В плену иллюзий. Инженерный разбор матчей «Спартака», ЦСКА и «Зенита» в 24 туре
Блог «Инженерный подход» - об очередных матчах лидирующей тройки.
«Уфа» - ЦСКА: векторная уловка Гончаренко
После потери четырех очков в двух предыдущих турах армейцы не имели права на осечку в матче с «Уфой», но чуть было не сорвали обязательную программу. Несмотря на возвращение в строй Дзагоева, в первый час игры с конструктивом у армейцев было туговато, а случаи проникновения в штрафную с мячом носили единичный характер. Контратаки хозяев смотрелись куда опаснее, и только пара дежурных подвигов Акинфеева, включая взятый пенальти, избавили ЦСКА от необходимости спешно отыгрываться.
А ведь этих геройств могло и не быть, если бы не лояльное отношение судьи Безбородова к армейскому киперу после его фола на Фатае в самом дебюте встречи. Впрочем, ситуация с учетом игрового контекста была пограничной (из-за не слишком расчетливого проброса мяча себе на ход явной возможности забить гол у форварда «Уфы» все-таки не было), так что отсутствие самых жестких санкций к нарушителю в данном случае скорее оправдано.
Фаворит сумел перевернуть игру благодаря своей дальнобойной артилерии, которая исправно работала на протяжении всего матча (4 голевых момента из 7 – после ударов из-за штрафной), и удачным заменам Гончаренко. Вышедшие на последние полчаса Головин с Жамалетдиновым создали повышенное напряжение на левом краю атаки, где армейцы традиционно пассивны. Возможно, такое смещение атакующего вектора стало неожиданностью для игроков «Уфы», изначально настроенных на подавление активности Фернандеса.
В конечном итоге, по ходу второго тайма ЦСКА создал 4 голевых момента после прорывов с левого фланга (лучший результат для команды в сезоне), и в трех из них не обошлось без участия Головина – самого активного игрока команды на весеннем отрезке.
Тем не менее, проблемы в позиционном розыгрыше у армейцев достаточно серьезны, чтобы их игнорировать. Качество создаваемых моментов в «позиционке» на протяжении всего сезона остается достаточно низким – лишь в 25% случаев удары наносятся из 6-метровой зоны поражения или с пенальти (например, у «Зенита» эта доля составляет около 40%). Несмотря на то, что ставка на дальние удары срабатывала в трех последних матчах из четырех, в долгосрочной перспективе на эффективность такого оружия рассчитывать сложно.
На данный момент устойчивые позиции армейцев в лидирующей тройке достигнуты благодаря исключительно стабильному отъему очков у команд второго эшелона.
Однако многое для ЦСКА решится в двух ближайших турах, когда команде Гончаренко придется доказывать состоятельность в матчах повышенной сложности против своих московских соседей.
«Зенит» - «Урал»: иллюзия убийства
Матч-открытие стадиона на «Крестовском» надолго запомнится благодаря «скандальному» судейству Алексея Еськова, который якобы совершил преднамеренное и циничное убийство ни в чем не повинной команды гостей средь бела дня при всем честном народе. Справедливости ради, после более глубокого и вдумчивого прочтения современных правил игры в футбол становится очевидным (для тех, кто читал, разумеется), что никакого убийства на самом-то деле не было.
"Зенит" - "Урал" с точки зрения современных футбольных правил
В ключевом эпизоде с нарушением Бикфалви на Смольникове главный арбитр поступил в полном соответствии с буквой закона, которая обязывает его пресекать и наказывать игроков за безрассудные маневры в случае, если такие действия представляют опасность для здоровья соперника. Соответственно, игра в мяч в этом эпизоде вовсе не освобождает румына от ответственности за последующее попадание его открытой стопы в чужой голеностоп.
Ничуть не менее безрассудная манера поведения Павлюченко, судя по «вернблумоподобному» выражению лица Романа, представляла опасность уже для самого Еськова, и судья имел все формальные и моральные основания изгнать этого дьявола с поля.
Вопросы к судье можно задавать только по эпизоду со стычкой Дзюбы и Емельянова (спровоцированной, между прочим, уральцем, который распустил руки первым), за который форварда «Зенита» можно было бы «приговорить к высшей мере», но на исход матча этот эпизод, в любом случае, решающего влияния не оказал.
Переходя от набившей оскомину судейской темы непосредственно к футболу, стоит отметить, что при игре в равных составах в первые 60 минут «Зенит» снова был не слишком конкретен и инициативен в атаке. В актив команде Луческу можно записать лишь два опасных выстрела из-за пределов штрафной, несколько перспективных прорывов Смольникова чуть ли не к углу вратарской и вертикальную многоходовку с дежурной пяткой Дзюбы на ход Данни, которую капитану следовало доводить до ума хотя бы из эстетичеких соображений. У Мигеля вообще в этот день категорически «не летело» - он запорол 4 отличных момента, не забив даже с полутора метров при отсутствии какого-либо внешнего сопротивления.
В очередной раз был поразительно незаметен Кокорин (лишь 12 передач за тайм, только 4 из них – в атакующую треть), хотя и Шатов, в отличие от матча со «Спартаком», не смог обострить и убыстрить игру нужным образом.
