«Слишком велик для Швейцарии, но слишком мал для Европы»
Продажа игроков как плата за неудачное выступление в Лиге чемпионов, отказ от покупки звезд и ориентир в сторону игроков с заканчивающимися контрактами, 7 правил взаимоотношений с агентами. Накануне ответного матча 1/16 финала Лиги Европы между «Спартаком» и «Базелем» спортивный директор швейцарского клуба Георг Хайтц встретился со студентами факультета «Менеджмент в игровых видах спорта» RMА.
Георг Хайтц, спортивный директор «Базеля», приехал к нам прямо с самолета. Начал с дежурного: «Поздравляю «Спартак» с победой неделю назад, но завтра ему будет тяжело». А потом рассказал о том, как живет и зарабатывает его клуб, который сам Георг считает для Швейцарии уже слишком большим, а для Европы пока все же маленьким. Большая часть этого рассказа была посвящена трансферной политике «Базеля» и его отношениям с футбольными агентами. И неудивительно, поскольку именно этим бизнесом – найти способного молодого парня задешево, довести до ума и продать за приличные деньги тому, у кого эти деньги водятся – они, собственно, и добывают значительную часть средств к существованию.
О месте «Базеля» в швейцарском футболе, клубном бюджете и средствах его наполнения:
«Базель» – самый большой, самый богатый футбольный клуб Швейцарии. Мы 10 раз выигрывали национальный Кубок, 13 раз были чемпионами страны, причем пять раз из этих тринадцати – в последние десять лет. С 2001 года мы постоянно играем в еврокубках, трижды участвовали в групповом этапе Лиге Чемпионов.
Годовой бюджет «Базеля» составляет примерно 30 миллионов швейцарских франков и очень сильно зависит от поступлений от УЕФА, а те, в свою очередь, как вы понимаете, именно от того, сумели ли мы квалифицироваться в Лигу Чемпионов.
Скажем, в 2009 году из-за того, что сделать этого нам не удалось, мы потеряли 9 миллионов евро, и это был серьезный для нас удар. А насколько он был серьезный, можно судить по тому, что в следующем сезоне, когда квалификацию мы преодолели, деньги, полученные от УЕФА, составили 33 процента всех доходов нашего бюджета. Больше, 44 процента, мы получили только от реализации билетов. Что же касается телеправ, продажа которых обеспечивает ведущим клубам ведущих европейских чемпионатов до половины всего бюджета, то, увы: в Швейцарии ситуация обратная, и в структуре доходов «Базеля» эта статья составляет лишь 3 процента.
Рассказываю я вам это для того, чтобы вы поняли, что практически единственным способом возместить дефицит, возникающий вследствие неудач в Лиге, для нас является продажа игроков. Впрочем, для того, чтобы их продать, сначала необходимо их купить. Или воспитать».
О том, кто и как в «Базеле» принимает решения о трансферах:
«Единоличного решения о трансферах в «Базеле» не может принять никто. Почему так? А вот как раз потому, что мы, не имея огромных средств на приобретение игроков, вынуждены расходовать их не только экономно, но и эффективно, и в таком важном деле не имеем права полагаться на мнение какого –то одного, пусть даже весьма компетентного человека.
Таким образом, полномочия принимать решения о покупке новых игроков возложены на так называемую трансферную комиссию. В ее состав входят: вице-президент клуба, член совета директоров, курирующий скаутскую деятельность и работу детско-юношеской школы, руководитель скаутского отдела, объединяющего семь сотрудников, главный тренер команды и ваш покорный слуга.
Чтобы решение о покупке того или иного футболиста было принято, за него должны проголосовать все пять членов трансферной комиссии. Если кто-то из них выступает резко против или хотя бы колеблется, сделка, скорее всего, не состоится.
О некоторых правилах, которыми руководствуется комиссия при принятии решений о трансферах, я расскажу чуть позже. А пока поговорим о трансферных предпочтениях «Базеля».
О трансферных предпочтениях «Базеля»:
«Чтобы вам было понятнее, я расскажу об этих предпочтениях на примере конкретных футболистов. Всех игроков, с которыми мы имеем дело, можно условно поделить на три категории: звезды; молодые таланты, купленные у других клубов, в том числе и иностранных; собственные воспитанники. Начнем со звезд, то есть с тех самых футболистов, которых «Базель» обычно не покупает и которые сейчас в клубе практически единолично представлены Александером Фраем. Дортмундской «Боруссии» за него было заплачено чуть больше 4 миллионов евро, и за другого игрока, тем более 31-летнего, мы бы такой цены, конечно, не дали, поскольку главный наш принцип состоит в том, что футболист, за которого заплачены солидные деньги, должен в будущем принести клубу деньги еще большие.
Понятно, что у Фрая, и именно в силу возраста, шансов выполнить это условие практически нет. Зато у него есть другие неоспоримые достоинства, которые могут сыграть на руку клубу. Он до недавнего времени был капитаном сборной, он ее лучший бомбардир за всю историю. И он, наконец, воспитанник «Базеля». То есть он звезда, да еще своя, собственная. Естественно, на такого игрока зритель пойдет, а учитывая то обстоятельство, что продажи билетов в нашем бюджете, как я уже отмечал, составляют примерно 44-45 процентов всего дохода, это факт весьма не маловажный.
Идем дальше: купленные молодые таланты. Тут наиболее показательна история с ганцем Сэмуэлем Инкумом. В 2009 году, когда мы его, 18-летнего, покупали, он обошелся нам в 700 тысяч евро. А два года спустя, когда мы продали его в «Днепр» уже в статусе игрока национальной сборной. Нет, я не буду называть вам сумму этого трансфера. Скажу только, что в прессе фигурировала цифра 6 миллионов евро. В общем, это была для нас во всех отношениях счастливая история.
Наконец, собственные воспитанники. В качестве самого яркого на данный момент примера приведу Джердана Шачири. Ему сейчас 19 лет, он вызывается в сборную Швейцарии. Его ориентировочная трансферная стоимость составляет 8-10 миллионов евро, и он связан с «Базелем» долгосрочным контрактом.
Такие контракты мы стремимся заключать со всеми молодыми игроками, подающими определенные надежды. Таким образом мы отстаиваем свои интересы перед большими европейскими клубами, где все эти игроки почти наверняка оказались бы, причем с минимальной для нас выгодой, если бы таких контрактов не было. Наличие же их сохраняет для нас возможность со временем продать Шагири и других потенциальных звезд по максимально устраивающей нас цене».
О правилах, действующих при заключении трансферных сделок:
«Правило первое. Мы никогда не подписываем игроков, которых не видели живьем.
Правило второе. Мы никогда не подписываем игроков, которые сами заявляют о своей готовности прибыть на просмотр. Инициатива всегда исходит от наших скаутов, или агентов, действующих по поручению клуба и занимающихся поиском футболиста, необходимого на конкретную позицию. За восемь последних лет исключение из этого правила было сделано лишь однажды.
Правило третье. Анализируя позиции, нуждающиеся в усилении, мы всегда анализируем и рынок, и в первую очередь обращаем внимание на игроков, контракты которых с другими клубами подходят к концу. При прочих равных именно они становятся для нас главными кандидатами, поскольку могут достаться «Базелю» как свободные агенты, то есть практически бесплатно.
Правило четвертое. Еще только приглашая игрока на просмотр, мы всегда досконально обговариваем, на какие деньги он и его агент могут рассчитывать в случае подписания контракта. В частности, очень важными являются моменты, связанные с налогообложением. Футболисты и их представители должны осознавать, что в Швейцарии суммы заработных плат и прочих выплат не принято указывать в «чистом» виде. Лишний раз обратив их внимание на это обстоятельство, мы гарантируем себя от попаданий в дурацкие ситуации.
Правило пятое. Подписывая игрока из той или иной, допустим, африканской страны, мы всегда имеем в виду, что в команде должен быть как минимум еще один футболист из этого же региона, или другого, но близкого по языку, обычаям, культуре: иностранцы в нашем клубе не должны чувствовать себя одиноко, обособленно, поскольку это не способствует достижению высоких результатов.
Правило шестое. С другой стороны, мы внимательно следим за тем, чтобы в команде соблюдался определенный баланс: игроков какой-то одной национальности не должно быть слишком много, так как при таком положении вещей велик риск разделения единого коллектива на группировки.
Из этих правил вытекают другие, распространяющиеся на отношения между «Базелем» и агентами, представляющими интересы игроков.
О правилах, действующих в отношениях между клубом и агентами:
«Собственно, правило первое гласит, что агенты являются полноправными членами футбольной семьи и отрицать этот факт бессмысленно, точно так же как бессмысленно ругать агентов, проклинать их, упрекать в непорядочности, алчности и так далее, и тому подобное. Агенты – это данность. С ней надо жить и работать.
Правило второе. Агенты являются партнерами всего клуба в целом. Ситуация, при которой у агента завязываются тесные, непрозрачные для других отношения с отдельными представителями клуба недопустима, поскольку чревата всевозможными злоупотреблениями – так называемыми «распилами», «откатами» и прочими коррупционными схемами.
Правило третье. Мы всегда внимательно изучаем возможности предлагаемых нам игроков. И никогда не идем на поводу у агентов, торопящих нас с заключением контракта на том основании, что футболист якобы может передумать, поддаться на уговоры другого клуба, и так далее.
Правило четвертое. Мы никогда не поддаемся на уловки агентов, предлагающих нам одного футболиста в довесок, так сказать, к другому, действительно нам необходимому. И вообще не подписываем сразу нескольких игроков, являющихся клиентами одного и того же агента. Это помогает нам избегать ситуаций, при которых агент получает в свое распоряжение дополнительные инструменты давления на клуб.
Правило пятое. Прежде, чем вступить в переговоры с агентом, мы всегда тщательно выясняем, действительно ли он уполномочен представлять интересы игрока, привлекшего наше внимание. Это связано с тем, что в последнее время некоторые футболисты имеют обыкновение договариваться сразу с несколькими агентами, причем, как правило, исключительно на словах: у нас был случай с игроком, агентами которого одновременно считали себя семь человек.
Правило шестое. В любом случае, агентские проценты от заключенной сделки мы платим только один раз, и только тому агенту, кто имеет от футболиста официальный мандат на право представлять его интересы. Каким образом эти деньги затем перераспределяются между всеми вовлеченными в сделку агентами, и перераспределяются ли вообще, нас не касается.
Правило седьмое. Мы всегда выполняем обязательства, данные нами агентам. Необходимо помнить, что футбольный мир очень тесен, и раз не сдержанное слово может нанести репутации клуба большой урон, и привести к тому, что вы лишитесь доверия действительно ценных партнеров, причем не только тех, что у вас уже были, но и потенциальных».
А вообще,дядька доходчиво всё объяснил.