8 мин.

В парном катании – суперинтрига: четыре фаворита, Козловский отправляет всех «в очередь!», красивое возвращение Тарасовой и Морозова

Парное катание в последние годы потеряло статус топ-вида.

Ушла Алены Савченко, на несколько лет раньше – Волосожар / Траньков и китайцы Пан / Тон. В этом году закончили 3 дуэта из мирового топ-24, а в июне появился шорт-лист премии Skating Awards, в котором вид попросту проигнорировали.

Кризис объясним. Конкурентоспособных дуэтов мало: сложно совпасть по темпераменту, росту, весу, возрасту и техническому набору. Одиночники до последнего цепляются за возможность кататься сольно – пока позволяют здоровье и амбиции.

На чемпионате России в Челябинске все по-другому.

Произвольная парников неслучайно делит рейтинговую субботу вместе с женским одиночным: турнир интриговал еще на старте, а после короткой все стало еще запутаннее и интереснее. К тому же это единственный вид, где не снялся ни один лидер – на золото претендуют сразу четыре пары.

Козловский уступил место в очереди Морозову и едва не проиграл Ходыкину

Для Евгении Тарасовой и Владимира Морозова челябинский чемпионат России – девятый в карьере. После Олимпиады в Пхенчхане они, казалось, автоматом станут первой парой страны: Столбова и Климов распались, а перспективные юниоры еще не подросли. Но все пошло не так: отношения в дуэте испортились, собственный тренер перестала считать их интересным проектом, а выбор в наставники Максима Транькова выглядел крайне не очевидным.

Прошлогодний переезд в США к Марине Зуевой явно пошел паре на пользу – как минимум, с точки зрения презентации: автор лучших программ Гордеевой и Гринькова, олимпийских побед Дэвис / Уайта и Виртью / Моира умеет подобрать чуткие образы. «Болеро» в короткой оказалось настолько удачным, что в карантин не стали браться за новую постановку – хотя, пожалуй, эту программу нужно было повторять не в текущем, а в олимпийском сезоне.

По Тарасовой и Морозову пандемия нанесла едва ли не самый жесткий удар: они не смогли остаться у Зуевой, не попали на Гран-при и по очереди переболели. Их чистый прокат в Челябинске – долгожданная компенсация за все проблемы первой половины сезона.

Запас после первого дня мог быть больше, если бы не нелепый штраф за задержку на старте. Нынешние баллы Жени и Володи – 80,65 – достижимы для чистых Мишиной / Галлямова (они набрали почти столько же на 5-м этапе Кубка России) и Бойковой / Козловского (личный рекорд – 82,34), но, похоже, те слишком увлеклись внутренней конкуренцией.

Еще одна безупречная пара дня – Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин: есть ощущение, что для промежуточного второго места им не хватило только авторитета. Технической оценкой они уступили лишь Тарасовой и Морозову, зато в компонентах проиграли сразу трем парам – возможно, сказался пропуск этапа Гран-при, где вторая оценка могла немного подрасти.

Пока на Дашу и Дениса инфляция в судействе не распространяется: если в прошлом сезоне по средней второй оценке на международных стартах они были на одном уровне с Мишиной и Галлямовым, то сейчас проиграли им компонентами больше балла даже при условии грубой ошибки у Саши. Между тем, прогресс Павлюченко и Ходыкина очевиден – им наконец-то удалось раскрепостить партнершу и совместить насыщенность программы с легкостью исполнения.

В группе Москвиной нервно: две равные пары делят внимание тренера и ошибаются

За 1,5 года до Олимпиады – именно такой срок Брайан Орсер называл оптимальным, чтобы почувствовать изменения после смены тренера – Анастасия Мишина и Александр Галлямов неожиданно оказались в школе Тамары Москвиной. Спустя 8 месяцев трансфер можно назвать самым удачным в 2020-м – соперничать с ним может разве что переход Коляды.

Неожиданным был не столько уход – после непопадания на Евро с его практически гарантированными медалями перемены напрашивались – сколько согласие нового тренера. В группе Москвиной уже есть один олимпийский проект (Бойкова /.Козловский), а сама Тамара Николаевна еще в начале нулевых задумывалась о том, чтобы выпустить из спорта Бережную / Сихарулидзе и закончить с тренерской работой, ограничившись мастер-классами.

Впрочем, идея конкуренции двух пар внутри группы Москвиной не нова. Через такой же спарринг прошли сначала Мишкутенок / Дмитриев и Бечке / Петров, а позже – все тот же Дмитриев с новой партнершей Оксаной Казаковой и Бережная / Сихарулидзе. О действенности стратегии говорит хотя бы то, что в обоих случаях пары Москвиной разыграли золото и серебро Олимпиад, на которых конкурировали между собой.

