Главная дуэль фигурки 80-х – «битва Брайанов»: тренер Медведевой против любимчика Тутберидзе
Международный союз конькобежцев (ISU) отчитался о финансах за год и вновь признал: доходы от соревнований и продажи трансляций не покрывают расходы на их организацию. Чиновники спасаются прибылью от инвестиций.
«Уровень конкуренции упал из-за отсутствия некоторых элитных спортсменов», – вот как описали одну из причин спада, очевидно подразумевая отсутствие россиян.
Но наши фигуристы требовались не всегда. Ничто так не раскручивает популярность спорта, как острое соперничество. Проверено еще в 1980-е двумя одиночниками – Брайаном Бойтано и Брайаном Орсером.
Их дуэль изменила фигурку.

Три года делили титулы только между собой. Главную схватку устроили на Олимпиаде-1988
Представьте себе фигурное катание начала 80-х. Обязательные фигуры – одна из трех ключевых программ. Четверные на соревнованиях не делают даже мужчины. Катарина Витт еще не шокировала публику нарядами «на грани фола». В мужском катании царит американец Скотт Хэмилтон, не подпускающий никого к первому месту с 1981-го по 1984-й. За ним же остаются Олимпийские игры-1984, после которых он ушел в шоу.
Следующий чемпионат мира забрал советский одиночник Александр Фадеев, но куда больше внимания в том олимпийском цикле получили его соперники, стоявшие на пьедестале рядом – канадец Брайан Орсер и американец Брайан Бойтано. Дальше в течение трех лет только они занимали первые места на ключевых стартах.

Орсер к тому моменту – один из фаворитов, серебряный призер Олимпиады, первый фигурист, исполнивший тройной аксель на Играх.
Бойтано относительно него – перспективный новичок, только укрепляющийся в элите. Бронза мирового чемпионата-1985 – первая для него медаль крупного международного турнира по взрослым.
Канадский Брайан уже несколько раз оставлял американского позади – на двух предыдущих ЧМ и Играх-1984. Но начиная с сезона-1985/86 они шли на равных.
Борьбу обостряло то, что в очных встречах они сходились редко. Финал Гран-при проводят только с 1995-го, поэтому главная дуэль случалась в конце сезона на чемпионате мира. В 1986-м его выиграл Бойтано, оставив Орсера вторым. В 1987-м они поменялись местами. Год спустя лучшим снова оказался американец.
На пик конкуренция вышла в Калгари-1988. Орсер ехал на домашние Игры за уникальным рекордом – первой в истории Канады победой в одиночном катании. Канадские фигуристы к тому моменту лишь однажды брали олимпийское золото – в 1960-м Барбара Вагнер и Роберт Пол победили в парном катании.
Брайан даже нес флаг страны на церемонии открытия.

«В то время давление было огромным. Куда бы я ни шел, люди кричали: «Вперед, за золотом!» Ко мне даже в продуктовом магазине подходили. Честное слово, если бы я услышал это еще раз, я бы лопнул», – вспоминал он позже.
Орсер уступил Бойтано в обязательных фигурах, но обошел в короткой программе. Все решала произвольная. Первой на нее вышел американец и выступил почти безупречно. Культовому кораблику длиною десять секунд аплодировали даже местные болельщики, пришедшие поддержать соперника. Двадцатитысячная арена «Калгари Сэддлдоум» забилась полностью.
Канадец катался следующим и ошибся. Вышел в степ-аут с тройного флипа и сдвоил последний аксель, оставшись без одного тройного прыжка. Это был его коронный элемент. За него Орсер получил прозвище «мистер тройной аксель».
Пять арбитров из девяти поставили американца выше. Система судейства тогда была другой: значение имели и оценки, и место в рейтинге жюри. По баллам чуть выше оказался как раз канадец, но он выиграл артистизмом, а решающее значение имела техника.

После Калгари это правило изменили и поставили презентацию в приоритет. А 14 лет спустя рухнула вообще вся прежняя модель оценивания.
Крах «системы 6,0» – последняя революция в фигурке. Ее спровоцировал олимпийский скандал с нашими
Бойтано побил Орсера его же оружием. Их дуэль – вечный спор о компонентах и технике
Дуэль Брайанов на какое-то время приобрела почти философское значение. Это было противостояние двух стран из числа гегемонов в фигурном катании. А еще столкновение мастера презентации Орсера и технического гения Бойтано.
Американец ввел в программы прыжки с одной рукой наверх. Тройной лутц тано стал одним из его фирменных элементов. А еще он несколько лет штурмовал квады, но чисто так и не выехал. До революции четверных не докатался совсем немного: первый квад на соревнованиях покорился Курту Браунингу на чемпионате мира-1988.
А вот в артистизме лучшим всегда считался канадский Брайан. Чтобы победить его на домашнем льду, Бойтано нанял хореографа Сандру Безич и поставил непривычно драматичную для себя произвольную «Наполеон» о пяти этапах жизни французского солдата.

