10 мин.

Берлинские бассейны изнутри

Так уж сложились звёзды, что этим летом я поехала на Чемпионат Европы по водным видам спорта, проходивший в Берлине. Произошло это не по моей инициативе, потому что я за водными видами спорта слежу мало и более-менее ориентируюсь только в прыжках в воду. Но что случилось, то случилось: несколько дней подряд я исправно ездила в Europasportpark и запасалась впечатлениями, которыми теперь хочу поделиться с вами.

Как театр начинается с вешалки, так и соревнования в чужом городе начинаются с гостиницы. Гостиницу мы выбрали по совету знакомых, которые в ней останавливались ранее, и не прогадали. С отелем у нас не возникло ни малейших проблем: уютный номер, обилие за завтраком разнообразной снеди, удобное местоположение…Или нет, с местоположением нам чуточку не повезло. Первоначально мы были им полностью довольны. Ещё бы! Ведь прямо от гостиницы ходит автобус до аэропорта, а если немного пройти пешком, то можно добраться до остановки, от которой идёт прямой автобус до стадиона! Это звучало сказочно.

Реальность оказалась более суровой. Выйдя из автобуса и поплутав по местным улочкам, мы наконец-то добрались до комплекса, где проводились соревнования. Хотя в первую секунду у нас язык не повернулся бы назвать это место комплексом. Перед нашим взором предстала огромная поляна, засаженная яблонями, посреди которой торчали два плоских чёрных купола. Перед этой площадкой пробегала шумная автодорога, за которой располагались складские помещения XIX века. Сзади площадки – менее крупные спортивные сооружения – например, баскетбольный зал. По бокам – жилые дома. Справа маленькие пятиэтажные, слева – высотки. Наверное, здесь проходит граница районов, а может быть, когда-то даже проходила граница города.

Стадион

Отлично, стадионы найдены, осталось лишь попасть внутрь. И тут начались трудности. Потому что сколько бы мы ни кружили вокруг куполов, нам так и не удалось обнаружить никакой дырки, сквозь которую можно было бы проникнуть в здание. Если, конечно, не считать служебного входа, откуда ядовито-оранжевой вермишелью тянулись провода телевизионщиков. И никаких указателей, и никаких волонтёров. Пустырь пустырём. Даже лавочки нет, чтобы присесть и предаться размышлениям о нашей горькой участи.

Стадион-2

Единственным намёком хоть на какой-то указатель была надпись «Haupteingang» («главный вход»), протянувшаяся по левому краю сквера, прямо над железнодорожной станцией. Вначале мы не обратили на неё внимания. Во-первых, она выглядела так, как будто ей, по меньшей мере, лет десять. Во-вторых, она была только на немецком языке, а на Чемпионате Европы таблички должны быть как минимум ещё и на английском. Мы, в конце концов, не обязаны знать немецкий. В-третьих, словосочетание «главный вход» само по себе малоинформативно. Кто знает, что это за вход. Может быть, это вход на станцию. Или в параллельный мир.

Яблони возле стадиона

Зато можно было собрать урожай яблок

Но когда до старта оставалось всего сорок минут и терять было уже нечего, мы рискнули и спустились по лестнице, начинавшейся под Haupteingang. И что же мы увидели? А увидели мы длинный коридор, соединявший два бассейна, украшенный яркими крупными указателями на английском и немецком и заполненный толпой радостно улыбающихся людей. На самом же крупном указателе было написано «Haupteingang S», то есть «главный вход со стороны ж/д станции». И этот проход уже действительно выглядел как главный вход. Когда мы из любопытства спустились на станцию, то там даже стоял волонтёр, охотно показывающий дорогу всем желающим.

Видимо, немцам даже в голову не пришло, что кто-то может воспользоваться не электричкой, а автобусом или трамваем.

Так состоялось наше знакомство с Europasportpark.

