Самый честный уход из фигурного катания: козыри Шомы Уно здесь больше не работают
Двукратный чемпион мира Шома Уно завершил карьеру – и это один из самых честных уходов в фигурном катании.
Японец рассказал об этом сам – не стал ждать появления слухов и неловких вопросов про будущий сезон. Успел до распределения спортсменов по этапам Гран-при, не занимая места других фигуристов. Выложил смешной ностальгический ролик с реакцией на свои ошибки, чтобы подбодрить фанатов, и пообещал обстоятельную пресс-конференцию уже на следующей неделе.
Уно сразу обрубил концы – никаких пауз, приостановок, отпусков, перезагрузок и других эвфемизмов, которые так часто используют для удержания болельщиков или спонсоров. Ноль попыток обмануть себя – вернуться в нынешнее мужское катание в 27 лет (столько Шоме исполнится через полгода) слишком трудно.
Даже не будучи сейчас однозначным лидером ни в мире, ни в собственной сборной, Уно спокойно мог оставаться в обойме до Олимпиады. Мог гарантированно рассчитывать на медаль командного турнира – хотя, конечно, недавний распад танцевальной пары Комацубара / Колето осложнит эту задачу. Личный подиум тоже оставался для Уно абсолютно посильным вызовом: планируемое ISU смещение акцента с прыжков на хореографию – выгодный для него маневр.
Да, в последнее время все чаще казалось, что Шому подталкивает к завершению карьеры собственная федерация. Японский судья в короткой программе финала Гран-при сделал явный выбор в пользу Юмы Кагиямы, поставив ему на 3 балла больше средней оценки, хотя три арбитра в бригаде отдали промежуточное лидерство Уно.
Возможно, из-за долгой гегемонии Юдзуру Ханю в японской сборной карьера Шомы многим казалась короче, чем была. На самом деле он в топе с 2015-го (многие, впрочем, полюбили его еще юниором), а на последнем национальном чемпионате Уно оказался самым старшим участником среди мужчин.
***
Хотя у Шомы нет олимпийского золота, безусловно, нельзя сказать, что он не успел что-то исполнить на льду.
Огромное количество совершенно разных программ – от класcической интерпретации «Турандот» до экспериментальной версии «Болеро». Шома чаще ассоциируется с лирикой, но едва ли не самая яркая его находка – взрывная дорожка в короткой «Great Spirit». Пожалуй, одна из лучших в современной истории мужского катания.
При этом Уно, естественно, никогда не делал ставку только на компоненты – успел застолбить за собой первый четверной флип, достаточно стабильно исполнял сложнейший риттбергер, а визитной карточкой сделал каскады с трикселем.
Его отчаянная попытка исполнить тройной аксель – четверной тулуп на соревнованиях – еще один хайлайт карьеры. Своеобразным сочетанием сложности с иррациональностью она, наверное, впечатляет даже сильнее удачных квадов: этот каскад был настолько же сложен, насколько бесполезен математически.
Одно из главных достижений Шомы, как ни странно, напрямую не связано с ним самим. Ценой самого сложного периода в собственной карьере, когда у Уно не получалось буквально ничего, он раскрыл потенциал Ламбьеля-тренера: Стефан не только вернул японца в топ, но и сам вырос в отличного наставника.
Это сейчас, провожая Шому, можно мягко назвать первые два года после Олимпиады-2018 эпохой проб и ошибок. Тогда казалось, что карьера Уно летит в пропасть: уход от бессменного тренера с абстрактной формулировкой «хочу двигаться дальше»; авантюрная стажировка у Тутберидзе и как апофеоз – худший в карьере прокат на этапе Гран-при в Гренобле.
Он был плох не столько в цифрах (хотя и они пугали – 136,79 против обычных 180+), сколько по послевкусию: без команды Уно сел в кисс-энд-край, сначала улыбался фанатам, а потом заплакал, не дождавшись оценок. Стоявший рядом Рафаэль Арутюнян, не выдержав, передал Шоме игрушку и цветы – настолько острым выглядело тогда его одиночество.
Переход к Ламбьелю расценивался как окончательный приговор чемпионским амбициям и попытка спрятаться от чужих ожиданий на уютном швейцарском катке. Сильнейшим учеником в Шампери на тот момент был Денис Васильевс – и работа с ним скорее была похожа на постепенное превращение латвийца в самого Стефана.
Спустя три года Уно выиграл первое в карьере золото чемпионата мира. Символично, что как и главный в карьере провал, это тоже случилось во Франции – но теперь Шома был не один.
ISU так и не отметил это сотрудничество: Ламбьель дважды попадал в номинацию Skating Awards как лучший тренер и каждый раз проигрывал. В 2024-м он уступил Мие Хамаде – это парадоксальное решение фанаты критиковали сильнее всего: и результаты, и методы японки делали ее награждение крайне несвоевременным.
