Каково «проиграть» Олимпийские игры?
Истории серебряных призёров Олимпиад, которые считают свою медаль «проигрышем»
Когда спортсмены говорят, что бронзовая медаль приносит больше радости, чем серебряная, в этом трудно проследить логику — кажется, что обладатель бронзовой медали будет недоволен собой. Однако изученные данные показывают, что всё совсем не так. Согласно исследованиям, спортсмены, получившие бронзу, обычно радуются такому результату больше, чем те, кто завоевал серебро. Объяснение этому — особенности психологии.
Мысли призёров:
Описать мысли призёров можно примерно так: «ты выиграл золото – ты этому рад, потому что все твои упорные труды принесли желанный результат. Если выиграл бронзу – ты все-таки получил медаль, а мог ведь и вообще ничего не получить. Ты серебряный призёр – это почти победа, но почти не считается».
Исследование:
В 1995 году психологи из Корнелльского университета и университета Толедо провели исследование с целью выявить причину того, почему серебряная медаль воспринимается так негативно. В качестве объяснения они приводят психологический феномен, который называется «контрфактуальным мышлением». Это необычное явление заключается в том, что вместо объективного восприятия результата, человек начинает думать о том, что могло бы быть или должно было быть.
Почему реакция такая разная?
Серебряный призёр в данном случае наверняка думает что-то вроде: «я бы получил первое место, если бы выступил лучше или сделал что-то по-другому». А в случае с бронзовым мысли двигаются в противоположном направлении: «ещё чуть-чуть, и я бы вообще не получил медаль». Это и есть разница в реакции спортсменов на медали и ответ на вопрос: почему серебряный призёр не так доволен призом, как бронзовый?
Этот феномен меня настолько удивил, что я решила рассказать вам о спортсменах, которые называли свою медаль «проигрышем», а в фигурном катании их было много в последнее время: Ирина Слуцкая, Евгений Плющенко, Евгения Медведева и Александра Трусова.
Золотая Эра: время до Олимпиады-2002
К сезону 1999/2000 Слуцкая провела внутреннюю перезагрузку: стала заметно артистичнее и, главное, добавила в свой технический арсенал каскады «тройной лутц + тройной риттбергер» и «тройной сальхов + тройной риттбергер», которых тогда не делал никто в мире. С таким набором элементов Ирина уверенно выиграла финал Гран-при, чемпионат России, Европы и только на чемпионате мира все же пропустила вперед Мишель Кван. Ей же Слуцкая проиграла и в следующем году, зато обошла американку и всех остальных на ЧМ-2002. Правда, то золото стало слабым утешением после поражения на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити от юной представительницы США Сары Хьюз, сразу же закончившей карьеру и не выступившей на мировом форуме.
Те Игры стали главным разочарованием Ирины в её профессиональной карьере. Она имела все шансы стать первой россиянкой, выигравшей Олимпиаду в женском катании. После короткой программы она уступала Кван, но в произвольной обыграла американку и, казалось, что станет олимпийской чемпионкой. Однако выступавшая последней Хьюз подхватила упавшее было американское знамя и смогла превратить четвёртое место после короткой программы в олимпийское золото.
У Слуцкой были сильные соперницы. Ещё до эпохи российских одиночниц американки собрали убойное трио: Мишель Кван, Саша Коэн и Сара Хьюз. У каждой из них имелись свои технические козыри, уникальные навыки и армии фанатов. Но итоги Олимпиады разочаровали не только российских болельщиков – американские трибуны тоже плакали, пока звучал гимн.
Какие были ставки у Федерации фигурного катания сборной США?
Мишель Кван
Мишель Кван считалась фаворитом домашней Олимпиады. К тому моменту она была четырёхкратной чемпионкой мира и серебряной медалисткой Нагано-1998. Её артистизм, спирали и владение коньком покоряли публику. «Тот факт, что мы выступаем в Америке, не даёт мне преимущества у судей, но хоть публика меня особенно выделяет», – хвасталась она.
Саша Коэн
Федерация фигурного катания США делала ставку на 17-летнюю Сашу Коэн: на церемонии открытия именно её посадили рядом с президентом Джорджем Бушем-младшим. Недавняя юниорка не отличалась сильной интерпретацией, но на тренировках даже пробовала четверные.
Сара Хьюз
В первое место Сары Хьюз мало кто верил, но аргументы в её пользу тоже были: Сара уже брала бронзовые медали на чемпионате мира и в Финале Гран-при, делала каскады 3-3 с риттбергером, но главное – отличалась потрясающей стабильностью, что особенно ценно на Олимпиаде.
