мяч. Говоря нынешним языком – быстрый переход из обороны в атаку, непременный атрибут в арсенале каждого уважающего себя современного клуба.
Все эти тактические элементы уже применялись в Серии А, но лишь «Магу» удалось сцепить их в единое целое и помножить на командную дисциплину и физическую подготовленность, что и привело к столь потрясающим результатам.
Джулиано САРТИ. Вратарь. Родился в 1933 году. За «Интер»: 198 матчей.
Сарти сменил в воротах «нерадзурри» Лоренцо Буффона (дядю Джанлуиджи, если кто не курсе). Пришел в клуб он уже опытным 30-летним вратарем, имевшим за спиной более двух сотен матчей за «Фиорентину» и выигранные в составе «Фиалок» Кубок кубков, скудетто и Кубок Италии. И без того неплохая коллекция трофеев в Милане возросла многократно. Великолепный голкипер, вошедший в число 50 лучших вратарей Европы 20 века по версии ИИФХС.
«Скуадра адзурра» - вечная боль Джулиано. Являясь одним из лучших воротчиков страны, за карьеру Сарти провел в сборной жалкие 8 матчей. Во многом ситуация с вратарями в Италии в 60-ых годах походила на нашу, отечественную. В СССР также дорога в сборную (имею в виду серьёзные матчи) была закрыта спинами Яшина и Кавазашвили для многих великолепных мастеров – Маслаченко, Банникова, Разинского, Пшеничникова, Котрикадзе. Впрочем, если в те годы в СССР был Лев Иванович и «все остальные» (с оговорками, конечно - после ЧМ-62 Яшина заклевали, да и в Англию на ЧМ-66 Морозов не планировал его брать), то в Италии в те годы было несколько вратарей одного класса (юноша Дино с фамилией Дзофф только начинал осваивать азы вратарского искусства). И среди этих равных Сарти стал лишним. Основным «первым номером» «Скуадры» был Энрико Альбертози, сменивший как раз Сарти в «Фиорентине». Возможно, это было вызвано напряженными отношениями между тренером сборной Италии Эдмондо Фабри и Эленио Эррерой. Отказаться от услуг остальных «интеристи» - Маццолы, Факкетти, Бурньича – наставник национальной команды не мог (тифози с потрохами бы съели), а вот на вратарскую позицию кандидатов полно было. Так Сарти пролетел мимо ЧМ-66, не попав даже в заявку. Подобная избирательность Фаббри и сгубила – «Скуадра Адзурра» провалила английский мундиаль, не выйдя из казавшейся легкой группы, а Альбертози не выручил ни в матче с советской командой, ни в «корейском кошмаре».
Из самых неудачных моментов карьеры Сарти можно выделить матч, состоявшийся 28 мая 1967 года. Тогда в игре последнего тура со скромной «Падовой» Сарти на последней минуте выпустил мяч из рук в сетку собственных ворот. «Интер» проиграл и лишился уже казалось бы лежавшего в кармане третьего подряд чемпионства. Оцените причуды судьбы: в воротах «Падовы» стоял будущий кумир Италии, вскоре затмивший Сарти - Дино Дзофф, а сам Сарти спустя год перейдет в «Юве», который и стал в 1967 году чемпионом благодаря ошибке голкипера «Интера».
Интересно, что, отыграв на высоком уровне до «цивилизованного» 1969-го года, Сарти так и не признал такого вратарского атрибута, как перчатки.
Армандо ПИККИ. Защитник. Родился в 1935 году. Умер в 1975 году. За «Интер»: 257 матчей, 2 гола.
Пикки пришел в «Интер» из феррарского СПАЛа, клуба, в котором по стечению обстоятельств в качестве игроков поиграло немало именитых наставников – Фабио Капелло, Карло Маццоне, Освальдо Баньоли. До перехода в стан «нерадзурри» Пикки специализировался на позиции правого защитника, но в результате дальновидного эксперимента Эрреры в «Интере» занял позицию «либеро», главного элемента обороны la Grande Inter. В качестве блестящего последнего защитника Пикки и станет капитаном и легендой чёрно-синего «нерадзурри».
