Нам нужен спонсор. Как живет клуб, мечтающий играть в ПФЛ
Заключительный репортаж Никиты Константнова из Великого Новгорода.
В любой книге рано или поздно переворачивается последняя страница, в фильме начинают идти титры, а в театре опускается занавес. Фредди Меркюри завещал: show must go on. По книге снимут фильм, о фильме напишут книгу, а театр выступит с очередной премьерой.
В моем понимании, футбол – это и есть театр. Только вместо сцены – футбольное поле, вместо зрительного зала – трибуны, а вместо актеров – игроки. У края сцены стоит режиссер, который руководит творческой труппой и делает резонные замечания, если кто-то из актеров или целое звено не играет так, как того требует постановка. Временами театр превращается в цирк. Тогда все внимание зрителей достается клоуну, носящему в кармане желтую и красную карточки.
Иногда театру бывает плохо. Одни актеры переезжают в театр побольше, а спектакль других еще не готов к показу. Есть наработки, есть декорации, но не хватает средств. Тогда один из ценителей театрального искусства создает петицию, в которой просит областную думу изыскать возможность помочь местному театру перейти от ведения детских утренников к профессиональным постановкам. Но получается цирк.
О театре хватит, дальше – о футболе.
На прошлой неделе в новгородской областной думе состоялось заседание консультативного совета при губернаторе Новгородской области, на котором рассматривались инициативы граждан, собравшие не менее 500 подписей (примерно как рейтинг блогов на sports.ru). Среди проблем с борщевиком и пивным ларьком в центре двора затесалась и наша – футбольная. Конкурировать с двумя вышеперечисленными оказалось сложно, поэтому проблема футбола (а значит спорта, досуга и молодежи в целом) рассматривалась в самом конце.
Итог заседания заставил меня взгрустнуть: профессионального футбола в Великом Новгороде не будет. Занавес.
Представитель спортивной общественности Антон Крапивин выступил со следующим монологом:
«Среди нас есть люди, которые помнят «Электрон» (начала 70-х годов) и знают, чем это закончилось. Газетные заголовки «блистал», «шумел» и так далее. Эпитеты были о-го-го какие. И все мы прекрасно помним, что в составе того «Электрона» больше половины игроков были легионерами, которые получали заработную плату. Новгородских спортсменов там было не так много, но даже в таком «звездном» составе они не смогли выйти в высшую лигу.
История продолжалась два года, затем, видимо, не хватило денег, я об этом не знаю, но команда была расформирована. Футбол в Новгороде не выжил. Я боюсь, что мы можем наступить на те же грабли, даже если найдем спонсора. Я поискал документ, где Владимир Владимирович (Путин – прим. автора) говорит о том, что нужно сократить финансирование профессиональных команд. Профессиональная команда должна зарабатывать сама для себя. На чем «Электрон» будет зарабатывать? К сожалению, я пока сказать не могу. Трансляций нет, рекламы нет. То, что РФПЛ будет какие-то деньги выплачивать, я согласен (при чем тут РФПЛ?). Дело хорошее, но не в этом году и не в следующем.
Многие федерации в Новгородской области, приносящие медали разного достоинства, сейчас в плачевном состояний. Они работают, но хотелось бы, что бы финансирование было на достаточном уровне. К сожалению, о футболе такого сказать не могу. Не было поля – установили, медалей как не было, так и нет. Сейчас открыли второй стадион, надеюсь, что медали будут».
Позволю себе несколько ремарок.
Ремарка первая. Сократить финансирование футбольного клуба можно только в том случае, если клуб находится на обеспечении государства (области или города) и тратит на свои нужды бюджетные деньги. Запретить Сергею Галицкому вкладывать деньги в «Краснодар» – значит лишить местных воспитанников возможности заниматься футболом в тех условиях, которые у них есть сейчас. Единственное, на что стоит обратить внимание – это зарплаты игроков. При всем моем понимании футбола, 2 миллиона евро – это потолок. Хочешь больше – уезжай в Европу.
Ремарка вторая. Среди пышного красноречия депутата есть фраза, что у новгородского футбола нет медалей. Конечно, бывший гимнаст Крапивин вовсе не обязан увлекаться футболом, но раз с гимнастического бревна и брусьев он с лёгкостью запрыгнул в депутатское кресло, будь добр, успевай следить за всем. В этом году футбольный клуб «Электрон» принимал участие в первенстве России среди команд третьего дивизиона и занял третье место. По словам главного тренера Анатолия Романовича – результат достойный.
