11 мин.

Душан Живкович: «На соревнованиях я работаю, а не развлекаюсь»

Сколько людей смотрят соревнования вживую? Тысячи. Благодаря телевидению, газетам и Интернету болельщицкая аудитория вырастает до гигантских размеров, оцениваемых в миллионы человек. И увидеть все великолепие страстей на корте, ледовой площадке, поле или в бассейне этим миллионам помогают СМИ. Средства массовой информации рассказывают и показывают, транслируют картинку, передают комментарии игроков, тренеров и болельщиков.

Чтобы вы видели все, что происходит во время турнира, «телевизионщикам», пишущей и снимающей прессе должны быть обеспечены необходимые условия для работы. В организационном комитете любого крупного турнира для этой цели существует подразделение или функция, как принято говорить в ЛОКах (местных оргкомитетах). Функция под названием press operations (media operations) – отдел по организации работы прессы.

 

alt

Мой следующий герой – серб Душан Живкович, в чьем послужном списке работа на Олимпийских играх-2006 и 2014, Европейских Играх в Баку, Евробаскете. В этом году Душан организовывал работу прессы в родном Белграде – на чемпионате Европы по водному поло и квалификационном олимпийском турнире по баскетболу. К слову, оба эти турнира выиграли сербы. Так что, соотечественники могут считать Душана счастливым талисманом. Но и с основной своей работой он справляется на «отлично».

 

– Душан, каким был твой первый опыт работы в сфере спорта?

– Мой путь в спорте начался в 2006 году: на Олимпийских Играх в Турине я был волонтером в подразделении по организации работы прессы на соревнованиях по фигурному катанию и хоккею. Как раз мы с тобой там и познакомились.

До этого я не особо много знал и понимал о работе на соревнованиях, просто был большим фанатом спорта и крупных спортивных событий и очень хотел побывать на Олимпийских играх. За 2 года до Игр, когда мне было 17 лет, подал заявку на то, чтобы стать волонтером, и совершенно забыл об этом. Прошло время, и мне позвонили из оргкомитета и сообщили, что меня взяли, и я буду волонтером в «Палавеле» (объект, на котором проходили соревнования по фигурному катанию и шорт-треку).

Для меня Олимпийские игры стали большим опытом. Там я встретил много интересных людей, с которыми поддерживаю связь и сейчас. Эти люди, занятые в организации спортивных соревнований, поделились со мной многими полезными контактами и «взяли» меня на следующие соревнования. Без сомнения, Турин-2006 стал очень важным пунктом в моей карьере. До Игр я не знал, чем хочу заниматься, но после совершенно точно понял, что хочу работать в области организации работы прессы на крупных спортивных событиях. Так что могу с уверенностью сказать, что моя карьера началась в олимпийском Турине.

– В Италии ты решил, что будешь работать именно в этом направлении, и что было после Игр?

– После церемонии закрытия Игр я остался в Турине на пару дней и пообщался со Страйк Фонжелла, которая во время турнира работала в пресс-центре «Палавелы». Она предложила мне быть супервайзером микст-зоны (место для общения спортсменов с ТВ и прессой сразу после выступлений) на чемпионате Европы-2007 по фигурному катанию в Варшаве. Там я тоже был волонтером, но это все равно был шаг вперед в моей карьере. На чемпионате Европы-2007 по баскетболу я также работал с прессой. Кроме того принимал участие в работе Юношеского олимпийского фестиваля в Белграде. На всей этих событиях, особенно на Евробаскете, мне удалось еще больше расширить контакты в области организации соревнований. И уже на Университетских играх я работал в качестве оплачиваемого персонала.

alt

– Что тебе нравится в твоей работе больше всего?

– Мне в ней нравится многое, и в ней нет ничего, чтобы мне не нравилось. Больше всего я люблю путешествовать, работать за границей, встречать новых людей, общаться с волонтерами. Иногда нужно время, чтобы найти новую работу, т.к. вся моя занятость проектная, но работа всегда интересная. Иногда она очень непростая: нужно работать в соответствии с определёнными сроками, действовать в темпе и организовывать все очень быстро. Но путешествия, быстрое решение проблем, нахождение в интересных местах, на крупных спортивных событиях – все это для меня преимущества работы.

– Проходил ли ты какое-то специальное обучение? Возможно, посещал семинары или тренинги, чтобы развивать свою карьеру?

