Наши фигуристы разогнали конкуренцию до экстремальной. У кого выше шансы на золото ЧР?
Мужское катание приобретает статус центрального вида в России – так, по крайней мере, его представляют в среде (в том числе сами спортсмены).
«Соревнования мужчин, как мне кажется, по зрительскому интересу выходят из тени, даже в какой‑то степени привлекают больше интереса, чем женские», – размышляет Наталья Бестемьянова.
«Мне кажется, сейчас одиночное мужское даже интереснее смотреть, чем женское. Не в обиду девушкам, но конкуренция сейчас явно серьезнее у мужчин», – настаивает Елена Радионова.
«Тезис про то, что мужское катание выходит из тени женского, может, не совсем корректный. Но я еще года три назад говорил, когда меня спрашивали о том, что женское катание популярнее мужского: мне кажется, это цикличный момент», – предполагает Марк Кондратюк, аккуратно добавляя, что парни «потихоньку набирают обороты».
Соперничество действительно обострилось. На пьедестал чемпионата России в этом году претендуют минимум 9 человек.
Все смешалось: у каждого есть убойное преимущество и слабое место, на которое давят конкуренты
Год назад по итогам ЧР в мужской сборной сформировалась тройка лидеров – Евгений Семененко, Владислав Дикиджи и Петр Гуменник. Они существенно выделялись контентом, исполнением и компонентами. В цифрах все тоже было близко – их разделили 2,33 балла.
Теперь все иначе.
Лучший по рейтингу российского Гран-при
Однозначно Дикиджи – единственный, кто выиграл оба этапа. Более того, среди соперников нет никого, кто подобрался бы близко с серебром и золотом других этапов.
Вместе с Владом в топе Марк Кондратюк и Евгений Семененко, у каждого по победе и по бронзовой медали. При этом Дикиджи не выглядит непобедимым: на Мемориале Панина-Коломенкина в сентябре он сорвал произвольную и даже не попал в тройку.
Амбассадоры сложности
В сезоне-2024/25 их сразу 8.
Экстремальную базовую стоимость собирали Григорий Федоров (146,69 за два проката), Кондратюк (145,42) и Николай Угожаев (142,56). Причем это не единичные прокаты – все трое такой контент заявляют постоянно, по средней базе они тоже лучшие. У каждого по два четверных в короткой и по четыре дорогих квада (лутц/флип/риттбергер) в произвольной.
К ним прилагаются вращения и дорожки максимальных уровней, которые в редких случаях проседают до третьего (у Кондратюка, впрочем, бывают и вторые). Но Марк делает по пять ультра-си, к тому же тяжелейшую секвенцию из двух тройных акселей. Примечательно, что условный лидер этой тройки (Федоров) не делает пятиквадку. Он заслужил высочайшую оценку от техбригады благодаря ценным непрыжковым элементам и меньшему количеству недокрутов, чем у конкурентов.
На пять четверных периодически решаются Семененко, Гуменник и Егор Рухин. У Дикиджи и Глеба Лутфуллина по четыре.
Для сравнения: на чемпионате мира-2024 на четыре четверных зашел только Адам Сяо Хим Фа, а больше (шесть) сделал лишь Илья Малинин. Российские эксперты любят сравнивать внутренние старты с турнирами ISU именно по этому критерию. «У нас как будто Олимпиада» – маркер развития мужского катания.
Однако в таких комментариях обычно не проговаривается, что лидеры ЧМ исполнили этот суперконтент близко к идеалу, а наши парни так много теряют в оборотах, что по баллам лишаются почти полноценного ультра-си.
Кондратюк так хорош, что потягался бы с Малининым?
Главный по стабильности
Вы, вероятно, удивитесь, но это Евгений Семененко, у него лучшие оценки за исполнение – в среднем 26,53 по сумме прокатов. При этом он не обошелся без грубых ошибок ни на одном турнире – собрал полный комплект: неясное ребро, бабочки, пара недокрутов и пара падений.
Судей, впрочем, это не беспокоит: привычные для Семененко «клюющие» выезды они оценивают как чистые. Риттбергер, недовернутый на четверть на Мемориале Панина-Коломенкина, почти половина арбитров поощрила на +2.
