10 мин.

Геометрия движения: абстрактная живопись в программах Нейтана Чена

«Прежде, чем быть изображением нагой женщины или лошади в бою, картина должна стать определенным образом окрашенной поверхностью». (Морис Дени, французский символист)

Абстракционизм (от лат. «abstractus» — отвлеченный) — беспредметное, нефигуративное искусство. Официально отказавшись от изображения предметов, живописцы использовали отвлеченные элементы: цветовые пятна, линии, геометрические формы в самых различных сочетаниях. У абстракционизма есть свои течения: абстрактный экспрессионизм, супрематизм, геометрический абстракционизм, «оптическое искусство» и многие другие. Акцент на цвете и форме, а не на реалистичности изображения, имеет первостепенное значение в развитии абстрактного искусства. Один из основателей движения Василий Кандинский считал, что картину нельзя анализировать интеллектуально – необходимо эмоциональное восприятие, ощущение цвета.

Абстракционисты стремились воспринимать мир во всех его проявлениях, красках и формах. Синтез искусств, в частности музыки и живописи, — одна из главных идей абстракционизма. Василий Кандинский называл своим предшественником и вдохновителем Рихарда Вагнера, голландский художник Пит Мондриан восхищался современными ритмами – фокстротом, джазом, буги-вуги – и давал своим полотнам названия музыкальных произведений.

Тесная связь музыки и изображения, техники и хореографии, спорта и искусства наблюдается и в фигурном катании, причем споры о том, что в этом синтезе первично, наверное, не утихнут никогда. Как и абстрактная живопись, фигурное катание, состоящее из прыжков, вращений, шагов и поворотов, в строго регламентированных рамках призвано вызывать у зрителя эмоции и чувства. Спортсмен же выбирает свой стиль и превращается в творца.

К примеру, американский фигурист Нейтан Чен славится предельным минимализмом в костюмах, строит свои программы скорее вокруг абстрактных форм, нежели конкретных образов, выбирает в качестве музыкального сопровождения произведения с короткими запоминающимися названиями (Немезида, Караван, Богема, Рокетмен и т.д.), пробует себя в разных музыкальных жанрах (соул, джаз, шансон, фламенко), и демонстрирует в разных программах целую палитру эмоций. Как и большинство абстракционистов – выпускников художественных школ, прекрасно владеющих техниками традиционной живописи, Нейтан Чен в юниорские годы пробовал себя и в классической музыке (Фриц Крейслер, Антонио Вивальди), и в сюжетных программах («Петя и волк», «Крестный отец»), и в узнаваемых образах (Майкл Джексон). Но можно ли сейчас назвать Нейтана художником-абстракционистом? Почему бы и нет. Гладкая поверхность льда превращается в холст, собственное тело – в инструмент, элементы фигурного катания – в палитру красок. И так рождается искусство…

photo cred. Toshifumi Kitamura, Getty Images

Супрематизм по своему содержанию был геометрической абстракцией и поэтому выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях простейших геометрических фигур, окрашенных в разные тона. Отказавшись от фигуративного творчества, художники-супрематисты отказались и от «земных» ориентиров: в их картинах отсутствует представление о «верхе» и «низе», «левом» и «правом» – как в космосе, все направления равноправны. Познание цвета и формы происходило через ощущения того, кто смотрит на картину. Простое в своей сути и, на первый взгляд, лишенное скрытых смыслов изображение черного квадрата на белом фоне считается символом русского авангарда, наиболее значительным произведением художника в концептуальном смысле и одной из самых обсуждаемых и самых известных картин в мировом искусстве.

Так, по аналогии с шедевром Казимира Малевича, короткая программа Нейтана Чена «Немезида» (Nemesis Бенджамина Клементайна, хореография Ше-Линн Бурн) по праву считается одной из наиболее знаковых и узнаваемых программ в карьере спортсмена. Словно магнит, она приковывала взгляды зрителей на арене и у экранов телевизоров. Предельно лаконичный костюм, резкие и графичные движения, неудержимое бунтарство – все это обладало энергетикой неограненного алмаза. Редчайшего черного цвета. В этой программе Нейтан Чен, как художник-супрематист, решил полностью отказаться от образа и лирического героя, чтобы под влиянием чарующего вокала Клементайна вызвать у публики определенные эмоции и чувства. Сам Нейтан называл «Немезиду» своей любимой программой, той программой, в которой он мог в полной мере оставаться собой. Словно воплощение неотвратимого рока, скользящий по льду спортсмен напоминал зрителю, что богиня мести Немезида – это мать кармы (Nemesis is, Nemesis is, Nemesis is the mother of karma). Как и «Черный квадрат» Малевича, эту программу можно не любить, но забыть невозможно.

