5 мин.

Так ли плохи дела у «Зенита»?

Не сочтите за мазохизм, но первый домашний разгром «Зенита» за последние 11 лет все-таки заслуживает того, чтобы проанализировать его на холодную голову, избегая категоричных и чрезмерно эмоциональных оценок. Вчера была проиграна важная битва, но далеко не война, так что впадать в крайности и предаваться депрессивным настроениям сейчас неуместно.

В первую очередь потому, что в конструктивном отношении игра команды Манчини отнюдь не была беспросветной, а первый тайм по совокупности созданного оказался и вовсе одним из лучших в сезоне (5 голевых моментов - столько же было с «Краснодаром»; больше только в матче с «Уфой» - 6).

Возможно, та легкость, с которой «Зениту» удавалось наводить шороху в штрафной Гильерме и ее близлежащих окрестностях, вкупе с временами отбойно-выносной игрой соперника, и создала иллюзию победы, которая вот-вот сама свалится в руки.

Логичный абсурд. Первый настоящий провал Манчини

Выпадал ли кто-то из игры? Ошибался ли настолько часто, чтобы это требовало вмешательства Манчини экстренной заменой в перерыве? Лично мне так совершенно не показалось, хотя тот же Дзюба уже постфактум был от головы до пят обклеен отнюдь не лестными ярлыками и штампами.

Кстати, а так ли бесполезен Дзюба?

Понятно, что для определённой части аудитории это стародавняя аксиома, но с точки зрения контекстной статистики (и с моей точки зрения тоже) –  мягко говоря, спорное утверждение.

Смотрим внимательно, загибаем пальцы.

Получается, по ходу первого тайма Дзюба трижды удачно сыграл в подыгрыше в эпизодах, которые вполне могли стать ключевыми и полностью развернуть ход игры в пользу «Зенита». Учитывая приведенный игровой контекст, можно ли говорить о том, что схема с Дзюбой в центре и Кокориным на фланге атаки очевидно не работала в конкретном матче или неработоспособна в принципе?

В конце концов, можно припомнить и два предыдущих матча «Зенита» в РФПЛ с  тульским «Арсеналом» и ЦСКА, где Дзюба оставался в запасе. Так ли была хороша зенитовская атака в первых таймах вплоть до его появления? А если нет, то стоит ли говорить о какой-то зависимости?

Еще один распространенный миф состоит в том, что именно с Дзюбой на острие «Зенит» начинает играть примитивно, сваливаясь на бесконечные навесы.

Применительно к матчу с «Локо» это точно не так – после его замены «кроссовая частота» осталась неизменной (30 кроссов в первые 70 минут; 11 – в последние 20). Применительно к матчу с Тулой тоже – 12 в первом тайме, когда его не было и 15 после перерыва, когда он появился. По матчу с ЦСКА вообще нельзя сказать ничего определённого, потому как в первом тайме (без Дзюбы) «Зенит» на чужой половине толком не мог зацепиться за мяч.

Получается, что дело вовсе не в Дзюбе или, как минимум, далеко не только в нем.

Суть в том, что активная фланговая игра с высокой «кроссовой активностью» – может, не самый изящный, но испытанный и надежный способ вскрытия плотной и низко посаженной обороны противника. Учитывая, что в распоряжении Манчини есть два «грузчика» экстра-класса – Кришито и Иванович, – не пользоваться этим было бы странно.

И Дзюба, кстати, при такой модели - вовсе не основная цель для подающего, а скорее фигура отвлекающая и в какой-то мере разменная, которая стягивает на себя высокорослых центрдефов.

Понятно, что всегда хочется иметь большую атакующую вариативность, просачиваясь сквозь оборонительные заслоны через мелкий пас, но для этого и подбор игроков был соответствующим. Хотя даже если он и есть, это все равно ничего не гарантирует, иначе победа условной «Жироны» над условным «Реалом» была бы невозможна.

«Возвращаясь к нашим баранам» (не поймите меня превратно, как вчера после матча беднягу Лунева), с Краневиттером и Ерохиным в роли опорных было понятно, что Манчини фактически отказывается от центрального атакующего вектора в пользу флангов. В отсутствие Паредеса поддержать некую равновекторность в теории мог только Нобоа, но появление эквадорца было сопряжено с определёнными ограничениями:

- Нобоа опасно было выпускать в паре с Ерохиным вместо Краневиттера, потому что тогда «Зенит» остался бы вообще без чистого разрушителя.

- Нобоа нельзя было выпускать вместо Ерохина без параллельного импортозамещения на одной из позиций. Наиболее очевидных вариантов было два – Смольников вместо Ивановича на фланг (минус кросс-опция на правом фланге) или же Полоз вместо Ригони (но Манчини, вероятно, рассчитывал извлечь выгоду из очной дуэли аргентинца с Лысовым).

В общем, итальянец свой выбор сделал – и сейчас-то нет ничего проще, чем задним числом ухмыляться, считая, что он свалял дурака. И все же, если оставить в стороне проблему нулевой эффективности, стоит признать, что схема на самом-то деле работала и моментов «Зенит» создал ровно столько же, сколько в сумме за два предыдущих тура.

Так что все не настолько плохо, как кому-то думается, кажется или хочется.

Вопрос «Chi sei, signore Mancini?» все еще остается открытым. 

Отдельное спасибо Александру Дорскому ("СБГ-блог") за одну из картинок.

Спасибо всем, кто не ленится читать «Инженерный подход», репостить, плюсовать и комментировать!

Подписывайтесь на блог, тут бывает интересно.