Записки контрольных прокатов: как российские девушки провели свои произвольные
12 сентября прошли открытые прокаты сборной России. Как девушки откатали произвольные и что поменялось в раскладе на Олимпийские игры?
Контрольные прокаты - уникальное событие, которое в последние годы привлекает внимание не только российских, но и иностранных болельщиков. Особенно это важно в олимпийский сезон: хочется знать, как происходит подготовка, кто и к чему уже готов и какие обещания фигуристки начинают выполнять.
Популярные направления девушек: восток, проездки на коленках и мода на Дисней
Как и в любой сезон, в программах фигуристов всегда присутствует некоторое общее начало, некий тренд, который кочует даже из разных видов. На этих прокатах стало заметно, насколько необычны эти тренды, и как удивительно, не сговариваясь, спортсмены выбирают похожие мелодии и детали.
В произвольных программах было немало восточных тем. Открыла эту плеяду Софья Самодурова, которая презентовала программу "Мулан", а продолжила Елизавета Туктамышева, откатавшая некий обобщенный образ, который, несмотря на это, очень даже зажег аудиторию. Выбор музыки и в том, и в другом случае понятен: Соне очень идут бойкие программы, такие как ее чемпионская произвольная 2019 года, а Лиза является идеальным олицетворением таких мотивов, и на олимпийский год грех не брать то, что у нее хорошо получается. В целом это отличный шанс показать национальный императорский колорит, но вот в случае Сони это пока не смотрится как "ее программа", как ее идея и ее музыка: за этим не стоит такой мощной личной истории, а такую же энергетику, как ее подруга по группе, Самодурова пока не выдает.
Другое пересечение можно найти в выступлениях Самодуровой и Нугумановой: обе девушки использовали музыку из мультфильмов Дисней, выбрав истории принцесс. В программе Елизаветы было видно очень большую нежность, музыкальность и легкость - то, что отлично подчеркивается благодаря истории о русалочке. Красивое голубое платье, искренние эмоции Лизы - это выглядит готовой, а самое главное, подходящей для фигуристки программой. Беспокоит только одно: если 19-летняя фигуристка все-таки собирается пробиваться на Олимпиаду, такая программа явно не выставит в ее в выигрышном свете. Уж очень она простая и незамысловатая
Наконец, небольшая техническая деталь. Сразу в нескольких постановках было замечено, что девушки добавляют в свои дорожки шагов "проездки на коленях" - элемент, при котором спортсменка опускается на пол и несколько секунд катится на одной конечности по льду. Необъяснимо, но факт: Усачева (2:14 в видео ниже) и Нугуманова в произвольной, Щербакова и Валиева в короткой - и вот уже несколько фигуристок добавляют маленькую, но эффектную деталь в свой прокат.
В целом, такие вещи не бросаются в глаза: логично, что зритель оценивает каждое выступление по отдельности, больше ориентируясь на его независящий от других выступлений уровень. Но с другой стороны, непонятно, почему при огромном разнообразии дорожек шагов, движений и существующей в мире музыки получаются такие явные совпадения.
Рядовые программы: новая-старая Усачева, неожиданная Синицына и Нугуманова из прошлого сезона
Неудивительно, что в открытых прокатах присутствуют программы, не поражающие зрителей. Этот сезон не стал исключением: некоторые номера, безусловно, субъективно, не затрагивают душу и точно не являются олимпийскими бомбами, способными впечатлить аудиторию.
Произвольная Усачевой стоит в этом ряду. Несмотря на то, что юная спортсменка не потеряла своего очарования и очень компонентного катания (хотя без оценок этого наверняка сказать нельзя), но сама программа не выражает никакой конкретной мысли. Платье, которое слишком похоже на прошлогоднюю "Ромео и Джульетту", очень однородная музыка и завершение программы, похожее на Щербакову. Сравните: позиция Ани в начале КП прошлого сезона и позиция Даши в конце этого - точно такое же сжатие рук. Конечно, это мелочь, которую можно списать на излишнюю придирчивость, но вкупе с остальным это заметно и вызывает не самые приятные впечатления.
Ксения Синицына - другая спортсменка, откатавшая не самую интересную программу. Естественно, что из-за долгого отсутствия и не большой популярности ее хорошая программа будет проигрывать точно такой же хорошей программе Трусовой или Валиевой, но все же: когда ты не претендуешь на Олимпиаду, кажется, времени и возможностей для экспериментов открывается гораздо больше. Ксения выходила в странном костюме (зачем там майка?), нехорошо прыгала прыжки и каталась под программу, по стилистике очень напоминающую Евгению Медведеву: странные голоса, которые, должно быть, имеют какое-то театральное значение, биение часов и сердца в первой и второй половине соответственно - никому не хочется быть тенью другого известного спортсмена. А то, что все это - попытка воспроизвести сериал "Ход Королевы" становится понятно только благодаря комментариям в запоздалой трансляции 1 канала.
Мы уже говорили про Лизу Нугуманову и ее русалочку - это неплохая программа, отлично отражающая нежность самой фигуристки, имеющая за собой какую-то конкретную читаемую идею. Слова русалочки вплетены в музыку гораздо более органично, чем у Синицыной, однако, все это не меняет одного: где-то это мы уже видели. И не где-то, а в самом недалеком прошлом сезоне: легкостью и хрупкостью здесь никого уже ну удивишь. Особенно с падением.
Долгожданные успехи учениц, оставшихся в тени: танго Хромых и триксель Косторной
Майя и Алена все межсезонье не вселяли уверенность в то, что они смогут обогнать своих более стабильных, техничных и артистичных соперниц, больше засветившихся в предолимпийском сезоне. Однако, и та, и другая смогли удивить: Майя откатала хороший контент, а Алена показала долгожданный чистый триксель.
