В фигурном катании – гранд-дуэль внутри одной группы: Бойкова с Козловским справедливо обиделись на Москвину? И надо ли им уходить?
Интрига перед олимпийским сезоном.
Выиграв Евро-2020, Александра Бойкова и Дмитрий Козловский реально претендовали на золото ЧМ-2020, который в итоге отменили.
Их результат в Граце не дотянул до мирового рекорда 0,26 балла – хватило бы четвертого уровня вместо третьего на подкрутке или тодесе в произвольной. Единственными реальными соперниками в Монреале стали бы китайцы Суй / Хань – действующие рекордсмены.
Прокатов уровня Граца Бойковой и Козловскому легко хватило бы и для победы на ЧМ-2021 в Стокгольме: взявшие золото Анастасия Мишина и Александр Галлямов набрали на 7 баллов меньше. Но в отличие от прошлогоднего Евро, Саше и Диме удалась только короткая. В произвольной – первая за два года ошибка на тройном тулупе и уже традиционный в сезоне-2020/21 испорченный выезд с выброса-флипа.
137,47 – худшая оценка Бойковой и Козловского в сезоне.
После проката Саша кинула партнеру аккредитацию и саркастично поздравила тренера Тамару Москвину с тем, что у нее есть чемпионы мира (речь о Мишиной и Галлямове). Слова Бойковой в кисс-энд-крае явно отсылали к знаменитой фразе Медведевой, произнесенной в первые секунды после поражения на Олимпиаде – и мы отлично помним, что последовало за этим.
Победа Мишиной и Галлямова не случайная: за год они мощно прибавили, а у Бойковой с Козловским начался регресс
В ситуации, когда твой главный соперник работает с твоим же тренером, велик соблазн переложить всю ответственность за проигрыш как раз на тренера.
Виртью и Моир обижались на Марину Зуеву за то, что в Сочи выиграли не они, а Дэвис и Уайт. Пападакис и Сизерон не оценили решение Дюбрей и Лозона взять в группу Виртью / Моира и мечтали, чтобы Тесса и Скотт ошиблись в Пхенчхане. Ягудин не вытерпел того, что Мишин не сделал ставку на него.
Знаменитое «вы что, не могли придержать Алину в юниорах?» – из той же серии: доказательств того, что эта фраза действительно произнесена Медведевой, не существует, но многие легко в нее поверили – потому что острое соперничество куда более естественно для индивидуального вида, чем крепкая дружба.
Мало кто всерьез ставил на победу Мишиной и Галлямова на ЧМ: дебютанты, третья пара страны, в соперниках – чемпионы Европы, чемпионы России и самый титулованный дуэт современности. Между тем, Настя и Саша планомерно шли к золоту весь год – даже их сумма на ЧМ практически идентична среднему баллу за сезон.
Базовая стоимость произвольной Мишиной и Галлямова – самая большая в мире. Бойкова и Козловский попытались дотянуться до них, заявив в произвольной на Кубке Первого канала каскад из двух тройных сальховов через ойлер, но вышло неудачно – и на ЧМ пара вернулась к привычному варианту.
Самое наглядное подтверждение прогресса Мишиной и Галлямова – разница между оценками на последнем международном старте до карантина и на ЧМ-2021. В феврале 2020-го они едва набрали 200 баллов на Bavarian Open – и это на фоне почти мирового рекорда Бойковой / Козловского в Граце. Саша и Дима после пандемии повторить результат Евро не смогли, в то время как их соперники улучшились на 25 баллов.
«Мы воспитываем фигуристов, а сливки снимает Тамара Николаевна»
Оригинальное объяснение успехам новых чемпионов мира предложил их бывший тренер – Николай Великов.
«Мишина и Галлямов стали бы чемпионами и у нас. Все эти элементы они исполняли и в нашей группе. Ничего нового Москвина им не поставила. Они стабильно выступали на юниорском уровне, обкатывались на международных турнирах. Почему они ушли от нас, как уходили и другие наши ученики? Все дело в деньгах. У группы Москвиной финансовые возможности гораздо выше, чем у нас. Мы воспитываем фигуристов, а сливки снимает Тамара Николаевна»
Отчасти Великов прав: в России чудовищный разрыв между детским спортом и спортом высших достижений. Хоть какого-то внимания удостоены разве что первые тренеры звездных одиночниц: чем весомее успехи фигуриста, тем больше шансов, что ему поступит выгодное предложение от одной из двух столиц. Но говорить, что Туктамышева стала бы чемпионкой мира у Светланы Веретенниковой, а в олимпийском кисс-энд-крае Загитовой сидела бы Наталья Антипина – несколько наивно.