С Йоаном Молло – совсем другая история. Француз впервые получил с барского плеча Луческу аж целых полчаса игрового времени, и на этом отрезке был чрезвычайно мобилен, перемещаясь по всему фронту атаки и постоянно выискивая перспективные варианты для розыгрыша численного большинства.
Он отметился во всех 6 голевых моментах, созданных хозяевами «с игры» в последней трети матча, причем в пяти случаях – в роли ассистента. При этом высокая степень риска при передачах практически не сказывалась на их качестве (86% против 82% у Кокорина). Если и после этого тренерский штаб не начнет воспринимать Молло как игрока стартового состава, это уже можно будет воспринимать как саботаж и умышленное вредительство.
Положительно оценки без каких-либо оговорок заслуживают и действия Кришито, который в 10 раз в текущем чемпионате отметился баллами за голевое соучастие (по итогам прошлого чемпионата их было вдвое меньше). Кроме того, итальянец оказался самым пасующим игроком в составе команды (88 передач при 90% точности), третьим по количеству передач в атакующую треть (26), уступив по этому показателю только Данни и Жулиано, а также записал на свой счет 6 из 9 перехватов «Зенита» в матче.
В остальном матч с «Уралом» еще раз показал, что в конструктивном отношении игра команды Луческу по-прежнему остается разбалансированной, а некоторые фигуры в нее абсолютно не интегрированы (помимо Кокорина это отчасти относится и к неважно сыгравшему на своем отрезке Жиркову). Но, по крайней мере, понятно, что возможности для усиления за счет внутренних ресурсов отнюдь не исчерпаны, и тренерский штаб в последних турах обязан эти резервы задействовать.
«Ростов» - «Спартак»: иллюзия успеха
После победы над «Зенитом» в прошлом туре футбольный люд наперебой поздравлял «Спартак» с чемпионством, и в этом гуле без пяти минут триумфаторы пропустили мимо ушей все увещевания Массимо Карреры о том, что золотая гонка все еще не закончена. Лидер чемпионата провел абсолютно худший матч в сезоне, и «трёшке» от «Ростова» должен скорее радоваться – Ерохин и Нобоа имели все шансы сделать пощёчину от желто-синих ещё увесистее.
Весь спартаковский креатив исчерпался на единственном дальнем выстреле Джано уже при счете 0-3, после чего гости последовательно лишились двух ключевых игроков центра поля. Вслед за травмировавшимся Фернандо в душ раньше других отправился Глушаков, от обиды и безысходности устроивший на ровном месте диверсию против своих ростовских коллег.
Однако же злиться спартаковскому капитану впору разве что на партнеров и себя любимого за те щедрые подарки, которыми они исправно одаривали хозяев. 3 из 6 голевых моментов дончан стали результатом потерь Джано, Кутепова и Самедова в не самых сложных ситуациях (первые две обернулись пропущенными мячами), а качество хозяйского прессинга и скорость вылета в контратаки на сей раз соответствовали лучшим стандартам бердыевской фабрики.
По количеству перехватов «Спартак» вообще проиграл матч вдрызг (9-23), хотя в большинстве матчей команда Карреры по этому показателю доминировала.
Не нашлось управы у «Спартака» и на грозные навесные стандарты хозяев, благодаря которым ростовчане сумели забить уже 8 гол в чемпионате (лучший показатель в лиге). Впрочем, было бы странно ждать иного, если персональную опеку мощного Наваса осуществляет субтильный Кутепов (третья результативная ошибка при ведении верховой борьбы по ходу чемпионата), а традиционно опасного на стандартах Гацкана сторожит известный своим головотяпством Глушаков.
Болезненное поражение от «Ростова» не слишком изменило расклад сил в тройке, и право на пару ошибок у красно-белых еще остается. Другой вопрос, что «Спартаку» уже далеко не впервые не удалось преобразовать преимущество по владению в голевые моменты.
Этой весной только в матче с «Локомотивом» голу красно-белых предшествовала фаза пассивного контроля мяча без обострения, тогда как в остальных случаях голевые атаки были проведены непосредственно после отборов, перехватов или подборов в центральной трети поля.
Минимизировав количество поперечных передач в середине поля, дончане с удивительной легкостью лишили гостей их главного козыря, и вполне вероятно, что пример «Ростова» окажется заразителен и для следующих соперников москвичей.
План «Перехват». Почему «Зенит» не справился со «Спартаком»
Интрига в реанимации. «Спартак» отрывается от ЦСКА и «Зенита»
«Спартак», ЦСКА и «Зенит» – как они подходят финишу чемпионата
Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!
Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.
Спартак, пытаясь найти свободные зоны в защитных построениях Ростова, часто переводил мяч с фланга на фланг. При этом создавая ситуации чреватые обрезами и вертикальными атаками Ростова.
Момент с Таски, кстати, во время трансляции лучше был виден, когда еще нельзя было "не найти" повторов. Не припомню я, чтобы так "ныряли" неэлегантно, а потом еще и повторы "пропали".
А так - "автобус"(против которого еще учиться играть Спартаку), проваленная игра Глушаковым, Жано, Кутеповым, огромное количество брака в простых ситуациях, контратаки после этого, соответственно. Глушаков еще раньше на КК наиграл за пару желтых, лучше бы своих опекал.