Специфика судейства. Часть пятая
Первая часть: https://www.sports.ru/figure-skating/blogs/2834470.html
Вторая часть: https://www.sports.ru/figure-skating/blogs/2837491.html
Третья часть: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/singlelady/2840386.htm
Четвёртая часть: https://www.sports.ru/figure-skating/blogs/2843025.html
Прерот - термин фигурнокатательного сленга, образованный от "prerotation", т. е. пред-вращение. Это часть прыжка от его начала до отрыва ото льда. Соответственно, чем больше прерот, тем меньше нужно вращаться в воздухе, а значит - проще прыжок. Можно считать, что прерот - показатель техничности фигуристки.
Пусть вращение и подъём начинаются одновременно, но всё равно проходит какое-то время, прежде чем фигурист перестаёт опираться на лёд. За это время он успевает провернуться на какой-то угол. Ну а чтобы прерота не было вообще, нужно сначала подняться строго вертикально вверх, а уж затем начинать вращение.
Хотя бывает и так, как у Коляды на тройном лутце:
На картинке слева - толчок зубцом, справа - отрыв. Красным подчёркнуто положение "нужных" коньков. Михаил отрывается ото льда так быстро (4 кадра или 0,133 секунды), что успевает прокрутиться лишь на очень небольшой угол. И то - только корпусом, в то время как конёк чуть отстаёт, и поэтому можно считать такой прерот нулевым. У девушек я такой уникальной техники отыскать не смог. Поэтому это - некоторый частный случай, который выбивается из общей системы. В целом же, прокручивать часть вращения на льду даже на лутце - норма. Если эта часть невелика.
Отдельно стоит обратить внимание на тот факт, что чем прерот на прыжке больше, тем проще его докрутить и тем больше шансов из тройного сделать четверной.
Задачей данного поста является качественное сравнение величины прерота разных фигуристок на одних и тех же прыжках. Для исследования будет выбрано по одной случайной попытке некоторых прыжков для трёх фигуристок.
В отличие от недокрутов, я не рассматривал кучу примеров до начала написания этой статьи, заранее выбирая конкретные примеры. Я решил, что будет интереснее всё делать по ходу, с небольшим элементом случайности.
Метод исследования будет тем же, что и для недокрутов - с помощью 3d воссоздания положений конька по скриншотам. Модель будет строиться по двум кадрам - начала и отрыва. Два кадра - два положения, которые я расставлю на льду таким образом, чтобы удобнее было оценить угол. В отличие от недокрутов, с преротами всё будет проще, без дополнительных достроений, если не считать таковыми линии, проходящие через лезвия коньков, чтобы удобнее было оценивать угол.
Допущением будет лишь грубое приближение ракурса виртуальной камеры по сравнению с реальной. Кроме того, положение модели на катке тоже не принципиально.
Основной неточностью также будет определение момента отрыва. На видео с частотой 30 кадров в секунду, момент отрыва может попасть между кадрами. И снова поднимается вопрос точного определения момента, когда фигуристка перестаёт опираться на лёд - по аналогии с недокрутами лёгкое касание не стоит считать той опорой, которая как-то помогает вращению. Но всё это не является препятствием к качественной оценке величины прерота и сравнению техники выполнения прыжков.
В заключение вводной части отмечу, что величина прерота для разных попыток одинаковых прыжков одной фигуристки, конечно, может колебаться, но незначительно. Поэтому не стоит считать, будто выбор какой-то удачной попытки одной фигуристки против неудачного другой как-то принципиально исказит разницу между ними.
А теперь - к конкретным примерам:
1. Тройной лутц
Начинаю с Елизаветы Туктамышевой, как (предположительно) наиболее техничной из выборки. Прыжок с КП на Гран-При Китая. Обозначать буду розовым цветом.
В начальном кадре рассматриваем левый конёк, как и в случае с недокрутами:
Для отрыва рассматриваю правый конёк, которым фигуристка отталкивается, потому что он расстаётся со льдом в последнюю очередь. Как-то так.
Для наглядности модель конька в положении отрыва располагается вместе с моделью в положении толчка. Главное - угол, а конкретная позиция на льду не важна, поэтому модели располагаются носками друг к другу - так удобнее оценить вращение, которое, напомню, происходит против часовой срелки. Теперь рассмотрим результат подробнее:
Таким образом, прерот для Лизы получился чуть больше четверти оборота.
В заключение, ещё один промежуточный кадр.
Толчок на лутце - не мгновенный процесс, хотя и очень быстрый. Но во время этого процесса тоже происходит вращение. Вращаясь на зубце правого конька, уже не опираясь левым, Лиза преодолевает ещё некоторый небольшой угол. При этом на полное лезвие правого конька она не опускается.
