15 мин.

Что не так с ПП Косторной?

Каждая произвольная имеет строго предписанный набор элементов - 7 прыжковых, 3 вращения, дорожка и хореодорожка. Ещё в программе есть связки - шаги, сложные заходы и выезды для элементов. Также присутствуют моменты набора скорости - в несколько секунд, когда спортсмен ничего не показывает ни по хореографии, ни по связкам, ни по элементам, а просто набирает скорость. Вот так:

Что отличает программы друг от друга?

1. Музыка. Это лицо программы, её идея. Кто смотрел "альтернативки" знает, что даже та же самая программа под другую музыку воспринимается иначе.

2. Костюм. Тоже оказывает большую роль на наше восприятие. Можно сравнить открытые прокаты с соревнованиями, можно вспомнить КП Липницкой под Элвиса на этапе Скейт Америка и далее - это важная деталь.

3. Связки и переходы между элементами. Спортсмены предпочитают использовать привычные заходы на прыжки, так как это удобно и надёжно, чем учить каждый раз что-то совершенно новое. Но бывают и вариации. На выезде разнообразие показать проще.

4. Хореография. Здесь можно выделить три части.

Первая - это дорожка шагов. Основная часть. Требования по шагам нужно соблюдать, поэтому простор для творчества с точки зрения техники - ограничен. Зато дорожки - такие элементы, когда зрители обращают большое внимание на хореографию, а не на моухоки, чоктау и прочие малопонятные вещи.

Вторая - связующая хореография. Так как заходы и выезды с элементов отличаются несильно, то хореография играет важную роль в разнообразии - помогают движения рук и корпуса.

Третья - "хореорастанцовки". Не являются элементами и не оцениваются отдельно, но играют большую роль в придании программе индивидуальности. Всегда присутствуют в начале. Бывают и в других местах программы, ими часто обыгрываются переходы между музыкальными частями.

Это основное, но также стоит упомянуть и рисунок программы - траекторию, по которой движется спортсмен. Наконец, может отличаться порядок выполнения элементов.

Рассмотрим произвольную Алёны нового сезона и сравним её с прошлыми. В основном с "Сумерками" - потому что порядок элементов схож. Хоть и не все были довольны музыкальной подборкой, но к количеству и качеству движения вопросов не было, Алёна получала хорошие компоненты.

Сначала музыка. Лирика для Алёны - вариант беспроигрышный, хотя Алёна не привязывается к определённой нише, а показывает свою способность работать с совершенно разными направлениями. Но по многим попадавшимся на глаза отзывам и опросам наиболее любимы зрителями "Ангел" и "Тема Стеллы" - а это именно лирика по архитипу. Выбор понятен.

Музыка Абеля Коженёвского - далеко не так банальна в ФК, как "Кармен" или "Призрак Оперы", хотя и использовалась. Она написана профессионалом и любима слушателями. Да, есть кусочек из "Ромео и Джульетты", но к теме Шекспира программа Алёны отношения не имеет. Точно так же, как её нынешняя КП не имеет отношения к Джеймсу Бонду, несмотря на соответствующий саундтрек.

Я считаю удачным композиционное решение. Программа состоит из четырёх частей. Первая, достаточно спокойная, но в то же время волнующая, прекрасно подходит для завязки. Она захватывает первые 4 прыжковых элемента. Ультра-си здесь делать удобно - нет рваного ритма, нет высокого темпа. Вторая часть - это развитие сюжета. Продолжается до дорожки шагов. Третья часть - кульминация. Она звучит торжественно, и в то же время у неё удобный ритм для аплодисментов в такт - что усиливает эффект. Во время этой части исполняется только дорожка шагов. Четвёртая часть захватывает два заключительных вращения и служит кодой, предназначенной для того, чтобы поставить красивую точку в истории.

Порядок элементов изменился по сравнению с прошлым сезоном. Хореодорожка и дорожка шагов поменялись местами. Изменились вращения. LSp4 ушло, FCSp4 пришло. Расстановка вращений также стала несколько иной.

Касаемо костюма можно отметить прежде всего то, что восприятие у всех разное, а потому всем не угодишь. Не существует какого-то совершенно верного или неверного решения. У меня музыка вызывала ассоциации со светлыми и холодными оттенками. Но начинаю привыкать. В любом случае костюм от постановщика не зависит, поэтому по этой теме писать особо и нечего.

Теперь связки и переходы между элементами. Не упростили ли программу, не стала ли она менее насыщенной, чем раньше?