В МОК опасались, что Россия покинет Олимпиаду из-за многочисленных скандалов
Важная деталь: за год до Олимпиады Слуцкая уже обижалась на судей за серебро: в 2001-м на чемпионате мира в Ванкувере её обошла Кван.
«Мой прокат произвольной в Ванкувере был лучшим в этом году. Но полного удовлетворения нет и быть не может, иначе бы я не ревела в голос за кулисами. Надо подумать, чем же Кван показалась судьям артистичнее», – говорила Слуцкая.
Пресса подхватила слова расстроенной россиянки: первые теории о будущем судействе на Олимпиаде вылились в газетные заголовки «Против Америки с любовью», «Три американки на одну русскую», «Слуцкая будет бороться со всей американской сборной».
Ситуация усугублялась ещё и тем, что конфликты с российскими спортсменами в Солт-Лейке накапливались: в парах вручили два комплекта золотых наград, у биатлониста Павла Ростовцева на допинг-контроле забрали крови втрое больше нормы, в лыжах на допинге поймали Ларису Лазутину и Ольгу Данилову.
Ход соревнований по фигурному катанию среди женщин на Олимпийских играх 2002 года
Соревнования фигуристок начались размеренно. После короткой программы положение выглядело логичным: Кван лидировала, Слуцкая шла второй и уступала лишь одним судейским голосом, Коэн занимала третье место с чистым, но пока юниорским прокатом. Казалось, про Хьюз после короткой забыли – включиться в борьбу за золото с 4-м результатом было почти нереально.
В произвольной программе все пошло по необычному сценарию. Кван упала, Коэн рассыпалась, а Хьюз выдала идеальный прокат. И если в короткой ей придержали оценку за артистизм, то в произвольной 7 тройных прыжков под музыку Равеля впечатлили зал и судей.
Слуцкой достался последний стартовый номер – и ей, и судьям был известен расклад, при котором она бы обошла Хьюз. С техникой проблем не возникло – помарка на выезде с флипа была неприятной, но не особо повлияла на результат. А вот оценки Ирины за артистизм до сих пор вызывают споры.
В олимпийский сезон Слуцкая подстраховалась и выбрала сложную трагическую постановку «Тоска» на музыку Пуччини, программу ставил премьер балета «Ла Скала» Джузеппе Арена. Но оценка за артистизм зависит не только от лиричности. «Тоска» – это сильный образ, история, множество музыкальных акцентов: комплект, который Ирина не собрала полностью. Судьи оказались в ловушке: с одной стороны – впечатляющая сложность программы, с другой – идеальные представления о героине, которым Слуцкая соответствовала не до конца. Вероятно, арбитры, поставившие Ирину ниже соперниц, думали именно так (итальянец и немец – судьи не из североамериканского фигурного блока, так что об ангажированности речь не шла).
Решающий голос
В системе 6.0 каждый судья после выставления оценок за технику и артистизм ранжировал фигуристов по местам, в результате чего выше располагался фигурист с большей суммой оценок каждого судьи. В противостоянии Слуцкая – Хьюз пять арбитров из 9 поставили на первое место американку, четыре – Ирину. Всё решил один голос.
Понятно, что после скандала в соревнованиях пар, старая судейская система была обречена, но под её обломками осталось и золото Слуцкой. На награждении Ирина справилась с эмоциями: «я своим выступлением на Олимпиаде довольна. Серебро Игр тоже дорогого стоит. Я была рада своей награде, поэтому и улыбалась».
Федерация фигурного катания России, формально, ещё повозмущалась после итогов:
«Мы рассматриваем это как нарушение правил ISU и считаем этот факт выражением необъективности большинства судей. Мы просим пересмотреть результаты и вручить Слуцкой вторую золотую медаль», – писал в заявлении президент ФФКР Валентин Писеев.
Жалоб было даже две (первая – на результаты короткой программы), но обе бесполезные – срок подачи истек, поэтому их даже не рассматривали. Кажется, протесты были рассчитаны не на защиту спортсменки, а на российскую публику, искавшую справедливости.
