15 мин.

«Успехи «Атлетико» определяются хорошей работой Академии и личностью главного тренера»

Занятие на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта» Антонио Ривера провел за сутки до московской игры «Атлетико»с «Локомотивом». Среди прочего вежливо намекнул на то, что ловить питомцам Семина даже и в домашней обстановке особо нечего и, как показало стремительно промелькнувшие время, оказался прав на все сто. Сегодня, накануне дерби с «Реалом», в котором перспективы «Атлетико» не столь очевидно триумфальны, мы возвращаемся к рассказанному Антонио три с лишним недели назад, и, не отваживаясь на прогноз, тем не менее пребываем в уверенности — легко в этом матче не выиграет никто. А уж не проиграет — и подавно.

Антонио Ривера во время мастер-класса на факультете «Менеджмент в игровых видах спорта»

 

«Атлетико» в последние несколько лет неизменно входит в европейский футбольный топ. В чем вы видите главные причины этого успеха? 

Вы правы: именно последние восемь лет, считая с 2010-го — это лучший период в нашей истории, которая, как известно, началась в 1903 году. За этот отрезок времени мы сыграли в финалах десяти различных турниров, в том числе двух Лиг Чемпионов, дважды взяли Лигу Европы...

Футболисты «Атлетико» и болельщики команды отмечают победу в Лиге Европы 2011/12

Мы — вторые в текущем клубном рейтинге УЕФА, впереди нас только «Реал», и при этом обратите внимание, насколько различаются наши бюджеты — их доход в текущем сезоне составит без малого 700 миллионов евро, наш — 343 миллиона, вдвое меньше. 

Остальным командам из нынешнего европейского Топ-5 — «Баварии», «Барселоне», «Ювентусу» в плане именно бюджета мы тоже уступаем весьма существенно. Да и не только им — по доходам мы в Европе сейчас только двенадцатые, хотя, конечно, успехи последних лет позволили нам их значительно увеличить — с 2014 года, когда наш бюджет составлял 170 миллионов евро, они выросли практически вдвое. 

В чем причина того, что при такой разнице в финансовых возможностях мы не теряемся на фоне грандов? Думаю, тут нужно учитывать два фактора, и прежде всего тот, что нам удалось исключительно эффективно организовать работу клубной Академии.

Будущий чемпион мира и двукратный чемпион Европы Фернандо Торрес пришел в Академию «Атлетико» 11-летним, а спустя 8 лет стал самым молодым капитаном главной команды в истории клуба. Его переход в «Ливерпуль» в 2007 году принес «Атлетико» 38 миллионов евро 

Всем известны имена таких наших воспитанников, как Фернандо Торрес и Давид де Хеа, которые стали настоящими мировыми звездами в английской Премьер-лиге. Но и сейчас лицо нашей главной команды во многом определяют именно выходцы из Академии — помимо того же Торреса, который вернулся в клуб спустя восемь лет, это Коке, Сауль, наш нынешний капитан Габи, Томас, Лукас...

Давид де Хеа был вовлечен в систему «Атлетико» с 10 лет, в 18 в матче Лиги Чемпионов против «Порту» дебютировал за главную команду. К 19 годам в его активе были победа в Лиге Европы и Суперкубке УЕФА. Его трансфер в «Манчестер Юнайтед» в 2011 году позволил «Атлетико» заработать 17,8 миллиона фунтов 

Мы подсчитывали: если бы нам пятерых игроков такого уровня пришлось покупать где-то на стороне, за них надо было бы выложить как минимум 180 миллионов евро, а так они обошлись нам гораздо дешевле.

Полузащитник Хорхе Ресурексьон Меродио, более известный как Коке. В системе «Атлетико» с 8 лет, за основную команду играет с 2009 года, дебютировал за нее в 17. К своим нынешним 26-ти является чемпионом и обладателем Кубка и Суперкубка Испании, победителем Лиги Европы, двукратным финалистом Лиги Чемпионов, победителем молодежного чемпионата Европы. За национальную сборную Испании провел 35 матчей. Согласно оценке Transfermarkt. de, трансферная стоимость Коке составляет 70 миллионов евро 

Расходы «Атлетико» на содержание Академии, тоже, конечно, на месте не стоят — за четыре последних года они выросли с 8,9 миллиона евро в год до 14,2 миллиона, но это не сопоставимо с теми деньгами, которые иногда приходится отдавать за футбольных звезд тем клубам, которые не смогли воспитать их самостоятельно. 

