4 мин.

Выбор сделан. Под какую музыку будут кататься фигуристы в олимпийском сезоне

Фото: РИА Новости/Владимир Песня

Музыкальное сопровождение – одна их самых важных составных частей фигурного катания. Во многом именно оно определяет программу спортсмена, а программа, в свою очередь, может либо завоевать симпатии зрителей и судей, либо оставить их равнодушными, что проявляется и в выставляемых оценках. В олимпийский сезон выбор музыки важен вдвойне или, вернее, вчетверне, потому что Олимпийские игры – главный старт четырёхлетия. Это определённое подведение итогов, и теоретически фигуристы должны реализовать самые яркие творческие задумки, которые приходили им в голову за последние четыре года. Но так ли это на самом деле? Какие музыкальные композиции выбрали спортсмены в этом году? Существуют ли определённые тенденции в олимпийском сезоне? На эти вопросы я попробую ответить с помощью таблицы.

Конечно, интересно было бы сделать список программ всех фигуристов, выступающих в этом сезоне, но меня посетило смутное подозрение, что я тогда как раз до конца сезона этот список и буду составлять. Поэтому я сосредоточила внимание в основном на тех, кого мы хотя бы теоретически сможем увидеть на Олимпийских Играх. Кто-то поедет туда с вероятностью в 99,999999999%, кто-то – только в том случае, если что-то вдруг случится с лидерами команды, кто-то как раз сейчас отбирается в Оберстдорфе. Поэтому, пожалуйста, не пеняйте на меня сильно, если список вдруг покажется вам излишне полным или, наоборот, недостаточно подробным. Кроме того, по программам некоторых фигуристов информация в Интернете отсутствует или является неточной.

Список стран идёт в алфавитном порядке. Спортсмены группируются по странам. Чаще всего их имена идут в том порядке, который они заняли на последнем чемпионате страны.

Расшифровка условных обозначений:

круг – старая программа

стрелка – спортсмен ранее катался под ту же музыку

Жирный шрифт – музыка, имеющая отношение к России

Курсив – музыка, повторяющаяся в программах разных спортсменов

* В течение сезона программа будет изменена

ФК-женщины
ФК-мужчины
ФК-парное
ФК-танцы

Как и предполагалось, главным лейтмотивом сезона станет музыка русских композиторов, причём музыка самая разнообразная: от «Коробушки» до «Лебединого озера», от «Метели» до «И всё-таки я люблю». Активнее других проявили себя русскоговорящие фигуристы, что и понятно: кто сможет лучше их проинтерпретировать родную музыку? Впрочем, многие спортсмены, входящие в элиту фигурного катания, тоже решили обратиться к русской музыке. Савченко/Шолковы, например, даже заявили о своём желании создать программу классического типа под музыку из «Щелкунчика», хотя в первую очередь эта пара знаменита своими авангардными постановками. Самыми популярными русскими композициями оказались «Половецкие пляски», «Шехерезада», Первый концерт Чайковского, самым популярным русским композитором… Впрочем, имя самого популярного композитора вы легко угадаете и без меня, и без моих таблиц.

Ничуть не утратили популярности и так называемые «испанские» мотивы: танго, фламенко,  мамбо, «Кармен». Это ценность на все времена. Впрочем, почему-то думается мне, что отчасти в популярности «Кармен» виноваты канадские танцоры Виртью/Мойр. Вполне возможно, что многие девушки (а также один юноша), посмотрев их прошлогодний произвольный танец, подумали: «А мы чем хуже? У нас тоже есть свой собственный, неповторимый и уникальный взгляд на Кармен!» Удалось ли им по-новому раскрыть тему страстной, но эгоистичной героини Мериме? Скоро узнаем.

Также большим успехом пользуются в этом сезоне «Отверженные». Не оказались обойдены вниманием Beatles, Гершвин, Нино Рота, Каро Эмеральд. Две танцевальные пары катаются под Майкла Джексона.

Некоторые фигуристы решили оставить программы прошлого сезона или же воспользоваться музыкой, под которую они уже катались раньше. Кто-то получил травму, как, например, Константин Меньшов, и ему не хватило времени приготовить что-то новое. Кто-то оставил программу просто потому, что считает её удачной, как, например, Патрик Чан. В случае с Чаном свою роль должно было сыграть и то, что его короткая была поставлена под музыку Сергея Рахманинова. А вообще самыми консервативными по этому показателю оказались мужчины: именно у них заявлено наибольшее количество повторных программ. Второе место с большим отрывом заняли женщины, третье с ещё большим – парники. У танцоров повторных программ нет, что, в принципе, объяснимо спецификой этой дисциплины. Тема для короткого танца каждый год меняется, а оставлять старый произвольный – себе дороже, ведь в танцах оригинальность постановки имеет первостепенное значение. Зачастую при равной технике именно она оказывает влияние на итоговое место. Зато сразу несколько танцоров в этом году решило отдать должное своей родине и поставить программу на связанную с ней тему. В качестве примера можно привести «Маленького принца» Пешала/Бурза, «Севильского цирюльника» Каппеллини/Ланотте, «Сёгуна» Ридов.