Спустя годы Слуцкая объяснила, почему с такой обидой восприняла поражение в Солт-Лейк-Сити
«Я почему так долго не могла смириться с результатами 2002 года – мне кажется, что олимпийское золото должно быть выстрадано. Тренировками, нервами, травмами, слезами. Мне бы не было обидно, если бы выиграла Кван. Потому что она эту медаль заслужила. Так же, как и я. Мы досконально знаем, как много лежит в этом куске позолоченного металла. А Хьюз даже не догадывается об этом. Возможно, я не права, но считаю именно так», – Ирина Слуцкая.
Первая Олимпиада
2000 год. На чемпионате Европы в Вене 17-летний Плющенко сумел опередить Ягудина, выиграв свой первый крупный международный турнир. В 1999–2000 годах Плющенко победил на семи турнирах сезона. А в следующем сезоне ему не было равных во всех соревнованиях, в которых он принимал участие: на чемпионатах мира, Европы и России, а также на этапах и в финале Гран-при. Выступления Плющенко всегда были яркими, а после знаменитого показательного номера «Sexbomb» он стал кумиром поклонниц фигурного катания.
В 18 лет Плющенко отправился на свою первую Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити. Он уже был звездой и одним из главных претендентов на победу. К Играм Плющенко освоил сложнейший каскад прыжков (четверной тулуп — тройной тулуп — тройной риттбергер), однако на соревнованиях не справился с волнением и упал в короткой программе. В итоге он всё же завоевал серебро, уступив лишь Ягудину.
В ноябре 2003 года Алексей Ягудин объявил о завершении профессиональной карьеры - теперь Плющенко стал сильнейшим фигуристом планеты. Лишь в 2004 году на первенстве Европы он проиграл французу Бриану Жуберу. Не удалось Евгению выиграть и домашний чемпионат мира 2005 года в Москве, когда он был вынужден сняться из-за травмы после короткой программы. Плющенко пришлось перенести операцию на паховых кольцах, однако к своей второй Олимпиаде он успел вернуться в форму.
Игры-2006 в Турине стали звездным часом Евгения Плющенко. Безупречно откатав и короткую, и произвольную программы, он завоевал золото, добился колоссального преимущества в 27 баллов над ставшим вторым швейцарцем Стефаном Ламбьелем. Плющенко исполнил короткую программу под музыку из «Тоски» Джакомо Пуччини. А в произвольной показал ставший знаменитым номер под музыку Нино Рота «Крестный отец», аранжированную скрипачом Эдвином Мартоном, который аккомпанировал фигуристу прямо на льду.
Перерыв в карьере
После Турина-2006 Плющенко приостановил карьеру, чтобы отдохнуть и восстановиться после ставших хроническими травм колена. Параллельно фигурист начал выступать в собственных ледовых шоу, гастролировал по России и Европе, вёл передачи на телевидении. В 2007 году Плющенко был одним из послов Сочи во время кампании за право организовать Олимпийские игры-2014, полученное на сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале.
Возвращение на лёд
В 2009 году Плющенко возобновил тренировки под руководством Алексея Мишина. По его словам, едва ли не главным фактором для такого решения стало резкое ухудшение результатов российских фигуристов — смены поколению Урманова, Кулика, Ягудина, Плющенко просто не было. Евгений начал готовиться к Олимпиаде в Ванкувере, где, кроме него, в отечественном мужском катании просто не было претендентов на медали.
В октябре Плющенко вернулся на лед во время московского этапа серии Гран-при, одержав победу. Выиграл он и чемпионат страны — в восьмой раз, а на чемпионате Европы установил мировой рекорд в короткой программе, завоевав континентальный титул в шестой раз.
Серебро Ванкувера
Третьей Олимпиадой спортсмена стал Ванкувер-2010. Плющенко завоевал серебряную медаль, уступив американцу Эвану Лайсачеку лишь 1,31 балла. При этом он побил свой же олимпийский рекорд в короткой программе, установленный в Турине. Плющенко стал первым фигуристом, выигравшим медали на трех Олимпиадах подряд, после чего снова приостановил карьеру. Евгений Плющенко вернулся он в большой спорт спустя три с половиной года для того, чтобы выиграть золото Игр-2010. К сожалению, российскому фигуристу не удалось стать двукратным олимпийским чемпионом в Ванкувере, он стал вторым. В данном случае серебро — это именно поражение. После оглашения результатов Евгений нашёл в себе силы ответить на вопросы журналистов и признал, что в фигурном катании давно назрели изменения.
А тут я хочу вставить ответы Плющенко на вопросы, они достаточно интересны:
Евгений, решения судей отражают объективный расклад сил в фигурном катании?
