7 мин.

Без лица. Самый кошмарный год в истории сборной России

Музыкальная увертюра

Одержав натужную победу над румынами, сборная России закончила минорный для себя год на мажорном аккорде, однако же особой радости своим болельщикам, кажется, вновь не доставила. Избалованная публика, привыкшая к виртуозной немецкой технике, почти совершенным испанским формам и строгому итальянскому стилю, испытывает все больше раздражения от хаотичных попыток доморощенных музыкантов хоть как-то сыграться. Наш самый веселый на этой планете ансамбль все еще собирает полные залы на периферии, но на столичные аншлаги вплоть до большого фестиваля с модной этикеткой «Кубок Конфедераций» ему рассчитывать не приходится.

Новый дирижер с большими усами и грандиозными планами вызвал на осенние прослушивания чуть ли не три десятка в меру перспективных и по-своему талантливых исполнителей, разбавив их несколькими опытными и вполне сложившимися. У каждого из этих парней есть свои сильные и возможно в чем-то уникальные стороны, но разным причинам никого из них нельзя причислить к когорте мастеров экстра-класса. Отчасти поэтому черчесовскому ансамблю трудно дается «игра с листа», а ритмично и слаженно действовать у него получается лишь отдельными и не слишком продолжительными отрезками.

Почему поражение от Катара - не повод для истерики

Помимо банальной сыгранности, каждому из исполнителей чего-то решительно не хватает: одним – технической подкованности и внимания к деталям, другим – нетривиального подхода и импровизации, а третьим – элементарной смелости для исполнения сольных партий. В этом ансамбле вообще неважно с солистами, а на одних лишь аккомпаниаторах создать что-то цельное и самодостаточное, да еще и в кратчайшие сроки – задачка повышенной степени сложности.

Штатное всплытие. Каким получился дебют Черчесова в сборной России?

Впрочем, весьма несдержанные, а иногда и вовсе хамские отзывы миллионов критиков связаны далеко не только с дефицитом пресловутой гармонии, отличающей настоящее произведение футбольного искусства от дешевой подделки. Общий негативный фон в немалой степени вызван и закулисными историями, в которые видные участники ансамбля то и дело попадают по неосторожности или собственной глупости.

Вместо того чтобы денно и нощно оттачивать свое мастерство, они позволяют себе излишества даже после неубедительных репетиций и явно провальных концертов, провоцируя бесконечные дискуссии на тему чудовищного несоответствия между их умениями и размерами получаемых гонораров.

Наибольшие претензии, как водится, к пианисту, некогда считавшемуся огромным талантом – от призывов «застрелить» его, выгнав из ансамбля с «волчьим билетом», прямо-таки нет отбоя. У дирижера, впрочем, более разумный и взвешенный взгляд на эту проблему.

Инженерная суть кошмара

Что и говорить, високосный 2016-й стал для сборной сущим кошмаром, вспоминать о котором – удовольствие ниже среднего. Три победы в 12 матчах при шести поражениях и общей разнице мячей «минус 4» – ничего подобного в новой российской истории до сей поры не случалось. В этом году произошло обвальное падение практически всех ключевых инженерных показателей, определяющих как уровень конструктивной мысли, так и степень надежности командных механизмов:

1. Средний уровень созидательной активности по сравнению с прошлым годом снизился на 75% – с 6,7 до 3,8 голевых моментов в среднем за матч. Если мысленно отбросить легендарный матч с Лихтенштейном (7-0), снижение ничуть не менее критично и составляет около 63%.

2. Усредненный индекс качества атаки (определяется количеством игроков, которые были задействованы в атакующих цепочках при создании голевых моментов, т.е. получающих баллы за полезную атакующую активность) рухнул на 83% – с 21,8 до 11,9 в среднем  за матч.

3. Уровень потенциальных угроз безопасности воротам собственным, напротив, возрос на 64% – с 2,8 до 4,6 допущенных голевых моментов в среднем за матч. Резко вырос и процент их использования коварными соперниками – с 25% до 34,5%.

При этом значительную статистическую погрешность в итоговый прошлогодний показатель надежности внес заключительный матч с хорватами, в котором Слуцкий решил испытать свою первую экспериментальную бомбу, сделав 9 замен в основе по отношению к предыдущему матчу. Если же отбросить максимальный и минимальный экстремумы в двух рассматриваемых сезонах (матчи против Лихтенштейна и Хорватии в 2015-м, а также Уэльса и Румынии – в 2016-м), то средневзвешенная оценка уровня опасности определяется значениями в 2,25 и 4,6 допущенных голевых моментов в среднем за матч. Соответственно, общее снижение уровня надежности составляет кошмарные 104%.

4. В нынешнем году сборная России провела лишь два позитивных поединка с преимуществом в креативной дельте (с Литвой и Румынией) при 4 нейтральных и 6 негативных.

 

Доля набранных очков в матчах каждой из представленных категорий, полностью соответствует статистическим закономерностям и простейшей футбольной логике.

К слову, по итогам 2015-го негативный матч, в котором сборная создала моментов меньше, чем соперник, был только один (как раз с хорватами), а 7 из 10 проходили с заметным креативным преимуществом нашей команды.

Убийственная изменчивость

Говоря о причинах происшедшего, в качестве главной я бы выделил невероятную изменчивость сборной России, лица и роли в которой менялись настолько часто и бессистемно, что сама она это лицо начисто потеряла. Данный тезис имеет достаточно красноречивое графическое подтверждение.

Если построить диаграмму кадровых изменений в основе сборной от матча к матчу (касающихся только полевых игроков), то окажется, что лишь в 3 поединках этого года имела место умеренно-консервативная модель комплектования состава (не более 3 замен по отношению к предыдущему матчу). При этом в 6 матчах из 12 состав подвергался радикальным изменениям, обновляясь более чем наполовину. Как следствие, усредненный показатель изменчивости сборной составил 4,9 боевых единиц.

Неудобное положение. Чего не стоит делать Слуцкому?

Изображая жертву. Почему исповедь Слуцкого – откровенный фарс

Интересно, что средняя изменчивость по итогам прошлого года тоже имела весьма высокое значение (4,6), однако здесь имеет место один важный статистический нюанс.

Дело в том, что помимо уже упомянутого эксперимента Слуцкого в матче с Хорватией, ключевое влияние на этот показатель оказал аналогичный по масштабам эксперимент Капелло в поединке с казахами. После этого сборная всего лишь вернулась к своему равновесному состоянию, потому как против Беларуси вновь вышла основа (лишь две замены по отношению к варианту, использованному в Черногории).

Таким образом, если отбросить эти два заведомых исключения, прошлогодняя изменчивость состава сборной России составляет лишь 2,6 боевых единиц, что с учетом травм игроков является абсолютно нормальным значением. Возможно, влияние этого фактора в этом году оказалось чуть более существенным, но общий радикальный тренд это принципиальным образом никак не меняет. Как следствие, качество игры и результаты команды резко пошли на убыль, и было бы поистине странно, если бы не произошло чего-то подобного.

Краткий косметический вывод

Что ж, уходящий год для сборной России в полной мере можно назвать революционным. Период смуты, который любая революция так или иначе подразумевает, непременно продлится еще какое-то время, но уже сейчас общие, едва уловимые контуры нового лица сборной начинают проявляться все четче. Нет никаких сомнений, оно изрядно помолодеет – но можно лишь только надеяться, что похорошеет настолько, чтобы вновь понравиться миллионам.

Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!

Подписывайтесь на блог и следите за обновлениями.