Кажется, Плющенко совершил фатальную ошибку – запустил двух суперфигуристок (Трусову и Косторную) на один каток
Попробуйте вспомнить один яркий пример мирного существования элитных русских фигуристов-одиночников в одной группе.
Не расстраивайтесь, что быстро зашли в тупик: такого примера в современной истории (простите меня, Цурская и Сотскова) просто нет.
Кажется, мы слишком увлеклись скандалом вокруг перехода Косторной в парадигме отношений Алена – Этери: «это предательство?», «что еще за список нон грата?», «а может, ее вообще выгнали?».
И не заметили, вероятно, главное последствие этой истории. А оно вовсе не в том, что это уже четвертый (Липницкая, Медведева, Трусова) побег одной из лучших фигуристок из группы Тутберидзе; и не в том, что теперь мы не увидим прокат Алены под Билли Айлиш; и даже не в том, что Анна Щербакова – новый фаворит сезона.
Совершенно того не планируя, Плющенко совершил самую страшную ошибку, которую только можно совершить в русской фигурке: притащил двух лидеров на один каток.
Удивительно, но до середины июля дела Евгения шли прекрасно:
• молодая школа, продолжающая обрастать спонсорами;
• агрессивный хантинг классных юниоров – абсолютно такой же, каким давно промышляет Тутберидзе (Липницкая, Загитова, Косторная, Трусова достались ей относительно взрослыми);
• переход именитого середняка (сколько бы над ней не смеялись, но это Станислава Константинова).
Не хватало лишь звезды, которая официально раскрасила бы школу Плющенко в цвета топ-клуба, запустила бы ракетой на вершину: мы бросаем вызов «Хрустальному»!.
И Трусова подошла идеально. Просто не было в нашей фигурке более амбициозной альфа-фигуристки, чем Саша. Непомерно амбициозной. С удивительным контрастом: спортсменка, регулярно попадающая в Книгу Гиннеса и при этом регулярно не способная обыграть Щербакову и Косторную в прошлом сезоне. Это давало Трусовой отличную стартовую позицию для рывка – к другому тренеру, к другим возможностям, к другой себе.
***
Да, Плющенко пока еще не воспринимают как тренера; но нельзя отрицать, что переход Саши к «Ангелам» дал ей вип-статус, который был у каждой нашей звезды, которая не тренировалась у Тутберидзе.
Слуцкая, Сотникова, Туктамышева, Ковтун, Коляда, Алиев, Навка-Костомаров, Ильиных-Кацалапов, Волосожар-Траньков, продолжите за меня: все без исключения выдавали лучшие перфомансы в статусе королей своих групп. Они приходили на тренировку, прекрасно зная, что они здесь – номер один. Где-то есть конкуренты – на другом льду, у другого тренера, в другой стране; где-то есть номер два, три, пять и десять – но они не претендуют на статус, на внимание. К большой победе здесь и сейчас готовят именно тебя.
И вспомните, что случалось, когда было наоборот: кейс Плющенко – Ягудин в группе Мишина вылился, вероятно, в главную историю ненависти в фигурном катании XX века. При этом самые ценные трофеи и Ягудин, и Плющенко выиграли, находясь уже в разных группах и приходя там на тренировки с короной на голове (Ягудин – у Тарасовой, Плющенко – у Мишина). Об отношениях парней до сих пор слагают легенды: книги, колдуны, интервью.
Ягудин vs Плющенко. История ненависти в фигурном катании
Конечно, можно списать это на специфику конкретных взаимоотношений. Но здесь я уже включу ультрасубъективные критерии: просто не верю, что в нашей фигурке возможна история, когда в группе нет явного первого номера, спортсмены борются в рамках одного чемпионата и эта история не приводит к взрыву.
В эпоху fake news, постправды и инстаграм-войн и дым, и огонь легко могут быть фильтрами. А потому доказать, что Липницкая действительно когда-то выкатила требование не выходить на один лед с Медведевой, как это утверждает Тутберидзе, невозможно. Однако очевидны другие детали. У Липницкой был конфликт с Тутберидзе – одной из причин могли стать разные взгляды на физическую подготовку.
«Я должна была в предложенных обстоятельствах – сколько я получала Юлю – попытаться подготовить ее к тем или иным соревнованиям. Допустим, она не ходит ко мне на ОФП, потому что стала ходить к другому специалисту, которого я не видела, даже не знаю, чем они там занимаются», – отмечала Тутберидзе. Юля парировала, что в группе Тутберидзе вообще нет организованной работы над ОФП – только у нового тренера она обнаружила неразвитость мышечного корсета и слабость ног.
