В фигурке станет еще меньше интересной музыки: в США взяли авторские права под контроль
У американских фигуристов неожиданная проблема: в июне, когда большинство программ уже готово, а некоторые спортсмены даже начали сезон, федерация опубликовала музыкальную политику.
Ее назначение – не цензура, а борьба за авторские права: теперь кататься можно только под треки, на которые получена лицензия.
Чтобы фигуристы не связывались с лейблами и артистами напрямую, федерация заключила партнерское соглашение с двумя крупнейшими каталогами – ASCAP (American Society of Composers, Authors, and Publishers) и BMI (Broadcast Music, Inc.).
Их база в открытом доступе: перед постановкой спортсмен с тренером должны убедиться, что лицензия на выбранную музыку есть у одной из компаний или они владеют треком совместно.
Фигуристам гарантированы самые дешевые лицензии: нельзя делиться видео в соцсетях, а за многие хиты нужно заплатить
На первый взгляд, предложенный федерацией регламент выглядит логичным: музыканты получают отчисления, спортсмены – удобный инструмент поиска легальных треков, а чиновники – защиту от исков. Но на практике минусов у новой политики достаточно много.
Хотя в базе есть огромное количество артистов, ASCAP и BMI владеют лицензиями далеко не на все их песни. Например, под запретом для американских фигуристов оказались Blank Space Тейлор Свифт (и еще десятки ее хитов), 7 Rings Арианы Гранде, Crazy in Love Бейонсе. У клипов на них – миллиарды просмотров на ютубе.
Вдвойне иронично новые ограничения выглядят на фоне планов ISU сделать темой олимпийского ритм-танца хиты XXI века. Впрочем, на помощь американцам придет Сергей Лазарев – его «Лазербой» доступен в каталоге.
Если лицензии нет, но использовать песню очень хочется, можно купить ее самостоятельно с помощью сервиса ClicknClear. Все расходы и риски лежат на спортсмене: федерация не компенсирует затраты и не вступает в переговоры с лейблами.
Но это не главная проблема – в конце концов, любимые фигуристами Exogenesis и I put a spell on you есть в каталоге. Федерация и ее партнеры обеспечивают самый дешевый вид лицензии – она распространяется только на прокаты здесь и сейчас. Права на съемку, трансляцию и обработку музыки нужно покупать отдельно.
Под угрозой оказался весь околофигурный малый бизнес: от видеографов до аранжировщиков. В комментариях под обсуждением новой политики на Reddit родители маленьких фигуристов уже жалуются на то, что оператором запретили продавать записи прокатов с музыкой, а из трансляций мелких региональных турниров убирают звук.
14 лет назад американская фигуристка Старр Эндрюс прославилась как раз благодаря вирусному ролику под хитовую песню: прокат 9-летней девочки под Whip My Hair собрал 57 миллионов просмотров. По новым правилам это было бы нарушением: делиться видео в соцсетях федерация просит без звука.
Авторы кавера на народную песню подали иск к американской федерации – возможно, правила ужесточили именно из-за них
Лицензирование музыки – серая зона в фигурном катании: большинство не задумывается о том, что композиции используются нелегально. ISU всю ответственность возлагает на фигуристов: участники соревнований должны подписать декларацию, в которой гарантируют, что все права на треки и хореографию очищены.
О том, как обстоят дела на практике, рассказывала Лиза Туктамышева в блоге на Sports:
«Мне кажется, когда ты записываешь песню, то это уже достояние общественности. А использование трека в танцах, фигурном катании, наоборот, только увеличивает его популярность. Вряд ли исполнитель хочет, чтобы его песни никто не слышал. Творчество для этого и создано, чтобы как можно больше людей им наслаждались.
Конечно, есть и некоторые ограничения в использовании треков, но не от авторов. Как вариант – брать не оригинал, а кавер (как сделал в прошедшем сезоне Петр Гуменник). Это не запрещено. Мне кажется, это будет еще более актуально. Потому что есть хорошие произведения, которые мы, к сожалению, не всегда можем использовать. Но это не запреты, а скорее рекомендации».
