Монополия Тутберидзе хороша для России, но портит интерес. Почему нам нужны новые Плющенко?
О чем нужно задуматься после Олимпийских Игр
Перед предстоящим олимпийском сезоном Этери Тутберидзе подготовила целую команду, успешно выступающую на всех стартах года. Для федерации такая стабильность тренера - большая радость: уже несколько лет подряд Этери Георгиевна подготавливает самых разнообразных по качествам фигуристок, которые в случае болезни, травмы или других непредвиденных обстоятельств всегда могут заменить друг друга. Ученицы из школы "Самбо-70" уверенно прыгают четверные прыжки, побеждают на чемпионатах Европы и мира - в общем, у знаменитого тренера все в порядке, а значит, и за титулы будущего сезона российские болельщики могут быть спокойны.
Проблема в другом: российскому женскому катанию не хватает разнообразия. За минувший сезон хоть какую-то конкуренцию смог составить Алексей Мишин, подготовив Елизавету Туктамышеву к серебру ЧМ-2021, и с большой натяжкой - Евгений Плющенко, работавший тогда с Трусовой и Косторной. Но и успехи олимпийского чемпиона среди мужчин нельзя назвать крупными как минимум потому, что обе ученицы в результате ушли обратно к Тутберидзе, а Евгений Викторович остался у разбитого корыта с полным ворохом бесполезных обещаний.
Да, у обеих фигуристок были значительные проблемы со здоровьем, которые помещали увидеть работу новоиспеченного тренера полноценно. Но и здесь правда на стороне Хрустального: коронавирус - не исключительная болезнь "Ангелов Плющенко", а всемирная опасность, так или иначе затронувшая всех спортсменов. Щербакова при остаточной пневмонии смогла стать чемпионкой мира, а Косторная лишь провалилась в Кубке России, устроив чехарду с напрасными новыми программами.
По итогам сезона общественности стало понятно, что Плющенко пока не тренер, а скорее менеджер, покупающий своим ученицам коттеджи вместо проведения достойных тренировок. А ведь идея была хорошая, и несмотря на то, что первая попытка составить конкуренцию Тутберидзе получилась как блин комом, любителям фигурного катания стоит задуматься, что же делать с полной монополией Этери Георгиевны, установившейся как в России, так и в мире.
Почему это проблема?
Отсутствие вариативности всегда ведет к упрощению того единственного варианта, так как смысла развиваться просто не остается. Зачем РЖД делать удобные сиденья и хорошие кондиционеры, если недовольный духотой и дискомфортом пассажир все равно не сможет поехать на поезде другой компании?
И даже желание раз за разом доказывать свою состоятельность не всегда держится долго. Достаточно взять в пример Алину Загитову, которая, кстати, до сих пор формально занимается у своего тренера. "Хотелось доказать всем, что победа на Олимпиаде была не случайной" - так говорила Тутберидзе после долгожданной победы Загитовой на Чемпионате мира 2019. В итоге в том же девятнадцатом, спустя семь месяцев, прославленная спорстменка объявляет о приостановлении карьеры. Случись бы эта ситуация тогда, когда в запасе у Этери Георгиевны не было трио ТЩК, она могла бы еще бороться за Загитову и использовать свой авторитет, чтобы уговорить чемпионку остаться. Но в данных условиях лидеру Хрустального этого и не надо: зачем, когда вместо победительницы Олимпийских игр придет не одна и не две талантливых и способных фигуристок?
Когда Алена Косторная и Александра Трусова собиралась переходить к другому тренеру, они наверняка рассматривали несколько вариантов перехода. Трусова, судя по всему, даже пыталась присоединиться к группе Арутюняна, но в итоге столкнулась с проблемами, которые привели ее... к Тутберидзе! В общем, куда бы ты не пытался перейти и где бы не хотел добиться успеха, выясняется, что это возможно только с одной единственной женщиной и в одной единственной школе.
Это не обвинение Тутберидзе в лени и нежелании работать с какими-то конкретными учениками. Это просто естественное поведение человека: расслабляться, когда все и так хорошо. И в России, и во всем мире (попробуйте назвать хоть одного тренера, у которого больше двух состоятельных действующих спортсменОК. Спорим, не получилось?)
Еще одно последствие - это усталость. И если сама Этери пока прекрасно справляется, то уже сейчас сложности появляются у штатного хореографа группы, Даниила Глейхенгауза. Шесть взрослых сборниц, Морис Квителашвили (спортсмен из Грузии), юниоры и юниорки, а с недавнего времени ещё и пара Тарасова - Морозов, что все вместе нужно умножить на три: короткая, произвольная и показательная программа. При такой очереди шансов создавать уникальный продукт нет: это будет качественно, но не гениально.