– Я придерживаюсь мнения, что для развития необходим опыт работы. Если хочешь развиваться, строить карьеру, проявляй свой интерес к работе. При сотрудничестве с журналистами полезно иметь журналистское образование и иметь контакты с прессой. Как журналист я работал в двух газетах в Белграде, а также трудился пиар-менеджером на сербском телевидении. При работе с прессой на турнирах очень важно понимать, что данной категории необходимо для работы. Поэтому опыт работы журналистом и сотрудничества со СМИ в press operations является преимуществом. Здесь нужно знать, что на соревнованиях делают люди, условия для работы которых вы создаете. Наша работа в press operations – делать работу СМИ на турнире более комфортной.  

Каждая работа на соревнованиях (в качестве оплачиваемого персонала или волонтера) дает новый опыт, становится своеобразной тренировкой и проверкой тебя, твоих качеств, шагом вперед. И, конечно, каждый турнир это новая глава, новая история. Так что, мой совет тем, кто хочет работать в данной сфере – делайте все для получения нового опыта. Без сомнения, соревнования отличаются друг от друга – по виду спорта, по количеству участников, по статусу. Но у них также есть и много общего в плане организации. Различия же не слишком значительны. Например, в press operations существуют различия по организации работы микст-зоны: в плавании, баскетболе и фигурном катании они разные. Но можно сказать, что 80% в организации крупных турниров схожие. Не проблема спланировать различные зоны работы прессы, но нужен опыт для управления и взаимодействия с людьми, а также понимания, чего хотят журналисты.  

– Год назад, вернее даже почти два, у тебя был очень интересный опыт работы в Баку. Чем ты там занимался?

– В Баку я был 11 месяцев и могу сказать, что это был мой второй после Турина опыт, изменивший мою жизнь. Я был менеджером подразделения по взаимодействию со СМИ (venue press operations manager) и был ответственен  за создание условий работы для прессы на всех объектах Евроигр. В рамках своих обязанностей я занимался планированием пресс-центров и других помещений для прессы на 16 соревновательных объектах и 9 тренировочных аренах. Это был огромный опыт. После Баку я знаю, как функционируют сооружения, что делают другие департаменты оргкомитета (телевещатели, кейтеринг, транспорт и др.), как они координируются между собой.  Для моей дальнейшей работы было очень важно и полезно получить всесторонний взгляд на организацию спортивного мероприятия. Кроме того было очень интересно видеть, как развивается организационный процесс, как все происходит – от стадии планирования до проведения самих соревнований. С августа 2014 года по май 2015 нас в отделе по работе со СМИ было два человека. В мае к нам присоединились несколько человек из Азербайджана. А прямо перед стартом Европейский игр команду пополнили люди, которые уже работали с прессой непосредственно на каждом объекте, а также сотрудники новостной службы. Наша работа заключалась в том, чтобы подготовить пресс-центры вовремя, чтобы они функционировали к началу турнира, убедиться, что созданы все условия для работы СМИ, а также провести инструктаж для сотрудников отдела по работе со СМИ, которые работали уже на объектах во время соревнований. Ответственность была высокая и, как я уже сказал, опыт я получил немалый.

– Как происходила работа на стадии планирования? Этот процесс чаще всего остается за кадром. Вы работали согласно требованиям, руководствам, как это обычно бывает во время подготовки к Олимпийским играм или чемпионатам мира?

– Подготовка к Европейским играм была интересна тем, что никаких требований не было: Игры в Баку же были первыми. У ФИФА, ты знаешь, очень строгие требования и предписания, согласно которым происходит весь процесс организации чемпионата мира по футболу. То же самое можно сказать и об Олимпийских играх – у МОК есть четкие требования для оргкомитета Игр. Здесь же мы опирались на наш предыдущий опыт, полученный на других соревнованиях, и эта работа была очень интересна. Можно сказать, что у нас была возможность творить историю. К тому же, не нужно забывать, что организация Олимпийских игр и чемпионата мира занимает около 7 лет. В Баку же все было сделано за 13 месяцев. Так что, можно сказать, что организация и проведение Европейских игр стали результатом отличной работы Баку и всего Азербайджана.

alt

– Если говорить о специфике работы прессы, то хочу спросить тебя о нововведении, которое было  на Европейских играх - I-зона вместо микст-зоны. Расскажи о ней подробнее.

