Самое яркое впечатление от Олимпийских игр? Салют, который я видел с крыши «Айсберга»
Николай Кондаков из тех людей, которые помогают запечатлеть для истории мгновения спортивного подвига, преодоления или трагедии. И в этой моей фразе нет излишнего пафоса.
Большинство из нас – тех, кто работает на спортивном событии, движимы чувством сопричастности к чему-то большому. У Коли возможностей почувствовать эту сопричастность было немало и, не сомневаюсь, еще немало будет. Правда, для него не так важна работа в окружении звезд мирового спорта: куда важнее наблюдать за работой других звезд – спортивной фотографии.
Новый герой моей рубрики – фото-менеджер Николай Кондаков. Он курировал работу фотографов на одном из объектов Сочи-2014, Универсиаде и чемпионате мира по водным видам спорта в Казани, чемпионатах мира по хоккею и легкой атлетике в Москве. Мы поговорили с ним о том, как сделать жизнь человека с фотокамерой на турнире более легкой, можно ли снимать с дрона и почему стоило смотреть олимпийский салют на крыше.
Фотосъемка Николая Кондакова. Санкт-Петербург, "СИБУР АРЕНА". В роли модели - Ксения Столбова (олимпийская чемпионка и серебряный призер Игр-2014 по фигурному катанию). Фото из архива Н.Кондакова.
– Коля, по традиции, задам тебе первым вопрос о том, как ты пришел к жизни такой? Т.е. с чего началась твоя работа на спортивных турнирах?
– В 2006 году моя сестра, которая сотрудничала с Дирекцией спортивно-зрелищных мероприятий Москвы, предложила мне стать волонтером на молодежном чемпионате мира среди девушек по футболу. Я там «поволонтерил» и постепенно стал помогать на различных турнирах, проводимых дирекцией. Трудился в отделе по организации работы прессы – приводил тренеров на пресс-конференции, переводил их, а на чемпионате мира по хоккею-2007 помогал с переводом фото-менеджеру турнира Роберту Максимову.
– Сам ты тогда еще не снимал?
– Нет, мне просто нравилось общаться с фотографами в процессе работы. С течением времени я занялся фотографией и лучше стал понимать, что нужно этой категории прессы для работы на турнирах.
– Объясни как фото-менеджер, чем условия для работы фотографов отличаются от условий для пишущей прессы?
– Начнем с такой простой вещи как стол в пресс-центре. По сравнению с пишущими журналистами, которым может хватить для работы пространства в полметра , фотографу требуется гораздо больше места: ему нужно расположить рядом камеру, зарядные устройства, аккумулятор, батареи. Иногда международные федерации в руководствах по проведению турниров указывают величину нормо-места для журналистов. Так вот места для фотографов зачастую на 60-70 см больше, чем для пишущих журналистов. Также для фотографов в пресс-центрах предусмотрены локеры – ящики, в которые они складывают свою аппаратуру. Это особенно удобно, когда турнир длится несколько дней: можно оставить оборудование в локере, а не возить с собой. Ехать с дорогой аппаратурой, особенно в метро, может быть опасно – не у нас, а в ряде других стран.
– Кстати, сколько весит фотоаппаратура?
– Комплект аппаратуры весит около 10 кг. Раньше вес был больше, но линзы последнего поколения легче по сравнению с предыдущими версиями.
– На турнирах трудятся фотографы, работающие для газет и журналов, а есть те – кто работает на информационные агентства.
– Существует несколько основных мировых информационных агентств. Associated Press (AP), Associated France Press (AFP), Reuters – агентства, поставляющие миру новости в текстовом формате и в формате фотографий. Getty Images специализируется только на фотоконтенте. Из российских крупнейшими агентствами являются МИА Россия Сегодня (бывшее РИА Новости) и ТАСС. При выборе позиции на площадке агентства имеют приоритет, т.к. их аудитория превышает аудиторию газет и журналов, к тому же зачастую те же газеты и журналы покупают фото у них.
– Мы потребляем все больше видеоконтента, тот же ютьюб захватил популярность. На твой взгляд, в связи с распространением видео стал ли меньше спрос на фотографии – у публики и, соответственно, у СМИ?