Конфликт мог сложиться и вокруг программ (известна история, когда Юля отказалась от предложенной программы «Слышу – не слышу», которая впоследствии отошла Медведевой), и вокруг мотивации – Тутберидзе утверждала, что после олимпийского золота у Липницкой «в глазах что-то выключилось». Возможно, все это частности.
А главное: Юля ушла из группы Тутберидзе осенью 2015-го – за месяц до того, как Медведева впервые выиграла чемпионат России. Это означает лишь одно: восхождение Медведевой в статус звезды случилось, когда Липницкая еще была на катке.
Требование Медведевой не выходить на один лед с Загитовой – такая же недоказуемая история. Все, что у нас есть – тот же пост Тутберидзе в инстаграме, ставшая мемом история про «вы что, не могли подержать ее в юниорах?» (которую Медведева, впрочем, опровергала) и прочитанные по губам слова на Олимпиаде «вы сделали все, чтобы Алина выиграла». Так или иначе, Медведева свинтила из «Хрустального» после нескольких поражений от Загитовой – обратите внимание, мы снова ловим этот момент! – да, когда она перестала быть номером 1.
***
Переход Трусовой – очевидный бунт из той же серии. Здесь тоже конфликт («нож в спину», «мне не давали прыгать», отписка в инстаграме). И да, в группе с Трусовой весь сезон катались Косторная и Щербакова, три раза из трех (когда они выходили друг против друга: Финал Гран-при, чемпионат России, чемпионат Европы) обыгравшие ее в сезоне. Трусова жалуется, что не откатала ни одной чистой программы, поэтому ушла: это подтверждает ее разочарование в поражениях.
«Наш вид спорта называется индивидуальным, и работать с каждым суперталантом стоит персонально. Устраивать Олимпийские игры на каждой тренировке – это мало кто выдержит» – сказала Ирина Роднина о группе Тутберидзе.
Какой бы гротескной ни была история про список девочек нон грата от Косторной (может, это просто вранье; а может, так выставлено банальное требование о разделении льда; а может, список действительно был), бегство Алены – еще одно подтверждение тому: русская фигурка – серпентарий.
Удивительно, как Плющенко не учел этот нюанс. Он ведь далеко не глупый человек – он бился с Ягудиным в одной группе и помнит, в какой ад может превратиться баттл двух элитных одиночников из одной страны на одном тренировочном катке. Глупо брать пример Ханю и Фернандеса: они не конкурировали в одной сборной, им не предстояло на национальном чемпионате драться за попадание на главные старты и, по сути, ни перед кем из них никогда не стоял вопрос отбора на эти старты: Ханю легко попадал в японскую квоту, Хавьер – в испанскую.
Плющенко лучше нас знает, насколько ожесточенная конкуренция в России: мы обалдели с истории про «придержать в юниорах». Уверен, он знает десятки таких историй. И все же, серпентарий двинул в так тщательно и аккуратно отстраиваемую им академию мечты. И у меня есть всего одно адекватное объяснение, почему это могло случиться.
Вероятно, какой-то части фанатов сложно верить Евгению-уступлю-более-молодому-спортсмену. Но кажется, Плющенко не врет, говоря, что не планировал переход Косторной.
Посмотрите, кто и как сработал в медиа на этом переходе в первый же день. Этери Тутберидзе – пост в инстаграме, активная работа в комментариях, серия высказываний для журналистов, видео от Даниила Глейхенгауза, куда же без Железнякова. Евгений Плющенко – нелепая реакция в духе «я не знал».
Вы вообще можете в это поверить?
В то, что вот так отыгрывает в медиа вечно недоступная, холодная и надменная Этери Тутберидзе. Которая никому лишний раз и слова не скажет, потому что убеждена: она занимается делом, а журналисты – просто стервятники. Которая не приходит на церемонию ISU Skating Awards, хотя дойти надо до компьютера. Которая нелепа и отвратительна в вопросах пиара и медийного оформления любых историй, в том числе, переходов.
А что, если Косторную не переманил Плющенко, а прогнала Тутберидзе? Нам явно что-то недоговаривают
Вы можете поверить в то, что Плющенко сплел такую чушь? Человек, который утопающему продаст литр воды (я уверен). Человек, женатый на женщине – эксперте медиа-индустрии. Вы реально считаете, что вот так он готовился отыграть переход чемпионки Европы?
