6 мин.

Женщины поднимают мужчин: экстрим-трюк возвращается в фигурку

Новая тема ритм-танцев-2025/26 вернет в фигурное катание дух 90-х: гранж, Backstreet Boys, кожаные мини-юбки, а еще наверняка тренды постановок той эпохи.

Один из них – поддержка со сменой роли (role-reverse lifts), в которых партнерша поднимает партнера.

Мода на перевертыши пришла во многом благодаря французскому дуэту Марине Анисиной и Гвендалю Пейзера, хотя этот ход использовали задолго до их легендарной произвольной-1997/98.

Изменили не только исполнение элементов, но и восприятие образов

До Анисиной и Пейзера реверс уже пробовали Изабель и Поль Дюшене в олимпийском произвольном танце-1991/92. Это не было полноценной поддержкой, Изабель лишь пару секунд удерживала Поля на весу. Но даже такое короткое движение – нечто больше, чем просто деталь для украшения постановки.

Много лет роли в дуэтах распределялись вполне однозначно: силовую часть брал на себя мужчина, девушка олицетворяла грацию и нередко уязвимость: «Мужчина – каркас, женщина – картина». Смена амплуа меняет ракурс и подсвечивает противоположные черты в каждом из партнеров.

В 1990-е фигуристы во всех видах много экспериментировали с соревновательными программами. Появились не только нетрадиционные поддержки, но и новые стили, в обиход вошли акробатические элементы вроде сальто Сурии Бонали.

Французы Анисина и Пейзера благодаря своей находке обрели узнаваемый стиль. Их «Ромео и Джульетта», для которой хореографы впервые предложили перевертыш, – новое прочтение классики. В нем показали стойкость и решительность Джульетты, поэтому на льду она несет партнера.

Физически это не так сложно, как кажется. Такие поддержки построены на балансе и правильной работе рычагов, поэтому требуют скорее точности, чем силы, хотя некоторые критерии все же есть. В 2008-м Анисина рассуждала о том, можно ли сделать этот элемент обязательным в танцах на льду:

«Это невозможно, потому что доступно не всем. Если бы я каталась с Женей Платовым, я бы просто не смогла его поднять. Все зависит от гибкости, роста и веса партнера. Я же не Геркулес, в конце концов».

С Пейзера все сошлось. Позже пара показала еще несколько версий поддержки. Например, в олимпийском произвольном-2001/02, принесшем золото Солт-Лейк-Сити.

Еще за два года до этого отточили ее настолько, что ставили предпоследним элементом программы.

Есть даже особенно рискованный трюк, где лезвие Гвендаля зависает в нескольких сантиметрах от лица Марины. Это произвольный-1997/98 под саундтрек к киноадаптации «Человека в железной маске».

Добавляли этот элемент и в показательные.

Позже role-reverse использовали и другие пары. Британцы Шинед и Джон Керр сначала опробовали на шоу, потом перенесли на турниры.

Федерика Файелла и Массимо Скали добавляли в программы простые и более сложные, опасные вариации.

Марина Анисина – фигуристка, которая поднимала партнера в танцах. Эта поддержка олицетворяла свободу

Моду подхватили следующие поколения, а потом внедрили в новое ответвление фигурки

Этот тренд развивается и сейчас. Испанцы Сара Уртадо и Адрия Диас тоже делали перевертыши.

С ним справляются и еще более миниатюрные партнерши, чем Сара. Американка Уна Браун легко удерживает своего брата Гейджа, хотя ее рост всего 147 сантиметров (партнер на 20 сантиметров выше), если верить анкете на сайте Международного союза конькобежцев (ISU).

Они используют это движение как часть хореосеквенции еще с юниорской карьеры. После перехода во взрослые внедрили его в ритм-танец, где цена любой ошибки (и уж тем более потенциального падения) в разы выше, чем в произвольном.

Прелесть поддержек на балансе в том, что они подходят дуэтам с небольшой разницей в росте между партнерами. Разные формы таких элементов используют вице-чемпионы мира Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри.

А еще role-reverse расширяет горизонты для других видов фигурки. В синхронном катании девушки тоже делают такие поддержки.

Габриела Пападакис и Мэдисон Хаббел используют их в шоу.

Их выступление на шоу Art on Ice вызвало немало осуждения, но и Анисину с Пейзера за их эксперименты сначала критиковали, за поддержку в особенности. Джульетта, несущая на руках Ромео, нравилась далеко не всем. И все-таки этот прием встречается в постановках дуэтов из разных стран до сих пор, то есть на протяжении почти 30 лет. Значит, теперь это уже не просто тест новой задумки, а проверенная временем классика.

Самые опасные трюки в фигурке: вращения с партнершей на голове, поддержки с лезвием у горла и, конечно, сальто

В фигурке встрепенулись от однополого номера в танцах. Неужели возможна новая дисциплина?

Фото: Gettyimages/Chung Sung-Jun / Staff, Matthew Stockman / Staff, Minas Panagiotakis / Stringer, Clive Rose / Staff, Doug Pensinger / Staff, Frank Peters / Staff, Clive Brunskill / Staff; East News/AP Photo/Dick Druckman, AP Photo/Lionel Cironneau, AP Photo/Dusan Vranic