– Нет, я так не думаю. Фото все также нужны газетам и журналам, необходимы они и для статичных рекламных сообщений. К тому же у фото и видео разные задачи. Видео показывает динамику процесса, фото – один момент. Для фотографа очень важно уловить этот момент и показать именно его. К тому же во многих случаях то, что увидела камера фотографа, не увидела видеокамера.
– Спортивные фотографы – особенные? Они отличаются от остальных?
– Можно сказать, что да. Они, прежде всего, репортажники. К тому же, чтобы снимать спорт, нужно уметь быстро реагировать на все происходящее и продумывать свои действия наперед. Если фотограф снимает свадьбу, то он может подойти к жениху и невесте и попросить повторить движение или позу (что, в принципе не очень хорошо, но бывает). В спорте сделать такое невозможно: ты действуешь в заданных условиях (место, время дня, погода), и у тебя есть лишь момент (например, во время прыжка с вышки), и нужно успеть все отснять за этот миг. Хотя в тех же прыжках в воду действия спортсменов, можно сказать, предсказуемы: ты знаешь, что спортсмен будет прыгать с этого места, и можешь поставишь радиоуправляемую камеру, наведенную на эту точку. В игровых видах спорта просчитать действия спортсмена очень тяжело. Хотя и там у фотографа есть основные точки для съемки. В хоккее, например, можно прикрепить камеру над воротами, в баскетболе – за щит. А в некоторых видах, к примеру, в регби это сделать сложнее – там игрок должен добежать до любой точки в зачетной зоне, и у фотографа нет возможности заранее «навестись» на эту точку.
Чемпионат мира по водным видам спорта. Казань. Из архива Н.Кондакова.
– Требуется ли фотографу время на адаптацию при работе на определенном виде спорта?
– Безусловно, нужно – очень тяжело сориентироваться сразу. Поэтому начинающему фотографу перед работой на крупном турнире нужно предварительно сходить на детские, юношеские или региональные соревнования по этому виду спорта и поработать там. На такие турниры легче попасть и ограничений в условиях работы там не так много, как на крупных турнирах. В Америке очень много мелких турниров, и о них можно легко найти информацию в Интернете. У нас данные о том, что и где происходит, нужно искать.
– Что необходимо фотографу для того, чтобы работать на турнире?
– Информация о том, где он может снимать, стартовые протоколы, Интернет, место в пресс-центре.
– Условия для работы фотографов организует тот же департамент оргкомитетов, что и работает с пишущей прессой.
– Да, хотя нам в процессе организации приходится значительно больше взаимодействовать с телевещателями, т.к. именно с ними фотографы зачастую делят место у площадки – точки для съемки почти одни и те же.
– А где в основном находятся точки съемки для фотографов?
– Их расположение во многом зависит от вида спорта. Конечно, всегда есть точки у площадки, на которой проходит состязание, но зачастую количество мест рядом с field of play лимитировано. Например, на чемпионате мира по водным видам спорта в Казани на турнире по плаванию Международная федерация водных видов спорта разрешила находиться 11 фотографам, в т.ч. 5 фотоагентствам (AP, AFP, Getty Images, Reuters, Россия Сегодня), а также фотографу федерации и фотографу фирмы-спонсора (Nikon). Правда, потом нам удалось этот лимит немного увеличить. На оставшиеся места все желающие могли подать заявку. В любом случае, фотографов, которые снимают у площадки, по причине деликатности этой зоны мы должны знать, чтобы не допустить никаких эксцессов. Все точки съемки согласовываются, как я уже говорил, с телевещателями и представителями функции «Спорт» (подразделение оргкомитета, которое отвечает за проведение самого турнира – его спортивную составляющую – прим.IrenaZ). Все это обговаривается до начала соревнований, а во время турнира мы контролируем, чтобы фотографы исполняли нашу часть договоренностей. Возможно, некоторые из них воспринимают меня как человека, который ходит и нудит, что то делать нельзя, это нельзя. Всю подготовительную работу по обустройству мест для их работы они, конечно, не видят.
