Пару Тарасова-Морозов засудили? Или наоборот? Оценки судьи Кожемякиной привлекли внимание к теме судейства на ЧЕ
Чемпионат Европы по фигурному катанию привлекает внимание не только с точки зрения спортивной составляющей. В этом виде спорта в последнее время остро встает вопрос судейства. Учитывая высокий уровень конкуренции практически во всех видах фигурного катания, судейские оценки и предпочтения порой выступают на первый план и многое решают в итоговом распределении мест.
После окончания соревнований у спортивных пар выявился любопытный факт: российская судья Кожемякина "по ошибке" поставила паре Тарасова-Морозов за чисто сделанный элемент -5 вместо +5. Такие ошибки, к сожалению, не исправляются. В связи с этим возникают вопросы:
1. Повлияла ли эта ошибка на распределение мест?
2. Можно ли заподозрить судью Кожемякину в предвзятости по отношению к Тарасовой-Морозову?
3. Случайна ли была эта ошибка?
Начнем по порядку.
Повлияла ли эта ошибка на распределение мест?
Нет, не повлияла. Самая худшая и самая лучшая оценка за элемент отбрасываются. Да, если бы Кожемякина поставила +5, то Тарасова-Морозов получили бы за элемент чуть больше: 8,91 вместо 8,83, то есть на 0,08 балла больше. Очевидно, это ни на что бы не повлияло.
Можно ли заподозрить судью Кожемякину в предвзятости по отношению к Тарасовой-Морозову?
Заподозрить в предвзятости можно, но только не в сторону "засуживания". Судья Кожемякина привлекла к себе внимание уже после короткой программы. Она оценила пару Тарасова-Морозов выше всех, поставив их на первое место (если учитывать оценки только одного судьи).
Обратите внимание на таблицу выше. Можно увидеть, что российская судья поставила Тарасовой-Морозову за короткую программу больше всех остальных судей и оценила ее выше, чем победителей короткой программы - Мишину-Галлямова. Это при том, что у Тарасовой-Морозова была явная ошибка на выбросе, а Мишина-Галлямов откатали свою программу чище. Впрочем, следует отметить, что не судьи, а технический специалист понизил Мишиной-Галлямову уровень подкрута до 3-го, и уровень дорожки шагов - тоже до 3-го. И не только российская судья поставила Тарасову-Морозова на первое место, судьи из Италии, Хорватии и Германии были солидарны. Все же следует отметить, что у судьи из Германии разрыв в оценках между Тарасовой-Морозовым и Мишиной-Галлямовым равен нулю, у итальянского судьи - 0,77, а у Кожемякиной - 1,52, и только судья из Хорватии полюбила Тарасову-Морозову больше: отрыв в 1,78 балла.
Еще более интересно отношение судей к паре Бойкова-Козловский. Все судьи поставили их на 3 место, но есть разница в оценках. И здесь бросается в глаза любопытный факт: российская судья поставила "своим" Бойковой-Козловскому меньше всех остальных судей. Та же судья из Хорватии, которая щедро наградила Тарасову-Морозова, была достаточно щедра и к Бойковой-Козловскому. Судя по оценкам Кожемякиной, Бойкова-Козловский должны были уступить Тарасовой-Морозову 8,39 балла, в то время как усредненно в итоговом протоколе они уступили 5,32 балла.
Таким образом, очевидно, что судья Кожемякина была настроена на то, чтобы поставить Тарасовой-Морозову максимально возможные баллы, в то время как Мишину-Галлямова и, тем более, Бойкову-Козловского, оценивала скромнее остальных судей.
Вряд ли таким образом Кожемякина выражала свои личные предпочтения. Скорее ее оценки отражают отношение федерации фигурного катания России. По всей видимости, пара Тарасова-Морозов по прежнему остаются в глазах ФФКР "парой номер один" в России, несмотря на 4 место на чемпионате мира и 3 место на чемпионате России. Похоже, именно их ФФКР хотела видеть в основе сборной на командный олимпийский турнир.
Те, кто внимательно следят за парным фигурным катанием в России на протяжении последних лет, наверняка согласятся, что это отношение не является чем-то новым. Тарасову-Морозова тянут вверх на внутреннем чемпионате страны на протяжении последних 4 лет (или больше), и, похоже, не только на внутрироссийских соревнованиях. Переход в межсезонье в Хрустальный к Тутберидзе вряд ли что-то существенно поменял, но уж точно, не поколебал это отношение.