***
Вместе с Уно исчезнет важная часть эпохи в мужском катании. Из топ-10 Олимпиады-2018 соревноваться продолжали только Шома, Цзинь Боян и Дмитрий Алиев: последний, впрочем, вынужден делать это на домашнем льду. Боян, хотя и остается действующим фигуристом, давно прошел пик – 4-е место в Пхенчхане сменилось 39-м на минувшем чемпионате мира.
Уход Шомы – еще один укол в сторону несовершенства судейской системы. Да, перепрыгать нынешнего Илью Малинина невозможно (да и нужно ли?), но инфляция компонентов и их неизбежная корреляция с техникой отрезали любую возможность сократить отрыв с помощью скольжения, перформанса и качества программы.
Сильные стороны катания Уно были востребованы у зрителей, но оказались не нужны ISU: по средней второй оценке за сезон он всего на 7,5 баллов опережает Малинина и практически на равных финишировал с Кагиямой. Отставание по технике от Ильи – почти 30.
Запоздалая реакция ISU в виде сокращения прыжковой части (пока существующего только в виде возможной поправки) – заранее обреченная на провал попытка искусственно придержать того же Малинина. Куда более правильной стратегией было бы ориентировать судей на полную самостоятельность в выставлении второй оценки – без оглядки на количество квадов, репутацию и стартовый номер.
В эпоху Шомы этого уже не случится. Но наследие Уно всегда было богаче баллов и титулов.
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: Gettyimages/Atsushi Tomura; Naoki Nishimura/AFLO, Raniero Corbelletti/AFLO/Global Look Press
Спасибо за добрый пост, Полина! Если отставить в сторону шутки, приятно было почитать. Вообще удивительно, сколько спортсменов и поклонников ФК откликнулось на эту новость --- причем во всем мире, не только в Японии. Скромный интровертный Шома без английского языка каким-то одному ему ведомым способом оставил огромный след в международном сообществе: от Нама Нгуена до Саши Галлямова; от Юзу до Маэ-Беренис Мейте. Уже многие высказались и выплакались. :)
По-моему, это во всех смыслах очень светлая -- и почти киношная по своей сюжетной закрученности -- история. Шома добился всего в спорте, чего хотел: мечтал обойти Юзу хотя бы раз -- обошел; мечтал побывать на вершине мира -- побывал. И при этом пришел к своей вершине очень по-своему, по-Шоминому: тихо, изящно и без лишнего пафоса. Красиво. Никому не угрожая, никого не снося на своем пути и всегда демонстрируя предельное уважение ко всем соперникам. Поэтому и столько друзей к концу карьеры собрал -- и столько писем любви со всего мира вчера получил.
После себя он оставил очень красивое наследие -- огромное количество разноплановых программ от лучших хореографов мира, огромное количество прекрасных прокатов. Конечно, огромное количество медалей и рекордов (к слову, очень приятно, что он ушел действующим чемпионом Японии -- и выиграл чемпионат в 6-ой раз, поравнявшись в этом с Юзу). И очень много эмоций и чувств: опять же, исключительно светлых и позитивных. Даже его уход не вызывает горечи, поскольку он долго и тщательно готовил своих поклонников к своему завершению карьеры: и явно "итоговыми" программами прошлого сезона, и недавними ретроспективами прошлых программ на шоу, и многочисленными намеками в интервью, итд. Даже его уход получился красивым и изящным. А это действительно редкость.
Хочется надеяться, что Шома найдет себя в шоу и будет еще много лет радовать поклонников ФК новыми программами и новыми форматами. Это лето и осень у него уже полностью забиты шоу (включая одно в Шампери) и возвращением One piece on ice. Думаю, и дальше он будет очень востребован. А главное -- в нем кроется еще огромный потенциал для развития в артистическом и музыкальном плане. Вне соревновательного контекста этот бездонный потенциал можно теперь спокойно лелеять и раскрывать.
Легенда, в общем. Спасибо ему за все.
Еще внушает уважение вот что. По большому счету, у Шомы ведь никогда не было какого-то грандиозного прыжкового таланта. Если внимательно смотреть его юниорские выступления, там прекрасно видны все технические изъяны. И видно, что прыжок "мелковат". Поэтому неудивительно, что каждый новый прыжок -- особенно при переходе от тройных к 3.5 и 4 оборотам -- давался ему с огромным трудом. О триксель он убивался пять лет. Уже мало кто верил, что он его вообще когда-нибудь прыгнет. Четверной тулуп дался ему чуть проще, но в основном за счет накопившегося опыта работы над злосчастным трикселем. Тот же флип он прыгнул сразу после Бостонского ЧМ-16 чисто на непереводимом японском чувстве "куяшии". С четверным сальховым мучился всю карьеру. И при всех этих проблемах человек цеплялся за топовый контент всеми частями тела и не сдавал ничего -- выжимал из себя буквально все. Это многое говорит о характере.