Любовный роман: О танцах Габриэлы Пападакис и Гийома Сизерона
Поговорим о танцах французской пары Габриэла Пападакис - Гийом Сизерон.
Поговорим о чувственности, которой пропитана ткань этих танцев, но которая слишком часто выпадает в невидимое многим критикам "слепое поле" телевизионного кадра.
Поговорим, наконец, об эротизме, страсти и любви — о всём том, что лежит за пределами гендерных идентичностей и сексуальных ориентаций.
I. Эротическое и порнографическое
"Именно динамическое присутствие слепого поля является, по моему мнению, тем, что отличает эротическое фото от порнографического. Как правило, порнография представляет секс, превращая его в неподвижный объект (фетиш), которому воскуряют фимиам как Богу, не покидающему своей ниши. … [Порнографические снимки] в лучшем случае забавны, впрочем скоро наскучивают. Эротическая же фотография, напротив (и это основное условие ее существования), не отводит сексу центральное место — она даже может вообще его не показывать; она увлекает зрителя за пределы кадра. … Порнографическое тело зажато, оно себя показывает, а не отдает, в нем нет щедрости". (Ролан Барт. Camera lucida: Комментарий к фотографии)
Важной чертой, отделяющей эротическую фотографию от порнографической, по мысли французского философа Ролана Барта, является наличие у первой "слепого поля", которое влечет взгляд и воображение зрителей "за пределы кадра", тем самым придавая ему многозначность и динамизм — в противовес одномерности, статичности и предельной "зажатости" порнографического снимка.
В эротическом искусстве основной акцент делается не на сексуализации тела и тем более не на сексе как таковом — все это выводится в закадровое пространство, которое может угадываться или воображаться под влиянием увиденного, но никогда не будет представлено ни в своем чистом виде, ни даже в виде слишком легко считываемых знаков. Эротическое искусство сфокусировано в гораздо большей степени на самих знаках чувственности: на взглядах, движениях, позах, на динамике взаимоотношения партнеров. Этому искусству интересен не финальный продукт страсти, всегда оставляемый за скобками, а сам процесс ее зарождения и развития.
Таковы и танцы французской пары: в них нет пошлой откровенности и одномерности порнографического кадра; они динамичны и "щедры". Для их танцев стремление выйти за пределы кадра подчас столь же важно, как сам кадр — именно там, в "слепом поле" зрительского взгляда договариваются самые сокровенные мысли и испиваются до дна самые глубокие чувства.
II. Чувственность и чувства
"Но расскажи: меж вздохов нежных дней,
Что было вам любовною наукой,
Раскрывшей слуху тайный зов страстей?"
Источник чувственности (sensuality) — это прежде всего сами органы чувств (senses), через которые мы получаем информацию и жадно "исследуем" объект любви. В пятой песне Ада, в которой "грешники плоти" кружатся в нескончаемом вихре собственных земных эмоций и страстей, Данте показывает историю зарождения любовного чувства через знаменитый монолог Франчески да Римини. Оставшись как-то наедине друг с другом, ничего не подозревавшие о чувствах друг друга Франческа и Паоло (младший брат ее мужа) начали читать роман о Ланселоте. Во время чтения книги их взгляды несколько раз невольно пересекались, а лица бледнели от любовных перипетий романа. В тот момент, когда пара дошла до эпизода с поцелуем Ланселота и Джиневры, Паоло, не в силах более сдерживаться и дрожа всем телом, поцеловал Франческу.
В этой знаменитой любовной трагедии анатомия страсти включает в себя все основные источники чувств, кроме разве что обоняния: слух (совместное чтение романа — наверняка вслух), зрение (пересечение взглядов во время чтения) и, наконец, осязание со вкусом (кульминационная сцена поцелуя). Но почвой для прорастания страсти становится, конечно, воображение, позволяющее влюбленным правильно "прочитать" чувства и угадать желания друг друга.
Для понимания чувственности танцев французской пары от зрителей тоже требуется определенная работа воображения и внимание к чувствам — без этого их танцы не прочитать.
Вглядимся в некоторые детали и попробуем полистать страницы любовного романа, написанного коньками этих ледовых кудесников.
III. Взгляд
"Одни мы были, был беспечен каждый.