Для своей произвольной Хромых выбрала танго: стандартная, но интересная тема, которая неожиданно легко получается у Майи. Несмотря на то, что эта музыка каталась другими спортсменами не раз, 15-летняя фигуристка умело превращает ее в свою, вплетая туда сложнейшие прыжки и каскады. От Майи исходит прекрасная энергетика, которую может испортить разве что падение с тройного лутца - удивительное событие для ее контента. Но по итогу выступления Майи Хромых уже нельзя назвать ее черной лошадкой: она на все сто впрягается в гонку за олимпийские медали, и кажется, что это уже не так далеко от реальности, как раньше.
Алена Косторная оставалась в тени совсем по другой причине: известность и статусность уже была, а вот стабильности и здоровья не наблюдалось. Видимо, тренерский гений Тутберидзе просто идеально работает на чемпионке Европы: Алена показала страдающий в прошлом сезоне аксель и была одной из редких примеров тех, кто со сложным прыжком откатался без грубых ошибок. Хорошо, что ей оставили "Времена года": очень уж эта благородная и гордая классика идет такой же своевольной и самостоятельной Косторной. Хотя, конечно, хотелось бы поправить платье: слишком уж оно темное для такой бодрой музыкальной темы.
Отдельно о Валиевой: минусы и плюсы старой программы и скомканные четверные прыжки
Главной претендентке на золото Олимпиады 2022 нельзя не уделить особое внимание: уж очень высоки ожидания от Камилы Валиевой в этом сезоне. И хочет она этого или нет, но их придется оправдывать, причем не таким прокатом, как сейчас. Старая программа "Болеро" должна была быть идеально отработанной, выверенной и точной, но выглядела хуже, чем новые и полуготовые программы ее соперниц по группе. Восхитительного тройного акселя у Камилы, конечно, не отнять, а вот квады, похоже, она у себя забирает сама: два падения на козырных прыжках Валиевой очень портят впечатления от проката.
Видно, что эмоционально Камила старается отыграть на все сто. У нее очень широкие и выразительные движения, хорошая пластичность, но это все равно что-то не то, и складывается ощущение, что никогда "тем" не будет. Хочется увидеть, что любит катать Валиева, что ей идет и от чего у нее самой загораются глаза. А получается скучная классика, которую хотят видеть в штабе, и монотонный барабанный ритм, который очень надоедает за четыре минуты.
Остается надеется на улучшенные четверные и идеальные вращения - их как раз фигуристке удалось показать, не отходя от своей идеальной версии катания.
Звезды вечера: восток Туктамышевой соревнуется с "Мастером и Маргаритой" Щербаковой. А выигрывает все равно Трусова
Если бы нужно было составить тройку победителей по части впечатлений, то это несомненно была бы эти девушки: Щербакова, Туктамышева, Трусова. Тройка призеров прошлого ЧМ - удивительно, как постоянен бывает такой непостоянный спорт, как фигурное катание.
У Анны наконец-то программа, разительно отличающаяся от всего, что мы видели раньше. И это круто: видно, что у фигуристки горят глаза, когда она отыгрывает бал Сатаны, и она получает несказанное удовольствие от своего нового образа. "Мастер и Маргарита" - это замечательная музыка, идеально подходящая под катание, которая, кстати, повторилась и у мужчин в ПП Евгения Семененко. Грустно, что Щербакова пока не показывает квады и не выходит с костюмом (она была в тренировочном, который уже мелькал на контрольных прокатах 2020), но оптимизм и позитив Ани внушает очень большое доверие.
Вторая прекрасная девушка вечера - это Елизавета Туктамышева, которая сумела в который раз зажечь своей энергетикой весь зал. Лиза уже показывала отрывки своей программы ранее, и это принесло определенные плоды: дешевое на вид золотистое платье с ультра-короткими вырезами заменили на симпатичное голубое, не отвлекающее от самой сути программы. Лизе невероятно идет такой стиль, и хорошо, что из ПП прошлого года тема востока приходит и в этот.
Но все предыдущие спортсменки, как бы они хорошо не прыгали и изящно не катались, буквально померкли на фоне Александры Трусовой, которая своим катанием размазала всех остальных по бортику катка. Мечта девочки, которую все называли сумасшедшей, наконец сбылась: Саша приземлила пять четверных и вышла на недосягаемый уровень, сравнимый с самыми топовыми мужчинами. И пусть сегодняшний экшен появился лишь на открытых прокатах, для нестабильной королевы тренировок это уже знак. Осталось не потерять силу до конца сезона и удержаться так, чтобы увлекательный экшен не превратился в ужасающий хорор.
И все-таки, кроме четверных, которыми фигуристка славится уже не первый сезон, Саша смогла удивить чем-то другим. Давно от этой скромной и тихой девушки мы не видели такой бомбезной энергии, естественным образом текущей от движений Трусовой. Сошлось все: огненные волосы, очень яркий и стильный макияж и актерское мастерство, которое становится лучше по сравнению с юниорскими прокатами фигуристки. Здесь, как и у Алены, хотелось бы увидеть другой костюм: поярче, пусть даже с принтом далматинцев, аккуратно вплетенными в черный костюм. Но сегодня это выглядело глупой мелочью. После проката Саши встал весь зал - а это порой дороже тулупов и сальховов вместе взятых.
Остается только пожелать девушкам удачи. Все это - только начало сезона, сложного и непредсказуемого, как и все в фигурном катании. Кто-то еще удивит нас, а кто-то разочарует. Но что бы не менялось, выигрывает всегда один - тот, кому Тутберидзе сама подает куртку.