Следующий 3Л будет (предположительно) более отрицательным примером. Анна Щербакова - КП на ЧЕ. Обозначаю фиолетовым цветом.
Начало:
Отрыв:
Картина в корне отличается от того, что было у Лизы. Итог:
Мы ведь помним, что вращается Аня, как и многие другие, против часовой? Так что это прерот больше 180 градусов. По сравнению с Лизой Аня упрощает себе путь на четверть оборота. Т. е. на 1/12 часть общей величины для тройного прыжка.
Вот ещё парочка промежуточных кадров.
Врезаясь ногой в лёд, Аня не отталкивается вверх зубцом, а переходит на полное лезвие, чтобы оттолкнуться всей его площадью, да ещё и прокрутить при этом побольше на льду. Вот он - так называемый "фуллблейд", т. е. полное лезвие.
Следующий 3Л - пусть будет Алёны Косторной. Обозначаю оранжевым цветом. В качестве примера прыжок с короткой программы Чемпионата России.
Начало:
И отрыв:
Отрыв реально был даже чуть раньше - на приведённом кадре уже вообще нет касания со льдом, ну да ладно. Будем считать, что на модели прерот получится чуть-чуть больше реального.
Итог получился такой:
В целом прерот Алёны - примерно как у Лизы. Посмотрим ещё один промежуточный кадр...
... чтобы убедиться, что Алёна не становится на полное ребро. Кстати, это кадр как раз перед отрывом.
Ну а теперь общий итог - все полученные модели одновременно. Для сравнения.
Как видим из схемы - величина прерота Лизы (розовый) и Алёны (оранжевый) полностью совпали (удивительно). Ну а разницу с Аней (фиолетовый) тоже можно оценить.
2. Четверной лутц
Четверной лутц делают всего то три одиночницы. Поэтому тут задумываться над выбором и не нужно. Рассматриваем всех.
И начинаю с Александры Трусовой. Попытка с Финала Гран-При. Розовый цвет.
Начало:
Отрыв:
Видно всё хорошо уже и так, но всё же:
Прерот получился в районе 180 градусов. Кстати, вот ещё один интересный промежуточный кадр:
Похоже "фулблейд" есть.
Дальше Алиса Лю. И снова тот самый сверхбыстрокруточный 4Л, который на самом то деле получился удачно. С ЭГП в Польше. Фиолетовый цвет.
Картинка отрыва у меня уже есть - а значит работы немного меньше.
А теперь полюбуемся на момент отрыва:
И посмотрим на общую картину:
Вот если бы вращение было бы по часовой стрелке, то всё было бы хорошо! Но, увы. Оно против. Так что это не 90 градусов прерот, а 270. Ну и как можно сомневаться в наличии "фулблейда" в такой ситуации? Да никак.
Вот он, родимый!
Теперь осталось только сравнить с Аней Щербаковой. Для уменьшения работы возьму попытку каскадного 4Л с ЧЕ. Оранжевый цвет.
Начало снова почти готово:
И остаётся только построить отрыв:
Затем подвести итог:
И заключительные кадры для мистера "фулблейда":
А теперь пришло время для общей схемы.
Результат на лицо. Фиолетовая - Алиса, оранжевая - Аня, розовая - Саша. У Саши прерот наименьший, у Ани близкий, Алисин - необуздан.
Тут бы и перейти к следующему прыжку, но... очень уж любопытен вопрос: а на тройной лутце у Трусовой тоже "фулблейд"? Сейчас посмотрим, а заодно и прерот.
...оказалось, что выбрать какую-то удобную для разбора попытку очень сложно. Пять или шесть раз подряд я натыкался на одинаковый неудобный ракурс, где "нужная" нога перекрыта другой и очень велико размытие. Правда, это лишний раз позволило убедиться в том, что техника каждый раз одинаковая и прерот - тоже. Выручила в итоге запись с JapanOpen.
Начало:
Отрыв:
А что фулблейд? А вот он, ну или почти он:
Итоговый прерот:
Прерот большой, даже больше половины оборота. А такой большой прерот без фулблейда не сделать. Кстати, можно пролистать выше и сравнить с Аниной картинкой. Получилось близко. Значит, техника лутца Щербаковой и Трусовой похожа, но у Саши более явно-выраженное внешнее ребро. Впрочем, о рёбрах - позже.
3. Четверной тулуп
Тулуп - тоже зубцовый, но у него нет этой ситуации с внешним/внутренним ребром и поэтому о нём как-то реже говорят и в отношении "фулблейда". Да и прерота тоже. Вообще о нём меньше говорят. Или нет. Не суть.
Смотрим в первую очередь предположительно суперкачественный четверной тулуп от Камилы Валиевой (розовый цвет). Каскадная попытка с Первенства.
Прыжок был шикарным. Вот его начало:
А вот отрыв:
И снова уже видно, что прерот близок к половине оборота.
