Путь к Олимпийской мечте. Отрывки из книги Нейтана Чена «One Jump at a Time»
Книга Нейтана Чена «One Jump at a Time», в которой он подробно и откровенно рассказал о своем пути к олимпийскому золоту, вышла в свет 22 ноября 2022 года. Ранее мы выкладывали переводы первой главы, которая появилась в свободном доступе в книжном интернет-магазине Aerio, и перевод фрагмента об ОИ-2018, который был опубликован в рубрике Olympic Talk на NBC Sports. Соблюдая авторские права, мы не можем размещать переводы глав, не вынесенных в публичное пространство. Но некоторыми занятными фактами из книги хотели бы с вами поделиться.
Сила воображения
Моя мама – большая поклонница спорта. Вскоре после того, как я начал заниматься фигурным катанием, мы всей семьей смотрели летние Олимпийские игры 2004 года в Афинах по телевизору. На тех Играх Майкл Фелпс выиграл 6 золотых медалей. Мне тогда было 5 лет, я смотрел, на что Майкл был способен в бассейне, и сияющие медали у него на шее, должно быть, произвели на меня огромное впечатление. На следующий день после одной из церемоний награждения я решил провести свою собственную Олимпиаду на катке. Если встать возле калитки, из которой на лед выезжает Замбони, оттуда хорошо было видно американский флаг. Мама рассказывала, что я встал возле калитки и начал петь национальный гимн. Когда она спросила у меня, что я делаю, я ответил, что у меня золотая медаль, поэтому я должен исполнить гимн.
Смысловая нагрузка
У Рафа довольно своеобразная манера общения, и этим он сильно отличался от моих предыдущих тренеров и людей вокруг. Он давал указания в виде аллегорий или историй, и мне самому нужно было разобраться, что он пытается сказать. Например, когда мама однажды спросила у Рафа, должен ли я тренироваться по воскресеньям, он ответил что-то в таком духе: «Рыба должна оставаться в воде, нельзя просто вытащить рыбу из воды, дать ей немного передохнуть и потом поместить обратно». Полагаю, из этого мы должны были сделать вывод, что мне нужно тренироваться семь дней в неделю.
Изобрести велосипед
Раф всегда относился ко мне как к еще одному сыну. Несмотря на то, что мне иногда хотелось получать более четкие инструкции от него, он по-настоящему заботился обо мне. Помню, у Рафа был дорогой велосипед, и он дал его мне, чтобы я мог кататься на выходных. Я был маленького роста и не мог достать до педалей даже тогда, когда опустили сиденье. Поэтому Раф взял пилу и отпилил кусок трубы, к которой крепилось сиденье, чтобы оно подошло мне по росту. А однажды перед Рождеством Раф отвез меня в супермаркет в Сан-Бернардино и купил мне новую пару обуви, потому что моя совсем износилась.
Мяч в игре
В 2016 году брат впервые отвел меня на матч NBA. До того я никогда не смотрел баскетбол вживую и был поражен командным взаимодействием, игровым напряжением, точностью и слаженностью действий игроков. Потом я и сам начал понемногу играть. Когда мне нужно было снять напряжение и разгрузить голову после тренировок, я шел на баскетбольную площадку, чтобы побросать мяч в кольцо.
После ОИ 2018 мы ездили по стране с туром и как-то зашли в магазин Nike. Там продавались маленькие баскетбольные мячи, и я подумал, что могу взять такой мяч с собой в автобус. Так я и начал разминаться с мячом перед выходом на лед. С его помощью я мог поддерживать необходимую частоту пульса, не уставая слишком сильно.
Веселая математика
Я решил сосредоточиться на статистике и начал изучать продвинутую математику, линейную алгебру, кодирование и теорию вероятностей. Я понял, что мне очень нравится линейная алгебра. Это было весело и очень интересно.
Камерная музыка
В Йеле я снова начал играть на пианино. Я немного стесняюсь играть на публике, но во время весенних каникул я обычно оставался в Нью-Хейвене, где готовился к чемпионату мира. За неделю до соревнований в кампусе было немноголюдно, и в музыкальную комнату практически никто не заходил. Я мог довольно много играть там, и мне очень нравилось.
