15 мин.

Специфика судейства. Часть шестая

Первая часть: https://www.sports.ru/figure-skating/blogs/2834470.html

Вторая часть: https://www.sports.ru/figure-skating/blogs/2837491.html

Третья часть: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/singlelady/2840386.htm

Четвёртая часть: https://www.sports.ru/figure-skating/blogs/2843025.html

Пятая часть: https://www.sports.ru/figure-skating/blogs/2845842.html

Лутц должен исполняться с внешнего ребра, а флип - с внутреннего. Правила несколько ужесточились после Сочи, и теперь за неверное ребро наказывают штрафом и к базе, и к ГОЕ - как за недокрут. А за неясное - частный случай, когда наклон невозможно определить - только снижением ГОЕ. Тем не менее, в среде болельщиков часто возникают вопросы к рёбрам, и чаще всего они касаются несоответствия оценок реальной картине. В основном, это, конечно же, касается топов, которые привлекают к себе большее внимание.

В то же время, анализируя большое число выступлений разных фигуристок, можно заметить, что проблемы с рёбрами в той или иной мере касаются подавляющего большинства. Тех, у кого в протоколах всё чисто, на самом деле немало, но даже у них нет-нет, да и возникало когда-то хотя бы неясное ребро на лутце или флипе. Пусть даже в редких случаях.

Рассмотрим топ-12 по сезон бесту после текущего сезона, чтобы оценить всех лидеров современной женской одиночки. И проверим, как реальная картина соотносится с выставляемыми оценками. На этот раз моделей не будет. Просто будет взят кадр начала прыжка - для лутца и флипа таковым является толчок зубцом. Так как техника прыжка у всех устоявшаяся, то угол наклона ребра может меняться лишь незначительно. Поэтому для примера будет выбран случайный прыжок, на котором достаточно удобный ракурс. Хотя для некоторых случаев возьму уже сделанные ранее скрины. Рассматривать буду только тройные прыжки. Ну а начинаю с первой в списке бестов...

1. Алёна Косторная. У Алёны в доюниорский период был проблемный лутц. По юниорам временами неясное ребро она тоже получала, но никогда - неверное. Прошлый сезон, который Алёна провела блестяще, был ознаменован отсутствием вопросов, за исключением Гренобля. К флипу Алёны вопросов не возникало, насколько я помню, никогда.

Флип:

Небольшое внутреннее ребро.

Лутц:

Внешнее ребро, хоть и не глубокое.

2. Александра Трусова. Ни по юниорам, ни по взрослым вопросов не имела. Ни к флипу, ни к лутцу. До недавних пор.

С флипом Саши вышла забавная история. Все флипы со всех турниров показаны таким образом, что во время толчка нужный конёк расположен к камере боком и определить наклон не получается. Единственное исключение - Мемориал Непелы и его "нестандартная" камера. Но там пришла другая напасть - Саша не вошла в кадр:

Масла в огонь подлило и то обстоятельство, что большое количество квадов далеко не всегда оставляло места в ПП для флипа. Словом, пришлось лезть в прошлый сезон. Там я нашёл это:

Вроде бы как внутреннее ребро есть, но оно слабо выражено.

Однако совсем недавно ребро стало хуже и превратилось в глубокое неверное:

С лутцем тоже возникли сложности. Но здесь помог Japan Open.

Здесь очень хорошо видно глубокое внешнее ребро. Хотя кадр не совсем точный.

3. Анна Щербакова. Вопросов ни к флипу, ни к лутцу по юниорам вроде не имела. Однако, уже по взрослым, на китайском этапе все лутцы получили знак "!". На форумах была дискуссия о том, насколько это справедливо. Но, так или иначе, больше подобного не повторялось.

Вновь есть трудности с тем, чтобы ракурс был удобным для определения наклона ребра. На ключевых турнирах ракурс повторяется для одинаковых элементов. На помощь приходят "бешки" с нестандартной камерой. Правда, там может подвести качество. Но здесь повезло.

На лутце небольшой наклон во внешнюю сторону.

По флипу ничего хорошего с этого сезона не нашлось. Лучшее - вот.

Тут ребро выглядит строго плоским, но момент - чуть позже толчка. В нужный момент обязательно одна нога перекрывает другую. Пересмотрев множество видео, я всё же сделал вывод, что какой-то минимальный наклон во внутреннюю сторону имеется. Когда конёк сбоку, этого вообще не видно.

4. Рика Кихира. Почти весь прошлый сезон прыгала лишь флип, отказавшись от лутца из-за травмы. Но на лутце с ребром тоже всё было в порядке. Насколько я помню, и по юниорам значков для какого-то прыжка не было.