Ремарка третья. Рассуждать о том, как Электрон собирается обеспечивать самоокупаемость, не имея возможности выступать во втором дивизионе, все равно, что говорить о пользе томатного сока, зная, что у ребенка аллергия на томаты. Вкладывать деньги в российский футбол, надеясь, что вложенная сумма вернется в тройном объеме – наивно и глупо. Но постараться не работать в убыток можно: грамотный маркетинг, соответствующие спонсоры и желание пиар-отдела делать свою работу качественно, но без фанатизма. Не говоря уже о банальном выращивании игроков и продаже их в клубы уровнем выше.
Но спонсоров как не было, так и нет. Директор местной футбольный школы Антон Ефимов на встрече с болельщиками сказал простую вещь:
«Человек, готовый вложить деньги в наш футбол есть, только он об этом не знает».
Что ж, любимый sports.ru, вся надежда только на тебя.
Действительно, о клубе из самого русского города России известно не так уж много. Это самый главный минус, который есть у команды прямо сейчас. Для города, население которого немногим больше 220 тысяч, свой футбольный клуб – очень важная и нужная вещь.
Во-первых, выбор досуга даже в выходные дни совсем невелик. Когда на стадионе «Электрон» хозяйничал футбольный клуб «Тосно», вопрос «куда сходить в единственный выходной» практически не стоял. Даже мало интересующиеся футболом люди выбирали поход на стадион, где помимо самого футбола можно было здорово провести время с семьей или друзьями. Ну и посмотреть на черногорца, орущего на партнеров отборным русским матом.
Во-вторых, мало кто знает об этом, кроме новгородцев, но именно наш город стал самым футбольным городом ФНЛ по итогам прошлого сезона. Не стоит забывать, что к Великому Новгороду «Тосно» не имеет никакого отношения. Просто люди очень любят футбол. Не верите, вот картография:
Напрашивается вопрос: раз уж эти новгородцы так любят футбол, что готовы поддерживать команду даже из соседнего региона, почему бы не создать профессиональную команду в Новгороде? Логично? По-моему – да. Пусть в ПФЛ, пусть без большого бюджета, пусть без звездных имен в составе, но свою, родную. Ведь все для этого есть: новый стадион (2 категория), футбольная школа, а главное – спрос. На матчи третьего дивизиона (а это любители) ходило до 600 человек, в то время как некоторые профессиональные команды не могут похвастаться даже такими цифрами.
Зато на футбольной карте России есть «Велес».
При чем тут «Велес»?
Футбольный клуб одноименной инвестиционной компании был основан в 2016 году на базе футбольной школы «Савеловская». С этого года команда пробует себя на уровне второго дивизиона и на момент публикации текста занимает 6 место в зоне «Запад». Тратить время на чтение их клубного блога гораздо приятней, чем смотреть любой матч ПФЛ, но черт возьми, такие люди есть. Не поленитесь и найдите в видеозаписях вконтакте матч «Велес» – «Чертаново», предварительно убрав детей от экрана. Суть в том, что игру двух команд ПФЛ посмотрело 204(!)тысячи человек. Матч «Атлетико» и «Лас Пальмаса», который начался спустя несколько часов после столкновения двух альфа самцов ПФЛ, посмотрело всего в 2 раза больше. Не в десять, не в пять, а всего-навсего в два.
Директор и владелец «Велеса» Евгений Шиленков до беспамятства гордится этими цифрами. Конечно, он красавчик, ведь что бы инвестировать в русский футбол, нужно быть либо отчаянным богачом, либо заранее знать, что твой проект ждет грандиозный успех. Вот только комментарии под трансляцией говорят сами за себя. Аудитория матча отнюдь не болеющие футболом люди, а жертвы навязываемого социальной сетью контента.
Вконтакте является медиа-партнером «Велеса» и просто «заставляет» людей попадать на трансляцию матча. Сам клуб выступает на ужасном даже по меркам ПФЛ стадионе, не имеет болельщиков и вряд ли ставит перед собой глобальные задачи. Но «Велесу» повезло. Команда находится под управлением грамотного менеджера, который понимает толк в пиаре и управлении такой махиной, как футбольный клуб.
