9 мин.

Во время Игр девиз был такой: «Если ты умер, то подвел коллег по работе»

Олег Дерябин – следующий герой блога о людях, которые работают на турнирах. Уже несколько лет Олег комментирует керлинг на телеканале Евроспорт, за что получил прозвище «голос русского керлинга». В минувшем апреле в Сочи на чемпионате мира по дабл-миксту Дерябин работал в составе бригады бродкастеров (вещателей) Международной федерации керлинга. Мы поговорили, естественно, о керлинге, а также о «Динамо», работе во время Игр, каббади и волейболе ногами.

- Олег, как спорт вообще пришел в твою жизнь?

- Он был со мной, можно сказать, всегда. Когда я был маленьким, то по телевизору смотрел футбол и хоккей. Первый раз сходил на хоккей с мячом с родителями – в «Олимпийском» играло «Динамо». А лет с 7 я уже стал посещать стадион один. В первую очередь ходил на хоккей: это было начало 90-х, и начали зарождаться всякие фанатские движения, обстановка на стадионах была неспокойная, но на хоккей родители меня отпускали. Ходил на «Динамо» (папа болел за московское «Динамо», так что у меня не было выбора за кого болеть) и на сборную.

- Сам спортом занимался?

- В школе занимался футболом и баскетболом и выступал за школу, за район, за город. После школы поступил в МАИ. Московский авиационный институт носил также в народе еще одно название – спортивно-художественный с авиационным уклоном. На момент моего поступления, в 1999-м, в МАИ было около 40 секций, в том числе секции по керлингу, скалолазанию, парашютному спорту. Мне не очень хотелось на физкультуре ходить на лыжах, и, увидев совершенно случайно девочку с табличкой «керлинг», я решил, что пойду туда. Вот так и стал заниматься керлингом.

- 1999-й. В России, кажется, тогда почти не имели понятия, что такое керлинг.

- Я знал, что в керлинге есть швабры и камни. В 1998-м я смотрел один-два репортажа с Игр в Нагано, где как раз керлинг вошел в программу Олимпиады.

- Каких успехов ты добился в керлинге?

- Стал двукратным чемпионом Москвы и бронзовым призером чемпионата России, получил звание кандидата в мастера спорта.

- А как комментаторство вошло в твою жизнь?

- В 2002-м году ко мне подошел тренер и спросил, не хочу ли я сходить и прокомментировать матч. Я согласился, он дал мне телефон и сообщил, что там мне расскажут, что нужно делать. Так я попал на Евроспорт. В то время на канале вместе с комментатором работал эксперт. Я выступал именно экспертом – меня выбрали из трех-четырех кандидатов. Первой работой была работа на трансляциях с послеолимпийского чемпионата мира – в апреле 2002 года. Тогда мужчины и женщины еще играли вместе. Первые года три я работал в паре с комментатором, в том числе и с Губерниевым. А затем мне уже сказали, чтобы я работал сам.

- Тяжело было начинать?

- Базовые понятия мне объяснили, звукорежиссер говорил, например, что рекламная пауза через минуту. К тому же Александр Елисеев, с которым я работал вначале, дал мне много полезных советов – где перебивать друг друга, «топить-не топить», где можно спорить, а где лучше не надо, что не стоит представителей Казахстана называть казахами, а представительниц Чехии – чешками. Поначалу я волновался. Но понял, что главное не стоит строить фразы в голове, а потом проговаривать их, а то получается мешанина. Постепенно, через 2-3 года, выработал свою стратегию ведения репортажа – чем заполнять паузы, как комментировать интересные моменты в игре.

- Был ли у тебя олимпийский опыт?

- Да, в 2006 году. Тогда я понял, что такое Олимпиада, хотя и отработал ее в московской студии. Девиз был такой: «Если ты умер, то подвел коллег по работе». Помимо керлинга, где я отработал 20 матчей, я подменял коллегу Курдюкова на лыжной гонке, 20 км с раздельным стартом. Он застрял в проб и не мог не на машине добраться, ни бросить ее где-то и доехать на метро. Также комментировал хоккейные матчи Казахстан-Россия и Германия – Канада. Часто работал с листа. На Играх очень много событий, все постоянно меняется, возникают различные обстоятельства. Когда комментировал лыжи, то смотрел форум Евроспорта, люди там поняли, что основные лыжные комментаторы не могут вести трансляцию, и написали: пусть он поменьше говорит и нам смотреть не мешает. И я старался придерживаться этого пожелания.