На записи с ЧЧК всё размылось, поэтому лутц взят с прошлого ЧМ. С ракурсом повезло.

Глубокое внешнее ребро.

А вот и флип:

Явное внутреннее ребро.

5. Камила Валиева. Пока провела один сезон, где выступила на пяти стартах. Ни на одном никаких нареканий ни один прыжок не получил.

Вот лутц:

Ребро глубокое внешнее.

С флипом сложнее, выбор меньше, ракурс неудобный. В итоге нашёлся только удачный повтор с Первенства в неважном качестве:

Ребро похоже на маленькое внутреннее. Совсем маленькое.

6. Евгения Медведева. Широко известно о её проблемах с лутцем. Ребро было всегда неверным, но отчаянно маскировалось и в протоколах было или ничего, или, изредка, неясное. Но неверное также бывало, правда в очень редких случаях. Флип не вызывал вопросов никогда.

Сначала смотрим лутц с прошлого сезона:

Ребро явно внутреннее. Даже на неясное не тянет никак.

Флип:

Ребро глубокое внутреннее.

7. Ю Ён. Лутц без вопросов. А вот к флипу вопросы возникали, причём нередко. Ставили неясное ребро.

Сначала лутц:

Несмотря на размытый стоп-кадр, прекрасно видно, что ребро глубокое внешнее.

А вот флип:

На мой взгляд, ребро строго неясное, но при желании, пожалуй, можно внушить себе, что какой-то намёк на внутреннюю сторону есть.

8. Бреди Теннел. В целом проблем не возникало. Хотя в единичных случаях неясное всё-таки ставили - например на флипе канадского этапа.

Смотрим лутц:

Ребро строго неясное.

А с флипом получилось тяжко. Как специально все флипы обязательно показываются строго сбоку. После долгих мучений удалось отыскать лишь экземпляр с Осенней Классики 2018 - почти двухлетней давности:

Ребро небольшое внутреннее.

9. Елизавета Туктамышева. Известен её лутц, который считается образцовым в женской одиночке. А вот с флипом бывало и неясное, и даже неверное ребро. Но редко. При определённом заходе проблем удаётся избегать.

Однако, если брать последний сезон, то неверное ребро на флипе было поставлено в короткой программе в Финляндии. Вот тот самый флип:

Ребро действительно внешнее. Причём явное.

Что касается флипа, не отмеченного никаким знаком, то нашёлся таковой с короткой программы в Китае.

Но здесь ребро строго неясное.

Как уже было сказано, ребро Лизы на лутце глубокое внешнее. С ракурсами опять возникла проблема... Но конёк так сильно наклоняется во внешнюю сторону, что это видно даже на виде сбоку:

10. Алина Загитова. За исключением "Гренобльского судейского феномена" вопросов ни к флипу, ни к лутцу у судей не было.

Смотрим лутц:

И видим явно-выраженное внешнее ребро.

А что же флип?

Ребро внутреннее, хотя и небольшое.

11. Ксения Синицына. Также чисто на обоих прыжках.

Лутц настолько хорош, что глубокое внешнее ребро видно даже с неудобного ракурса:

С флипом ситуация куда скромнее:

Внутреннее ребро с трудом угадывается.

12. Мерайя Белл. Изредка значки неясного имели место. В частности, на лутцах Гран-При Москвы прошлого сезона. Однако явление нерегулярное, зависит от судейства.

Вот с лутца и начнём. Тот самый, с московского, кстати, этапа:

Ребро действительно неясное.

Что касается флипа, то здесь картина, как оказалось, не сильно отличается:

Но небольшое внутреннее ребро всё же, пожалуй, присутствует.

В качестве дополнительных примеров хотелось бы добавить ещё двух фигуристок, которые никогда, на моей памяти, не получали никаких значков на рёбрах. Это Станислава Константинова и Мария Сотскова. Можно ли считать их эталонами?

Начну со Станиславы. Её лутц настолько хорош по ребру, что видно это даже с неудобного ракурса:

Что касается флипа, то тут всё куда скромнее:

...однако внутреннее ребро, хоть и небольшое, угадывается явно. Хотя найти его в таком ракурсе оказалось задачей сложной.

Что касается Марии Сотсковой, то лутц просто великолепен:

Глубокое внешнее ребро.

А по флипу интересно:

Маша наклоняется не только ступнёй, но и ногой, и даже всем корпусом, прыгая из этого положения - и имеет явно выраженное внутреннее ребро. Пожалуй, действительно эталон.