Начало программы Бурн выглядит пустым. После 8 секунд на двух ногах плюс кораблика следует набор скорости, потом дупель с бауера. Затем довольно простой заход на лутц после набора скорости:

К моменту выезда с 3Л-2Т проходит уже 44 секунды - и Алёна показывает минимум в связках к этому моменту. Но! Не стоит забывать, что программа задумывалась под ультра-си. А это уже другое дело. Вот даже взглянуть на Камилу Валиеву:

Это набор скорости плюс заход на второй квад. К моменту выезда с него проходит 46 секунд от начала проката - и Камила тоже мало чего интересного по связкам успевает показать за это время. Готовясь к 4Т, фигуристка как бы выключается из программы, не показывая ещё и хорео.

Но это не претензия! Ведь это же ультра-си в женском. Внимание зрителей сосредоточено на нём.

В случае Алёны аналогично - начало программы будет иначе выглядеть и восприниматься с трикселями. Под дупель и 3Л можно было придумать что-то интереснее, но варианты это временные. Поэтому пока так.

Ситуация меняется, начиная с третьего прыжкового элемента. Не разбираясь в конкретных шагах, можно просто смотреть на ноги и оценивать количество и сложность движений коньком. И сравнивать.

Заход на второй дупель остаётся сложным.

Но имеет свои отличия, а не просто скопирован с "Сумерек".

Далее смотрим выезды с этого же акселя.

Здесь отличия сильнее. У Бурн идут шаги с выезда, потом несколько беговых, потом ещё чуть шагов. До набора скорости на рит 8 секунд. В Сумерках сразу шаги с выезда в течение 5 секунд - потом набор скорости на рит.

Заход на рит практически не изменился. На гифках - момент после набора скорости.

Схема одна: пара шагов - спираль - прыжок.

В плане захода на флип-тулуп никаких изысков, кроме привычных для Алёны шагов, с которых она делает флип, нет. Они следуют сразу после набора скорости.

Но и в Сумерках было точно так же:

А вот выезд сильно изменился:

Но нельзя сказать, что стал проще.

После выезда с 3-3 и набора скорости следует заход на ойлерник, который включает в себя не только привычные шаги для флипа, но ещё и немного связок.

В программе Бурн появляется кораблик в приседе. Нашёл, что он называется "бести". В "Сумерках" было по-другому - но не сложнее. Визуально даже чуть проще.

Что касается выезда с 3Ф-о-3С, то в Сумерках сразу же начинается хореорастанцовка, знаменующая переход к финальной части.

У Бурн немного шагов:

Заход на последний лутц у Бурн вновь несложный. Сразу после набора скорости:

Но и в Сумерках было точно так же:

После лутца у Бурн идёт дорожка шагов, а в Сумерках - короткий переход во вращение.

Закрывая тему с переходами, приведу пару примеров того, что небольшие изменения в заходах/выездах на некоторые элементы, либо отсутствие изменений в отдельных случаях - явление вполне нормальное.

В частности, заход на лутц-тулуп Валиевой в разных ПП:

На гифках - кусочек набора скорости плюс заход до прыжка. Разница в том, что под Muse был взмах ногой, а в Болеро вместо него - "бести".

Или вот пример заходов на каскад после набора скорости в коротких программах Ани Щербаковой. Как была спираль в Парфюмере, так и осталась - только теперь Аня не захватывает рукой конёк.

Такие небольшие вариации в переходах - норма, и воспринимается это прекрасно. Зритель во время проката не вспоминает досконально прошлогоднюю программу, а следит за элементами. Плюс внимание на себя забирают новые музыка, костюм и хореография.

Переходя к хореографии, стоит именно с переходов и начать. Можно ещё раз сравнить все вышеприведённые гифки сравнений Бурн и Сумерек, уже глядя только на хореографию рук и корпуса - она отличается.

Но есть проблема - программа не накатана, движения не заучены до автоматизма, а потому, сосредоточившись на технике, Алёна не показывает хорео так, как умеет. В Москве было уже лучше, чем в Казани. Но разницу трудно вычленить, она совсем небольшая, скрывается практически в каждом движении, и чувствуется, когда смотришь большой отрывок за раз. Именно это, на мой взгляд, ключевая причина того, почему практически все, сравнивая Гран-При и ЭКР, говорят, что в Москве прокат был получше, хотя технику Алёна за него получила меньшую.

Соответственно и дорожка шагов в новой ПП исполняется неуклюже. Здесь дополнительно подключается и фактор усталости, и фактор того, что дорожка - это кульминация программы и катать её надо наотмашь. Поэтому впечатление, конечно, смазывается.