Но позиция, принесшая Пикки славу в Милане, по сути лишила его места в сборной страны. Один из главных тактических оппонентов Эрреры в Италии, тренер «Скуадры адзурры» Эдмондо Фабри был горячим противником «катеначчо» и без устали доказывал архаичность этой тактики. Разумеется, позиция «либеро» в «Скуадре Адзурре» времен Фабри отсутствовала в принципе. Вот так, по идейным соображениям, краеугольный игрок «Великого Интера» и один из сильнейших защитников страны, не получил возможности сыграть на чемпионате мира.
Пикки умер на 36 году жизни от редкого и практически неизлечимого заболевания - амилоидоза – рака позвоночника по сути. Кстати, темы смертей мы ещё чуть ниже коснёмся. В Ливорно, где и началась выдающаяся карьера Армандо Пикки, его имя носит стадион.
Джачинто ФАККЕТТИ. Защитник. Родился в 1942 году. Умер в 2006 году. За «Интер»: 634 матча, 75 голов.
«Гигант из Тревильо» пришёл в «Интер» как форвард. Причём Джачинто обладал всеми качествами, необходимыми будущей приме атаки – мощной фактурой (по различным данным 188 или 191 см), отменными скоростными данными, пластичностью. Тем удивительнее, что Эррера решил поэкспериментировать с юным игроком, отправив его на левый фланг обороны. Хотя чего удивляться, алогичность в принципе свойственна гениям. Так или иначе, потерял ли мировой футбол великого форварда, мы уже не узнаем, но крайнего защитника на все времена – приобрел. Про Факкетти написано очень много. Разумеется, он уникален. Уникален в своем физическом развитии - сколько не пытайтесь, вспомнить ещё одного крайнего защитника-великана мирового уровня в футболе вам не удастся. Уникален манерой игры – в те, ещё добеккенбауэрские времена в топ-клубах не было столь результативных защитников. Уникален по человеческим качествам. Почти поголовно все современники Факкетти, которым доводилось встретиться с ним на газоне, в том числе и наши соотечественники, отмечали его джентльменское поведение – «Гиацинт» никогда не бил форвардов, не пользовался грязными приемами, не симулировал. Оцените статистику: в более, чем 700 официальных матчах, проведенных за «Интер» и сборную Италии, Факкетти лишь раз (!) получил красную карточку, поводом для предъявления стали не грубость, конечно же, а саркастические аплодисменты в адрес арбитра. В эпоху коммерциализации игры, когда любой футболист стремится минимизировать и без того убогие фифашные правила «фэйр-плей», о Факкетти думается с особой ностальгией. Великие форварды, защитники и вратари ещё будут в футболе, а вот великих людей может уже и не быть.
Мечтой Факкетти было преодолеть рубеж из 100 матчей за «Скуадру Адзурру». Весной 1978 года неувядающий 35-летний «Гиацинт», сыгравший 94 матча за Италию, все ещё оставался столпом обороны национальной команды, правда, в силу возраста уже занимал позицию «либеро». Тогдашний алленаторре «Скуадры» Энцо Беарзот готовил команду к ЧМ и планировал использовать Факкетти как игрока основы. Но Джанчинто сам подкорректировал планы тренера, посчитав, что кондиции не позволяют ему участвовать в столь ответственном турнире и перед стартом ЧМ завершил карьеру в сборной. Мечта разменять «сотку» так и осталась несбывшейся, на свой четвертый чемпионат мира Факкетти не поехал, посчитав неприемлемым ставить личные амбиции выше интересов национальной команды. Место легендарного ветерана на мунидиале занял перспективный Антонио Кабрини. Вспоминается вот, как заслуженные и безусловно великие Маттеус или Каннаваро, потерявшие с годами скорость и чутьё и в общем-то «едущие с ярмарки», упорно продолжали занимать ключевые позиции в национальных командах на крупных турнирах, хотя ничего, кроме магии имени и проблем, они своим командам уже дать не могли.