Увы, российский футбол далек от английского. Даже в таком большом городе, как Москва, есть футбольная пресыщенность. Заставить людей болеть за новый клуб, не имеющий какой-либо идейности, практически невозможно.
Вот появился «Арарат». Армянские бизнесмены вложили в команду немереное количество денег (по меркам ПФЛ уж точно), она лидируют в зоне «Центр» и уже строит планы на будущий сезон в ФНЛ. При этом клуб не боится менять бензин прямо по ходу сезона, то объявляя о своем закрытии, то убеждая всех, что все хорошо. Думаю, аудитория «Арарата» известна всем.
У «Велеса» такой аудитории нет. За клуб болеют воспитанники савеловской футбольной школы и родственники игроков. Ну и люди, живущие недалеко от стадиона «Автомобилист», готовые смотреть на безфееричный, местами очень унылый футбол. Но этого мало. На заключительный матч команды в первой части чемпионата пришло всего 300 человек. Делаем вывод, что в Москве клуб мало кому интересен.
Зато если бы такой клуб, как «Велес, представлял Великий Новгород, уверен, он получил бы свою аудиторию, поддержку фанатов, а главное, у существования команды появился бы смысл. Понять, для чего «Велес» существует сейчас, очень сложно. Надеюсь, рано или поздно я получу ответ на этот вопрос. Но Москва притягивает людей, как магнит. И то, что между Москвой и Санкт-Петербургом есть город, голодный до футбола – никого не интересует.
***
Завершить первый после сорокалетнего перерыва сезон «Электрон» решил товарищеским матчем с фанатами. Подобные встречи устраивают многие футбольные клубы, но наш – любительский. Оттого единение игроков и болельщиков чувствовалось как никогда прежде. Формально любители играли с любителями, на деле оказалось совсем не так. Об этом чуть ниже.
На дверь гостевой раздевалки сотрудники стадиона прикрепили эмблему фанатского движения «Электрона». Все, как на матчах ФНЛ. Мелочь, но приятно.
Захожу в раздевалку. На столе у входа стоит чайник, рядом печенье и конфеты. Понимаю, что зря брал с собой термос, но все же достаю и его. Выпив стакан горячего чая и нацепив желтую манишку, иду на поле.
Игроки «Электрона» вовсю готовятся к матчу. Здороваюсь с каждым, после чего направляюсь к команде болельщиков. Несмотря на товарищеский статус матча, получить травму на скользком синтетическом газоне очень легко. Поэтому особое внимание уделяю разминке. Пока партнёры по команде учатся обрабатывать мяч, я совершаю несколько кроссов вдоль центра поля и делаю растяжку. Затем вся команда отправляется в раздевалку для окончательной подготовки к матчу.
Как и полагается в профессиональном футболе, перед игрой даю небольшое интервью местному телеканалу.
– Давай только без политики, – подсказывают сзади.
Рассказав милой девушке о подготовке болельщиков к матчу и мотивах поддерживать «Электрон», вступаю в игру. Задача игроков – отработать командное взаимодействие. Задача болельщиков – не пропустить больше Гибралтара.
Надежды на равную игру оказались тщетны. Первый гол в ворота фанатов влетел уже на первой минуте. Игроки «Электрона» не стали ломать комедию и подошли к матчу с полной ответственностью. Всего за тайм, продолжительность которого составила 20 минут, команда болельщиков пропустила пять безответных мячей. Норму Гибралтара выполнили, но впереди вторая двадцатиминутка. Дабы избежать футбольной дискриминации, в перерыве было решено перемешать составы, чтобы у матча появилась хоть какая-то интрига. Итог – 7:4, но проигравших, разумеется, нет.
После матча болельщики наградили лучших игроков сезона памятными медалями, а футболисты вручили фанатам клубные шарфы. Теперь на фанатском секторе будет еще жарче.
Хотелось бы сказать в конце
В Великом Новгороде нет профессиональной команды уже 40 лет. Наши дети болеют за «Зенит», «Спартак» и ЦСКА, а с недавних пор еще и за «Тосно». Справедливости ради, мы и сами за них болеем. Не пора ли нам подумать о тех, кто еще не определился с выбором любимой команды, а только начинает открывать для себя эту игру. В преддверии домашнего чемпионата мира, мы просто обязаны возродить в старинном городе профессиональный футбол. И знаете, я в это верю!
Спонсоры, мы ждем!