Я уже сказал, что фигурное катание не движется вперёд, оно остановилось и катится назад. Если мы не будем прыгать четверные, то мы просто остановимся. Я понимаю, для чего была введена новая система: американские, канадские и, может быть, какие-то другие спортсмены не умеют прыгать четверной. Может быть, они лучше катаются, но на четверной ты тратишь гораздо больше энергии, сил. После сегодняшнего проката я был уверен, что выиграю.
Считаете, дело в новой системе оценок?
Если мы возьмём старую, то увидим, что там побеждает тот, кто прыгает четверной. На сегодняшний день катание приравнивается к танцам на льду. Давайте просто выключим четверные, можно аксели не прыгать. Человек не докручивает аксель, а ему ставят нормальные оценки. Если это политика фигурного катания, то где же наши люди, которые должны отстаивать наших спортсменов? Я этого вообще не понимаю. С другой стороны, можно сказать: здорово, три с половиной года не катался и завоевал серебро. Это здорово. Но если выступаешь достойно (сегодня и кураж был, и правильные движения). Может быть, где-то были с ошибками прыжки, но это Олимпиада. Как мне сказали после короткой программы: «Ты катался первым, поэтому тебя немножко засудили, не дали оценочку правильную». Но сейчас-то я катался последним! И откатался чисто! Это же тоже нужно учитывать. Наверное, им не нужен вновь Плющенко [в качестве чемпиона Игр], я у них как кость в горле. Но где люди, которые стоят за спиной, которые должны бороться? Я их не увидел, поэтому мне обидно.
Вы говорите очень спокойно и уверенно, а эмоции какие-то есть?
Эмоции — на глазах у моей жены.
Почему у вас не получилось сделать заявленную серию прыжков: четверной-тройной-двойной? Её бы прыгнуть — и всё
Ну и что!? Четыре-три-два и что?
Вы бы выиграли…
Да что вы говорите!? Убрали бы с другой стороны. Вы не понимаете, что здесь уже позиция была поставлена?
Вы были готовы к такому развитию событий?
Нет. Я не готов кататься хорошо и проигрывать. Не готов… Я думаю, что систему надо менять. Должны быть транзишны (переходные или связующие элементы, коротко называются «связки»), выкрюки-крюки и всё остальное. Здорово, что с вращениями всё поменяли, но прыгать-то тоже надо — это мужское фигурное катание, а не танцы на льду! Бывает всякое. Нужно жить дальше, трудиться и работать. Я говорил, что приму любой результат, что я и сделал. Два серебра и одно золото на Олимпиадах – тоже неплохо. Однако я не готов проигрывать с хорошим катанием, с четверным.
Очередное возвращение состоялось в начале сезона 2011/2012, когда он стал девятикратным чемпионом России, а затем выиграл и чемпионат Европы в британском Шеффилде. 29-летний спортсмен выступил на этом турнире несмотря на боль— травмы колена и шеи вынудили его отказаться от фирменного четверного тулупа. Чемпионат мира в Ницце он пропустил из-за операции на колене, вернувшись в строй лишь к следующему сезону.
Игры в Сочи: золото и отказ
Евгений вернулся в строй за несколько месяцев до Игр-2014 и проиграл чемпионат России Максиму Ковтуну. Это было первое поражение Плющенко на домашней арене с 1998 года. Однако 31-летний спортсмен получил возможность выступить на Играх в Сочи — четвертых в его карьере.
На Играх-2014 в Сочи в олимпийскую программу вошел командный турнир. Это позволило Евгению выиграть вторую золотую медаль — конкурировать в одиночном катании измученный травмами спортсмен уже объективно не мог. Плющенко был заявлен на турнир одиночников, однако из-за травмы спины, полученной на тренировке, отказался от участия прямо перед выходом на лёд.
Время до Олимпиады 2018 года
Евгения Медведева два сезона подряд была абсолютно сильнейшей фигуристкой мира. Она легко и изящно выигрывала все турниры независимо от их сложности: от проходных «челленджеров» (серия международных турниров по фигурному катанию на коньках) до чемпионатов Европы и мира. С 2015 по 2017 год прима группы Этери Тутберидзе лишь однажды не выиграла золото, став второй на Гран-при России – 2015, уступив Елене Радионовой. Перед олимпийским сезоном ни у кого не было сомнений, что именно Медведева станет королевой Игр в Корее.