photo cred. Icon Sportswire, Getty Images

Одна из особенностей абстрактного экспрессионизма – это отказ от условно структурированной композиции, которая строится из отдельных элементов, и замена их единым, недифференцированным полем. Искусство художников данной волны называли подчеркнуто американским по духу — монументальным по масштабам, романтическим по настроению и выражающим непростые аспекты личной свободы. Барнетт Ньюман считал, что «творчество — не только высшее, но и первичное состояние человеческого сознания». Использование художником резких областей плоского цвета можно рассматривать как предшественник работ художников-минималистов. Так называемая «застежка-молния» — визитная карточка Ньюмана – использовалась им для определения пространственной структуры картин.

В произвольной программе «Земля всех» (Land of All автора-исполнителя Woodkid, хореография Мари-Франс Дюбрей и Сэма Шуинара) звучит музыка из фильма «Пустыня» о судьбах иммигрантов в США. Сам Чен говорил, что не стремился раскрывать данную тему и наполнять программу политическим смыслом, однако тема личной и универсальной свободы в ней раскрывается довольно отчетливо. Основной посыл звучит прямо в песне – я пришел сломать стену вокруг тебя, чтобы увидеть землю для всех (I came to break the wall that rose around you to see the land of all). Мрачная, местами тяжелая атмосфера программы словно предрекает опасность и, как философская притча, предлагает найти выход. Барнетт Ньюман говорил: «Мы превращаем в соборы самих себя и наши собственные чувства». Так и Нейтан Чен в своей произвольной программе, которая открывается словами «я использовал шанс построить свой собственный мир» (I took a chance to build a world of mine) показал, что этот выход в свободе – свободе личности, свободе выбора, свободе самовыражения.

photo cred. Raj Mehta, USA TODAY Sports

Термин «живопись жестких контуров» был предложен критиком и искусствоведом Жюлем Лангснером, который, рассматривая работы ряда художников, обратил внимание на некую общую черту – четкость контуров и нарочитую яркость и контрастность цветов. Данное направление живописи получило развитие среди художников западного побережья США как реакция на спонтанность и живописную технику абстрактных экспрессионистов Нью-Йорка. В то время Лангснер работал над выставкой картин, среди которых были и произведения Карла Бенджамина, и эта выставка получила название «California Hard-edge» («Калифорнийская живопись жестких контуров»).

Короткая программа «Караван» (Caravan Дюка Эллингтона в исполнении Fanfare Ciocărlia, хореография Ше-Линн Бурн) – тоже своего рода визитная карточка американского фигуриста Нейтана Чена. Идея программы принадлежала хореографу. Нейтан описывал эту программу как забавную попытку станцевать под ту музыку, под которую людям хочется танцевать. Примечательно, что музыку для своей произвольной программы того же сезона – «Земля всех» – Нейтан выбирал для контраста с короткой программой. Графичный, с четкими контурами костюм и непослушные кудри, высокая техническая сложность и фееричная дорожка шагов с игривой хореографией, популярный на Западе и во всем мире джазовый стандарт с нотками экзотического Востока – все это превращает «Караван» в жизнерадостное зрелище, которое хочется пересматривать снова и снова.

photo cred. Margarita (zhem_chug) Voronkovskaya

Суть живописи действия состоит не в нанесении красок кистью на полотно, но в разбрызгивании, в наливании, в накапывании красок различными способами на холст, положенный на полу. Законченная картина становится лишь физическим проявлением, своего рода остатком действительного произведения искусства. Создание картин часто происходило публично, как своеобразный перформанс, в котором активную роль играли движения художника и взрывы красок, падающих на холст. Художник как будто рисовал «неосознанно», самопроизвольно, создавая пространство голых эмоций и действий, владевших им в данный момент. В то же время, один из наиболее ярких представителей данного направления Джексон Поллок не считал свой метод исключительно спонтанным и не подчиняющийся никакому контролю. Он определял его как «естественное развитие из необходимости», когда спонтанность нанесения красок контролируется некими подсознательными механизмами его творческой активности.

