Почему сегодняшний «Зенит» – и есть секонд-хенд
«Зенит» незаметно сменил вектор.
Когда «Зенит» только начинал купаться в газпромовских миллионах, вся Европа смотрела на клуб с придыханием. Даже когда в российский футбол удушающей хваткой вцепился лимит, сине-бело-голубые устраивали победоносные трансферные походы по всей Европе.
Не все покупки были удачными. Болельщики «Зенита» едва ли успели забыть фамилии Розины, Луковича или Пюигренье. Но эти футболисты приобретались на пике возможностей – не поверю, что кто-то заранее знал, что клубу эти известные мастера не подойдут. Тот «Зенит», еще не забывший вкус большого европейского успеха, пробовал все варианты, потенциально способные принести пользу.
Пиком активности «Зенита» на трансферном рынке стала покупка Халка и Витцеля. Это было что-то из области «была не была»/«сейчас или никогда». Прогресс в Европе при Лучано Спаллетти, если и был, то на малозаметном невооруженному взгляду молекулярном уровне. Звезды из португальской лиги должны были задать нужный импульс клубу с высокими лигочемпионскими целями.
Приезд Халка и Витцеля спровоцировал недовольство видных российских игроков. Навряд ли кто-то в «Зените» планировал, что Кержакова, Широкова, Денисова и Анюкова придется одного за другим менять на Рондона, Шатова, Хави Гарсию и Смольникова. Тем не менее, пришлось: так клуб в последний раз погремел трансферными окнами, потратив на всех около 50 млн евро.
За всеми этими перестройками пролетело время Спаллетти, пока Виллаш-Боаш делал собственный «Зенит», стало ясно, что даже с Халком и Витцелем не попасть в полуфинал ЛЧ. Живанилдо и Аксель проявили себя профессионалами, но команде не хватало кого-то еще, кто не смог подъехать из-за лимита. В еврокубках лимита нет, но не покупать же Хамеса Родригеса ради восьми матчей в год, чтобы все остальное время он проводил на лавке.
Упершись в эти сложности, спонсор «Зенита» потерял энтузиазм. Две последние относительно дорогие покупки (дороже 15 млн евро) клуб совершил в 2014 году. Пятое трансферное окно подряд «Зенит» не притрагивается к игрокам дороже 10 миллионов. Ни один топ-клуб не позволит себе такого бездействия.
В Санкт-Петербурге, словно смирившись с лимитом, провели закупку парней из сборной России, для которых «Зенит» второй, а то и третий шанс доказать, что они чего-то стоят в футболе. Кокорин, Дзюба и Жирков пригодились бы в любом клубе России, в каком клубе с европейскими амбициями пригодились бы они – я не знаю.
Другие позиции «Зенит» теперь укрепляет относительно недорогими иностранцами (Эрнани, Жулиано и Мак – в сумме чуть больше 18 млн евро). Это в какой-то степени путь «Удинезе», который никогда не провозглашал своей целью победу в Лиге Европы и полуфинал Лиги чемпионов. Здесь – повезет или нет, нормальный топ-клуб не соизволит жить такими категориями. Это унизительно – если ты топ-клуб.
Под бой курантов Геннадий Орлов назвал секонд-хендом Йоана Молло. Француз проводит, возможно, лучший отрезок в карьере, но почему он здесь? Потому что он не нужен на родине, ни один «Сент-Этьен» не будет платить ему 780 тысяч в год. В России ему дали второй шанс – и пока он отлично им пользуется. Но одно дело жечь в Самаре, где любой результат, кроме вылета, положительный, и совсем другое – ехать в Питер, где каждый год ждут трофеев.
Геннадий Орлов так отчаянно отверг Молло, потому что «Зенит» – это и так уже секонд-хенд, клуб, в который идут не за новым вызовом, а за вторым шансом. Если взять сюда еще и Молло, о второстепенности «Зенита» начнут догадываться даже школьники с Камчатки. Вы можете одеваться в секонд-хенде, потому что там дешевле, но вы же не пойдете в этом на свадьбу лучшего друга. Либо пойдете, но там вас не поймут и прогонят, как прогоняют «Зенит» на ранних весенних стадиях еврокубков.
Видимо, Геннадий Орлов еще верит в качественное усиление из-за рубежа. Но «Зенит» плавно сменил вектор развития.
Сейчас «Зенит», стиснутый лимитом и финансовым фэйр-плей, старается жить по средствам, отказавшись от дороговизны, разгружая по возможности зарплатную ведомость и пытаясь, в отличие от некоторых, зарабатывать на трансферах. В России клуб не пропадет и еще долго будет высоко котироваться. В еврокубках – даже в Лиге Европы – «Зениту» будет сложно сделать шаг вперед. Во всяком случае, в здравом уме провозглашать целью победу в Питере уже никто не решится.
Сомнительный прогресс в еврокубках, надо сказать, особенно на фоне недавнего кубка УЕФА. А Халк с Витцелем радикально ни на что не повлияли, получилось топтание на месте вместо шага вперед.
---
дальше не читал. Первый выход из группы ЛЧ был при Лучано Спаллетти. При очень красивой игре
До него: вылет в 1/8 ЛЕ от Удинезе, вылет в квалификации ЛЕ от Насьоналя
С ним: 6 побед в 6 матчах в группе ЛЕ, первый в истории выход в плей-офф ЛЧ, всегда минимум 1/8 европейского турнира
- смена состава
Анюкова и Широкова пришлось менять не из-за их недовольства покупками звёзд. Анюков пригодился абсолютно всем тренерам Зенита, но как игрок ротации (из-за возраста), Широков был единственным русским игроком, кто публично выражал поддержку Витселю и Халку после их приезда
- энтузиазм Газпрома
Денег в нашем чемпионате вообще стало меньше, не только в Зените. Учитывая государственную поддержку большинства клубов глупо это не связывать с экономической и политической ситуацией, а не с желаниями строго определённой группы людей
Состав у Зенита сейчас, мягко говоря, не самый сильный, но и трагедии, и никакой второсортности нет и в помине
Порту, Шахтер, Андерлехт, снова Порту, Бенфика (только они - дважды за сезон), и в последнем сезоне Гент, Лион и Валенсия (в кризисном состоянии). Два топ-клуба с большоооой натяжкой, в плей-офф еще победили в Дортмунде после того как им с легкостью положили четыре в Питере. В 1/8 вылетают от Бенфики, покупают Халка и Витселя, и через четыре года вылетают уже с ними - это главный показатель.
Все побежденные за исключением Дортмунда - команды из нетоповых чемпионатов с меньшим бюджетом, и полторы топовых клубов, которые по уровню точно не превосходят тех соперников, которых Зенит Аршавина убирал на своем пути в Кубке УЕФА. Какой здесь прогресс?