Коридор на стадионе

Заветный коридор

Соревнования проводились на двух аренах. Прыжки в воду и синхронное плавание проходили в маленьком бассейне, который всю свою сознательную жизнь и использовался в качестве бассейна, а плавание – в переоборудованном велодроме. Перед каждой из арен располагался предбанник, в котором можно было купить сувениры и перекусить. У тех, кто ходил на плавание, была возможность неплохо поесть: перед входом в зал находились сразу три буфета, призванные угодить любому вкусу. Там были и выпечка, и гарниры, и мясные блюда…Любителям прыжков в воду и синхронного плавания о таком разнообразии мечтать лишь приходилось: им продавали только фаст-фуд в виде сосисок в тесте. Хотя немцы, надо полагать, из-за этого особо не расстраивались, потому что жареные сосиски у них считаются едва ли не национальным блюдом.

Кусок трека

Здесь ясно виден кусочек велотрека

Обслуживающий персонал был неистощимо дружелюбен.  Стоило зрителю чуть-чуть замешкаться, разглядывая таблички с номерами секторов, как тотчас ему на помощь спешил волонтёр. Продавцы не переставали дружелюбно улыбаться даже тогда, когда ты в одном немецком слове делал пять ошибок.

Зал для прыжков в воду

Зал для прыжков в воду. Очень уютный, светлый и жаркий. Правда, кое-где не были пронумерованы сиденья, но если кто-то не мог самостоятельно отсчитать нужное, то он мог взять математическую справку у волонтёра.

Зрители же не оставили у меня таких тёплых воспоминаний.

Большая часть публики состояла из совершеннолетних немцев. Вели они себя вполне благопристойно, радушно хлопали иностранным спортсменам и одаривали бурными овациями своих. Разумеется, у меня не вызывало приятных эмоций, когда кто-то начинал орать у меня под ухом. Но это можно понять, простить и отпустить. А вот детская часть аудитории, эти невинные цветочки да ягодки…бррр. Они, конечно, не могли хлопать или кричать с той же силой, что и взрослые. Но они с успехом компенсировали это подручными средствами, в основном палками-стучалками. Вы когда-нибудь догадывались, какой шум могут производить две пластиковые трубки, туго накачанные воздухом? Нет? Тогда изо всех сил стукните друг о друга двумя жестянками, и вы получите очень точное представление.

Сувениры

В тот день, когда пришло особенно много детей, организаторы раздали бесплатные сувениры: палки-стучалки, козырёк и пластинку, показывающую, что видят плавцы сквозь очки

Но шум, исходивший от детишек, – это лишь полбеды. Их поведение и в других аспектах оставляло желать лучшего. Как-то раз мы сели на первый ряд. Через проход от нас сидел мальчик. Мальчик, положивший ноги на защитное ограждение перед собой. Положивший ноги, одетые в носки настолько грязные, как будто их никто не стирал недели две. Аппетитное зрелище, не правда ли? К счастью, мне нужно было поворачивать голову в ту сторону лишь затем, чтобы быстренько взглянуть на табло. Через какое-то время мне и вовсе не пришлось её поворачивать, потому что откуда-то сверху спустился другой мальчик и, встав в проходе, загородил и табло, и своего очаровательного сверстника.

Но прекрасный пол решил догнать и перегнать пол сильный. На следующий день за мной сели мама с девочкой. Девочке было очень скучно, и она пыталась развлечь себя, пиная мой стул ногами. Иногда она делала передышку, слезая с маминых коленей и пронзительно дудя в дудку. В какой-то момент дудка выпала у неё из рук и закатилась под моё сиденье. Разумеется, мне пришлось поднять сей музыкальный инструмент и вернуть законной владелице. Законная же владелица, как ни в чём не бывало, принялась дудеть дальше. И её маме даже не пришло в голову сказать ребёнку, что засовывать в рот предметы, поднятые с пола, не совсем гигиенично. Но через некоторое время и дудка девочке надоела, и малышка вернулась на колени к маме, чтобы продолжить пинание моего стула. Для разнообразия она иногда заезжала мне ногой по спине и по волосам – хорошо ещё, что родители предусмотрительно сняли с неё башмаки. За полтора часа её мама всего два раза сказала мне «Entschuldigung», что неудивительно, потому что если бы она извинялась после каждого удара своей доченьки, то у неё давно отсох бы язык.