Работать на хоккее также пришлось в срочном порядке. И если имена игроков сборной Канады были мне известны, то в сборной Германии знал лишь одного игрока – Олафа Колцига, который играл в «Вашингтоне». Когда пришлось срочно работать на игре Казахстан-Россия, то спасло то, что главным тренером сборной был тогда Владимир Крикунов, который также тренировал «Динамо», за которое я болею. Плюс в сборной были и динамовские игроки, а в команде Казахстана играли те, кто в основном выступал в нашем чемпионате, т.е. тоже более-менее знакомые лица, т.к. я за хоккеем слежу и на него хожу. Был еще опыт и с прыжками с трамплина – после первого прыжка спортсмена унесли на носилках и на трамплине ничего не происходило минут 15, а нужно же было эту паузу заполнять. Сейчас проще – есть интернет, и ты смотришь соцсети, статистику.

Ванкувер прошел штатно комментировал также из студии в Москве, а в Сочи Евроспорт уже не вел трансляции, т.к. поменялась система продажи телевизионных прав. Раньше Евроспорт покупал у МОК лицензию и раздавал ее по своим «региональным» подразделениям. Теперь же – с Игр в Сочи – МОК продает ТВ права одной телекомпании от страны.

- В Сочи на чемпионате мира по дабл-миксту ты работал с Международной федерацией керлинга, вернее совместно с их вещательной бригадой. Это было интересно?

- Для меня это был первый подобный опыт и да, очень интересный. Мне было интересно увидеть, как картинка производится.  Международная федерация керлинга ведет трансляции со всех чемпионатов – у них есть бригада в Европе и в Канаде. В Сочи 10 человек делали хорошее качество показа. Она шла на youtube, но в принципе без разницы – если картинка хорошая, она подходит и для трансляции по интернету, и по ТВ - для передачи сигнала по спутнику. На Евроспорте ты накладываешь голос на картинку и сидишь перед монитором, слушаешь режиссера во Франции. Здесь же мы сидели у льда, и можно было подойти к бригаде и попросить что-то сделать.

- Высказывают ли тебе наши керлингисты мнение о трансляциях? Они смотрят их в записи?

- В основном это делают их родственники. Но и ребята могут подойти и сказать: «А помнишь вот в той игре месяц назад…» В керлинге атмосфера теплая, все друг друга знают. Спортсмены открытые, к ним можно подойти на разминке и спросить о новостях.

- Помимо работы комментатором ты участвуешь в организации трансляций для Федерации керлинга России.

- Да, мы стараемся  делать их. Трансляции на сайте ФКР делаю я один: камеры крепятся наверху и переключаются. Кстати, ввел пару фишек после чемпионата мира в Сочи. Но организация трансляций – их вывод на более качественный уровень -  требует вложения средств, а также обоснования необходимых для улучшения действий. Не все проходит гладко, но, повторюсь, мы стараемся. Я, кстати, за прошлый сезон даже получил грамоту от федерации.

- Интересен ли керлинг у нас?

- Чемпионат России одновременно смотрят человек 200. Может быть, цифры не слишком впечатляющие, но люди смотрят, обсуждают. Так что интерес есть, и его можно увеличить – нужна реклама,  а затем и монетизировать этот интерес.

- Как ты думаешь, какой вид спорта наиболее интересен с точки зрения показа?

- Однозначно хоккей. В хоккее нельзя отвернуться – на льду постоянно что-то происходит, и ситуация меняется все время.

- Помимо керлинга, хоккея ты комментировал и экзотические для нас виды спорта.

- В свое время Евроспорт комментировал Игры стран Британского Содружества, и я работал на трансляции каббади – индийского вида салок. Накануне почитал в интернете, о чем игра. Она популярна в Индии и в Пакистане, и большинство игроков носят одну фамилию. Нет, они не братья, просто фамилия распространенная.