К сожалению, сами Тарасова-Морозов за все эти годы так и не смогли "оправдать оказанное им высокое доверие" и чаще проваливались на важнейших международных стартах, уступая, кстати говоря, и Мишиной с Галлямовым, и Бойковой с Козловским. Прогресса в этом сезоне тоже не наблюдается, если говорить прямо и откровенно.
Оценки Кожемякиной в короткой программе привлекли внимание общественности, поэтому в произвольной она уже не стала так откровенно "поддерживать" Тарасову-Морозова. Более того, даже допустила ошибку, поставив им -5 за чисто выполненный элемент.
Из-за ошибочной оценки получилось так, что Кожемякина оценила Тарасову-Морозова хуже, чем остальные судьи. Если бы не эта ошибка, то оценка Кожемякиной была ба 154,57 - чуть выше Бойковой-Козловского, но уже не так серьезно, как в короткой программе. На сей раз в особой любви к Тарасовой-Морозову признался судья из Испании - им он поставил больше всех, а Бойковой-Козловскому - существенно меньше всех, в итоге разница составила аж 13,79 балла! Судьи из Франции на этом чемпионате Европы, похоже, не признают авторитетов: француженка поставила Бойкову-Козловского на первое место по произвольной программе.
Перейдем к следующему вопросу.
Случайна ли была ошибка Кожемякиной?
Этот вопрос на самом деле очень интересен. Насколько легко можно ошибиться и вместо оценки +5 поставить -5?
Обычно перед судьями стоят компьютеры по виду напоминающие планшеты с кнопками от -5 до +5 в ряд и судье нужно нажать на одну из этих кнопок.
На фото пример с прежней системы судейства, но принцип тот же. Перед судьей 11 кнопок: слева 5 красных кнопок от -5 до -1, посередине желтая кнопка 0, справа - 5 зеленых кнопок от +1 до +5. Как вы думаете, насколько легко ошибиться и вместо крайней правой зеленой кнопки +5 нажать крайнюю левую красную кнопку -5 ?
Даже если предположить, что на чемпионате Европы используется другой интерфейс, все равно -5 и +5 находятся в разных частях списка, как бы этот список не был показан.
Есть подозрение, что "ошибка" судьи Кожемякиной была не случайной. И, возможно, это была вовсе не ошибка.
После короткой программы судья Кожемякина была подвергнута критике в СМИ за предвзятое отношение к Тарасовой-Морозову. Не возникла ли у руководства федерации и самой судьи идея отвести от себя все подозрения, путем совершения такой "ошибки"?
На итоговую оценку эта ошибка никак повлиять не могла, как уже говорилось выше, итоговая оценка уменьшилась лишь на 0,08 балла. Зато кто теперь сможет обвинить судью Кожемякину в том, что она "тащила вверх" или "грибовала" Тарасову-Морозова? И кто теперь сможет подвергать сомнению 2 место Тарасовой-Морозова и их место (пусть изначально в запасе, хотя, кто знает...) в сборной на командный турнир? Ведь их, получается, засудила, "своя же", российская судья ! Поставила -5 вместо +5 !! Кто знает, может, если бы не судейский произвол, они вообще были бы первыми?
А может, госпожа Кожемякина хотела преподать наглядный урок нам, болельщикам и "диванным экспертам", что оценки одного конкретного судьи не могут повлиять, практически, ни на что? Даже если один судья поставит -5 вместо +5, это даст разницу лишь в 0,08 балла. Так стоит ли изучать под микроскопом, кто из конкретных судей поставил какие оценки? Ведь все в итоге решает усредненная оценка. Что ж, может это и так.
На ближайший конгресс ИСУ внесено предложение анонимизировать оценки судей. Предложение, вроде, поступило от федерации Канады, но, похоже, Россия будет голосовать "за". Возможно, со временем и вовсе решат не публиковать детальные протоколы после соревнований, дабы сберечь себе нервные клетки. А кто-то из судей, возможно, даже скучает по системе 6,0.
Здрасти тов. Бойкова