Уникален Факкетти и в своей преданности клубу. Всю свою взрослую карьеру «Гиацинт» провел в чёрно-синих цветах, да и дальнейшая жизнь легенды была связана исключительно с «нерадзурри». Последние два с половиной года своей жизни, уже смертельно пораженный раком, Джанчинто работал президентом миланского клуба. Сразу же после смерти своей легенды руководство «Интера» приняло решение впервые в истории команды изъять из обращения футболку с 3-им номером и навеки закрепить ее за Факкетти. Причиной этому были не столько даже чисто игровые качества (в составе «нерадзурри», в конце концов, в различные времена блистали такие монстры, как Меацца, Суарес, Маццола, Маттеус и Дзенга), сколько личностные. На сайте «Интера» под фотографией Факкетти начертано «Таким должен быть человек».
Осенью 1966 года Факкетти находился в самом соку: годом ранее он стал обладателем «Серебрянного мяча» («золото» тогда выиграл Эйсебио) - успех, невиданный для защитника. В результате опроса далеко позади остались одноклубники Луис Суарес и Сандро Маццола, а также Бобби Чарльтон, Джанни Ривера, Валерий Воронин, Поль ван Химст.
Автозаводцам предстояло взламывать лучшую в мире линию обороны, в составе которой играл безусловно лучший защитник планеты того времени.
Луис СУАРЕС. Родился в 1935 году. За «Интер»: 328 матчей, 54 гола.
Этот коротышка с оттопыренными ушами и прической «а-ля Шариков» - ещё один гениальный мастер, которыми был напичкан тогдашний «Интер». Первый в истории обладатель «Золотого мяча», единственный до настоящего времени испанец, признанный лучшим игроком Европы ( ещё трижды он завоёвывал «Серебряные» и «Бронзовые мячи») чемпион Европы-1964, двукратный обладатель Кубка чемпионов, двукратный чемпион Испании, трехкратный – Италии, двукратный обладатель Кубка Ярмарок, двукратный обладатель Межконтинентального Кубка – это лишь самые значимые трофеи в карьере «Аркуитекто» - Архитектора.
Так «инчас» произвали Суареса ещё в Барселоне. Левый край «блаугранас» помимо блестящего нестандартного дриблинга обладал выверенным пасом и нередко конструировал всю игру команды, определяя направление атак. Придя в «Интер» из «Барсы» Эррера первым делом принялся убеждать Моратти в необходимости приобрести бывшего подопечного. Настойчивость Эрерры была легендой – этот человек почти всегда добивался своего. Не устоял и президент «Интера». Поначалу в Каталонии и слышать не хотели о продаже своей звезды, но нефтеденьги Моратти сделали свое дело – за невероятную по тем временам сумму (около полумиллиона долларов) Суарес стал игроком «нерадзурри». Этот переход сделал Суареса самым дорогим на тот момент игроком планеты. В «Интере» Эрерра использовал его на позиции диспетчера, такому блестящему распасовщику было явно тесно на левой бровке. Результативность Суареса упала, но зато он всецело дирижировал игрой суперклуба. В «Великом Интере» 60-ых Луисито помимо коллекционирования трофеев, увлекся мщением. Сначала в 1964 году в финале Кубка чемпионов Суарес вместе с «Интером» обыграл своих давних недругов – мадридский «Реал» (бывших «кулес» не бывает!), а годом позже в финале этого же турнира отомстил «Бенфике». В бытность игроком «Барсы» Суарес обиднейшим образом проиграл португальцам в финале Кубка чемпионов. Каталонцы тогда имели весомое преимущество, но малообьяснимым образом проиграли.
Испанец в 60-ые был одной из главных футбольных звезд на континенте: его имя неизменно включалось в число перетндентов на «Золотой мяч». Несколько символично, что закат того «Великого Интера» начался именно с травмы командного Архитектора. Впрочем, это уже другая история…
К моменту противостояния с «Торпедо» Суарес знал лидеров автозаводцев не понаслышке и, в свою очередь, был хорошо знаком им. Двумя годами ранее в финале Кубка Европы, в Мадриде сборная хозяев в упорнейшем матче переиграла советскую сборную Бескова. Суаресу тогда противостояли Воронин и Шустиков.