А пока...
Быть фанатом нелегко – это не секрет,
Нам бы надо в ПФЛ, только денег нет.
Эх... Не купит нас никто, мы не станем PRO,
Будем вечно обитать, в сраном МРО.
Ставьте +, подписывайтесь на блог. Давайте любить эту игру вместе!
Хоккейная Сибирь задыхается в КХЛ.
Футбольная Сибирь не имеет даже теоретических шансов, в ближайшие лет десять оказаться в РФПЛ. Ещё раз - третий город в стране.
Далее - Волгоград, Воронеж, Нижний Новгород - города-миллионники. В двух из этих трех в следующем году пройдут матчи ЧМ - будут великолепные стадионы. Команды стоят на вылет из ФНЛ
Сочи и Саранск - так же будут проводить ЧМ. В Сочи нет команды даже уровня ПФЛ. Мордовия сейчас лидирует во второй лиге в своей зоне.
О чем это говорит? Очевидно - модель финансирования профессиональных спортивных клубов напрямую из бюджетов регионов недееспособна!!
Равно, как, понятно, что массово инвестор на этот рынок развлечений не пойдет. Создавать-то клубы никто не мешает. Создавай, заявляйся, играй...Но не зарабатывай.
А почему "не зарабатывай"? Почему условная "Лозанна" с бюджетом в два раза меньше "Тосно" - живет в ноль и даже с маленьким профитом, а наши "Шинники" и "Факелы" могут жить только на подсосе из бюджета?
В чем разница? Уровень жизни в стране? Дескать - там у них цены на билеты такие, что даже три тысячи на стадионе могут что-то команде обеспечить. Так вот нет.. на игры внутренних чемпионатов не элитных лиг, ценники 2-10 евро за билет. Не "космос" даже по меркам Великого Новгорода. А что тогда? ТВ? Спонсоры? Реклама? Да - все понемножку. По чуть-чуть. Почему этого "по чуть-чуть" нет у нас?
Просто - ни у одного из клубов ПФЛ и ФНЛ не стоит задача заработать деньги. НИ У ОДНОГО.
В этих условиях. гипотетическому инвестору, вступать в этот "бизнес" начинать соревноваться в лиге, с клубами тупо "осваивающими" халявные деньги, нет ни какого смысла. Вообще.
Бюджетная лига НЕ ПАРИТСЯ ни по какому из маркетинговых поводов. Бюджетной лиге не нужны реальные рекламодатели, спонсоры, совместные проекты клубов. Ты - инвестор - посчитал затраты на ФОТ, содержание команды, тренировочные сборы, выезды... и понимаешь - чтобы покрывать эти текущие затраты, тебе нужен такой-то приход денег. Для этого тебе нужны сначала потребители твоего продукта - болельщики на стадионе и перед ТВ, и если люди будут - появятся и спонсоры, не крутые, но появятся.
Итак - болельщики на стадионе. Как их привлечь? Собственно нужен стадион. И нужна реклама. Не только плакатики по городу. Но и какой-то видеоряд в сети, трансляции игр. И вот в этот момент все рушится. Тут ты, сам по себе, с одним твоим клубом, ничего не добьешься. Или ВСЯ лига начнет работать на "прокачку" интереса к соревнованию, или тебе нужно быть готовым к тратам "а-ля Галицкий" без надежды на профит. То есть, при нынешней модели финансирования, клубы ФНЛ и, тем более, ПФЛ, на самоокупаемость не выдут никогда. Вообще.
Лига "бюджетников" не будет заниматься маркетингом. Не станут пытаться улучшить ситуацию с инфраструктурой, наличием вменяемой ТВ-картинки с более-менее профессиональным комментарием. (Полторы камеры и пресс-секретарь клуба в эфире на сайте клуба - это писец как интересно, и писец как рекламирует продукт).
Замкнутый круг.
У нас далеко не все "бизнесмены" охочи до прямо сиюминутной прибыли со всех своих начинаний. Но видеть саму возможность какой-то окупаемости, хотя бы в десятилетней перспективе, желают точно все. В противном случае, это уже не инвестиция, а трата на хобби.
Формат сегодняшней ФНЛ и ПФЛ шанса на эту окупаемость не дает вообще.
- Нам говорят выигрывайте. Мы побеждаем.
- Нам говорят ищите помощь со стороны, дабы не нагружать первоначального спонсора. Находим.