Даже на таком хорошем прыжке всё равно прерот пол-оборота. А раз так, то должно быть и касание полным ребром. Сейчас его найдём:
Нашли. Это что - "тулупбергер"?
Идём дальше. А дальше - Софья Акатьева. И тот самый четверной тулуп с Первенства, недокрут на котором я уже разбирал. Сольный. Так что начало уже готово. Цвет - фиолетовый.
Начало:
Отрыв:
В общем, уже всё понятно, но всё же формальности стоит соблюсти:
Осталось только найти "фулблейд". Сказано - сделано:
И в качестве последнего примера для 4Т я возьму Александру Трусову. Попытка со Скейт Канады. В каскаде с ойлером. Оранжевый цвет.
Начало:
Положение конька оказалось сложным, возможно ещё были искажения из-за размытия. Так что модель повторяет его большей, чем обычно, неточностью. Но суть не будет упущена в любом случае.
Отрыв:
Итог:
Возможно, прерот чуть больше, но тут и кадр отрыва вполне мог оказаться чуть-чуть дальше от реального отрыва, чем в предыдущих двух случаях.
Ищем "фулблейд":
Находим. И подводим итог. Общая картинка показывает схожий прерот при схожей технике.
Напоминаю, что здесь Саша - оранжевая, Софья - фиолетовая, Камила - розовая.
Разница вполне укладывается в рамки неточностей модели и выборке кадров отрыва.
Заканчивая тему с тулупом, стоит сравнить с четверным ещё и тройной. Проверить разницу в технике.
Например, у Акатьевой. Снова Первенство России. ПП. Тулуп в каскаде (ну не сольно же).
Начало:
Отрыв:
Уже видно, что прерот - всё те же полоборота.
Для статики чуть сдвину.
И, наконец, "фулблейд":
4. Тройной аксель
Аксель - не зубцовый прыжок, а ребёрный. Техника его исполнения предписывает мах ногой, а не толчок. Поэтому он особенно интересен для разбора.
Начинать буду с очень хорошего трикселя Алёны Косторной. А именно - с того, который послужил образцом с точки зрения докрута в воздухе. Финал Гран-При, соло. Только начало теперь выберу чуть-чуть поточнее. Цвет будет розовым.
Начало прыжка - в момент маха ногой, когда она начинает движение вперёд:
Отрыв - первый кадр, когда опоры на лёд уже нет (хотя лёгкое касание ещё возможно):
А теперь общая картина:
Получился прерот около четверти оборота.
Сравним с Алисой Лю. Которая считается нетехничной фигуристкой. Триксель с КП ФЮГП всё-таки довольно размыт в моменте отрыва, поэтому возьму сольнык с ПП на этапе в Польше. Это, кстати, тоже была хорошая её попытка. Цвет будет фиолетовым.
И вот начало:
Угол постоянно меняется, поэтому нужно внимательно следить за началом маха. И вот отрыв:
И итог:
Разница есть, но она не сказать, чтобы велика и принципиальна. Тем более, что в кадре отрыва касания уже нет совсем, так что реально отрыв был капельку раньше, а угол - капельку меньше.
Третий триксель - Туктамышевой. Выбираю с КП на Скейт Америке. Цвет - оранжевый. Всё по привычной схеме.
Начало:
Отрыв:
И общий итог:
Взглянем на итоговую схему, где розовый цвет - для Косторной, фиолетовый - для Лю и оранжевый - для Туктамышевой.
Очевидно, что разница пренебрежимо мала. А если учесть некоторые неточности моделирования, то может оказаться и того меньше. Поэтому напрашивается вывод: техника акселя, которая подразумевает мах, а не толчок, не позволяет широко манипулировать с преротейшеном. Он естественным образом получается в районе четверти оборота. В то время как у зубцовых прыжков можно переходить на полное ребро и выигрывать, таким образом, ещё четверть. А некоторые умельцы наловчились и того больше. Рёберные прыжки, кроме акселя, здесь не рассматривались, но, очевидно, что по аналогии с зубцовыми, которые на самом деле зубцово-ребёрные, делать большой прерот на сальхове и ритбергере вполне удобно.
Общие выводы:
В целом, отход от канонической техники прыжков имеет довольно широкое распространение. Все исполнительницы четверных имеют "фулблейд" как на четверных, так на соответствующих тройных прыжках - и большой прерот. Всё выглядит так, будто это - необходимое условие для того, чтобы изучать ультра-си. Обладательниц более каноничной техники становится всё меньше и меньше. И пока никто из девушек ещё не прыгнул квад без "фулблейда".