Но прямо перед сезоном 2017/18 на взрослых соревнованиях дебютировала пятнадцатилетняя Алина Загитова — ещё одна ученица того же тренера. Она с ходу выиграла два этапа Гран-при и абсолютно заслуженно победила в финале. Медведевой там, правда, не было из-за травмы. Как и на чемпионате России, где Загитова снова заняла первое место. Впервые они встретились на льду на чемпионате Европы в Москве — последнем турнире перед судьбоносной Олимпиадой. Первая «дуэль» завершилась победой Загитовой — и весьма убедительной, на 5,5 балла. Но большого значения этому никто не придал: всё-таки Медведева только-только оправилась от травмы и уже два года доказывала всему миру свой уровень. Но безоговорочной фавориткой уже перестала быть.
То, что происходило на самой Олимпиаде, забыть сложно. Нейтральный флаг, отсутствие побед и атмосфера тотального уныния. Так было везде, кроме женского одиночного фигурного катания, ведь там были сразу две претендентки на золотые медали.
Первой выступала Загитова, и её прокат в красной пачке с хитрым переносом сложных прыжков во вторую часть выступления был прекрасен. Затем последовал, по мнению многих, даже более душераздирающий перформанс Евгении Медведевой. Его даже называют лучшим в её карьере.
Но результат был суров: Медведева уступила всего балл с небольшим. Олимпийской чемпионкой стала Алина Загитова.
«Выйдя с олимпийского льда, Медведева сказала совершенно детскую фразу: «Неужели вы не могли Алину удержать ещё один год в юниорах?» Я ответила, что мы обязаны всем дать одинаковые шансы. Мы не имеем права удерживать человека, – Этери Тутберидзе.
Эмоции после
В прямом эфире Первого канала плакала заслуженный тренер и комментатор Татьяна Тарасова. Она откровенно желала победы именно Евгении и очень расстроилась, когда та проиграла.
Более того, особенно показательной оказалась реакция её коллеги Александра Гришина, обычно спокойного и рассудительного. Тогда даже он не смог сдержать слёз и говорил о том, что нужно вручать России два золота.
Лёд начал трескаться буквально сразу же, ещё даже до награждения. Рыдая после своего проката, Евгения Медведева бросила Этери Тутберидзе легендарную фразу, с которой всё и началось. При этом сама спортсменка так и не подтвердила свои слова, ссылаясь на проблемы с памятью, так что знаем их только со слов тренера.
Серебро Пхёнчхана
Медведева была уверена, что проиграла несправедливо. Загитова из-за этого даже не могла нормально порадоваться своей победе. Тутберидзе вместо празднования с одной из учениц занималась утешением другой. Она растила её одиннадцать лет и не ожидала такого удара ножом в спину, который состоялся после. Кажется, Медведева уже тогда знала, что уйдёт. Она на несколько месяцев просто исчезла, ушла в себя, застряла в прострации. А затем громко заявила, что уходит от Тутберидзе и улетает в Канаду, чтобы тренироваться у Брайана Орсера. Этери Георгиевна не получила от своей самой любимой ученицы ни традиционных цветов, ни даже слов благодарности.
А тут я хочу вставить ответы Медведевой на вопросы, они достаточно интересны:
Почему на Олимпиаде выиграла Алина?
Она выиграла набором короткой программы. Технически её программа была сильнее.
А почему у тебя была слабее? Ну, во-первых, я была травмирована. Тренировалась намного меньше. Во-вторых, в начале олимпийского сезона у меня была поставлена произвольная программа, которая была технически намного сильнее чем та, которую я катала на Олимпиаде. Были другой костюм, другая музыка, набор, сложность другая. Но потом тренеры решили, что мне нужно выполнять старый набор, который попроще. Ну, доверилась. Хотя я очень просила оставить сильную программу.
Они испугались, не хотели рисковать?
Я не знаю. Но так сложилось.
Ты понимаешь, почему ты тогда плакала?
Да я-то понимаю, что тогда были за слёзы, но я не всегда готова об этом говорить. По крайней мере, не на большую аудиторию. Родные и близкие знают и понимают прекрасно.
Что ты ощущала, когда ждала оценки?
Как будто бы мир рухнул. Вот оценки показали, и рассыпалась моя мечта, к которой я шла много лет. С юниоров я к ней шла. Пять лет.