Алессандро МАЦЦОЛА. Родился в 1942 году. За «Интер»: 565 матчей, 158 мячей.
Биография незаурядного игрока довольно известна, чтобы подробно на ней останавливаться, хотелось лишь отметить некоторое переплетение судеб молодой итальянской звезды и погрузневшей русской – Стрельцова. Мало того, что Сандро и по манере игры напоминал молодого Стрельца, так ещё и жизненный путь двух великих игроков имеет немало сходных особенностей. Нет, Сандро не сидел, а если и выпивал, то гораздо умереннее. Зато и Маццола и Стрелец выросли без отца. Валентино Маццола – знаменитый игрок «Торино» - разбился в известной авиакатастрофе, когда Сандро было шесть лет. Наследство Маццолы-старшего отошло к его второй жене, а Сандро – сын от первого брака - остался в довольно бедственном положении. Вместе с братом он жил на базе «Интера» под присмотром близкого друга отца, игрока «нерадзурри» Бенито Лоренци. Стрельцов-старший бросил семью сразу после возвращения с войны, когда Эдику было 7 лет. Матери одной тянуть парня было тяжело, поэтому даже на фоне всеобщей бедности, детство Стрельца прошло довольно голодно.
Оба очень рано заявили о себе во взрослом футболе, как в составе клубов, так и в составе сборной.
Наконец, оба всегда являлись настоящими символами своих клубов и любимцами болельщиков.
Штрих, завершающий сравнение: именно в 1966 году оба забили едва ли не красивейшие мячи в своей карьере: в августе Стрельцов трижды обыграл защитников киевского «Динамо» в их штрафной, после каждого обыгрыша имев возможность бить по воротам, но катнул круглого в сетку только уложив ещё и вратаря. Гол признали лучшим в СССР в том сезоне.
А в декабре Маццола в слаломном проходе обвел пятерых (!) защитников и вратаря венгерского «Вашаша» и пробил по воротам, умудрившись не попасть в ставших в них оборонцев. Количественно Маццола, конечно, круче, но наша легенда качественней – киевляне были сильнейшей командой Союза того года, венгры динамовским «зубрам» в подметки не годились.
Воспоминания о Союзе у Маццолы к моменту встреч с «Торпедо» были крайне негативными. Это именно его удар с пенальти осенью 1963 года намертво взял Яшин в великой игре сборных СССР и Италии на «Стадио Олимпико» в Риме в 1/8 Кубка Европы.
Как я уже упоминал, был у Алессандро брат - Феруччо, тоже футболист, в дитячестве, кстати, поталантливее Сандро считался. На футбольном поле, однако, к брату и близко не приблизился, удачно поиграл лишь за «Лацио», с которым выиграл скудетто, а большей частью перебивался в командах средней руки. А вот за пределами футбольного поля громыхнуть Феруччо удалось. Поскольку его сенсационные разоблачения касались именно «нерадзурри» умолчать об этом не в силах. Несколько лет назад Феруччо Маццола в своей книге довольно недвусмысленно предположил, что игроков тогдашнего «Интера» пичкали амфетаминами, причём непосредственно с подачи Эрреры. Основным доводом обвинения явилась череда типовых смертей (большей частью от рака) экс-игроков миланцев – Пикки, Джусти, Таньина, Бицикли, Миниусси, Факкетти, Масьеро - поигравших в «Великом Интере» при «Маге».
Эррера - по официальной версии "Маг", по версии - Феруччо Маццолы - "Доктор"
Скандал в кальчо вышел довольно ощутимый, а история эта стоила Феруччо разрывом отношений с его звездным братом.
«Платон мне друг, но истина дороже?» А вот этого мы уже никогда не узнаем…
В следующей статье «пройдемся» по легендарному «Торпедо» 60-ых.
Читал в восмонинаниях наших игроков, которым довелось встретиться с Факкетти на поле, что Джанчинто наоборот крацне редко использовал подкаты, считая это грязной игрой, а уж сзади, говорят,вроде бы вообще не катился.
«Пикки умер на 36 году жизни»
Что-то тут не сходится