Хьюстон, у нас проблемы: почему с каждым стартом уменьшается шанс на триумф Косторной и как этого избежать?
Что делать 18-летней фигуристке, от которой уплывает медаль?
Алена Косторная стартовала с двух серьезных соревнований: российская спортсменка показала себя на Finlandia Trophy и Skate Canada, заняв на обоих стартах третье место. Чемпионка Европы 2020 за полтора года превратилась из непобедимой вампирши в девушку с двумя комплектами неясных программ за сезон. Возможно ли ей вернуться в гонку за олимпийскими медалями с такими результатами, как у Валиевой и Трусовой, и что для этого нужно сделать?
Срочно возвращаем прыжки: никуда нельзя без тройного акселя, но и его может быть недостаточно
Единственный прыжок, на который Алена и тренеры делают действительно открытые ставки, - это тройной аксель. В только стартовавшем сезоне 21/22 было предпринято несколько попыток приземления данного прыжка: большая часть удалась, но чистого выезда пока не было. Чтобы оставаться хоть сколько-нибудь серьезной соперницей и надеяться на отбор к Играм, нужно выполнять этот прыжок идеально: сейчас Косторная равна по контенту с Туктамышевой (каждая владеет только трикселем из ультра-си прыжков), но все равно систематически проигрывает ей.
Но этого будет достаточно максимум для того, чтобы выйти к главному старту: побеждать с таким контентом вообще невозможно. Стоимость трикселя с GOE +5 (то есть, идеально исполненного прыжка) равняется 12 баллам. Отставание от Камилы Валиевой на этапе Гран-при дошло до 50.54 баллов: при наличии ограничения на количество раз, которые фигурист может исполнить один и тот ж элемент в программе, данное отставание ликвидировать исключительно этим прыжком не получится.
Как же быть? Получается, что необходимы новые ультра-си элементы. В 2019 году фигуристка изучала четверной сальхов, исполнение которого на +5 даст 14.55 баллов. Если добавить каскад, то отставание будет уже значительно менее заметным и возможно сократимым: за каскад 4S+3S судьи поставят 18.85, а за присоединение тройного тулупа - 18.75 (все, как обычно, с максимальными плюсами).
Однако в этом допущении есть сразу несколько "но". Во-первых, даже внезапное освоение сложнейшего квада по ходу сезона не ликвидирует техническое отставание (здесь нужно будет поднимать былые компоненты и избавляться напрочь от дорожек на второй уровень). Во-вторых, задача выполнять все ульра-си так, чтобы получать за них только самые крупные оценки - нечто невероятное, требующее безупречной техники. Ну и, наконец, время: такими вещами занимаются обычно в межсезонье, и если у Алены едва получается ее коронный прыжок, то что делать с новыми, неизведанными? (если смотрите с телефона, начало на 4:40)
Доступный минимум - твердые каскады из тройных прыжков. Сейчас в программах Косторной присутствуют каскады, второй прыжок в которых является двойным. Если фигуристка исправит эту ситуацию и станет делать больше сложных каскадов (а она умеет и с ойлером, что было показано на этапе Гран-при), то это поможет ей набирать за свои прокаты чуть больше.
Исполняем вращения и дорожки на четвертый уровень, поднимаем компоненты
Всю свою жизнь Косторная славилась высочайшими компонентами, и если выучить квад является безумной целью, то вернуть вторую оценку под стать первому взрослому сезону - то, что очень поможет Алене в достижении ее мечты. На Skate Canada спортсменка допускала исполнение дорожек с первым уровнем:
UPD: не совсем так, спасибо подсказавшим комментаторам. Дорожек на первый уровень конкретно на этапе Гран-При в Канаде Алена не исполняла, однако получила очень низкие GOE (обратите внимание на 11 элемент: у девушек, расположившихся выше в ПП там стоит уровень 4. И надбавка на 2-5 десятых больше)
Вращения шли гораздо лучше (за них Алена Косторная получала высокие уровни и плюсы), однако не помогли исправить ситуацию. Судьи значительно хуже оценили фигуристку: стоит сравнить вторую оценку на победном Чемпионате Европы и недавно прошедшем этапе и понять, как значителен и заметен регресс. Вот протокол той победной произвольной: самой низкой средней оценкой является критерий "переходы", оцененный в 8.86
А вот оценки этого сезона: самая высокая из оценок - 8.68 за skating skills ниже, чем самая низкая из прошлого года. Правильно это или нет - вопрос к судьям, но если посмотреть оба проката и сравнить их, то впечатления будут сильно разниться даже у того человека, который эти протоколы никогда не открывал: качество катания сильно запустить невозможно, но уверенность и четкость движений потерять легко.