Из непобедимой чемпионки — в бледную тень самой себя
Поражение на Олимпиаде сильно ударило по Медведевой. Она была настолько обижена на весь мир, что решила полностью всё поменять. Уехала из страны, ушла к другому тренеру. К сожалению для себя, она утратила и ещё кое-что важное: своё магическое катание и невероятные результаты. После ухода от Тутберидзе она не выиграла больше ни одного серьёзного турнира. Сама по себе Медведева стала озлобленной и закрытой, и её можно было понять: после решения уехать в Канаду она испытала на себе тонну хейта болельщиков, которые считали, что она чуть ли не предала родину. Периодически Евгения сверкала яркими прокатами: как на чемпионате мира 2019 года или на Гран-при России в сезоне 19/20. Но это всё были лишь маленькие вспышки, на регулярной основе она больше фигурный мир не освещала.
Трусова решила стать чемпионкой, вдохновившись Олимпиадой в Сочи
Фигуристка, совершившая революцию в женском одиночном катании, родилась в Рязани. Папа Саши — мастер спорта по дзюдо, самбо и рукопашному бою, с детства привил дочке любовь к активному образу жизни. Сама девочка всегда любила бегать, прыгать, обожала подвижные игры.
Освоив в четыре года катание на роликах, она с радостью встала на коньки в ледовом дворце города. В секции для маленьких фигуристов Саша схватывала всё на лету и поражала своей прыгучестью.Вдохновившись просмотром Олимпиады в Сочи, решила, что хочет стать олимпийской чемпионкой.
В 2013 году семья Трусовых перебралась в Москву, и осенью юная спортсменка стала заниматься на катке «Хрустальный» в группе Александра Волкова. У него Саша освоила все тройные прыжки, а в 2016-м перешла к Этери Тутберидзе, у которой тогда тренировался её кумир — Евгения Медведева.
«Когда хочешь, можно добиться чего угодно»
Александра очень хотела освоить тройной аксель, но он никак ей не покорялся. Тогда девушка переключилась на четверные прыжки. Уже в апреле 2017 года она смогла приземлить квад-сальхов на тренировке, в декабре к нему добавился квад-тулуп. На своём дебютном чемпионате мира среди юниоров Саша одержала грандиозную победу, исполнив в произвольной программе два четверных прыжка. «Я прыгаю высоко от природы, как мне кажется, но когда тренируешь прыжки каждый день, каждый может научиться этому. Нужно просто пытаться их делать и не бояться. Мне очень хотелось научиться, и я не боялась попробовать. Когда хочешь чего-то, можно добиться чего угодно», — рассказывала Трусова после победы.
В следующем сезоне программа снова усложнилась, и Трусова во второй раз выиграла юниорский чемпионат мира. Перед выходом «во взрослые» Сашу уже негласно считали лидером сборной, но победной серии не случилось.
«Хочу чисто катать свои программы с четверными»
Во взрослых Саша дебютировала с мировых рекордов в произвольной программе и по сумме, которые периодически обновляла. Однако свой первый взрослый финал Гран-при Трусова неожиданно проиграла своим подругам по команде Щербаковой и Косторной, хотя по технике они были слабее. То же самое повторилось и на чемпионате России, и на чемпионате Европы — Саша довольствовалась лишь бронзой. Русскую ракету подводила стабильность: падения сводили на нет её превосходство.
После отмены чемпионата мира из-за пандемии в 2020 году фигуристка задумалась о переменах в своей карьере и перешла в школу к Евгению Плющенко. У нового тренера Трусова стала показывать более женственное катание, но прыжки по-прежнему были в приоритете. Хотя травма, ставшая причиной провала на Гран-при в Москве, заставила её облегчить контент на чемпионате России, Саша блестяще откатала обе программы, исполнив два четверных в произвольной. Однако этого хватило только на третье место.
Чемпионат мира в Стокгольме оказался самым сложным на тот момент стартом в карьере Трусовой. Потеря каскада в короткой программе отбросила её на 12-е место, и в произвольной Саша отчаянно пошла на пять четверных. Три из них она приземлила, благодаря чему триумфально завоевала бронзу. Тем не менее к олимпийскому сезону спортсменка предпочла готовиться вместе с прежним тренером Этери Тутберидзе.
В сентябре 2021 года на открытых прокатах Саша произвела фурор, впервые в карьере откатав произвольную программу с пятью четверными. Но на соревнованиях повторить этот успех ей не удалось. А посреди сезона у фигуристки и вовсе произошла беда: она травмировала правую стопу и была вынуждена сняться с этапа Гран-при в Японии.