- Просят участвовать в турнирах Нам не подходящих. Черт с ним, участвуем.
- Говорят, есть машина, но нет бензина заправить . Не беда, мы заправляем.
Да много что говорят. На самом деле, везде смотрят на такие вещи сквозь пальцы. Одним словом душат. Зато отчеты в Администрацию буква в букву как положено, придут на поле сфотографируют как кто-то играют, вуа-ля, в городе проведен местный чемпионат, и можно отчитаться губернатору, президенту или кому-то, что провели "грандиозное мероприятие, от которого все остались довольны".
К чему это всё; никакие инвесторы, никакие пиарщики не нужны. Дайте ***** Вашу ****, обычным людям поиграть футбол. Дайте машину, 300 рублей на человека (перекусить, если игра на выезде) и ВСЁ!!! Разве так много надо, форму, бутсы сами возьмем. Мячи и тренировочную экипировку тоже сами.
Если вопрос у верхушки стоял вытащить левые деньги, 5 точку порвали бы, но вытащили, а 1 день потратить на выполнение решения проблем (именно выполнения, а не обсуждения) увы и ах не найдется. Не нужны эти команда на прокачку, кто хочет стать легионером, планы и стратегии развития футбола 2030, инвестиции, пиар компании. Дайте возможность Нам играть.
Новосибирск - третий город в стране.
Хоккейная Сибирь задыхается в КХЛ.
Футбольная Сибирь не имеет даже теоретических шансов, в ближайшие лет десять оказаться в РФПЛ. Ещё рах - третий город в стране.
Далее - Волгоград, Воронеж, Нижний Новгород - города-миллионники. В двух из этих трех в следующем году пройдут матчи ЧМ - будут великолепные стадионы. Команды стоят на вылет из ФНЛ
Сочи и Саранск - так же будут проводить ЧМ. В Сочи нет команды даже уровня ПФЛ. Мордовия сейчас лидирует во второй лиге в своей зоне.
О чем это говорит? Очевидно - модель финансирования профессиональных спортивных клубов напрямую из бюджетов регионов недееспособна!!
Равно, как, понятно, что массово инвестор на этот рынок развлечений не пойдет. Создавать-то клубы никто не мешает. Создавай, заявляйся, играй...Но не зарабатывай.
А почему "не зарабатывай"? Почему условная "Лозанна" с бюджетом в два раза меньше "Тосно" - живет в ноль и даже с маленьким профитом, а наши "Шинники" и "Факелы" могут жить только на подсосе из бюджета?
В чем разница? Уровень жизни в стране? Дескать - там у них цены на билеты такие, что даже три тысячи на стадионе могут что-то команде обеспечить. Так вот нет.. на игры внутренних чемпионатов не элитных лиг, ценники 2-10 евро за билет. Не "космос" даже по меркам Великого Новгорода. А что тогда? ТВ? Спонсоры? Реклама? Да - все понемножку. По чуть-чуть. Почему этого "по чуть-чуть" нет у нас?
Просто - ни у одного из клубов ПФЛ и ФНЛ не стоит задача заработать деньги. НИ У ОДНОГО.
В этих условиях. гипотетическому инвестору, вступать в этот "бизнес" начинать соревноваться в лиге, с клубами тупо "осваивающими" халявные деньги, нет ни какого смысла. Вообще.
Бюджетная лига НЕ ПАРИТСЯ ни по какому из маркетинговых поводов. Бюджетной лиге не нужны реальные рекламодатели, спонсоры, совместные проекты клубов. Ты - инвестор - посчитал затраты на ФОТ, содержание команды, тренировочные сборы, выезды... и понимаешь - чтобы покрывать эти текущие затраты, тебе нужен такой-то приход денег. Для этого тебе нужны сначала потребители твоего продукта - болельщики на стадионе и перед ТВ, и если люди будут - появятся и спонсоры, не крутые, но появятся.
И так - болельщики на стадионе. Как их привлечь? Собственно нужен стадион. И нужна реклама. Не только плакатики по городу. Но и какой-то видеоряд в сети, трансляции игр. И вот в этот момент все рушится. Тут. ты сам по себе с одним твоим клубом, ничего не добьешься. Или ВСЯ лига начнет работать на "прокачку" интереса к соревнованию, или тебе нужно быть готовым к тратам "а-ля Галицкий" без надежды на профит. То есть, при нынешней модели финансирования, клубы ФНЛ и, тем более, ПФЛ, на самоокупаемость не выдут никогда. Вообще.