– И чтобы фотографы знали, по каким правилам им жить во время турнира, фото-менеджер, т.е. ты проводишь с ними брифинг.
– На каждом крупном турнире, вернее до его начала, фото-менеджер организует встречу с фотографами – фотобрифинг, на котором рассказывает правила работы на турнире: откуда снимаем, как туда попасть, какие услуги организаторы предоставляют. После брифинга фотографы подписывают бумагу, гласящую, что они ознакомлены с правилами работы на турнире.
– Кстати, отличной особенностью фотографов являются жилеты, по которым их можно отличить от остальных.
– На самом деле, эти жилеты нужны в основном для нас, сотрудников оргкомитета, чтобы мы «опознавали» фотографов на площадке. Например, фотографы агентств облачены в жилеты другого цвета, чем остальные фотографы. Это нужно, чтобы выделить их среди остальных и провести на позиции. Также жилеты удобны для «распознавания» службой безопасности: им значительно проще и быстрее ориентироваться по цвету жилета, а не по тому, что написано на аккредитации.
Чемпионат мира по легкой атлетике. Москва. Фото А.Голованова.
Да и нам проще давать объяснения в духе «синие жилеты пропускаем, зеленые – нет». К тому же жилеты пронумерованы, что также способствует лучшей идентификации фотографа на площадке. При какой-то проблеме проще найти его и поговорить с ним.
– Мы часто видим, что во время награждения фотографы выстраиваются в определенном порядке. Зачем?
– До самого награждения организаторы проводят репетицию церемонии, чтобы все сотрудники оргкомитета и службы, задействованные в награждении, знали свои действия и координировали их между собой. Я, как фото-менеджер, на репетиции обговариваю с телевещателями, где и когда могут находиться фотографы, чтобы они не попали в объектив камеры и не мешали трансляции. Иногда, как например, на чемпионате мира по водным видам спорта в Казани, на арене рядом с пьедесталом очень мало места, буквально метр-полтора, и в это пространство должна уместиться группа награждения – те, кто выносят медали, и те, кто награждают. Поэтому в данном случае фотографу приходится снимать очень длинной оптикой через весь бассейн, что не очень удобно. А для того, чтобы были сделаны снимки чемпиона и призеров, мы просили их подходить в определенную точку возле бассейна и позировать там фотографам.
Зимние Паралимпийские игры. Сочи. Фото Kevin J Stone Photography.
– Сколько фотографов работает на крупных спортивных турнирах?
– На чемпионате мира по водным видам спорта в Казани их было не слишком много – 125, на Олимпийских играх в Сочи – 700. Я работал в «Шайбе» – на втором хоккейном катке, и у меня было 60 фотографов.
– Есть ли сейчас специальные фотографы для соцсетей? Соцсети-то очень развиваются.
– Нет, обычно на крупных турнирах действуют квоты для пишущих представителей СМИ и для фотографов, и для работающих только для соцсетей их обычно не хватает. Тем более, что обычно соцсети не зарегистрированы как СМИ, что затрудняет получение ими аккредитаций на турнир. Но, конечно, многие фотографы постят свои фото на своих страницах. Так что фото в соцсетях есть.
– Сколько времени нужно человеку, чтобы он стал хорошим спортивным фотографом?
– Сложно сказать.
– Хорошо, а что является признаком хорошего снимка? Его резкость?
– С развитием техники вопрос резкости практически отпал. Сейчас, как и раньше, в спорте важно поймать эмоции, а также обращает на себя внимание работа со светом и цветом. Мы как-то с нашими спортивными фотографами были на встрече, где свои фото представил фотограф из Германии. Так мы были потрясены его работой с цветом и светом.
– Кстати, на соревнованиях в пресс-центрах иногда вывешивают фотографии.
– На крупных турнирах часто присутствует компания – производитель оборудования (Canon, Nikon). Они выступают партнерами турнира: осуществляют ремонт, сервис фото-оборудования, дают его фотографам в аренду. Таким образом, компании представляют новинки своей целевой аудитории – профессиональным фотографам. И они же печатают на своем оборудовании лучшие кадры, которые были сделаны фотографами на этом соревновании.