Над книгой взоры встретились не раз,
И мы бледнели с тайным содроганьем"
Длительный напряженный визуальный контакт — важный мотив танцев Габи и Гийома. Этот мотив, как правило, начинает звучать еще на раскатке, в момент объявления пары
после чего акцентируется перед началом танца,
и затем уже проходит сквозной нитью через весь танец, вплоть до финальных поклонов.
Продолжительный взгляд глаза в глаза — необычайно сильный и очень интимный момент, недаром в реальной жизни даже хорошо знакомые друг с другом люди стараются избегать длительного контакта и отводить глаза. Вера в то, что именно через взгляд зажигается любовь и рождается страсть, существовала с античных времен и проходит сквозной нитью через всю историю искусства.
Через глаза между двумя партнерами в танце сразу устанавливается очень тесная связь. Но взгляд — это только первая глава романа: завязка любовной драмы.
IV. Прикосновение
"Тот, с кем навек я скована терзаньем"
Прикосновение рук к коже — к рукам, шее, ушам, лицу, груди и так далее — следующий шаг в анатомии страсти, способствующий установлению еще более тесного контакта между партнерами. Для такого "телесного" по своей сути искусства, как танец, тактильный контакт между партнерами — это нечто само собой разумеющееся. Но в случае с Габи и Гийомом невозможно не заметить вполне осознанного и очень чувственного использования этого мотива.
На замедленных повторах поражает нежность партнеров по отношению друг к другу: в момент прикосновений к голове, волосам и шее,
груди и плечам,
все той же груди и предплечьям.
И, конечно, невозможно пройти мимо фирменной поддержки пары, которая создает момент максимальной тактильной близости в их танцах последних лет. Близости, от которой рукой подать до развязки.
V. Поцелуй
"Тот, с кем навек я скована терзаньем,
Поцеловал, дрожа, мои уста".
Поцелуй — ключевой момент любовной истории Паоло и Франчески. Он происходит практически одновременно в двух плоскостях: в романе о Ланселоте, который читали герои Пятой песни Ада, и непосредственно в "реальности" (тоже условной, конечно, хотя не без исторических параллелей) их жизней в романе Данте. Момент поцелуя — это и момент максимальной тактильной близости, и одновременно подключение новых чувств, новых источников информации: вкуса и обоняния. Поцелуй — это вершина развития любовной линии и нередко та финальная точка, на которой "кадр" эротического искусства заканчивается и начинается "слепое поле" воображения читателя или слушателя.
В танцы Габи и Гийома мотив поцелуя вошел с Моцартом: в ставшем уже легендарным танце сезона 2014-15, поставленном по мотивам балета "Le parc" Ангелина Прельжокажа, одна из поддержек воспроизводила известную сцену поцелуя из балета.
И хотя в таком виде поцелуй больше нигде не воспроизводился, сам мотив предельной интимной близости лирических героев — в разных формах и вариациях — никуда из их танцев не уходил.
VI. "Маленькая смерть"
"И книга стала нашим Галеотом!
Никто из нас не дочитал листа"
Этими сценами завершаются многие любовные романы танцев Габи и Гийома. Или почти завершаются. Остается "слепое поле" эротического кадра, остается несколько страниц, содержание которых не хочется никак комментировать: "о чем невозможно говорить, о том следует молчать".
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Текст и идея: Михаил Лопатин
Визуальный ряд (гифки): @OdduduaS
P.S. Я сердечно благодарю фактического со-автора данного поста, преданную поклонницу Габи и Гийома из Твиттера @OdduduaS, за моральную поддержку и визуальное оформление: без этих чудесных гифок любовный роман танцев Габи и Гийома было бы невозможно прочувствовать в полной мере. Слова здесь -- не более чем дополнение к визуальному ряду.
Честно говоря я всегда испытываю недоумение, когда говорят, что в танцах Габи и Гийома нет чувств. Я не знаю более эротичной пары в танцах. Ни у кого я больше не вижу столько нежности в отношении друг друга. И просто не понимаю, как всё это можно не заметить.
Огромное спасибо за такой красивый во всех смыслах пост, Михаил.
Когда смотрю на их катание, меня не покидает ощущение, что смотришь за чем то интимным , что не предназначено для зрителей. Начиная с Моцарта и далее везде.
Ни от одной пары, включая пары в жизни, нет таких вайбов. Поражает, что есть слепцы, которые этого не видят.
Спасибо Михаил огромное!!