Тройной аксель и пятиквадка
На Олимпийских играх Александра Трусова не стала осторожничать и отказываться от нестабильного тройного акселя в короткой программе и пяти четверных в произвольной. Она могла сделать ставку на стабильный контент и чистое катание, но не стала изменять своему курсу. Саша хотела творить историю на пекинском льду, и она её сотворила.
Ход событий на Олимпиаде
В короткой программе русская ракета выступила как истинная рок-звезда фигурного катания. Да, она упала с тройного акселя, но сделав чистый двойной, не смогла бы этим гордиться. Она рискнула ради будущего прогресса, продолжила толкать женское одиночное вперёд, а главное — получала удовольствие от каждой секунды своего проката и ничуть не расстроилась, оказавшись на четвёртом месте по итогам первого соревновательного дня - дело привычное. В произвольной же у неё был припасён «джокер» из пятиквадки.
«Круэлла» Саши стала её звёздным часом на Олимпиаде. Идеальная дерзкая программа для фигуристки с бунтарским характером и немыслимым по сложности контентом никого не оставила равнодушным. Выступления Трусовой предвкушали и болельщики, и судьи, и другие спортсмены. Всем было очень любопытно: пойдёт ли она на пять квадов или всё же облегчит свою программу?
Саша не просто пошла на пять квадов: она их все приземлила. Четверной флип, четверной сальхов, четверной тулуп, четверной лутц в каскаде с тройным тулупом и ещё один четверной лутц — это за гранью разумного! Судьи оценили выступление Саши в 177,13 балла — это её личный рекорд.По сумме обеих программ тоже личный рекорд — 251,73 балла, но для Трусовой этого было мало.
«Это соревнование сломало мою жизнь навсегда», — говорила Саша в слезах перед церемонией награждения.
Серебро Пекина
Александра Трусова отмечала, что для неё главное — сделать пять четверных. Она сделала их, но все же плакала взахлеб, несмотря на историческое достижение. Выходит, прокаты — не главное? Всё же золотая медаль важнее рекордов? Свою реакцию Александра попыталась объяснить в интервью сразу после соревнований.
Александра: Я три года не выигрывала крупные соревнования. Я думала, что если прыгну все, выиграю, но этого не случилось.
Вам понравился ваш результат?
А вам?
Не можем ответить за вас.
Ладно, результат мне не понравился, довольна пятью четверными.
Вы после проката сказали, что никогда больше не выйдете на лёд. Это правда?
Увидите. Я говорила про завершение карьеры на эмоциях. Про Чемпионат Мира и все остальное я подумаю потом и решу, что делать дальше.
Сейчас вы больше рады или расстроены?
Очень «рада».
Как оцените свой прокат?
Посмотрите. Я сделала всё, что могла. Довольна своими прокатами.
Тогда почему вы плачете?
Просто захотела. Я нахожусь тут три недели без мамы и собак. Сделала всё, что могла, результатом я недовольна, поэтому была злая и расстроенная. Впервые откатала программу с пятью четверными. Рада этому.
Вы впервые исполнили программу с пятью четверными прыжками. Как решились на это?
Мне опять предлагали после короткой убрать сальхов и катать с четырьмя четверными. Я ответила «нет», хотела прыгнуть пять. Настраивалась на это и рада, что все получилось на Олимпиаде.
Желание выиграть в Милане
О будущем известно не так много. Даже самой Трусовой. Сама она говорит абсолютно разное. Собрать какую-то единую картину из её заявлений сложно.
С другой стороны, она же говорит о том, что постарается поехать на ещё одну Олимпиаду. Правда, теперь абсолютно непонятно, поедут ли туда россияне вообще. Санкции МОК, введённые в 2022 году, пока продолжают действовать. У многих есть ощущение, что ограничения — совсем не временная мера. Кроме того, на Трусову будет давить подрастающее поколение фигуристок, которое уже не стесняется на равных соревноваться с «ракетой» на взрослых стартах. Далеко не факт, что Трусова захочет пойти по пути Елизаветы Туктамышевой, которая продолжает карьеру в 25 лет - для фигурного катания возраст достаточно серьёзный. Особенно если учесть, что Камила Валиева на десять лет моложе. Трусовой же на следующих Играх будет 21 год. И это тоже солидный возраст, ведь мировое фигурное катание «молодеет» на глазах.
ВЫВОДЫ
Олимпийские игры «оголяют» любого человека
Очевидно, все они хотели получить самую важную медаль в спортивной карьере — золото Олимпиады, но их судьба сложилась по-другому. Кто-то остался на ещё одни игры, кто-то ушёл из спорта, кто-то до сих пор не определился с дальнейшей спортивной карьерой. Однако всё уже случилось и ничего нельзя изменить.