Почему отмена Rammstein, доносы и цензура – катастрофа не только для нашей фигурки
Юридически Лиза, конечно, не права: автор может быть против бесплатного использования своей музыки, а у кавера тоже есть правообладатель.
Самый крупный спор об авторских отчислениях возник как раз из-за кавера: группа Heavy Young Heathens заявила, что американские фигуристы Алекса Книрим и Брэндон Фрейзер незаконно использовали их версию композиции The House of the Rising Sun в короткой программе.
Heavy Young Heathens не сочиняли музыку и текст: это старая народная песня. Более того, самый известный вариант ее исполнения тоже принадлежит другой группе – британцам The Animals. Истцы утверждали, что их права нарушили не только фигуристы, но и вещатели – Comcast, NBC Universal, Peacock, USA Network – а также американская федерация.
Вероятно, именно этот спор заставил чиновников утвердить музыкальную политику – это изящный способ переложить всю ответственность на спортсменов. Теперь, если рэпер NF придет с иском к Малинину, он уже не сможет привлечь в соответчики федерацию.
Бывший японский фигурист Тацуки Мачида настолько увлекся темой авторских прав в фигурном катании, что после карьеры написал об этом научную работу. Комментируя дело Книрим и Фрейзера, он рассказал, что лицензированием музыки стали заниматься лишь в последние годы – и только организаторы ледовых шоу и соревнований.
The New York Times в материале «Песни Бейонсе едут на Олимпиаду. Но кто платит за права?» подсчитали, что владельцы каталогов ASCAP и BMI получают более миллиарда лицензионных сборов в год. Та же Бейонсе должна была получить отчисления за использование ее трека в трансляции Игр – но скорее символическое, и за счет вещателя, а не фигуристки.
За американцами начнут повторять и другие федерации – интересной музыки в фигурном катании станет еще меньше
Конечно, в первую очередь новый регламент ударил по взрослым любителям, детям и спортсменам второго эшелона.
Очисткой прав на композиции в трансляциях крупных турниров занимаются сами вещатели: никто не вырежет звук из прокатов Малинина. Хотя нарушителем стал и он: права на трек Running от NF, который Илья выбрал для нового сезона, у партнеров федерации отсутствуют.
Практику американцев со временем может перенять и ISU: молчание вокруг авторских прав сохраняется до первого крупного скандала. Или до запуска собственной платформы с платными трансляциями, которую обсуждали на последнем Конгрессе – это добавит федерации юридических рисков.
Массовых судов с фигуристами, естественно, не будет: большинство музыкантов лояльны к использованию своих треков, многие даже рекламируют прокаты в соцсетях. Мэттью Беллами репостил выступление Трусовой, Элтон Джон поздравлял Чена с классным олимпийским прокатом под Rocket Man, а Джошуа Белл радовался, что Медведева выбрала именно его исполнение Шопена в Пхенчхане.
Претензии из-за авторских прав, впрочем, могут стать способом устранения конкурентов – и чем ближе к крупным турнирам, тем выше ставки. Самые крупные музыкальные скандалы вспыхивали накануне Олимпиады: так случилось и с Книрим / Фрейзером в Пекине, и с Домниной / Шабалиным в Ванкувере.
Логичный шаг со стороны ISU – взять на себя все расходы по лицензированию треков.
Популярная музыка – один из самых доступных способов раскрутки спорта: фанаты сами разнесут выступление по соцсетям и поднимут просмотры. Запрос «вольные упражнения Байлс под Свифт» – в топе поиска ютуба по имени Симоны, хотя песня Тейлор звучит меньше минуты.
И без того небогатый музыкальный выбор фигуристов, которые курсируют по годами выстроенному маршруту от «Кармен» до «Призрака оперы», сократится до списка проверенных композиций, чьи авторы никогда не предъявляют претензий. Позволить себе платить за лицензию, а главное – тратить время на ее получение, могут не все спортсмены. Да и зачем это делать, если судьи почти наверняка не оценят?
