Что готовят фигуристы к олимпийскому сезону и какой хореограф нарасхват?
Перед олимпийским сезоном фигуристы долго держат интригу вокруг программ. Эти постановки самые важные в четырехлетии, ведь кого-то они приведут к медалям Игр.
Хореографы внимательны ко всему: последним модным веяниям, публичным (и не очень) комментариям судей, а иногда даже суевериям.
Некоторые спортсмены уже поделились наработками – в них намечается несколько трендов.

Классика – самый популярный выбор перед Олимпиадой. Но чем плоха музыка из «золотого фонда»?
Фрагменты балетов, опер и мюзиклов – основа программ в любой сезон, а в олимпийский особенно. На турнирах-2025/26 точно будет «Болеро» в исполнении француза Кевина Аймоза, «Призрак оперы» от японца Као Миуры, «Кармен» от кореянки Хэ Ин Ли, «Отверженные» от А Сун Юн и «Танго Роксаны» от армянки Софьи Титовой.
Запасная сборной России на олимпийский отбор Алина Горбачева ставит короткую под «Лунную сонату» Бетховена. Подробнее про тренды российских постановок мы рассказывали отдельно.
Фигуристы ищут козыри перед олимпийским сезоном: Дикиджи позвал Коляду, танцоры – Тарасову
Классика выверенная, стройная, в ней есть яркая характерная мелодия и четкие акценты, по которым удобно располагать элементы. А еще эти образы самые узнаваемые.
«По мнению многих тренеров, известная музыка сильно облегчает восприятие. Они думают, что, когда судьи смотрят на фигуриста, им, учитывая интенсивность программы, понять музыку, движение и смысл становится очень трудно», – объяснял композитор Александр Гольдштейн.
История подсказывает, какой костюм пошить и какую хореографию поставить. Все уже придумано и проверено временем. В этом одновременно и минус. Бетина Попова считает, что музыка из «золотого фонда» загоняет спортсменов в рамки:
«Периодически случаются какие-то прорывы, кто-то где-то поэкспериментировал удачно, и сразу все идут его путем, и в наш «золотой фонд» прибавляется еще один трек. Это не особо хорошо, потому что спектр таланта и возможностей у спортсмена очень высок, и пытаться все это воплощать в 15 темах не совсем интересно».

Кроме того, в случае с классикой или каноничными мелодиями из кино неизбежны повторы.
«Болеро» помимо Аймоза взяла китаянка Шики Гао. Японки Моне Чиба и Рена Уезоно выбрали для короткой балет «Ромео и Джульетта». Но они, по крайней мере, катаются на разных уровнях – взрослом и юниорском.
Хуже ситуация у кореянок Ю Сон Ким и Янг Ю, которые с короткими под тему из «Титаника» могут столкнуться на одном турнире.
Хорошо знакомую публике музыку взяла и Каори Сакамото, но она, судя по всему, готовит очень личное прочтение. В произвольной у нее три песни Эдит Пиаф – «Жизнь сквозь розовые очки», «Гимн любви» и легендарная Non, je ne regrette rien («Нет! Я не жалею ни о чем»). Две из них прозвучат в исполнении Патрисии Каас.
На фоне заявления о завершении карьеры после Милана такая комбинация треков выглядит как прощальная речь.
Какая музыка в фигурном катании приносит медали? Оказывается, есть проклятье Рахманинова и Вивальди
Еще в топе тренды соцсетей, но их брать опасно из-за сложностей с авторскими правами
Второй путь – современные вирусные композиции.
У Вакабы Хигучи «Чудо-женщина», у Ринки Ватанабе – Get Lost из второй части мультфильма «Моана», у Старр Эндрюс Run The World Бейонсе. По-прежнему жива «Дюна», особенно популярная в программах-2024/25. Под темы из первой ее части будет кататься в короткой немка Анна Герке.
Этой мелодией публика, вероятно, уже пресытилась, но веяние в целом должно быть по вкусу Международному союзу конькобежцев (ISU). Хиты XXI века планировались в ритм-танце олимпийского сезона. Идею не реализовали, но Союз не теряет надежду сделать это в будущем.
«Песни из сегодняшних хит-парадов позволят зацепить и более молодую аудиторию: представьте программу, которая поставлена под микс из песен Тейлор Свифт – ее будут смотреть даже те, кто никогда не следил за танцами на льду», – рассказывал Спортсу’’ глава техкома танцев Шон Реттстатт.
Новые темы придают прокатам свежести и сразу запоминаются, но в таких случаях бывает сложно уладить вопросы с авторскими правами. Канадка Маделин Скизас из-за этого попрощалась с короткой под «Короля льва», которую планировала сохранить с прошлого сезона.