– Создать I-зону было идей Джейн Пирс, директора по взаимодействию со СМИ оргкомитета Баку-2015 (director of press operations). I-зона заменила зал для пресс-конференций, который мы решили не делать на объектах. По своему опыту мы знаем, что часто на турнирах на пресс-конференции приходит не очень много журналистов, к тому же вопросы по большей части однотипные. И мы решили отказаться не только от зала для пресс-конференций, но и от микст-зоны, и тем самым сэкономили время спортсменов и журналистов. Обычно спортсмен обязан проходить через микст-зону после выступления, даже если СМИ не выказывают желания пообщаться с атлетом. Другой распространённой практикой бывает отказ спортсмена от интервью и просто проход по микст-зоне. Стоит также принять во внимание тот факт, что атлетам нужно время, чтобы прийти в себя после старта. Так что микст-зона создает для них определенный стресс.  Поэтому мы решили заменить микст-зону и зал для пресс-конференций на I-зону – более комфортное место, где журналисты могли пообщаться со спортсменом сразу после соревнования в формате один-на-один. Журналисту нужно было оставить запрос на интервью и передать его кому-либо из работников отдела по работе со СМИ – в пресс-центре, на трибуне прессы – до или во время соревнования. Как показала практика, наш расчет оказался верным. Во Дворце водных видов спорта, например, I-зона всегда была полной. Журналисты получали ответ по поводу возможности проведения интервью и шли в I-зону, или если атлет не хотел общаться с журналистом, наши работники информировали об этом представителя прессы, и ему не нужно было идти в I-зону и ждать ответа там. В I-зоне спортсмен и пресса могли присесть и общаться в комфортной обстановке (в микст-зоне общение происходит стоя). К тому же спортсмен успевал привести себя в порядок и появлялся в I-зоне в виде, пригодном для ТВ-интервью. В общем, я считаю, что у I-зоны хороший потенциал, особенно на турнирах в командных видах спорта, где команда небольшая. Например, в стритболе (как это было в Баку) или пляжном волейболе.

– Прожив год в Азербайджане, что ты узнал об этой стране?

– Азербайджан быстро развивается. Баку – прекрасный город, в котором живут гостеприимные, приятные, вежливые люди, которые все время готовы помочь. Перед своим приездом в Баку, я ожидал, что этот город хорош и прекрасен, но не ожидал, что он настолько хорош и прекрасен, каким он оказался в реальности.  

– В 2014 ты работал в Сочи на Олимпийских играх, и какие впечатления у тебя остались от нашей страны, Сочи и турира?

– Только когда я приехал в Россию, то осознал, насколько это большая страна. Перелет из Москвы до Сочи занимает почти столько же времени, сколько путешествие из Белграда в Москву. В России я чувствовал себя как дома, потому что у России и Сербии много общего в культуре и наследии. Олимпийские игры в Сочи были великолепны, отлично организованны и также дали мне значительный опыт.

alt

– В 2016-м ты работал в родном Белграде – участвовал в организации и проведении чемпионата Европы по водному поло, квалификационного баскетбольного турнира к Рио. Какие планы сейчас?

– Хотел бы продолжить работу в данной сфере. Надеюсь, что у меня будет шанс, и я поработаю на турнире наподобие Олимпийских игр.

–Тебе уже не хочется работать в офисе?

– В офисе работать не хочу. Мне нравится работать на спортивных проектах. Ведь так интересно путешествовать, встречать разных людей, изучать новые культуры. И, ты знаешь, множество людей любят такую работу.

– Это точно, я тоже из их числа. Когда работаешь на соревнованиях, у тебя есть время их смотреть?

– Когда начинается турнир, моя работа не смотреть соревнования, а помогать прессе, делать все для того, чтобы они делали свою работу. Я могу что-то посмотреть, но только случайно, когда нахожусь на трибуне прессы и помогаю журналистам или стою у площадки с фотографами, а не потому что у меня есть свободное время. У прессы зачастую лучшие места в зале, но это потому, что им для работы необходим лучший обзор происходящего на площадке. Они не могут написать отчет, если не видят, что происходит на поле, катке или паркете. Я же там для того, чтобы работать, а не развлекаться.

– А ты вообще любишь спорт сейчас?

– Люблю, к тому же, знаешь, моя работа позволяет мне открывать для себя новые виды спорта. Например, в Турине я открыл для себя шорт-трек, о котором совсем не знал до этого. В Баку я открыл дзюдо. Конечно, я знал о дзюдо раньше, но в Баку смог познакомиться с этим видом поближе и теперь слежу за соревнованиями. Из любимых видов спорта отмечу баскетбол. Но благодаря работе я открываю не только разные виды спорта, но и себя, узнаю, что я умею или могу делать, а что нет.

Думаю, у всех нас, тех, кто участвует в организации соревнований, примерно одни и те же цели, и механизмы работы одинаковы по всему миру. Тоже можно сказать и в общем о людях. В разных странах мира у нас всех примерно одни и те же ценности. Но, конечно, же у нас есть и различия, и очень интересно узнавать людей из разных мест планеты, их стремления, цели и желания.