Был в моей практике и матч по волейболу ногами – сепак такро. Этот вид спорта распространен на Филиппинах.

В какой-то степени к экзотическим могут отнести и состязание лесорубов, популярное в Канаде и США. В нем два мужика должны распилить определенное количество бревен по строго очерченной линии.

Почти сезон я отработал на трансляциях по лакросу, а также комментировал игру в шары. Это шотландская игра, в которой площадка 30 метров и мячи, чуть больше теннисных, не идеально круглой формы. Один шар ставится по середине площадки  и к нему кидают по 4 шара каждый спортсмен. Евроспорт в 2005 показывал турниры Большого шлема, и они были на мне.

- Вне работы ты не комментируешь, когда смотришь трансляцию?

- Керлинг смотрю обычно без звука, с интершумом, или могу послушать трансляцию с очень профессиональными комментаторами. В Канаде, например, отличные комментаторы. К керлингу в этой стране вообще относятся очень хорошо. Им занимается около миллиона человек, там много площадок – хотя в основном это ангары на 4 дорожки, но со льдом очень хорошего качества. В перерыве в студии собираются эксперты и делают серьезные разборы. Для канадцев помимо Игр очень важен чемпионат Канады. Для них это аналог Кубка Стенли  НХЛ.  В первенстве страны помимо победителя предыдущего чемпионата, который считается командой Канады, по команде выставляет каждая провинция. Каждый играет с каждым, а затем плей-офф.

- Очевидно, что в России керлинг не так популярен, как в Канаде. Ты замечаешь, что его популярность в нашей стране растет?

- Да, но не очень быстро. За последнее время сменилось отношение к сборной – в нее стали вкладывать в деньги, организовывать сборы, но и требования к ней стали выше. Уровень высшей лиги вырос, что я особенно заметил на мужском чемпионате страны.  

- Центрами развития керлинга являются Москва и Петербург?

- Да. Кроме того Краснодарский край недавно пригласил игроков.

- А появление специализированной арены в Сочи помогает развитию керлинга?

- На ней хорошо проводить сборы, но спортсменам обязательно нужны спарринги. Замечательно, что на этой арене занимаются дети, проводятся тренировочные лагеря. Этим арена полезна. К тому же в «Ледяном кубе» хороший лед, и он позволяет работать над техникой.

Говорят, что «Куб» мало задействован, но это не так. 30 мая закончился сезон, и летом здесь были неледовые сборы. По технологии раз в сезон лед нужно растапливать и проводить профилактику обслуживающих его машин. Нынешним летом здесь закупили площадку для баскетбола, волейбола и тенниса. Кроме того, арена использовалась для концертов «Комеди Клаб».  

- В программу Олимпийских игр вошел микст-дабл, чемпионат мира по которому и был в Сочи. В отличие от классического керлинга здесь вместо пять мужчин или женщин играет смешанная пара. Ты рад тому, что этот вид пополнил программу Игр?

- Считают, что это пойдет на пользу керлингу. Дабл-микст расширяет географию участников и зрителей. Теперь больше людей будут говорить  «щетки», а не «швабры», и «камни», а не «шайбы». Дабл-микст динамичнее, удобнее для зрителя и для вещателя – полтора-два часа вместо трех длится одна игра. Именно три часа заложено в гриде – программе канала на неделю.

- Знаю, что помимо ТВ ты периодически приходишь на радио.

- У нас есть Спорт fm и команда.ком. Мне радио очень нравится, и я хочу на нем сделать часовую программу о керлинге. Такую обзорную передачу – где что прошло, кто как сыграл, у кого что не пошло.

- Готова ли у нас аудитория к такой программе? Мы же мало знаем о керлинге.

- В передаче как раз можно рассказывать и об азах керлинга и образовывать аудиторию, вернее открывать керлинг для нее.

- Думаешь, жанр радио еще перспективен?

- Он жив и будет жить. Возможно, радио уйдет в интернет, но разговорный жанр будет жить. Без живого общения мы не останемся.