Произвольную программу Нейтана Чена «Рокетмен» (саундтрек из одноименного фильма об Элтоне Джоне, хореография Мари-Франс Дюбрей и Сэма Шуинара) можно назвать торжеством спорта и своеобразным гимном движения. Сложнейшие прыжки, оттеняющие музыкальные акценты, требовали от спортсмена огромных физических сил и концентрации, однако и они лишь готовили зрителя к яркому взрыву эмоций в финальной хореографической последовательности. Свободные, раскованные и, казалось бы, продиктованные подсознанием танцевальные движения под ритмы хип-хопа вызывали настоящую бурю на трибунах. Превращая ледовую площадку в собственный холст под ногами, фигурист словно импровизировал, разбрызгивая краски под влиянием творческого импульса. И сам исполнитель, и наблюдавшие за ним зрители могли выдохнуть лишь после того, как отзвучит финальный аккорд. В этой программе, которую весьма неусловно можно разделить на две разные по эмоциональному наполнению части, не знающий усталости спортсмен оставлял за зрителем право решать, чем восхищаться – эффектными четверными прыжками, задающими ритм программы с точностью метронома, или взрывоопасной хореографией в финале.

photo cred. Jay Adeff, U.S. Figure Skating

В основе неопластицизма, основателем которого называют голландского художника Пита Мондриана, лежит принцип «динамического равновесия» горизонтальных и вертикальных линий с использованием базовых цветов: красного, синего и желтого. В самобытном и до абсурда упрощённом стиле Пит Мондриан создавал свои шедевры из элементарных линий и форм. Художник представлял свое ощущение мира в виде противоположностей: вертикали и горизонтали, плюса и минуса, динамики и статики, мужского и женского начала. Асимметрический баланс фигур в полотнах Мондриана символизирует единство и взаимное дополнение вселенских сил. Его произведения оказали влияние на творчество многих современных художников. Целый ряд направлений в современном искусстве, например, минимализм и поп-арт, восходят к творчеству Мондриана и кружку "Де Стиль".

Первое, что бросается в глаза в произвольной программе Нейтана Чена сезона 2020/2021 (музыка Филипа Гласса, хореография Ше-Линн Бурн) – это яркий бескомпромиссный синий цвет костюма и минимум отделки. Единственное украшение – вертикальная полоса того же цвета, отличающаяся лишь фактурой ткани. Мондриан считал вертикаль линией, выходящей из центра Солнца, и символом мужского начала. Программа – чистая абстракция, не имеющая ни определенного названия, ни прописанного образа. Не имея подсказок и ограничений, зритель решает сам, видит ли он лиричную историю, попытку обрести себя или же мощь природной стихии. В простоте звучания, последовательности плавных размеренных движений и сдержанной – до поры до времени – экспрессии может скрываться энергия целого океана, который в любой момент грозит превратиться в беспощадного зверя. Примечательно, что Чен, будучи большим поклонником художника-новатора из Нидерландов, выбрал для своей произвольной программы музыку композитора-минималиста. Как и Пит Мондриан в своих полотнах, Нейтан Чен в духе минимализма создает собственную эстетику движения.

 ***

Изучая события тех времён, когда появился абстракционизм, можно сделать вывод, что для зарождения этого стиля было сразу несколько причин. Одна из них — запрос на перемены в предреволюционном обществе. В начале XX века многие устали от сложившихся традиций — как в жизни в целом, так и в искусстве в частности. Людям хотелось нового, и абстракционизм, который с определённой точки зрения можно считать экстремизмом в искусстве, дал им это. Появившийся стиль стал, без преувеличения, началом новой эпохи в живописи.

В настоящее время в фигурном катании происходят события, которые в полной мере можно назвать технической революцией. Никого больше не удивишь ни четверными прыжками, ни их количеством, ни возрастом или полом исполнителей. Кажется, пройдет совсем немного времени, и абсолютно всё будет доступно абсолютно всем. Как один из пионеров этой, с позволения сказать, революции, Нейтан Чен в своих программах наглядно демонстрирует, что каждый спортсмен есть ледовый художник и творец с собственным стилем. И как истинный художник, спортсмен может полностью отказаться от ограничений и рамок и свободно выражать себя, воплощая в программах любые эмоции, мысли и ощущения.