В этот момент он сделал, вероятно, ключевой тактический ход. Одни прыжки не были стопроцентным преимуществом.
На олимпийской арене за ними следили ежеминутно. Сразу после объявления оценок в зону kiss’n’cry подсаживался корреспондент с вопросами о результатах и соперниках, так что первые комментарии зрители получали сразу же.

А вот кадры из зоны ожидания: Орсер наблюдает за прокатами конкурента. Из их противостояния сделали реалити.


После Игр канадская пресса почти уничтожила своего героя. Обозреватель Toronto Star Джим Праудфут назвал его серебро «самым позорным поражением в истории канадского фигурного катания».
Сам Орсер признавался: «Я был очень разочарован. Я не мог представить себе жизнь без золотой медали. Я годами задавался вопросом: «А что, если?» Но однажды я был на семинаре, и кто-то показал запись моего выступления на Играх. Сначала я вздрогнул. Никогда раньше ее не видел. Но, досмотрев до конца, подумал: «Эй, а я был довольно хорош!».
Оба по окончании сезона-1987/88 завершили карьеру и ушли в шоу. Катались на чемпионатах для профессионалов и в ледовых спектаклях. В 1989-м популярностью этой дуэли воспользовались режиссеры фильма «Кармен на льду» с Катариной Витт. Бойтано сыграл Хосе, а Орсер – Тореадора.

О том, насколько значима эта битва в истории фигурки, говорит одна история. В 2006-м Бойтано рассказывал: «В прошлом году я был в отеле в Гамильтоне. Ко мне подошел один парень и сказал: «Ты тот Брайан, который победил нашего Брайана!» Я подумал: «Дружище, это было так давно, тебе нужно это пережить».
Эта встреча случилась через 17 лет после Олимпиады в Калгари.
Подружились после ухода из спорта и теперь скучают по «эпохе великих противостояний»
Много лет спустя отношения между двумя легендами стали дружескими.
Орсер рассуждал: «Мне потребовалось время, чтобы справиться с той ситуацией. С другой стороны, выиграй я Олимпиаду – наверняка не стал бы тренером».
Как наставник он построил очень успешную карьеру: привел в золоту Игр Ю-на Ким, Юдзуру Ханю (дважды), а еще Габриэль Дэйлман, победившую вместе с Канадой в командном турнире Пхенчхана-2018.
Хавьер Фернандес с ним дошел до бронзы Олимпиады и двух титулов чемпиона мира. Джунхван Чха – до серебра ЧМ, Евгения Медведева – до бронзы.

К слову, когда Медведева перешла к Орсеру, ее экс-тренер Этери Тутберидзе будто поддела ее, рассказав, кто ее любимый фигурист: «Мне очень нравился Брайан Бойтано. Думаю, у него был полный набор: красота, хорошее катание, подводки, высокие прыжки. И у него всегда был история в программе. Даже тогда».
Бойтано ушел в медиа, вел собственное шоу и комментировал.
После них в мужском фигурном катании было только одно сопоставимое по популярности противостояние – дуэль Алексея Ягудина и Евгения Плющенко в начале нулевых. И несколько менее долгих и непримиримых вроде Браунинга против Петренко или Плющенко против Лайсачека.
Канадец признает: без серьезного соперничества интерес зрителей растворяется. С этим 8 лет назад он связывал спад в канадском фигурном катании:
«Чтобы спасти ситуацию, нам нужна суперзвезда, ну как Мишель Кван. Как в те дни, когда катались Брайан Бойтано, Скотт Хэмилтон, во времена великих противостояний. Вспомните ту же дуэль Ю-На Ким и Мао Асады, да и Мики Андо не давала им расслабиться».

Большое интервью Брайана Орсера: про Медведеву, Ханю и даже девчонок Тутберидзе💥
Несколько лет спустя, в сезоне-2023/24, в фигурном катании, казалось, наступил период абсолютной определенности и в некотором смысле застоя: Илья Малинин, Каори Сакамото и Мэдисон Чок/Эван Бейтс выглядели несокрушимыми лидерами в своих видах.
К Играм-2026 закрутилось уже несколько интриг: возвращение титулованных танцоров, конкуренция в женской фигурке. И это как раз то, что нужно спорту. Зритель не должен понимать, чем кончится дело, еще до начала трансляции.
Спортсменам, судя по воспоминаниям Орсера, это незнание тоже полезно:
«Всякий раз, когда мы с Брайаном собираемся вместе, мы предаемся воспоминаниям. Мы говорим о том, какими невероятными были Игры в Калгари. Быть частью «Битвы Брайанов» было очень здорово. Я очень горжусь тем, как мы справились с этой ситуацией». Мы оба катались очень хорошо. Драма развивалась по сценарию.
Хотя, конечно, я бы написал другой финал».
Фото: East News/AFP PHOTO/DANIEL JANIN, AP Photo/John Redman, AP Photo/Dave Caulkin, AP Photo/NewsBase; Gettyimages.ru/Gray Mortimore/Allsport, Thos Robinson, John Nacion, Bongarts; РИА Новости/Владимир Песня