Конечно, сравнивать эти соревнования не совсем правильно: первенство Европы проходит в самой середине сезона, когда форма у фигуристов самая лучшая, а канадский старт - в самом начале, когда еще возможно сослаться на неидеальное физическое состояние. Но если Туктамышева и Валиева к этому времени уже набрали форму и выступают на свой максимум, то где же безупречное катание Алены? И будет ли у нее время возвращать компоненты, когда вопросом жизни и смерти является тройной аксель?
Стабилизируем программы: лучше нормально катать то, что знакомо, чем всегда брать "на вырост"
Казалось, что важнее стабилизации прыжков в ситуации фигуристки нет, пока Этери Тутберидзе и Даниил Глейхенгауз не сменили как короткую, так и произвольную программы. Бывший блюз заменили на в целом похожую, но более динамичную New York, New York, а "Временам года", вызывающим раньше счастье болельщиков, предпочли нежную Lovely.
Смена программ - дискуссионный вопрос. С одной стороны, отрицательный опыт в карьере фигуристки уже получен: заменив один комплект на другой перед Кубком России в прошлом году Алена, возможно, пожертвовала своей путевкой на Чемпионат Мира. К тому же, любая программа должна иметь какое-то развитие, и ждать, что с первого старта она поразит общественность на повал было бы странным: ведь и Болеро не сразу стало таким торжествующим, каким мы видим его сейчас.
С другой, если фигуристу не идет программа или он сам не в восторге от нее, бессмысленно заставлять его влюбляться: чем раньше заметишь проблему и устранишь, тем больше шансов успеть откатать новую постановку и "присвоить" ее себе. Тем более, что Lovely - не чистый лист, а очень давняя наработка Глейхенгауза, которая неплохо проявила себя на шоу Тутберидзе в прошлом сезоне.
Главное, чтобы сама Алена кайфовала от постановки, "каталась как дышала", а не перескакивала от элемента к элементу. Ведь судьи, выставляющие оценки за артистизм и владение коньком, тоже люди, которые склонны к повышению оценок тогда, когда фигурист сам заражает эмоциями. И важно научиться делать это вне зависимости от того, умеешь ли ты триксель или нет: иначе программа никогда не станет ясной, а при любой шероховатости на ультра-си Косторная будет сдаваться и бросать стараться из-за неудачного элемента.
Итог противоречив: только чтобы пробиться на Олимпиаду, Алене Косторной придется прыгать выше головы, а если ставить целью победу, то нужно совершать чудо. За короткое время спортсменке нужно выучить и стабилизировать прыжки, вернуть былые компоненты и привыкнуть к своим непостоянным, как и сама Алена, программам. Задача сложнейшая, но возможная, и если уверенность и дерзость, за которую мы так любим фигуристку, вернется, то шансы увеличатся.
Как минимум, смотреть на это будет не так грустно.
после "допустила дорожку на 1й уровень" - это про хорео-секвенцию, которая бывает ТОЛЬКО 1го уровня, никакого другого, - можно вообще не читать, хотя и до этого столько ляпов, что просто "аншлаг".
и вот этот, простите, "текст" кто-то ещё и плюсует - фантастика.
жирный минус, короче.
детский сад, а не анализ.