5 мин.

О чем стоит подумать Черчесову

Блог «Инженерный подход» подводит итоги очередных контрольных матчей сборной России.

 

Отыграв два мяча в концовке матча с авторитетными бельгийцами, сборная России несколько скрасила не слишком приятные впечатления от своего мартовского выступления, и, тем самым, уберегла Станислава Черчесова от разговоров на тему его возможной отставки. Сам тренер после такой ничьей явно чувствовал себя победителем, а его экспресс-анализ «по горячим следам» чем-то напоминал рассуждения несравненного Виталия Кличко.

«Соперник играл с преимуществом, но, кроме стандартов, моментов у него не было. Посмотрим, где там и почему уступили. Стандарты – это не футбол, но часть футбола, причем важная. Будем над ней работать».

Действительно, сборная России от стандартов во всем их многообразии страдает на регулярной основе, причем уже далеко не первый год. Тут можно припомнить и «ничейное поражение» от Алжира на ЧМ-2014 при Капелло, и пропущенные мячи от Англии и Словакии на Евро-2016 при Слуцком, и даже недавний конфуз с Катаром уже в новейший черчесовский период.

Почему поражение от Катара – не повод для истерики

Вполне осознавая актуальность этой проблемы, не стоит забывать, что стандарты в большинстве случаев вовсе не падают с неба, а являются прямым следствием индивидуальных или коллективных ошибок обороняющихся, вызванных избыточным давлением атакующей стороны. И уж конечно, поставленный пенальти на Бентеке, равно как и не поставленный чуть ранее на Миральясе, есть не что иное, как отражение чисто игровых недостатков отдельных футболистов в рамках принятой тактической модели.

Матчи с Кот-д’Ивуаром и Бельгией наглядно показали, что имеющиеся в распоряжении Черчесова центрдефы не способны эффективно вести силовую борьбу с габаритными форвардами и чудовищно уязвимы при попытках дриблинга со стороны атакующих (хотя эта проблема затрагивает практически всех игроков российской сборной), а выбранная схема вовсе не обеспечивает должного уровня подстраховки.

Боюсь, что возможное возвращение Василия Березуцкого едва ли изменит ситуацию в лучшую сторону, и октябрьский матч с Коста-Рикой, где помимо автогола экс-капитан сборной «привез» ровно такой же пенальти, как и Нойштедтер с бельгийцами, – лишнее тому подтверждение.

Без лица. Самый кошмарный год в истории сборной России

Еще один крайне негативный эффект от применения этой модели связан с тем, что в обойме сегодняшней сборной нет ни одного центрального защитника, обладающего хорошими передаточными характеристиками. Из-за этого выход со своей половины поля даже при умеренном уровне прессинга осуществляется за счет длинных передач, точность которых определяет случай.

Некоторая зацикленность Черчесова на схеме 3-5-2 удивляет еще и потому, что фланги полностью отданы на откуп ветеранам, которые еще временами способны «не испортить борозды», но «глубоко вспахать» бровку уже не в состоянии. И если Комбарову сказочно повезло с отсутствием в бельгийской основе Мертенса, то, глядя за мучениями Самедова в неравном бою с Миральясом, невольно вспоминалась знаменитая фраза из «Смертельного оружия».

Получается, что наличие лишнего центрдефа, мягко говоря, не слишком повышает тыловую надежность (7 пропущенных мячей от Катара, Кот-д’Ивуара и полуосновной Бельгии), и при этом негативно сказывается на развитии позиционных атак, потому как сразу три игрока в них практически никак не задействованы.

Скажем, в матче с ивуарийцами, где сборная России имела солидное преимущество во владении мячом, относительную опасность представляли только дальние выстрелы Ерохина, но в остальном подопечные Черчесова пребывали в коллективном идейном ступоре.

Сказывалось, понятно, и отсутствие на поле игроков, которые могли бы выполнять функции «глубинных диспетчеров». И Зобнин, и Головин, и Ерохин отличаются трудолюбием и отбороспособностью, но тонкие разрезающие передачи способны выдавать лишь эпизодически. Вполне закономерно, что в конструктивном смысле сборная России смотрелась неплохо именно в моменты присутствия на поле Дзагоева и Миранчука.

Последний, к слову, наряду со своим бывшим партнером по «Локомотиву» Самедовым входит в десятку самых активных игроков премьер-лиги текущего сезона, причем из 39 голевых моментов с участием Алексея сразу 10 пришлись на три весенних тура чемпионата.

В этом контексте его отсутствие в старте в обоих матчах сборной выглядело не слишком логичным, тем более что Миранчук полностью адаптирован и к игре как «первым», так и «вторым номером». В то же время весь атакующий блок «Ростова» (Ерохин – Полоз – Бухаров) заточен именно под контратакующую модель, и его целевое применение против бельгийцев было куда более обосновано, чем в матче с Кот-д’Ивуаром.

Тот же Дмитрий Полоз за весь чемпионат отметился только в одной результативной позиционной атаке (в матче с «Анжи»), но при этом в контратаках с его участием было забито сразу 9 мячей (лучший показатель в лиге).

В условиях ограниченного выбора исполнителей, с которым Черчесов сталкивается на протяжении всего периода работы в сборной, его тренерский штаб должен проявлять большую тактическую гибкость. По-хорошему, с прицелом на Кубок Конфедераций необходимо отработать как минимум две рабочие схемы, которые и ведущими клубами страны с недавних пор практикуются чуть ли не в равных пропорциях.

Если лет 7-8 назад сборная России обладала мощнейшим хребтом в центре поля и сразу несколькими мозговыми центрами, и имела возможность действовать «от себя» в матчах любого уровня сложности, то в сегодняшней кадровой ситуации попытки сыграть без оглядки на соперника будут оборачиваться очередными «катарами» и прочими футбольными синонимами слова «конфуз».

Фото: rfs.ru/Константин Рыбин; globallookpress.com/Dirk Waem/ZUMA Press

Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!

Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.