Но как попробовать пережить поражение на главном турнире в жизни?
Безусловно, когда не хватило одного шага до победы - это травмирующее событие. Но такой вариант тоже нужно закладывать во время подготовки к соревнованиям. Думать не только о том, что я хочу выиграть и какое место занять, а еще и о том, что я хочу получить от этого.
Вспомните, когда самолет готовится к взлету, стюарды показывают пассажирам инструкцию: что делать, где искать кислородный пакет, в целом, как вести себя в случае катастрофы. Даже если ты сотни раз летал, твой мозг должен впитать это здесь и сейчас. К счастью, катастрофа не наступит и ты благополучно долетишь. Однако, если у тебя есть инструкция, то это повышает шанс выжить в состоянии хаоса.
В случае с золотом Олимпийских игр нужно поступать примерно также, иметь в своей голове «инструкции», ведь спортсменов у нас много, и все априори не могут выиграть. Не у всех даже получается попасть в олимпийскую сборную. Известный спортивный психолог Татьяна Свидлова в самопрезентации пишет интересную фразу, которую я считаю главной мыслью лонгрида: «выигрывать от Олимпиады всегда, даже если вы уехали без медали».
Есть примеры таких спортсменов, для которых отсутствие золотой медали стало толчком к другим вершинам. Самая крутая история такого спортсмена — у Ильи Авербуха, который проиграл с Ириной Лобачевой олимпийское золото всего лишь одним голосом. С другой стороны, до Игр они не были абсолютными лидерами в танцах, но сразу вспоминается интервью Ильи после объявления оценок, его чувство глобальной неудовлетворенности.
Но оно оставило такой запал, что подарило России бум фигурного катания. Он создал огромное количество ледовых шоу и поставил спектакли, прославившие вид спорта. Сколько родителей повели своих детей на лёд, вдохновленные красивыми прокатами и известностью того поколения фигуристов. Точка отсчета в его карьере — олимпийское серебро 2002 года. Оно было ключиком к открытию таланта Ильи. Я считаю, это лучший пример, когда человек «проиграл», а затем не сдался и выиграл. Причем выиграли многие, а не только он. Сейчас у нас знают всех юниоров и показывают этапы Кубка России на федеральных каналах. 20 лет назад это казалось фантастикой.
Но этот толчок может произойти не сразу, ведь существует такое понятие в спортивной психологии как постолимпийский синдром, из которого надо выходить. Олимпиаду надо учиться прожить, встроить в свою систему координат и справиться с нагрузками, которые она несет. Никого еще олимпийская медаль сама по себе не сделала счастливым. Она очень «тяжелая», и ее надо уметь «снимать». Поэтому важно заранее психологически прокачивать многие вещи. Продумать, как насладиться успехом и затем не получить звездную болезнь, грамотно использовать свой ресурс, славу. Ведь когда спортсмен нацелен на пьедестал, он может с такой скоростью «влететь» в него и разбиться, что потом десятилетиями не собрать ноги и руки. Человек достиг цели, но рассыпается как личность. Такой личностью можно считать Оксану Баюл.
На Олимпийских играх в 1994 году загорелась новая звезда — олимпийское золото неожиданно для всего мирового сообщества взяла 16-летняя представительница Украины Оксана Баюл. За триумфальной победой последовал переезд в Соединенные Штаты, многомиллионные контракты и всемирная слава. Оксана выросла сиротой, и шикарная жизнь при отсутствии какой-либо заботы, вполне предсказуемо, вскружила ей голову. Окруженная новыми агентами, Баюл продолжала работать, делая то, что ей говорили. Оксана Баюл стала марионеткой в чужих руках. Фигуристка призналась, что в какой-то момент потеряла ценность жизни. Оксана мечтала об олимпийской золотой медали, больших гонорарах и славе, а когда все это пришло к ней, она разочаровалась в своих мечтах. И в самой жизни. Девушка впала в депрессию и нашла утешение в алкоголе.
На постолимпийский синдром закладывается примерно год. Многие спортсмены либо остаются один на один со своим достижением, либо готовятся к следующей Олимпиаде - ведь важно вернуть энергию, которую человек отдал.
С любовью, Влада
P.S. Этот лонгрид был написан полгода назад (а точнее в июне 2023 года, после не самого удачного периода в моей жизни), я посчитала нужным его здесь опубликовать❤