Не один из хореографов мирового класса не ставит больше трёх-четырёх программ за сезон. Илья Авербух (никто не поспорит, что в целом он ставит великолепные программы) - показательный Загитовой, «Белый ворон» Коляды и большой проект «Анна Каренина». Ше-Линн Бурн поставила две программы Косторной, Никита Михайлов - короткую Туктамышевой, и далее по списку.
А ведь программа - это очень затратное по времени занятие. Часть уходит на создание идеи (в том числе пресловутое «ловля вдохновения»), часть - на согласование с тренером и фигуристом, а уже только потом - отработка. Некоторые постановщики ходит в театры, если ставят классическую постановку, чтобы подчерпнуть что-то для своего творения (в том сезоне - специалисты Плющенко и Мишина). А когда у тебя 10-15 таких учеников, все нужно делать быстро и компактно. А значит, результат не выглядит уже так интересно.
Качество программ - это вещь, конечно субъективная, но все же: если сравнивать номера Хрустального, поставленные в период царствования Медведевой и юности Загитовой, и то, что происходит сейчас, то прежние программы запоминаются зрителям гораздо больше. "Слышу - не слышу"- личная история Этери, связанная с болезнью ее дочери, короткая Загитовой "Черный лебедь", отлично совмещающая монолог спортсменки с великой классикой - все это определенные истории, которые интересно смотреть и пересматривать даже тем, кто не разбирается в фигурном катании.
А что сейчас? Кажется, что из-за обилия работы Глейхенгаузу приходится работать не с отдельными фигуристами, а скорее с образами, раз за разом повторяющие самих себя. Заложником самой себя невольно становится Щербакова: "хрупкая, тонкая, порхает на льду", при этом без всякого развития образа. Музыка красивая, фигуристка прекрасная, а все равно чего-то не хватает. Аня с ее титулами и преданностью Тутберидзе заслуживает большего: может быть, чего-то драматичного, серьезного, отходящего от штампа?
В целях упрощения процесса Валиевой оставляют "Болеро" - гениальную с точки зрения техники, но не впечатляющую по эмоциям программу. Эта классика, и позиция тренерского штаба объяснима - такое работает на Олимпийских играх, и отказываться от победной стратегии было бы крайне глупо, но остается актуальным один вопрос: а что это вообще за история? Сможете ли вы, как когда-то на уроках литературы, ответить на один вопрос: в чем главная мысль этой программы?
Итог получается не впечатлительным. Даже для болельщиков Хрустального конкуренция была бы хорошей новостью: чем лучше остальные школы, тем больше стараются и трудятся ученики Самбо-70, тем качественней выходит результат и тех, и других.
Что делать?
Очевидно, что в России должно появляться как можно больше разных тренеров. Причём идеально, если они будут приверженцами абсолютно разных подходов: кнуты и пряники, работа на платной и бесплатной основе, стиль «учитель-ученик» или «командная работа». Во-первых, мы, прежде всего, будем видеть разнообразие на льду. Ну а во-вторых, у самих спортсменов не будет мучений в выборе тренера и никому не придётся насильно работать с кем-то только потому, что других вариантов остаться на плаву нет. Не будет уходов и возвращений Медведевой, не будет метаний Трусовой и обиженных интервью фигуристок, которые неудачно пытались начать новую жизнь.
В конце концов, ничего не бывает вечно. В прошлом олимпийском цикле в парном катании полностью царила Нина Мозер, угрожала всем своим огромным количеством талантливых спортсменов, а потом все рассыпалось, как карточный домик: сейчас настоящих звёзд в ее группе нет. И если Тутберидзе хочет делать качественный контент, то ей нужно позволить ученикам уходить и пробовать.
А молодым тренером - действовать, не бояться авторитетов и хейта. Кто не рискует, тот не пьёт шампанское.
и вот человек сам не понимает что пишет бред... караул...
можно подумать кто-то не дает развиваться конкурирующим школам...
работайте и если есть способности и талант, то рано или поздно будет конкуренция. а сейчас что нужно сделать? приказать ТШТ притормозить? Глейхенгаузу взять на подработку еще хореографов?
читайте внимательно интервью ТГД, там вот все написано.
а бредить больше не надо.
Вышвырните хотя бы Буянову и поставьте туда Панову.
Кто мешал Плющенко достичь успеха с Трусовой и Косторной на ЧМ? Неужели кто-то сознательно мешал тренировочному процессу в его академии?
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива!
Ум, работоспособность, художественный вкус и многое другое - нельзя купить. Выдающийся тренер, как любой талант, уникален, его нельзя купить ни за какие деньги.
Нам надо уважать и беречь тренерские таланты в России, а не переживать из-за того, что их мало.
Почему успехи учениц Э.Тутберидзе никому не дают покоя, а успех учеников Т.Москвиной вызывают радость?