К тому же стоит отметить, что наша Академия самоокупаема — в настоящий момент ее расходы практически равны доходам. Причем я не имею в виду доходы, которые приносят трансферы воспитанников «Атлетико» в другие клубы, это — отдельная статья, я говорю о доходах Академии, которые формируются за счет ее собственных, отдельных от главной команды, спонсоров и партнеров. 

Что касается второго фактора, который определяет успех «Атлетико», то это, конечно, личность тренера. Диего Симеоне идеально подходит клубу — во-первых, он выступал за нас в бытность свою игроком, и в этом качестве оставил по себе хорошую память — его у нас любят.

Диего Симеоне завершил карьеру игрока в 2006 году, а спустя пять лет возглавил «Атлетико», в первом же сезоне выиграв Лигу Европы. В 2013-м ведомый им клуб впервые за 14 лет обыграл «Реал» — это случилось в финале Кубка Короля, — а через год взял и титул чемпиона Испании — 10-й в своей истории и первый за 18 лет. Дважды (2013/14, 2015/16) Симеоне доводил «Атлетико» до финала Лиги Чемпионов, но этот трофей ему пока не покорился 

Во-вторых, он олицетворяет собой наши главные ценности — решимость, отвагу, страсть, готовность к постоянному, упорному, тяжелому труду, умение играть до конца, не сдаваться даже в самых сложных ситуациях. Это очень важно для команды, ядро болельщиков которой исторически составляют представители рабочего класса, то есть люди, которые цену таким качествам знают как никто другой.

«Атлетико, дави». Перформанс фанатов мадридского клуба на домашнем матче против «Барселоны», январь 2014 года. Сложно сказать, являются ли изображенные на баннере персонажи «представителями рабочего класса», но к аристократии они точно не относятся 

Наконец, он отличный мотиватор, он умеет создать в команде атмосферу братства, умеет сплотить игроков, сделать так, чтобы каждый из них думал не только о себе и играл не только за себя. 

Знаете, я не помню ни одного матча, в котором команда Диего позволила бы себе расслабиться, хоть ненадолго потерять концентрацию, выключиться из борьбы — даже когда соперник заведомо слабее нас, даже когда мы много забиваем и задолго до окончания матча решаем его исход в свою пользу, мы продолжаем прессинговать, стремимся забить еще и еще, играем до конца. Я уверен, что завтра все это вы увидите в игре с «Локомотивом» — даже несмотря на нашу крупную победу в первом матче в Мадриде. 

Вы упомянули об исторической принадлежности ваших болельщиков к рабочему классу. А как вы оцениваете величину аудитории, поддерживающую «Атлетико» — как испанскую, так и международную? 

Мы проводили специальные исследования, и цифры таковы: в Испании за нас более или менее активно болеют около 3 миллионов человек, мы — третий по популярности клуб страны после «Реала» и «Барселоны», причем для многих болельщиков многих других испанских клубов именно мы являемся так называемой «второй любимой командой»: людей, которые интересовались бы футболом и относились к «Атлетико» с неприязнью, тем более с ненавистью, у нас в стране очень немного. 

Что касается нашей общеевропейской аудитории, то она равна примерно 58 миллионам человек, общемировую же мы оцениваем в 241 миллион. Правда, когда мы рассуждаем о Европе и мире, то, строго говоря, имеем в виду не болельщиков в полном смысле этого слова, и уж тем более не ультрас, речь в данном случае идет о людях, которые просто следят за «Атлетико», за его результатами — может быть, непостоянно, но хотя бы время от времени. 

И еще несколько цифр, которые, возможно, помогут вам понять, насколько велика наша аудитория, как в Испании, так и за ее пределами. Совокупная мировая телеаудитория матчей с участием нашей команды в сезоне 2016/17 составила 380 миллионов человек. Количество членов клуба «Атлетико», то есть людей, которые поддерживают нас живыми деньгами, выплачивая членские взносы, на данный момент перевалило за 120 тысяч. А подписчиков официальных аккаунтов клуба в различных соцсетях сейчас насчитывается 21 миллион. 