«Мне назвали действительно непомерную сумму денег. Так что эта программа явно отпадает. Мы знали, что это возможно. Я надеялась, что все закончится не так, как закончилось, но мне нравилась эта программа. Возможно, это был просто знак, что пришло время сделать что-то новое», – пожаловалась Скизас.
Новую идею фигуристке тоже еще не одобрили. Она утвердила пока лишь The Butterfly Lovers Concerto в произвольной.
«Для меня существует большая неопределенность относительно того, что будет разрешено, а что нет. У меня надежный запасной план на тот случай, если первые варианты не будут одобрены.
Единственное, в чем мы можем быть уверены – это классическая музыка, написанная до 1929 года. Но я бы хотела иметь короткую программу под музыку со словами, а в классической музыке с этим сложно. Это не невозможно, но я все-таки хотела бы что-то более современное, а не делать обе программы под медленную и романтическую классическую музыку», – говорит она.
Договориться об использовании музыки важно именно сейчас. Чехи Катержина Мразкова и Даниэль Мразек из-за претензии правообладателя спешно меняли произвольный танец по ходу сезона-2024/25. Перед Играми это непозволительный риск.
Скрытая угроза в фигурке – авторские права: у танцоров забрали музыку перед Евро
Самый популярный хореограф года – Бенуа Ришо. Его постановки увидим во всех четырех видах

Еще один тренд лета-2025 – работа с Бенуа Ришо, французский хореограф в этом году нарасхват.
О сотрудничестве с ним уже объявили Минерва Хазе и Никита Володин, Као Миура, Хана Йошида, Стивен Гоголев, Донован Каррильо, Эмилия Зингас и Вадим Колесник, Мария Павлова и Алексей Святченко, Лоисья Демужо и Тео Ле Мерсье.
Плюс фигуристы, с которыми он работает на протяжении нескольких лет, – Адам Сяо Хим Фа, Брэди Теннелл и Нина Пинзарроне. Среди клиентов есть и россияне – Софья Муравьева и Василиса Кагановская с Максимом Некрасовым.
География широчайшая – от Мексики до Японии. Специализация тоже – ставит для одиночников, танцоров и пар.
Ришо любят за тонкий вкус, внимание к предпочтениям спортсменов и умение нестандартно подать даже часто используемые темы, как было с «Лебединым озером» Пиназарроне в короткой-2024/25.

Вместо Хендрикс на Евро бельгийка с модной программой – задумку не угадать до последних секунд
К каждой новой постановке он делает небольшое превью.
«Мы выбрали композитора, когда-то потерявшего свой голос, а потом вернувшегося творить музыку, которая никогда не переставала говорить с душой», – анонс к произвольной Гоголева. Имя композитора пока не раскрывают.
«Это месть, одетая в изящество. Думай об опасности в тишине. Контроль острее лезвия. Это не просто выступление, это миссия», – это о новой короткой Йошиды. Ее сделали под саундтреки к фильму «Убить Билла».
«Мы искали что-то истинное. Что-то, что принадлежит только ему, энергию, новый способ рассказать свою историю», – так Ришо написал о работе с Као Миурой.
До первых локальных кубков меньше двух месяцев, челленджеры стартуют в середине сентября – новые постановки увидим очень скоро.
В тексте использованы фрагменты интервью «Чемпионату», Спортсу’’ и Sport24.
Фото: East News/WANG Zhao / AFP; Gettyimages.ru/Atsushi Tomura, Maddie Meye; Raniero Corbelletti/AFLO/Global Look Press
А у Горбачевой, кстати, композиция в обработке, плюс вставка с вокалом, так что там от оригинальной "Лунной сонаты" мало что осталось.
Программа может быть сколько угодно вторичной, но фигуристка смотрится выигрышнее
Прочитала что Non, je ne regrette rien у Каори и слезы уже тут как тут, не знаю как прокат в Милане буду смотреть.🥹