Более того, четыре года назад Москвина заявляла, что предлагала Великовым официально сотрудничать с ее школой. Они отказались, сославшись на то, что работают в отличных творческих и финансовых условиях, к тому же живут рядом с катком.
Лукавство Великовых заключается и в том, что они не могут не понимать – за год Мишина и Галлямов не успевали выучить что-то принципиально новое. База в парном катании сильно ограничена, браться за четверные выбросы и подкрутки невыгодно: даже те, кто их пробовал раньше (Тарасова и Морозов, Суй и Хань), отказались от риска в пользу более качественных тройных элементов. Сама Москвина верит в ренессанс ультра-си – но не раньше следующего цикла.
Зато Мишина и Галлямов улучшились во всем, что касается второй оценки: не только визуально, но и по мнению судей. За два проката в Финале Гран-при-2019 Настя и Саша получили компонентами 96 баллов – на 4,81 меньше сорвавших произвольную Бойковой и Козловского. Вторая оценка Мишиной и Галлямова на ЧМ-2021 – 107,93 – впечатляющий рост всего за один сезон, в котором не было крупных международных стартов.
В прошлом году Настю и Сашу не воспринимали всерьез – более того, туринский финал Гран-при так хотели разнообразить канадцами, что компоненты Мишиной и Галлямова за 3 недели умудрились рухнуть аж на 5,5 балла в произвольной – с 68,29 в Гренобле до 62,75 в Саппоро, хотя прокат в Японии вышел чище.
В этом сезоне арбитры принимают пару куда благодушнее. Российскому судье даже не пришлось им помогать на ЧМ – разница между итоговым баллом и суммой от своего арбитра вышла меньше балла за две программы. Для сравнения – у Тарасовой и Морозова она составляет 2 балла только в короткой.
Дело не только в постановках – хотя произвольная под «Мастера и Маргариту» и явно диссонирующая с парой Лара Фабиан в короткой вряд ли были удачным выбором для первого взрослого сезона. Мишина и Галлямов стали элементарно интереснее – последнее крайне важно, когда у тебя нет ни авторитета, ни титулов, только 7 минут на льду, чтобы доказать, что ты тоже претендуешь на золото.
Семь лет назад такая трансформация произошла с другой парой Великовых – Столбовой и Климовым. При переходе они даже не поменяли программу – так и катали в Сочи произвольную, поставленную еще экс-тренерами. Сейчас по видео с двух идущих друг за другом ЧР (2013, 2014) легко оценить прогресс: те же элементы, те же связки и хореография – но совершенно другая скорость и презентация.
Худшее, что могут сделать Бойкова и Козловский – испугаться конкуренции и сменить тренера
Москвина на выпад Бойковой в кисс-энд-крае отреагировала хладнокровно: «Это абсолютно нормально. Почему нельзя поздравить тренеров с успехом коллег по группе?»
Вряд ли Тамара Николаевна не считала интонацию ученицы – даже если не поняла, у кого Саша позаимствовала реплику. Но ее позиция относительного внутренней конкуренции всегда была предельно прозрачной: пока школа называется клубом Москвиной, а не клубом действующих спортсменов, все решения принимает тренер.
Мишкутенок / Дмитриев и Бечке / Петров, Казакова / Дмитриев и Бережная / Сихарулидзе – то, что для молодых пар Москвиной кажется личной драмой, для самой Тамары Николаевны – привычная тактика.
По-человечески чувства Бойковой объяснимы: на фоне суматошного года с постоянными отменами стартов, вынужденными перерывами в тренировках, а также ухода из жизни Игоря Москвина и Александра Степина у Саши сдали нервы. Проигрыш паре, которая в прошлом году даже не отобралась на ЧМ, стал последней каплей.
У Бойковой сдали нервы после поражения: надерзила тренеру и отбросила аккредитацию
Напрягать Сашу должно скорее то, что это не первый крупный турнир, на котором они с партнером проиграли из-за собственной психики.
Чемпионат мира среди юниоров, март 2017-го. Будучи лидерами в короткой, в произвольной Бойкова и Козловский закончили только четвертыми (и вторыми по сумме): из-за помарок судьи отминусовали каждый второй элемент.