Стоит сравнить то, что получилось сейчас, с тем, что было раньше в Сумерках, и даже сейчас в куда более хорошо накатанной КП:

В дорожке Бурн на контрасте видна излишняя резкость и отрывистость, нет законченности движений, есть недостаток плавности... И нет ощущения грации, ощущения, что одно движение перетекает в другое как единое целое.

Наконец, хореорастанцовки.

Прежде всего начало.

Мне не нравится. Но это эмоции, а что конкретно не так? Начальная поза интересная, но дальше всё на двух ногах, минимум движения корпусом, несколько взмахов прямыми руками. Затем этот жест...

...остался мною непонятым. Хоть и в "кораблике". Что к чему? Для сравнения каким начало было раньше - примерно те же 7-8 секунд.

Совсем другое дело! Как по рукам, так и по ногам, и корпусу. И если брать нынешнюю КП - то и она вполне на уровне.

Что ещё? Характерной особенностью Сумерек, например, был переход в финал:

У Бурн мы имеем нечто любопытное в середине - как раз переход ко второй части:

Резкие амплитудные движения рук отражают смену характера музыки со спокойной на волнующую. Символизируют борьбу. Всё понятно.

Концовочка красивая также присутствует - только надо её делать успевать. Пока только так:

Торопливо и не в музыку. Задумка наверняка заметно отличается от того, что мы успели увидеть.

На этом всё - осталось лишь сделать выводы.

1. Программа не является пустой. Пустовато только начало - но это норма для программ с ультра-си. Нужно возвращать тройные аксели. В остальном выдерживается схема: связки на заходе - элемент - связки на выезде - набор скорости - связки на заходе и так далее. Программа не проще, чем предыдущая.

2. Программа совершенно точно не скопирована с предыдущих, отличается существенно.

3. Программа не сверкает по причинам, среди которых в качестве претензии к постановщику стоит предъявить только первые 7-8 секунд от начала. Остальное - недоработка исполнительницы. Сюда входят неуверенная хореография рук, слабая дорожка шагов, которая должна быть кульминацией, отставание от музыки. Более того, Алёна признавалась, что не всё делала так, как это было задумано, и пока программу не получилось представить точно в запланированном виде.

Все недоработки Алёны обусловлены малым временем работы над ПП. С учётом онлайн-постановки работа была закончена лишь в конце сентября (хотя и август - уже поздно), да ещё две недели вылетели из-за проблем с коньками, так что общее время работы до этапа Гран-При составило около 5 недель, хотя в нормальной ситуации только до открытых прокатов в распоряжении спортсменов бывает 2-2,5 месяца.

Это не обусловлено отсутствием гениальной Тутберидзе, которая всё контролирует. В самом деле, её гений в том, чтобы за пару лет сделать из средней 12-летней фигуристки звезду, а Алёне, помимо времени, нужен обыкновенный хореограф, который бы мог её поправлять, глядя со стороны. Способности самой Алёны в отношении второй оценки никуда не делись.

Таким образом, очень любопытно будет взглянуть на эту программу в конце сезона. Уверен, что впечатление будет совершенно иным, но при этом неверно будет утверждать, что Алёна вытянула своим мастерством слабую постановку. Постановка, если не считать первых секунд, очень даже хороша и имеет потенциал.

Я задался вопросом, почему ПП Медведевой от Бурн так заинтересовала зрителей, в том числе меня, даже в совсем слабом исполнении. Пересмотрел пару раз и могу сказать следующее - программа, которая ставилась в начале года, накатана очень хорошо. Вся хореография исполнена прекрасно, за исключением срыва "колеса". Всё в музыку. Помимо прыжков, проблема только в почти полном отсутствии связок между элементами - можно посмотреть, чтобы увидеть, как выглядит действительно пустая, с точки зрения работы ног, программа. Однако по рукам и корпусу всё хорошо. И с дорожкой Женя в целом справилась, и в тайминг уложилась.

Интересно, какое решение будет принято в отношении произвольной Алёны относительно следующего сезона. И любопытно узнать, насколько важна оффлайн-работа с хореографом. Не так давно Мишин упомянул о такой необходимости, поэтому Авербух ещё не раз приезжал помогать с "Белым Вороном" Михаилу Коляде. Возможно, и Алёне стоит оставить программу, доработав её новыми "фишками", если получиться встретиться с Бурн. Если же нет, возможно лучше будет программу поменять. Впрочем, это уже гадание ни о чём - время покажет.