Без поддержки федерации даже классика перестанет быть безопасным выбором. Чайковский и Бородин, естественно, уже не заявят о своих правах, а вот авторы конкретного исполнения их произведений – могут.
Вопрос лишь в том, когда они это сделают.
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: Naoki Nishimura/Global Look Press; eastnews.ru/STAR-MEDIA; Gettyimages.ru/Jurij Kodrun – International Skating Union / Kontributor, Minas Panagiotakis, John Medina, Emma McIntyre, Ezra Shaw
Введение платы за такое использование музыки выглядит как отрубание ветки, на которой сидишь...
По теме: альтернативный вариант - связываться с менее распиаренными музыкантами и использовать их треки. Любой адекватный нишевый музыкант будет только рад, что распиарит себя через фигурное катание. Достаточно посмотреть на комментарии треков, ставших известными благодаря фигурному катанию - в топе сплошь имена фигуристок.
Аня Щербакова и "Forgiveness" Panu Aaltio: https://www.youtube.com/watch?v=fAQ-RfFnGOk
"Я думаю, что в фигурном катании есть такое же чувство импульса, как и в музыке, так что это очень хорошо ей подошло. Я очень счастлив, что музыка продолжает жить такими способами. Выступление Щербаковой определённо показало мне музыку в новом свете – я совсем не ожидал такого эффекта" (Пану Аалтио)
"Dangerous Affairs" Inon Zur: https://www.youtube.com/watch?v=2uA5mY3n68w
Саша Трусова и "Call me Cruella" Florence + The Machine:
https://www.youtube.com/watch?v=Dwzazj5xskY
Камила Валиева и "In memoriam" Кирилла Рихтера:
https://www.youtube.com/watch?v=bRgPqFTz_2U
"In Memoriam написана в память о всех тех близких людях, которых мы очень любили и которых, к сожалению, с нами нет... Я посмотрел программу — это безупречное исполнение. Я доволен, хотя я редко бываю доволен" (Кирилл Рихтер)
Алина Загитова и "Me Voy" Ясмин Леви: https://www.youtube.com/watch?v=GzzN7vF0u7s
"Если бы я была моложе, я бы сказала: «Вау! Я сделала это!». Но мне 43 года, так что я много видела в своей жизни и могу сказать, что просто счастлива от того, что смогла доставить радость и вдохновить кого-то своим творчеством. Надеюсь, моя песня и танец Алины Загитовой смогут найти отклик в душах людей всего мира" (Ясмин Леви)
По-моему, это идеальный пример здоровой творческой синергии, когда фигурное катание добавляет популярности музыке и композитору. А если пытаться добавить себе популярности на плечах Бейонсе или Тейлор Свифт, то да, наверняка они будут против и потребуют платить авторские отчисления.
И даже музыка, которая сегодня была фриварной - завтра окажется, что на неё заявлены права какой-то компании.
Потому что поиск "неоприходованных" треков идёт постоянно.
Сейчас это нас не касается, правда, потому что монетизация для РФ всё равно отключена. Мне это даже проще - меня этот формат не интересует, а вот наложить трек на какой-то ролик нужно всегда.
Поэтому сейчас проверка пишет - "у трека есть правообладатель, но фиг с вами, пользуйтесь".
А так, предупреждения (а раньше и запреты) прилетают - не только на тот музон, который ты сам накладываешь на ролик.
Но и на музыку, звучащую где-то на фоне в ролике.
Например, на свадьбе или на школьной линейке.
Друг в Европе жаловался. Он в своё время собрал огромную коллекцию лицензионных CD. Платил за них. Тогда это было недёшево.
Ничего он сейчас использовать в своих роликах не может - угроза блокировки канала. Покупай повторно.
И, да. Там даже за музыку, звучащую в кабаке - тоже нужно платить.
и да - лучше стимулировать и поддерживать знакомых молодых композиторов,
чем оплачивать убогие треки убогой свифт для убогих матьих "ценителей")
А не получил права для публичного воспроизведения, коим и являются публичные ролики в на ютубе.