5 мин.

Щедрый аванс. Смолов как лучший игрок года в России

Оценивая прогресс Смолова в последние полтора-два года можно расходиться в степени восторженности эпитетов, но сам факт является чистейшей аксиомой. Тем не менее, признание Федора лучшим игроком этого года в России – не то чтобы явный перебор, но уж точно аванс в адрес форварда, который только к 25 годам наконец-то стал проявлять свою бомбардирскую сущность.

В 2016-м ему удалось забить 31 гол во всех турнирах, но эту приятную глазу статистическую картину несколько омрачают сразу несколько немаловажных привходящих обстоятельств:

1. Ни в одном из турниров Смолов со своим клубом не сумел добиться чего-то серьезного – весной «Краснодар» бесславно вылетел из еврокубков и стал только четвертым по итогам прошлого чемпионата, не сдвинувшись с этой позиции и в текущем.

2. Прямым конкурентам Федор забивал по большим праздникам и преимущественно с пенальти.

3. Вместе со сборной России благополучно провалился на Евро, в трех матчах запомнившись только тем, что демонстративно не побежал за Бэйлом в одном из эпизодов «уэльсского кошмара».

В то же время Смолов стал лучшим снайпером прошлого чемпионата и больше всех забил в нынешнем, несмотря на пропуск нескольких осенних туров из-за травмы. Но действительно ли Федор настолько выделяется на фоне других нападающих российских топ-клубов и, если да, то в чем состоят его неоспоримые конкурентные преимущества?

Чтобы ответить на эти вопросы проведем инженерно-аналитическую оценку основных характеристик центрфорвардов трех самых результативных команд текущего чемпионата, тем более что «Краснодар», «Зенит» и «Спартак» с точки зрения принципов ведения игры и базовой тактической схемы вполне можно назвать стилистическими аналогами.

 

По основным ударным характеристикам (частота возникновения моментов, уровень реализации и, как следствие, результативность) Смолов опережает коллег по амплуа, но если в общей статистике не учитывать эпизоды с пенальти, о каком-то серьезном превосходстве над тем же Дзюбой говорить не приходится.

А вот если сгруппировать голевые моменты, которые возникали у форвардов, по ударной дистанции, то разница в их игровой манере становится очевидна невооруженным взглядом.

Если Дзюбу и Зе Луиша в полной мере можно назвать игроками штрафной, предпочитающих действовать исключительно в ближнем и среднем бою, то Смолов – настоящий универсал и адепт кержаковских теорий прошлого десятилетия, без тени смущения бьющий из любых положений.

С каждым успешным выстрелом его уверенность в себе и своем ударе растет, но вместе с тем Федор становится в футбольном смысле все более эгоистичным, предпочитая решать эпизоды самостоятельно – и при сравнительной оценке передаточных характеристик это особенно заметно.

В этом чемпионате на счету Смолова нет ни одного голевого паса (в официальной статистике один диспетчерский балл ему все-таки начислили в матче с «Ростовом», но по факту в том эпизоде после удара Федора последовало результативное добивание Налдо – т.е. это результативное действие, но никак не передача) при 4 потенциально голевых, но не использованных партнерами, в то время как его оппоненты в роли ассистентов (причем, что важно, на разных стадиях атаки!) отмечаются с завидной регулярностью.

Интересно, что тот же Дзюба, в активе которого было 10 результативных баллов за голевые и предголевые передачи (6+4) по итогам прошлого первенства (во всех 30 турах он выходил на поле), уже практически повторил этот результат (4+5), хотя сыграл в нынешнем чемпионате лишь в 14 матчах. А Зе Луиш и вовсе перевыполнил свою прошлогоднюю ассистентскую  норму (3+3), отдав уже 7 таких передач (4+3).

Как следствие, несмотря на некоторое «ударное превосходство», интегральные атакующие характеристики Смолова гораздо скромнее, чем у коллег по цеху.

 

С точки зрения полезной активности и голевой продуктивности в единицу времени и Дзюба, и Зе Луиш идут с заметным опережением не только смоловского графика, но и собственного прошлогоднего.

Так, например, активность Дзюбы, лишившегося живительной поддержки Халка, по сравнению с минувшим чемпионатом неведомо как выросла на треть (с 2,8 до 3,8), а продуктивность – аж в полтора раза (с 1,1 до 1,6). Аналогичным образом изменились и показатели Зе Луиша (рост активности с 2,8 до 3,5, а продуктивности – с 1,0 до 1,3), а вот о Смолове такого не скажешь (падение активности с 3,4 до 2,7, продуктивности – с 1,2 до 1,0), так что длительный простой Мамаева, кто бы что ни говорил, не только снизил атакующий потенциал «Краснодара», но и негативно сказался на персональной статистике Федора.

Теория атакующей активности

Не в пользу Смолова говорит и статистика в матчах повышенной сложности. Против команд верхней части турнирной таблицы РФПЛ на его счету значится лишь 5 результативных действий (у Зе Луиша и Дзюбы – по 8), причем в двух случаях Федор «забивал с точки». Если же брать календарный год в целом, ему удалось огорчить только Акинфеева, тогда как тот же Дзюба отмечался результативными действиями в матчах и с ЦСКА, и со «Спартаком», и с «Краснодаром», а Зе Луиш и вовсе все 5 мячей в текущем чемпионате забил в ворота прямых конкурентов в борьбе за российское золото.

Резюмируя вышеописанное и скрупулезно подсчитанное, вынужден констатировать, что необходимых и достаточных инженерных подтверждений в пользу того, что лучшим футболистом страны в уходящем году является именно Смолов, обнаружить не удалось, причем даже в рамках отдельно взятой позиции. А ведь не стоит забывать и о других весьма достойных альтернативных фигурах вроде Вернблума или Нобоа, в пользу которых можно привести множество вполне весомых и по-своему логичных аргументов.

Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!

Отдельный респект Дмитрию Бородецкому за сбор и систематизацию ценных аналитических данных.

Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.