Французский этап Гран-при, ноябрь 2018-го. Бойкова и Козловский лидировали после короткой, на 3,5 балла опережая главных соперников – Ванессу Джеймс и Моргана Сипре. В произвольной Саша и Дима остались без каскада, сорвали выброс и вдобавок потеряли уровни на других парных элементах – в результате всего лишь бронза и непопадание в финал серии.
В Финале Гран-при-2019 для Бойковой и Козловского все начиналось отлично: они были вторыми после короткой, отставали от Суй / Хань менее, чем на балл. В произвольной случился один из самых грязных прокатов во взрослой карьере: сорвалась даже поддержка. Объяснить ошибки пошатнувшимся здоровьем и тем более акклиматизацией трудно: турнир проходил в Италии, свежих травм у пары не было. «Не могу сказать, что мы перегорели, сейчас тяжело сказать на эмоциях, что конкретно произошло», – резюмировал тогда Козловский.
Туринский ФГП – первый крупный проигрыш дуэта Мишиной и Галлямову. Тогда Настя и Саша еще даже не тренировались у Москвиной.
Медведева после драматичной фразы в кисс-энд-крае Пхенчхана сменила тренера. У Бойковой и Козловского такая опция тоже остается – трансферное окно открыто – только вряд ли бегство станет хорошим решением.
Самый очевидный вариант – Нина Мозер, месяц назад объявившая о возвращении, хотя и с оговоркой: на Игры-2022 в Пекине она не претендует. Мозер –человек, за год пересобравший Столбову и Климова и курировавший главный олимпийский проект «Волосожар / Траньков». Она же – автор странных решений, приведших в итоге к распаду дуэта Ксении и Федора, и высказывания «мне неинтересны старые проекты» про Тарасову и Морозова, которые два года назад оказались выброшены на произвол судьбы и начинающего тренера Максима Транькова.
Сама Мозер не слишком лояльна к парам Москвиной: назвала их программы старомодными, упрекнула в плохом владении коньком, а после открытых прокатов активно намекала на то, что питерский клуб нарушал правила и продолжал тренировки даже в карантин.
Еще один вариант – Артур Дмитриев. У него нет сильных пар после ухода Астаховой / Рогонова, зато есть огромный опыт работы с самой Москвиной – такой трансфер будет комфортным с технической точки зрения.
Теоретически существует опция перехода в группу Сергея Доброскокова – тем более на фоне проблем со здоровьем у Дарьи Павлюченко. Практически этот сценарий вряд ли реализуем: такой спарринг, скорее всего, будет нервировать обе пары.
Единственный верный вариант для Бойковой и Козловского – возвращать стабильность образца второго взрослого сезона. Сашу и Диму по-прежнему любят судьи: их компоненты на ЧМ за две программы – одна из которых с падением – почти равны двум идеальным прокатам Мишиной и Галлямова. Самое нерациональное в этой ситуации – винить в ошибках Москвину.
***
На все разговоры о соперничестве в группе Москвина отвечает категорично: внутренняя конкуренция – только подготовка к борьбе с иностранцами. То, что Китай делает огромную ставку на эту дисциплину, следует даже из олимпийского расписания: если парней поставили на 9 утра (одновременно сделав реверанс американцам, которые смогут посмотреть на Нэтана Чена в прайм-тайм), то пары не просто заняли лучшие вечерние часы, но еще и закрывают соревнования в фигурном катании.
У такого расписания есть еще одно неочевидное следствие: поскольку парное катание начнется позже других, у дуэтов будет время отдохнуть после командного турнира (в отличие от парней, которые стартуют почти сразу). Следовательно, именно парников могут лишить права на замену в произвольной – и почти гарантированной медали командных соревнований.
А это значит, что место в сборной пора бронировать уже сейчас.
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: РИА Новости/Александр Вильф, Владимир Песня
Ну и к чему эти вопросы про уход? Спекуляции на пустом месте. Если уйдут - тогда и надо обсуждать. Хотя почему-то многие забывают, что карьера у спортсмена одна, он всегда при уходе рискует больше и это его жизнь, его решения, его карьера. И именно он проигрывает или выигрывает от своего перехода, а не тренеры.
Тамара Николаевна на своём большом тренерском пути очень часто имела две топ-пары, которые были на пьедестале.