Непосредственно в Мадриде по количеству болельщиков вы сильно «Реалу» уступаете? 

Думаю, соотношение здесь примерно 60 на 40 в их пользу, оно такое уже очень давно, и оно вряд ли изменится, по крайней мере, если это произойдет, то очень нескоро. Вы же понимаете: болеть за какой-то определенный клуб это традиция, это дело часто семейное, это из поколения в поколение передается. Это очень личное чувство, иногда очень сентиментальное. 

И мы, кстати говоря, этот аспект стараемся использовать в своем маркетинге, в частности, при создании роликов, которые, начиная с 2000 года, мы выпускаем по одному в год — как правило, к началу сезона. Все они так или иначе взывают именно к чувствам наших болельщиков, а во многих болельщики являются главными героями. Таких роликов снято уже около двадцати, некоторые были отмечены премиями на различных фестивалях рекламы, я выбрал три из них, чтобы показать вам. 

Mono 

Ролик, снятый летом 2002 года по случаю возвращения «Атлетико» из Сегунды, где клуб провел два сезона, в Примеру. В роли парня из коллектора — аргентинский вратарь Эрман Адриан Рамон Бургос (нынешний помощник Диего Симеоне), за длинные руки прозванный Mono (Обезьяна). 

Слоган: «Мы уже здесь». 

Сто лет 

Снято в 2003 году к вековому юбилею клуба. Краткая история Гражданской войны, закончившейся победой «Атлетико» над «Севильей». 

Франкист: Садись! Чертова война. Ни тебе ветчины, ни кофе... 

Республиканец: Ни женщин... 

Франкист: Точно... Но знаешь, я ведь потерял гораздо больше. Я потерял футбол. Ты за кого болеешь? 

Республиканец: Я? За «Атлетико». 

Франкист: За «Атлетико»?! Серьезно?! 

Наперебой орут: Пачеко! Меса! Вальсарел! Габилондо! Мархулета! Ипинья! А игра с «Севильей»?! А пенальти Чачо!? А помнишь, как он принял на грудь, и вратарь такую пенку пустил?! А потом они бегали, бегали, но так у них ничего и не вышло. А Мархулета взял мяч и один попер на всю защиту. Одного! Второго! Третьего! А потом отдал на край... Удар! Г-о-о-о-л!!!!! 

Франкист: Беги отсюда! Беги, я тебе говорю! 

Республиканец: Вперед, «Атлетико»! 

Франкист: Вперед! 

Слоган: «Эта странная связь». 

Tendido de los Sastres 

Ролик снятый в 2016 году в преддверии переезда клуба на его нынешнюю арену — «Ванда Метрополитано». Свое название она унаследовала от «Метрополитано», стадиона, на котором клуб выступал с 1923 по 1966 год, еще до постройки «Висенте Кальдерон». О нем и идет речь в ролике. 

«Мы с отцом часто смотрели за игрой «Атлетико», сидя на заборе «Метрополитано» с той стороны стадиона, что прилегала к Tendido de los Sastres. На каждый матч там собирались одни и те же люди. Мы видели только одну половину поля. Потом приезжала полиция. Однажды я поклялся самому себе, что настанет день, когда я подарю отцу абонемент на «Метрополитано». 

Слоган: «Никогда не переставай мечтать». 

Слоган 2: «Добро пожаловать на новый стадион». 

Кстати, о новом стадионе. Как вы оцениваете первый проводимый на нем сезон? И как его оценивают ваши болельщики? Не возникало ли у них некоего недовольства в связи с расставанием с «Висенте Кальдерон», на котором клуб играл на протяжение 50 лет? 

Начну с того, что «Ванда Метрополитано» это стадион абсолютно другого уровня, нежели «Висенте Кальдерон». И дело не только в том, что он более вместителен — почти 68 тысяч мест против 55 тысяч, которые мы имели на прежней арене. 