Антон Сихарулидзе – уже после победы в Солт-Лейке – легко вспоминал поражение в Нагано от соперников по группе. «Мы себя к фаворитам не причисляли. У Оксаны с Артуром было гораздо больше опыта, мастерства. А мы – юные, сырые. Первая Олимпиада, смотрели на все во-о-от такими глазищами. Золотая медаль стала бы чудом».

20 лет назад ситуация действительно была проще: Артуру Дмитриеву на его вторых Играх было уже 30 лет. Бережная и Сихарулидзе, наоборот, только набирали ход: в пару они встали за 2 года до первой Олимпиады, а до этого Лена заново училась ходить и кататься после травмы головы, полученной на тренировке с предыдущим партнером.

С Мишиной / Галлямовым и Бойковой / Козловским эта тактика вряд ли сыграет: они слишком близки по возрасту. И как бы Дмитрий ни столбил место в очереди, все решат два проката в Пекине. Если, конечно, обе пары туда отберутся: уже сейчас на Олимпиаду претендуют минимум четыре дуэта.

Козловский о победе на Гран-при России: «После проката я прокричал: «Это наше место. В очередь!»

Если до чемпионата России казалось, что Бойкову и Козловского спарринг нервирует, а Мишину и Галлямова подстегивает, то в Челябинске стало очевидно: переживают все.

Ошибка на флиповом выбросе у Бойковой и Козловского становится системной: такой же неловкий выезд был месяц назад на московском Гран-при, а в произвольной на казанском этапе Кубка России Саша и вовсе упала. Меган Дюамель в твиттере предположила, что проблемы могли возникнуть из-за тренировок четверного выброса: в свое время так же характерно разладился традиционно эталонный элемент у Столбовой и Климова.

Сама Москвина о потенциальных ультра-си Саши и Димы ничего не говорила – да и вряд ли они были возможны после долгого карантина, коронавируса у партнера и загадочной простуды за три недели до ЧР у партнерши. А вот Анастасия Мишина, по словам ее бывшего тренера, учила четверной выброс полтора года назад, но ни разу не пробовала в программах.

Галлямов, напротив, весь сезон до турнира в Челябинске исполнял свой сальхов в короткой стабильно – еще и с довольно навороченного для парника захода: за 10 секунд до прыжка Саша успевает сделать слайдинг и кораблик.

В парном катании сложно оторваться в контенте: короткие программы Мишиной / Галлямова и Бойковой / Козловского стоят абсолютно одинаково. При этом в произвольной за счет каскада из двух тройных сальховов через ойлер преимущество в базовой оценке – за Настей и Сашей.

Еще в прошлом сезоне Бойкова с Козловским могли не волноваться о мелких недочетах: их компоненты вплотную приблизились ко второй оценке Тарасовой и Морозова, которые при этом много теряли в технике из-за нестабильности. Сейчас ошибаться нельзя: компоненты Мишиной и Галлямова за год так рванули вверх, словно они не просто сменили тренера, а выиграли Олимпиаду.

Год назад в короткой программе финала Гран-при Настя и Саша получили во второй оценке 31,62 – на 2,5 балла меньше, чем Бойкова и Козловский. На Кубке России в этом сезоне – строго 37,16 на обоих этапах, практически вровень с действующими чемпионами Европы.

В произвольной прогресс еще заметнее: ни разу в прошлом году вторая оценка Мишиной и Галлямова не добирала до 70 баллов – даже при лояльном судействе на ЧР. В этом сезоне она еще ни разу не опускалась ниже 74: +10 пунктов к результату прошлого финала Гран-при, где Настя и Саша стали третьими.

Во многом прибавка обусловлена апгрейдом самих Мишиной и Галлямова: из программ ушел китч, между элементами появились интересные связки, выросла скорость – по крайней мере, в короткой.

Не по душе эти обновления пришлись, вероятно, лишь Людмиле Великовой, которая год назад раскритиковала постановки Бойковой и Козловского – главных соперников своих учеников. «Может быть, кому-то программы пары очень нравятся. Например, пожилым людям, которые на этом выросли. Я сама пожилой человек, но мне больше нравятся современные вещи».

Через полгода после этого интервью Мишина и Галлямов ушли от Великовой к Москвиной.

Чемпионат России по фигурному катанию

Пары

Короткая программа

1. Евгения Тарасова – Владимир Морозов – 80,652. Александра Бойкова – Дмитрий Козловский – 77,483. Дарья Павлюченко – Денис Ходыкин – 77,014. Аполлинария Панфилова – Дмитрий Рылов – 74,515. Анастасия Мишина – Александр Галлямов – 73,25

Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора 

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид