«Брак между футболом и торговлей». Как американцы делают деньги на европейских топ-клубах
Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает о International Champions Cup – главном предсезонном турнире мира, который в будущем может превратиться в европейскую суперлигу.
22 июля. Матч «Барселона» –«Ювентус» в Нью-Джерси Фото:
ДОПУСК ТОЛЬКО ДЛЯ ЭЛИТНЫХ КЛУБОВ
«Это идеальный брак между футболом и торговлей!» – так говорит о своем детище Чарльз Стиллитано, руководитель компании Relevent Sports, которая стала подразделением RSE, основанной в 2012 году миллиардером и владельцем клуба по американскому футболу «Майами Долфинс» Стивеном Россом и его партнером Мэттом Хиггинсом. Стиллитано был одним из пионеров современного соккера. Ему нравился футбол, что для жителя США не совсем типично. В его послужном списке имеются игры за университетские команды, должность руководителя «Джайантс Стэдиум», назначение на пост генерального менеджера соккерной команды из МЛС. Однако этого ему было мало. Главным же его желанием было вывести соккер на новый, федеральный уровень. Это означало нарушение традиционных американских догматов, в которых «четко приписывалось» соккеру место в плеяде «девичьих игр». Надо было заинтересовать американцев соккером, превратить матчи МЛС в качественный продукт, дабы его можно было продать. Но на момент начала третьего тысячелетия это было утопией. Стиллитано же начал работать над своей мечтой.
Среднестатистическому американцу, прежде всего, нужен качественный продукт. МЛС же и сейчас не дотягивает до уровня мексиканской лиги, а 15 лет назад и подавно. Значит, надо было сперва подсадить зрителя на соккер, а уже потом предлагать ему МЛС. Для этой цели необходимо было одно: игроки и тренеры хотя бы европейского уровня, не мирового. Денег на удовлетворении заработных требовании в ту пору не было, Радамель Фалькао бы к ним не поехал. Выход нашелся не сразу: можно на нерегулярной основе привозить в США европейские клубы на выставочные игры. И то, что начиналось с обычных команд среднего уровня за почти два десятилетия превратилось в «закрытую суперлигу», гастролирующую уже не только по США, но и Австралии, Китае, Японии, Сингапуре и в самой Европе.
89845 зрителей на матче IСС-2016 Фото: Michael Regan /
International Champions Cup – это главный предсезонный футбольный турнир мира, и участие в нем принимают исключительно супербренды. Для руководителей проекта главное лишь одно – деньги. Команда, выписывающая по десятки миллионов евро, но не представляющая из себя какой-либо бренд, не приглашается на турнир. Конечно, мы говорим про нынешний год, ведь пять лет назад, когда турнир только стартовал, в нем играли и ливерпульский «Эвертон», и испанская «Валенсия».
Из не «сверхклубов» в истории турнира можно выделить лишь две вышеприведенные команды и «Олимпиакос», который засветился три года назад. Руководители соревнования, приглашая греков, планировали снять с себя обвинения в излишней элитарности, и постараться увеличить презентабельность своего проекта среди греческих выходцев США и их бизнеса. Ничего из этого не вышло, и теперь скромные европейские клубы могут получить приглашение сыграть с «Реалом» и «Манчестер Юнайтед» лишь через выдающиеся достижения, как, например, «Лестер» год назад.
Сразу же сделаем ремарку про «Селтик», который регулярно приглашается на турнир. Клуб является крупным мировым брендом, во многом из-за большого числа ирландских эмигрантов. В Бостоне, например, соседствуют множество фанатских движений шотландской команды, которые регулярно смотрят матчи по ночам и активно участвуют в болельщецкой жизни зелено-белых.
Болельщики «Милана»в Шэньчжэне Фото: Lintao Zhan /
ОЧЕРЕДЬ ИЗ СПОНСОРОВ
В нынешнем сезоне приглашение на турнир получили 15 клубов из пяти стран. Каждая команда имеет громадный вес в своей ассоциации и по праву может носить приставку «топ». Турнир проходит в трех странах – США, Китае и Сингапуре. Цены на билеты просто космические: так «эль классико» в Майами можно будет посмотреть вживую минимум за 250 долларов.
Руководители турнира генерируют деньги за счет продажи билетов, реализации телевизионных прав и спонсорских соглашений. Последние являются главной опцией. Выше уже было сказано про стоимость билетов на игры, хотя, безусловно, испанское «классико» стоит таких средств и без Криштиану Роналду. Организаторы ищут наиболее привлекательные, с точки зрения прибыльности, города. Понятное дело, что США и Китай - две главные экономики мира - всегда будут хозяевами ведущих матчей. Сингапур же – одна из главных столиц Юго-Восточной Азии, куда редко когда ступала бутса суперзвезды. Если затея с этим городом-государством провалится, если выручка с игр будет минимальна, то Сингапур будет вычеркнут из списка принимающих государств. Так было с Австралией и Канадой. Ничего личного, просто бизнес.
Фото: Alexander Hassenstein /
Спонсорский пул у турнира внушает уважение. По узнаваемости брендов, ICC может составить конкуренцию Лиге чемпионов, которая уже давно ревностно смотрит на заокеанские забавы. Главным партнером турнира является пивоварня «Хейнекен», в числе генеральных спонсоров числятся «Макдоналдс», «Ауди», «Найк», «Мастеркард», «Шевроле», «Самсунг».
А что же получают клубы? Конечно, они играют не бесплатно, но финансовые вознаграждения для клубов не разглашаются. Кроме условных пары миллионов евро, каждая команда получает возможность распространить влияние своего бренда на новой неосвоенной территории. Дортмундская «Боруссия» регулярно играет на «китайском кластере», так как давно сотрудничает с китайскими компаниями, активно развивает свою фанатскую базу и географически «надавливает» на Японию, где безумно популярен Шиндзи Кагава.
«Арсенал» празднует победу над «Байером»в Шанхае Фото: Lintao Zhan/
Вот и выходит, что сейчас мы наблюдаем образование пока еще открытого элитного клуба. Очевидно, что когда-либо он захлопнется и мы будем наблюдать уже за «европейской суперлигой», в которой не будет места условным «Лудогорцам». Как и не будет место российским командам, ведь они не имеют никакого веса в европейском самосознании. Так что для успешного будущего надо уже либо сейчас заниматься развитием не только сборной, но и клубов РФПЛ, либо самим организовывать турниры по принципу Кубка РЖД. У нашего футбола нет экономически счастливого будущего пока мы не начнем хотя бы пытаться развиваться. Но, увы, пока всё ради сборной.