Впрочем, так относятся не только к Евгению – просто остальные еще менее надежны. Выделяется лишь Глеб Лутфуллин: у него – при всей сложности программ – за три турнира ноль падений, одна бабочка и два приземления на минусовое GOE. К нему близок Дикиджи с уверенными прокатами на Гран-при, показатели портит только проваленный первый старт сезона.
Бог компонентов
Дмитрий Алиев. Он лучший по средней второй оценке (138,16 в сумме) и делит лидерство с Семененко по рекордным компонентам в этом сезоне в отдельных прокатах. Рядом Кондратюк и Гуменник, если не допускают крупных срывов.
Текущий курс гроссмейстерских результатов в России держится на уровне 46 баллов за короткую и 91-92 за произвольную.
На международных соревнованиях в этом олимпийском цикле такие отметки покоряли только лучшие исполнители: Шома Уно, Адам Сяо Хим Фа, Кевин Аймо, Юма Кагияма и Джейсон Браун. Недавно к ним присоединился Илья Малинин.
И кто же главный фаворит чемпионата России?
Его нет. Нет ни абсолютно непобедимых, ни на 100% надежных, ни рекордсменов по трудности.
Семь четверных на две программы уже не уникальная история: судьи поощряют риск высокими надбавками и тем самым разгоняют забег за пятиквадкой. Максимальная сложность теперь необходима для борьбы за медали, спортсмены мыслят именно такими категориями.
«Готовиться по-любому нужно к тому, чтобы делать пять четверных. Если вдруг что-то пойдет не так, всегда можно оставить четыре», – рассуждал Петр Гуменник о ЧР.
Пиковые компоненты отбивают желание работать над презентацией – показательно, что это чувствуют и проговаривают сами фигуристы.
«Кажется немного странным, что наши топовые одиночники получают 9,50, практически максимум в компонентах. Подсознательно это говорит: «Я и так идеально катаюсь». Я бы умножил на коэффициент и поставил бы всем не 9,50, а где-то 8,50, чтобы было куда стремиться. Чтобы ты видел задел в улучшении в произвольной программе не 5 баллов, а 15. Это заставило бы стараться сильнее», – слова того же Гуменника.
Можно было бы сравнить лучшие суммы сезона и выделить лидера, но и тут проблема: сразу пятеро перемахнули отметку в 300 баллов. На мировом уровне за всю историю мужского катания эту планку преодолевали только девять человек.
Российские одиночники так привыкли к этим результатам, что ждут уникальные 200 за произвольную, даже если совершают ошибки. Примечательна реакция Кондратюка на первом этапе Гран-при: с тройкой на выезде с секвенции и грязным приземлением на каскаде лутц+ойлер+сальхов Марк надеялся на рекорд карьеры.
«Ну если это не 200, то я не знаю, что тогда. Пожалуйста, 200», – просил он в уголке слез и поцелуев. Не хватило в итоге 0,56.
С учетом того, что все фигуристы из «клуба 300» минимум по разу существенно отдалялись от этой цифры в сезоне-2024/25, в борьбу за медали могут вмешаться еще четверо: собственно Кондратюк (уже подобравшийся близко), Гуменник (ему 300 покорялись в прошлом году), Алиев и Роман Савосин
Может показаться, что неправильно сводить к математическим неравенствам борьбу спортсменов за медали ключевого турнира. Это действительно так. Но примерами вида «больше/меньше/равно» сейчас и измеряют успех в российском катании.
«В этот раз произвольная шла иначе, потому что по ходу программы примерно считаю баллы. Зная результат предыдущих участников, понимал, что права на ошибку нет. Знал, что борьба будет сложная, соперники сильные», – поделился Семененко после четвертого этапа Гран-при.
Так что чемпионат страны, вероятно, выиграет тот, кто предельно точно оценит разницу потенциалов – своего и конкурентов.
Наших фигуристов награждают баллами как у лучших прокатов в истории. Это очень плохо
Расписание чемпионата России по фигурному катанию-2025 в Омске
В тексте использованы фрагменты интервью «Матч ТВ», «Спорт-Экспрессу», Sport24 и Okko Sport.
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид, Александр Вильф, Алексей Даничев, Илья Наймушин
Ну и лидером по компонентам должен быть Ветлугин. И эта разница должна покрывать недостаток технической сложности его программ..
Как человек - импонирует. Но в очередной раз чемпионом видеть его не хочется. Есть более достойные.Даже победу Угожаева бы с бОльшей радостью восприняла. Хуже него (из претендентов) только Кондратюк