Просится вывод: Плющенко не планировал переход Косторной. Скорее всего, связь с ним случилась по инициативе Алены, что стало полной неожиданностью для Плющенко (и скорее всего, это произошло не в мае, а в июле), однако и после общения трансфер, вероятно, не был до конца утвержден.
Это всего лишь версия: инициатива разорвать отношения с Косторной принадлежала Тутберидзе.
Мы все свидетели большой случайности, имя которой – человеческий фактор. Он ворвался в идеальный мир Плющенко и посмеялся над ним: «Ты воевал с системой Тутберидзе? Хотел побыть Джокером против Бэтмена? Знаешь, а лови эту систему целиком».
И сейчас уже неважно, какой еще громкий трансфер готовит Плющенко – Валиевой, Загитовой или Щербаковой. Неважно, какие трогательные истории про мечту о пяти квадах в одной программе рассказывает Трусова. Человеческий фактор, кстати, посмеялся и над ней: ведь кто рискнет утверждать, что она бежала от Тутберидзе, а не от Косторной? Неважно, какие возможности даст Плющенко своим звездам – спонсоры с долларовыми контрактами или тренировки в очках виртуальной реальности.
У Евгения теперь в распоряжении то, что превратило Тутберидзе из героини с красивой историей о мечте в самого скандального тренера: со статусом тирана, не дающего детям лишний глоток воды. То, что надолго сделало врагами Мишина и Тарасову. То, что заставляет тренеров выбирать, кого обнимать. Ядовитая конкуренция за место под солнцем.
Трансфер Косторной: в чем опасность для Плющенко, Тутберидзе и самой Алены?
Я не оправдываю Тутберидзе. Я далек от мысли, что все эти девушки и юноши – ангелы.
Вероятно, на льду Плющенко начинается новый сериал о великой ненависти: Трусовой и Косторной. Нам безусловно будет, о чем поговорить, но будут ли разговаривать друг с другом Саша и Алена?
Известный фигурный комментатор Василий Соловьев как-то рассказывал, о том, чем действительно является русская фигурка: «Сел в комментаторскую кабину – и уже кому-то чем-то почему-то обязан. Сел с этим – значит, перебежал дорогу другому. Сел с другим – значит, смертельно обидел этого. Мы несколько месяцев не разговаривали с Тарасовой, потому что я, видите ли, с танцором Вазгеном Азрояном комментировал соревнования».
То было интервью, посвященное уходу Василия Соловьева из фигурного катания. Оно вышло с заголовком, который всегда у меня в памяти – как только в фигурке полыхает очередной скандал:
«Говорить правду о фигуристах нельзя. Пусть теперь молчат другие».
Самый дерзкий телеграм-канал о фигурке
Видеоколонка Кузнецова об уходе Косторной
Фото: РИА Новости/Александр Вильф; globallookpress.com/Yohei Osada/AFLO, Kenjiro Matsuo/AFLO, Raniero Corbelletti/AFLO, David G. Mcintyre/ZUMAPRESS.com, Anke Waelischmiller/SVEN SIMON, AFLO; Gettyimages.ru/Clive Brunskill
И которая из этих юниорок была на момент перехода к Тутберидзе "классной"?
Ааа, стойте, это ж кузнецов 💩 ну тогда можно дальше не вникать
Липницая пришла в Хрустальный с 5-м место на Первенстве РФ. Ушла будучи чемпионкой ЮГПФ, ЮЧМ, Первенства РФ, этапов ЮГП/ГП, ЧЕ и ОИ 2014 в команде.
Трусова и Косторная пришли в Хрустальный с 8-10-ми местами на Первенстве РФ, без 3F/3Lz, с самым сложным прыжковым элементом 3S+3T.
Бежали к Рудковским с квадами и 3А, 3Lz+3Lo, исправленными рёбрами на 3F/3Lz + всевозможные победы на ГС в юниорах и взрослых.
Полагаю, обычному читателю понятна эта разница в уходах, в отличии от автора текста?
Умом, как оказалось, они не блещут, а амбиции зашкаливают. Как можно назвать их разумными, если лучший тренерский штаб вводит фигуристок в элиту мирового ФК, а они, не говоря спасибо, хлопнув дверью уходят к тренеру-посмешищу?