Лига "бюджетников" не будет заниматься маркетингом. Не станут пытаться улучшить ситуацию с инфраструктурой, наличием вменяемой ТВ-картинки с более-менее профессиональным комментарием. (Полторы камеры и пресс-секретарь клуба в эфире на сайте клуба - это писец как интересно, и писец как рекламирует продукт).
Замкнутый круг.
У нас далеко не все "бизнесмены" охочи до прямо сиюминутной прибыли со всех своих начинаний. Но видеть саму возможность какой-то окупаемости, хотя бы в десятилетней перспективе, желают точно все. В противном случае, это уже не инвестиция, а трата на хобби.
Формат сегодняшней ФНЛ и ПФЛ шанса на эту окупаемость не дает вообще.
Хоккейная Сибирь задыхается в КХЛ.
Футбольная Сибирь не имеет даже теоретических шансов, в ближайшие лет десять оказаться в РФПЛ. Ещё рах - третий город в стране.
Далее - Волгоград, Воронеж, Нижний Новгород - города-миллионники. В двух из этих трех в следующем году пройдут матчи ЧМ - будут великолепные стадионы. Команды стоят на вылет из ФНЛ
Сочи и Саранск - так же будут проводить ЧМ. В Сочи нет команды даже уровня ПФЛ. Мордовия сейчас лидирует во второй лиге в своей зоне.
О чем это говорит? Очевидно - модель финансирования профессиональных спортивных клубов напрямую из бюджетов регионов недееспособна!!
Равно, как, понятно, что массово инвестор на этот рынок развлечений не пойдет. Создавать-то клубы никто не мешает. Создавай, заявляйся, играй...Но не зарабатывай.
А почему "не зарабатывай"? Почему условная "Лозанна" с бюджетом в два раза меньше "Тосно" - живет в ноль и даже с маленьким профитом, а наши "Шинники" и "Факелы" могут жить только на подсосе из бюджета?
В чем разница? Уровень жизни в стране? Дескать - там у них цены на билеты такие, что даже три тысячи на стадионе могут что-то команде обеспечить. Так вот нет.. на игры внутренних чемпионатов не элитных лиг, ценники 2-10 евро за билет. Не "космос" даже по меркам Великого Новгорода. А что тогда? ТВ? Спонсоры? Реклама? Да - все понемножку. По чуть-чуть. Почему этого "по чуть-чуть" нет у нас?
Просто - ни у одного из клубов ПФЛ и ФНЛ не стоит задача заработать деньги. НИ У ОДНОГО.
В этих условиях. гипотетическому инвестору, вступать в этот "бизнес" начинать соревноваться в лиге, с клубами тупо "осваивающими" халявные деньги, нет ни какого смысла. Вообще.
Бюджетная лига НЕ ПАРИТСЯ ни по какому из маркетинговых поводов. Бюджетной лиге не нужны реальные рекламодатели, спонсоры, совместные проекты клубов. Ты - инвестор - посчитал затраты на ФОТ, содержание команды, тренировочные сборы, выезды... и понимаешь - чтобы покрывать эти текущие затраты, тебе нужен такой-то приход денег. Для этого тебе нужны сначала потребители твоего продукта - болельщики на стадионе и перед ТВ, и если люди будут - появятся и спонсоры, не крутые, но появятся.
И так - болельщики на стадионе. Как их привлечь? Собственно нужен стадион. И нужна реклама. Не только плакатики по городу. Но и какой-то видеоряд в сети, трансляции игр. И вот в этот момент все рушится. Тут. ты сам по себе с одним твоим клубом, ничего не добьешься. Или ВСЯ лига начнет работать на "прокачку" интереса к соревнованию, или тебе нужно быть готовым к тратам "а-ля Галицкий" без надежды на профит. То есть, при нынешней модели финансирования, клубы ФНЛ и, тем более, ПФЛ, на самоокупаемость не выдут никогда. Вообще.
Лига "бюджетников" не будет заниматься маркетингом. Не станут пытаться улучшить ситуацию с инфраструктурой, наличием вменяемой ТВ-картинки с более-менее профессиональным комментарием. (Полторы камеры и пресс-секретарь клуба в эфире на сайте клуба - это писец как интересно, и писец как рекламирует продукт).