Многие задаются вопросом - почему ISU ничего не делает для того, чтобы изменить эту ситуацию, не наказывает менее техничных спортсменов и не поощряет более техничных? Не знаю насчёт ISU, но могу сказать за себя. На мой взгляд, уж лучше пожертвовать каноническим исполнением прыжков и всем поголовно перейти на "фулблейд" и бОльшие прероты, но взамен получить возможность осваивать ультра-си. Чем прыгать правильные тройные, но не развиваться дальше тройного акселя. Ультра-си дают возможность для получения явного преимущества, добавляют зрелищности и интриги, они критически важны для женской одиночки. Так что они стОят таких жертв. И фигуристки, которые менее технично исполняют ультра-си, всё равно должны получать преимущество над теми, кто прыгает только тройные, пусть даже более технично. Потому как четверные всё равно сложнее.
Но всё же нельзя закрывать глаза на несправедливость, в результате которой более каноничная техника не только не приносит преимуществ, но и, мешая освоению ультра-си, уже является, по сути, недостатком. На мой взгляд, система: прыгаешь тройные с большими ГОЕ, но не прыгаешь четверные, либо же прыгаешь квады, но ГОЕ меньше - была бы более справедливой. И пусть даже второй вариант будет выгоднее, и пусть даже все будут стремиться именно к нему - так всё равно было бы правильнее. Только нужно определиться с допустимой для прерота величиной. Если прерот составляет пол-оборота на четверном, то это одно. А если это прерот в 3/4 оборота на тройном прыжке - совсем другое. Граница преротов без наказания не должна быть узкой, а "фулблейд" должен допускаться, чтобы не наказывать большинство, и чтобы не препятствовать освоению четверных. Также есть проблема, что время на выставление оценок ограничено, плюс надо пересматривать докруты - на прероты времени нет. Но ведь техника всегда одинакова, разница в углах преротов незначительна. А значит, для каждой фигуристки наличие или отсутствие снижения, а также его величина могли бы стать свойством, которое применялось бы для каждого прыжка.
На практике же в настоящее время величина преротов не контролируется совсем. Это значит, что большие прероты приносят только выгоду и больше ничего. Недавно хотели ввести правило, наказывающее за большой прерот и "фулблейд" снижением в ГОЕ от -1 до -3. Правда потом передумали. Но эффект такого правила оценить трудно. Да и само по себе снижение: от -1 до -3 - ничего себе разброс! Также не указано, какой прерот является допустимым, а какой - нет. Поэтому, если это правило всё же введут, то есть вероятность, что оно будет применяться хаотично, бессистемно. К каким-то прыжкам будут большие претензии, но в то же время ещё худшее исполнение других будет проигнорировано. Например, это правило может быть использовано исключительно в целях сдерживания квадисток. Квадисткам можно порезать ГОЕ, чтобы они не улетали в космос, даже если квады сделаны хорошо. Там ведь прерот, фулблейд - можно ставить -3, и итоговые ГОЕ будут не выше, чем +2 даже за самые лучшие прыжки. А на то, что очень многие фигуристки прыгают так же или хуже тройные, можно закрывать глаза. Так что попытка изменить нынешнюю ситуацию к лучшему может хорошо выглядеть на бумаге, а в реальности давать прямо противоположный эффект, приведя к замене нынешней всеобщей безнаказанности на избирательную. По справедливости, стоит отметить и тот факт, что даже если ввести на практике ту систему, которую выше предложил я, то всё равно оценка того, применяется она для всех одинаково, или же нет, является проблемой. Когда судья ставит ГОЕ, на итоговую оценку может влиять множество факторов, каждый из который скрыт. Поэтому реальный эффект от системы поощрения каноничной техники можно будет оценить только постфактум, путём анализа достаточно большой выборки удачных прыжков разных фигуристок, и сравнением оценок за них между собой.
Продолжение следует...
PS У меня есть устойчивое ощущение, что, например, Винсент Чжоу на 4Lz в воздухе скручивает меньше, чем Коляда и Боян Дзинь на 3Lz, а базовую стоимость получает гораздо больше.... Нет на свете справедливости...
Уменьшились ли прероты у Саши? В это трудно поверить. Зачем их уменьшать?
Вот Алёне малые прероты наоборот мешают 4Ф и 4Т делать.
А то, что не смогут скрутить через какое-то время - это уже несколько другая проблема. Не в технике она заключается, точнее не только в технике. Но и в физиологии, генетике - как пройдёт пубертат.
Можно быть Кихирой, а можно - Хигучи.
------
Это грибы Тутберидзе. От них никуда не денешься ни при каком раскладе.
Чем выше сложность, тем больше ошибок - от этого не уйти, конечно. Зато непредсказуемые результаты. Каждый раз всё с чистого листа. Выиграть может любая. И это добавляет мотивации.
Кроме того, я не забываю о том, что ультра-си это реальность, а точное судейство, поощряющие каноническую технику - фантастика.