Если мою жизнь отравляли дети, то жизнь спортсменов отравляла немецкая группа поддержки. Может быть, вы заметили, что часть трибун на всех соревнованиях занимала группа подростков в жёлтых футболках. На большинстве из них были гирлянды, раскрашенные в цвета ФРГ, а у самых патриотичных в эти цвета были раскрашены лица. Вначале я думала, что это аниматоры, потому что перед началом соревнования они пытались показать что-то вроде танца: синхронно поднимали и опускали руки и ноги. Но потом я поняла, что главная их цель – поддерживать немецких спортсменов. Помимо детей, именно они в основном гремели палками-стучалками, а лидер их группы даже бил в барабан. Но хуже всего было то, что при объявлении оценок немецким спортсменам, группа поддержки в едином порыве орала что-то вроде «ХЕЙ-ХО, ХЕЙ-ХО! УФ-УФ-УФ!». Да простят меня немцы, но это выглядело так, словно группу орангутангов научили произносить какую-то фразу, и теперь по сигналу дрессировщика они её хором выкрикивают. По-моему, это ужасное неуважение к спортсменам других национальностей, которые, уже стоя на трамплине и готовясь к следующему прыжку, вынуждены этот рёв слушать.

Группа поддержки

Группа поддержки пытается исполнить танец

Не думаю, что есть смысл писать непосредственно о ходе соревнований: результаты уже давно известны, и вряд ли я сообщу вам что-то новое. Пожалуй, я упомяну только пару интересных моментов.

Иногда перед соревнованиями, за несколько минут до представления спортсменов, на арене появлялся талисман – Капля. Выглядел он не очень элегантно, зато честно пытался развлечь публику: трогал водичку пальцем, прыгал через скакалку, танцевал с волонтёрами. Ещё о нём показали забавный ролик: как он приезжает в Берлин, ходит по улицам, обнимается с жителями, спит в гостинице…Поскольку между плаванием и прыжками в воду был большой перерыв,  организаторы пытались его как-то заполнить: устраивали викторины, флэшмобы. Например, предлагали поцеловаться перед камерой или по знаку ведущего кричать представителям какой-то одной страны. Правда, список стран был какой-то неполный. Ведущий два раза обращался к англичанам, французам, шведам, нидерландцам, испанцам и полякам, но проигнорировал русских, словаков и чехов. Хотя те тоже находились в зале. Кстати, если на плавании мы увидели небольшую группку русских болельщиков, то на прыжках в воду – совсем никого.

Разминка

Пока зрителей занимает аниматор, пловцы разминаются

После метрового трамплина Кузнецов выглядел немного расстроенным. Обмыв после церемонии награждения медаль в воде, он присоединился к фотосессии, но медаль на шею вешать не стал, оставил её в руке. Отстояв столько, сколько требовали приличия, он быстро скрылся в подтрибунном помещении, в то время как Хаусдинг и Россе продолжали сверкать счастливыми улыбками в объективы камер.

Церемония

Церемония награждения

В синхронных прыжках с вышки у мужчин мне было жаль британцев, сражавшихся с белорусами за серебряную медаль. Во время предпоследней попытки, когда уже раздался свисток и спортсменам оставались считанные секунды до прыжка, внезапно послышался треск. Оказывается, у кабинки рядом с судьями, в которой сидели аккредитованные лица, отвалилась стенка и оттуда выпал человек – по-моему, в костюме польской сборной. К счастью, он не пострадал, стенку быстро вернули на место, но восстановить нервные клетки британцев оказалось намного сложнее. Они запороли этот прыжок, да и следующий тоже и оказались без медалей вообще.

Лифт на стадионе

Лифт, поднимавший прыгунов на 10метровую вышку

Мораль сего поста такова: это был интересный опыт, и я ни в коем случае не жалею, что съездила. Но в следующий раз я лучше буду смотреть водные виды спорта по телевизору. Хотя бы по той причине, что, пока мы посещали соревнования, наши прыгуны брали только серебро, а как только наша семья уехала, у нашей сборной началась серия побед…