– Как ты считаешь, можно ли делать качественные фото на турнире айфоном?
– Можно. На Лондонских Играх один фотограф делал все фото на айфон. Да, они уступали по качеству тем, что были сделаны профессиональной фотокамерой, но все равно были вполне достойными.
– По своей работе ты встречаешься с профессионалами в данной области, и, думаю, тебе интересно смотреть за тем, как они работают?
– Очень интересно. Особенно интересно наблюдать за иностранными представителями крупнейших агентств. За работой наших мне тоже наблюдать интересно, но я с ними работаю постоянно и уже немного изучил их работу. Очень интересна техническая сторона вопроса, технологии, которые фотографы применяют в своей работе. Например, в некоторых видах спорта радиоуправляемые камеры устанавливаются на мостках под потолком зала, а для водных видов спорта на дне бассейна. Сейчас с развитием телекоммуникационных технологий ими оборудованы фото-позиции, и фото-редактор получает снимки сразу же, как фотограф их делает. На Играх в Сочи фото появлялось на ленте агентств Getty Images и МИА Россия Сегодня примерно через 1.5 минуты после того, как оно было сделано. Т.е. за это время фото-редактор успевал выбрать фотографию, сделать минимальную обработку (кадрирование), подписать фото и поставить его на ленту.
– Сейчас активное распространение получают дроны. Они могут использоваться для телетрансляций. Видишь ли ты их будущее для производства фото на турнирах?
– Думаю, дроны не придутся по вкусу спортивному департаменту оргкомитетов. Есть вероятность, что дрон может отказать, и тогда предсказать траекторию его полета сложно. Конечно, возможности дрона по фотосъемке очень интересны. Но здесь очень важный момент заключается именно в его безопасности для окружающих. Прошлой зимой был случай, когда телевизионный дрон чуть было не упал на горнолыжника во время соревнований. Удастся решить вопрос с безопасностью, тогда дроны могут стать полноценным оборудованием на турнирах. Правда, возникает другой вопрос – как передавать данные с дрона. Если с мостков фото сразу же передается по кабелю, то с дрона передача данных может осуществляться по вай-фаю. Его скорость пока ниже, чем кабельного Интернета, а для передачи фото скорость очень важна. Современный фотоаппарат делает около 12 кадров в минуту, каждый кадр – около 5 Мб. Вай-фай может не переварить такое количество данных за небольшой промежуток времени.
Зимние Олимпийские игры. Сочи. Фото из архива Н.Кондакова.
– В Сочи в 2014-м ты провел несколько месяцев – работал и на Олимпийских, и на Параолимпийских играх. Какие воспоминания оттуда самые яркие?
– Во время открытия и закрытия Игр я выводил фотографов на крышу дворца «Айсберг», чтобы они сделали фото салюта: фотографы делали запрос в оргкомитет на такую съемку. Я получил поминутный план салюта и говорил им, во сколько и где будет точка запуска. Кстати, проходило несколько репетиций салюта. Так что я стал свидетелем потрясающего 10-минутного зрелища, которое мало кто видел вживую. На Паралимпиаде работа у меня была сложнее, чем на обычных Играх: на моей арене проходили баталии по следж-хоккею, который вызывал большой интерес у публики и прессы. Достаточно сказать, что на полуфинал и финал журналистам выдавали к аккредитации дополнительные билеты – настолько огромен был интерес.
– На каком турнире тебе очень хочется поработать?
– Снова на Олимпийских играх, т.к. это очень масштабных турнир, а также на чемпионате мира по футболу – интересно посмотреть, как турнир проводится в нескольких городах. Для тех, кто работает в организации спортивных соревнований, эти турниры, как и для спортсменов, являются вершиной карьеры.
– Болеешь ли ты сам во время турниров?
– Нет, т.к. это мешает работе. Из-за переживаний можно упустить важный момент в своей деятельности, поэтому чем больше работаю, тем спокойнее мне на соревнованиях – вид спорта имеет значение только в плане специфики работы.
– А какой вид спорта нравится снимать?
– Баскетбол – он динамичен, постоянно держит в напряжении.
Еврокубок. Химки. Фото из архива Н.Кондакова.