Очевидно, что во многих случаях ребро, пусть даже верное, выражено, мягко говоря, не слишком явно. Очень интересным является вопрос: насколько можно или нельзя округлить незначительный наклон, посчитав ребро неясным? Ведь, по сути, это некоторый крайний случай, но, с другой стороны, в подборке такие примеры всё же нашлись. Есть ревнители строгого подхода, которые высказываются за то, чтобы незначительный наклон не считать. Они аргументируют тем, что обладатели глубокого ребра должны иметь преимущество. Но, по факту, едва ли не все, кто обладает глубоким ребром на одном прыжке, на втором показывают нечто, близкое к неясному. ISU находится в сложной ситуации. Строгий подход означает очень большое количество наказаний для подавляющего большинства фигуристок, ведь глубокое верное ребро - редкость. Более мягкий подход, когда необходимо отслеживать малейший наклон, в свою очередь, подразумевает необходимость высокой точности. Нужно пересматривать каждый прыжок, необходим определённый ракурс. Уделять столько внимания рёбрам при наличии многих других важных моментов и ограниченного времени на оценку не представляется возможным. Поэтому на практике ISU старается не выписывать всем подряд поголовные штрафы, но, в то же время, иногда выборочно придирается к каким-то определённым прыжкам - так некоторые фигуристки рискуют словить штрафы при том, что у их соперниц прыжки не лучшего качества, а штрафов нет. Получаются двойные стандарты. Очень ярким примером двойных стандартов является случай с лутцем Евгении Медведевой. Общеизвестно, что ребро у неё неверное. Всё, что может сделать Женя - замаскировать его заходом, переходя на внутреннее в последний момент, да убрать подальше от глаз судей. Но в то же время она иногда получает неверное, иногда - неясное, а иногда - вообще никакого штрафа, да ещё и хорошие ГОЕ. При этом ребро - особенность техники, его трудно поменять. Бывает, что неверное ребро превращается в неясное, но тогда, как показывает практика, и верное ребро на другом прыжке также стремится к неясному. По сути, ребро на лутце и флипе - такое же свойство фигуристок, как прерот на зубцовых и наличие "фулблейда". Но оценки разнятся от случая к случаю.

Двойные стандарты в оценивании рёбер приводят к постоянным спорам в Интернет-пространстве и дают поводы заявлять о несправедливом судействе в отношении тех или иных фигуристок. Штрафы, которые вводит ISU, предназначены для того, чтобы, во-первых, фигуристки прыгали технически более верным способом, ближе к канону. Во-вторых, чтобы более высокие оценки получали те, кто выполняет более сложную задачу. Это в теории. Но реально, эти штрафы свою задачу не выполняют. Техника лутца и флипа ставится в раннем детстве, когда ещё нет никакой ясности, кто из детей всерьёз посвятит себя спорту, плюс самих детей много, и начинают кататься они у тренеров более низкой квалификации... либо же виной ошибкам становится недостаточное внимание наставников, которого попросту не хватает на всех. Увеличь штрафы - ситуацию это не изменит. Не будет больше правильных попыток - будет только больше страданий для спортсменов. Также есть мнение, что неверное ребро может быть связано с физиологическими особенностями строения тела или полученными когда-то травмами, хотя насчёт достоверности этой информации у меня уверенности нет. ISU же, с одной стороны, не может наказывать всех подряд. С другой стороны, не может полностью игнорировать свои правила - так и получается то, что мы имеем. В качестве выхода из этой ситуации я бы предложил следующее. Так как глубокие верные или неверные рёбра встречаются намного реже, чем нечто слабовыраженное, то их можно отслеживать, и давать за верное ребро надбавку к базе в 5 или 10%, а за неверное - штраф к ГОЕ (как сейчас дают за неясное). За всё, что находится близко к неясному, не давать ничего, но ничего и не отнимать. Практика показывает, что приблизить неверное к неясному возможно, поэтому фигуристки могли бы, при должном старании, научиться избегать штрафов. А лутц как у Лизы Туктамышевой всё-таки давал бы преимущество. Ещё большее преимущество получали бы такие уникальные в "ребёрном отношении" фигуристки, как Рика Кихира. Кстати, в связи с этим возникает интересный момент. Протесты в ФК запрещены, да не все - математическую ошибку можно опротестовать, если, например, нет надбавки за элемент, сделанный во второй части. Так, выходит, неверную базовую стоимость лутца или флипа тоже можно будет опротестовать, заставив судей обратить внимание на рёбра?

Продолжение следует...