Это просто совершенно иное, суперсовременное качество — комфорта, безопасности, гостеприимства, в том числе при организации обслуживания болельщиков категории VIP, для которых в соответствующих секторах и ложах зарезервировано 7100 мест, то есть более 10 процентов от общей вместимости арены. 

И соответственно — это иной уровень возможностей для извлечения доходов от эксплуатации сооружения: в том росте бюджета «Атлетико», о котором я говорил несколько раньше, роль нашего нового стадиона весьма существенна.

«Висенте Кальдерон», стадион, названный в честь легендарного президента «Атлетико», на котором клуб играл с 1966 по 2017 год 

Трибуны на новой арене покрыты сплошным козырьком, обеспечивающим защиту от дождя для 96 процентов зрителей — на «Висенте Кальдерон» им была оборудована только одна центральная трибуна. Расстояние между креслами, по сравнению с большинством аналогичных арен, существенно увеличено, что создает дополнительный простор, удобство для зрителей. 

Про парковки я уже и не говорю — «Висенте Кальдерон» был буквально зажат в жилых кварталах, в то время как у «Ванда Метрополитано» подобной проблемы нет — здесь мы имеем возможность легко разместить в общей сложности 4 тысячи машин, тысячу — непосредственно на внутренней площадке стадиона, и еще 3 тысячи — в его самых ближайших окрестностях. 

Общественным транспортом сюда тоже добираться чрезвычайно удобно — арена находится в шаговой доступности сразу от трех станций мадридского метро.

«Ванда Метрополитано», новая домашняя арена «Атлетико», на которой клуб играет с сентября 2017 года, и которая в следующем году примет финал Лиги Чемпионов. Ее строительство обошлось примерно в 300 миллионов евро. При вместимости в 67 703 человека, средняя посещаемость стадиона в текущем сезоне составляет 58 823 зрителя на игре (86,9 процента от общей вместимости). Права на название арены на 10 лет выкуплены китайской Wanda Property Group, также владеющей 17-процентным пакетом акций клуба; cумма сделки оценивается в 100 миллионов долларов, плюс бонусы.

Плюс большое количество всевозможных точек общепита — от обычных буфетов до фешенебельных ресторанов, плюс огромный клубный магазин, плюс широкополосная мобильная связь и интернет. И, конечно, нужно сказать о некоторых других технических и дизайнерских решениях, которые способствуют созданию незабываемой атмосферы во время собственно футбольных матчей. 

Благодаря контракту с Philips, «Ванда Метрополитано» оборудован светодиодным табло, охватывающим весь периметр крыши и фасада стадиона и способным воспроизводить самые разнообразные комбинации цветов — к примеру, сразу после голов, забитых «Атлетико», вся арена окрашивается красно-белым. 

Что касается вашего вопроса о болельщиках и их реакции на переезд на новый стадион... Конечно, сначала некоторое количество недовольных подготовкой к этому событию у нас образовалось, и это, в общем, неудивительно: за столько лет люди привыкли к «Висенте Кальдерон», они видели в нем свой второй дом, все для них здесь было родное и знакомое, и тут вдруг им предлагают переехать совсем в другое место, в другой район, от которого до старого стадиона — расстояние в 14 километров. 

Наверное, психологически это было действительно нелегко, но скепсис довольно быстро рассеялся, когда люди поняли, что им предлагают взамен. Вот тут многие из них просто обалдели, воскликнули: «Вау!», и бросились за абонементами. На текущий сезон мы их продали 54 тысячи, и это для нас рекорд, на «Висенте» максимальный показатель равнялся 48 тысячам. 

К слову, аналогичная ситуация у нас сложилась вокруг редизайна клубной эмблемы, который был произведен в прошлом году. Люди первоначально приняли эту идею в штыки, начали даже собирать подписи под разными протестными петициями, но потом все как-то успокоилось, сошло на нет.

Почему? Думаю, в первую очередь потому, что нам удалось убедить наших болельщиков, или, по крайней мере, большую их часть, в том, что все эти изменения в конечном итоге направлены на развитие, на совершенствование нашего клуба. Ведь нельзя расти, нельзя ставить перед собой новые амбициозные задачи и добиваться их решения, продолжая — даже внешне — оставаться точно таким, каким ты был вчера и позавчера. 

Петр БРАНТОВ