Чистое волшебство
Я был недоволен тем, как выступил в короткой программе на ЧМ 2021 и испытывал эмоции, похожие на те, какие были у меня после короткой программы в Пхенчхане. Перед произвольной программой я снова почувствовал, что мне нечего терять. Без дополнительного давления я ощущал себя необычайно спокойным и готовым. В итоге я хорошо откатался и исполнил пять квадов. Раф очень гордился тем, что мне удалось собраться, и я тоже гордился. Обычно я пересматриваю свои прокаты только тогда, когда ищу что-то, что я мог бы улучшить, но тот прокат произвольной программы – один из немногих, который я пересматриваю с удовольствием.
Дань уважения
Предлагая «Богему», Ше-Линн Бурн хотела показать мое катание с более романтической стороны. Я довольно привередлив в плане музыки для программ, когда у меня есть выбор, но «Богема» сразу показалась мне особенной. Меланхоличное настроение в музыке больше всего привлекало Ше-Линн в то время. В 2018 году фигуриста Дениса Тена убили во время ограбления в Алматы. Ше-Линн близко общалась с Денисом и была потрясена его гибелью. Когда она ставила «Богему», ей хотелось отразить в программе концепцию жизни и смерти. Сентиментальность песни, в которой Азнавур с тоской вспоминал о богемной жизни в Париже, резонировала с печалью, которую испытывала Ше-Линн. Мы много говорили о быстротечности жизни и о том, что в словах песни говорится о необходимости ценить красоту, потому что она не хранится долго. В программе мы пытались передать то, как важно любить жизнь, принимая неизбежность изменений и смерти, которая является неотъемлемой ее частью. Это сделало программу более глубокой и научило меня больше ценить близких людей.
Истина в ребре
После 6-минутной разминки я обычно расшнуровываю ботинки. На нервах я часто зашнуровываю их потом слишком туго, и мне сложно сгибать лодыжку. Если у меня не будет достаточно глубокого ребра на лутце, я не смогу высоко взлететь и скрутить 4 оборота. Когда лутц стоит во второй половине программы, мои лодыжки лучше разогреты, и ботинки становятся более гибкими. Это имеет смысл даже при том, что во второй половине программы я уже чувствую усталость. Если ребро на лутце получается настолько глубоким, насколько нужно, я трачу намного меньше энергии, чем на четверной флип, поэтому мы приняли решение поставить каскад с лутцем во вторую половину программы. Это был просчитанный риск, потому что такая расстановка прыжков удобнее для меня.
Трудности перелета
В самолет я надел очки, маску N95, еще одну маску KF94 поверх нее и щиток для лица. Я решил, что лучше буду выглядеть глупо, чем заболею ковидом. И я думал, что если после всего этого все равно заболею, то значит, так суждено.
Во время перелета я решил ничего не есть и не пить, чтобы лишний раз не снимать маски. Я выпил воды до посадки в самолет, чтобы не было обезвоживания, и больше ничего не ел и не пил на протяжении всего 14-часового перелета до Сеула, где у нас была дозаправка.
Во время Олимпиады я сильно переживал из-за ковида, потому что довольно много людей сдали положительный тест по прилету. В Пекине я всё время носил маску: на каждой тренировке, когда оставался один в своей комнате и, да, даже во время сна. Я не хотел испытывать судьбу.
Модный экспонат
Это эскиз костюма, который Вера Ванг сделала для моей произвольной программы «Рокетмен». В нем я выступал на Олимпийских играх в Пекине. Этот костюм стал частью постоянной экспозиции Национального музея американской истории Смитсоновского института.
Сапожник без сапог
За несколько дней до начала командного турнира у меня появились проблемы с ботинками. На арене было очень тепло, и лед на катке был очень мягкий, поэтому после каждой тренировки у меня было ощущение, что мои ботинки сделаны из пластилина. Это стало серьезной проблемой, потому что я привык кататься в жестких ботинках. До того, как я регулярно запрыгал квады, я менял ботинки где-то 2 раза за сезон. Во взрослой карьере у меня вошло в привычку разнашивать новые ботинки за пару недель до соревнований. Когда у меня возникали какие-то проблемы с ботинками, я первым делом шел к Рафу. Он даже в Йель меня отправил с кучей инструментов и полезных советов, чтобы я мог подлатать свои ботинки самостоятельно.
После нескольких тренировок в Пекине мои ботинки, которым было всего 2 недели, стали более мягкими. Я уже раньше катался в мягких ботинках, но опасался, что со временем они будут становиться еще мягче. У меня была с собой запасная пара, но у нее были свои проблемы, и я не мог в них кататься. Ботинки из третьей пары, которую я взял с собой в Пекин, тоже становились мягкими. Оставалось всего 2 дня до короткой программы в командном турнире, я начал немного паниковать и отправился за помощью к Рафу.