Замкнутый круг.
У нас далеко не все "бизнесмены" охочи до прямо сиюминутной прибыли со всех своих начинаний. Но видеть саму возможность какой-то окупаемости, хотя бы в десятилетней перспективе, желают точно все. В противном случае, это уже не инвестиция, а трата на хобби.
Формат сегодняшней ФНЛ и ПФЛ шанса на эту окупаемость не дает вообще.
Хоккейная Сибирь задыхается в КХЛ.
Футбольная Сибирь не имеет даже теоретических шансов, в ближайшие лет десять оказаться в РФПЛ. Ещё раз - третий город в стране.
Далее - Волгоград, Воронеж, Нижний Новгород - города-миллионники. В двух из этих трех в следующем году пройдут матчи ЧМ - будут великолепные стадионы. Команды стоят на вылет из ФНЛ
Сочи и Саранск - так же будут проводить ЧМ. В Сочи нет команды даже уровня ПФЛ. Мордовия сейчас лидирует во второй лиге в своей зоне.
О чем это говорит? Очевидно - модель финансирования профессиональных спортивных клубов напрямую из бюджетов регионов недееспособна!!
Равно, как, понятно, что массово инвестор на этот рынок развлечений не пойдет. Создавать-то клубы никто не мешает. Создавай, заявляйся, играй...Но не зарабатывай.
А почему "не зарабатывай"? Почему условная "Лозанна" с бюджетом в два раза меньше "Тосно" - живет в ноль и даже с маленьким профитом, а наши "Шинники" и "Факелы" могут жить только на подсосе из бюджета?
В чем разница? Уровень жизни в стране? Дескать - там у них цены на билеты такие, что даже три тысячи на стадионе могут что-то команде обеспечить. Так вот нет.. на игры внутренних чемпионатов не элитных лиг, ценники 2-10 евро за билет. Не "космос" даже по меркам Великого Новгорода. А что тогда? ТВ? Спонсоры? Реклама? Да - все понемножку. По чуть-чуть. Почему этого "по чуть-чуть" нет у нас?
Просто - ни у одного из клубов ПФЛ и ФНЛ не стоит задача заработать деньги. НИ У ОДНОГО.
В этих условиях. гипотетическому инвестору, вступать в этот "бизнес" начинать соревноваться в лиге, с клубами тупо "осваивающими" халявные деньги, нет ни какого смысла. Вообще.
Бюджетная лига НЕ ПАРИТСЯ ни по какому из маркетинговых поводов. Бюджетной лиге не нужны реальные рекламодатели, спонсоры, совместные проекты клубов. Ты - инвестор - посчитал затраты на ФОТ, содержание команды, тренировочные сборы, выезды... и понимаешь - чтобы покрывать эти текущие затраты, тебе нужен такой-то приход денег. Для этого тебе нужны сначала потребители твоего продукта - болельщики на стадионе и перед ТВ, и если люди будут - появятся и спонсоры, не крутые, но появятся.
И так - болельщики на стадионе. Как их привлечь? Собственно нужен стадион. И нужна реклама. Не только плакатики по городу. Но и какой-то видеоряд в сети, трансляции игр. И вот в этот момент все рушится. Тут. ты сам по себе с одним твоим клубом, ничего не добьешься. Или ВСЯ лига начнет работать на "прокачку" интереса к соревнованию, или тебе нужно быть готовым к тратам "а-ля Галицкий" без надежды на профит. То есть, при нынешней модели финансирования, клубы ФНЛ и, тем более, ПФЛ, на самоокупаемость не выдут никогда. Вообще.
Лига "бюджетников" не будет заниматься маркетингом. Не станут пытаться улучшить ситуацию с инфраструктурой, наличием вменяемой ТВ-картинки с более-менее профессиональным комментарием. (Полторы камеры и пресс-секретарь клуба в эфире на сайте клуба - это писец как интересно, и писец как рекламирует продукт).
Замкнутый круг.
У нас далеко не все "бизнесмены" охочи до прямо сиюминутной прибыли со всех своих начинаний. Но видеть саму возможность какой-то окупаемости, хотя бы в десятилетней перспективе, желают точно все. В противном случае, это уже не инвестиция, а трата на хобби.
Формат сегодняшней ФНЛ и ПФЛ шанса на эту окупаемость не дает вообще.