Идея Рафа заключалась в том, чтобы сделать ботинки более жесткими с помощью небольших кусочков кожи. В области лодыжки мне нужна дополнительная поддержка, потому что именно там я постоянно сгибаю ногу на четверных прыжках. Мы перепробовали разные варианты, пока решали, куда именно нужно прикрепить дополнительные кусочки кожи. Мы боялись, что если укрепим ботинок не в том месте, то он развалится еще быстрее. Раф предложил приклеить по кусочку кожи размером с ладонь по центру каждого язычка, чтобы ботинок лучше держал ногу. До сих пор не верю, что он так быстро смог найти решение, иначе мои ботинки превратились бы в хлам еще до начала соревнований.
Радость победы
На церемонии награждения, когда я только взял медаль в руки, я сразу почувствовал ее тяжесть. Когда я повесил медаль себе на шею, вспомнил о маме, которая многим пожертвовала, чтобы превратить мою детскую мечту в реальность. В толпе я видел людей, которые были со мной все эти годы. Конечно же, среди них был Раф, который танцевал глупые танцы, потому что был очень счастлив. Мы сделали это. Вместе. Да!
Кто бы Нейтану объяснил, что это советское -- сказать так, чтобы кто надо, понял, а кто не надо, не понял. :) Мишин этим особенно отличается -- там в каждом интервью надо расшифровывать смыслы. Москвина тоже иногда умеет загадками-прибаутками общаться.
Спасибо за перевод и картинки! Пока пробежался по диагонали, но в ближайшие дни вчитаюсь внимательнее. В поезде на Турин время как раз будет. :)
Спасибо, что не бросаете блог! По большому счету, сейчас здесь никому ничего не интересно об ФК, к сожалению, но поддерживать огонек жизни -- важно. Хотя бы для тех, кто на него еще заглядывает. :) Спасибо, погрелся. :)
"Если у меня не будет достаточно глубокого ребра на лутце, я не смогу высоко взлететь и скрутить 4 оборота."
Возможно именно из-за этого у многих без четких ребрах мы наблюдаем просто какие-то перекрученные тройные прыжки..
Ваш комментарий сделал мой день!:))
А если серьезно: вообще, чем больше живу, тем больше кажется, что это в нас азиатские корни говорят - там как раз любят и умеют очень точно говорить о вещах, не говоря о них:) мы-то сами себя считаем европейцами, но азиатская кровь проявляется сплошь и рядом в самых неожиданных моментах - как, например, в метафорах о рыбе и воде - ну чем не восток?:)
Когда я активно почитывал письма Шостаковича (и даже расшифровывал оригиналы для одного проекта), поражался количеству double entrendres и глубокой ироничности, насквозь пропитывающей текст. Ну и в его музыке то же самое, конечно. На поверхности (для непосвященных) -- официоз с сияющим ре мажором и бойкими литаврами, для своих -- намеки на сцену казни из Фантастической Берлиоза и поэму "Тиль Уленшпигель" Рихарда Штрауса (тоже не без казни).
Я не имею в виду, что Арутюнян или Мишин чего-то сейчас боятся, конечно. Просто такая манера разговаривать шутками-прибаутками-аллегориями и витиевато отвечать на вопросы осталась в осадке у многих интеллигентов (или около того) почтенного возраста.
Но ведь необходимость ( а вместе с ним и развитое умение) говорить намеками и метафорами как раз и восходит к восточным традициям и общественному укладу - в особенности лет так 100 - 1000 тому назад:) Совершенно невозможно было ( так же как в СССР - в особенности сталинских времен) прямо и открыто говорить то, что думаешь - расправа была быстрой и неминуемой.
На Востоке и сейчас не особенно принято говорить прямо, а по отношению к вышестоящим - совершенно невозможно. А вот высказаться метафорически - пожалуйста:)
В советские времена азиатские умения нам пригодились...
В общем, я хотела сказать, что умение говорить намеками имеет корни гораздо более глубокие, чем наше советское прошлое - просто в те времена нам пришлось достать их из пыльного сундука, где они хранились годами « на черный день».
Вообще, в нас азиатские традиции очень сильны - гораздо сильнее, чем мы себе представляем.