Гусарская баллада для Шурочки Трусовой: «убить Билла» и спасти «красивое, женское катание»
За недостатком свободного времени посты в своём блоге «Нескучное ФК» я публикую довольно редко, поэтому для начала в очередной раз напомню вам его подзаголовок: «Скандалы, интриги, расследования».
Вот и над этим расследованием я начал работу ещё в июле 2020 года, однако заботы о хлебе насущном никак не позволяли мне его завершить.
За прошедшее с того момента время в фигурном катании произошло много интересного, в том числе, такого, что точь-в-точь попадает в канву моего нового расследования. Я имею в виду прыжковый фестиваль, который состоялся 5 февраля в рамках Кубка 1 канала по фигурному катанию, и, конечно же, попытку Александры Трусовой исполнить пять четверных прыжков в своей произвольной программе, предпринятую ею на только что завершившемся стокгольмском чемпионате мира.
И вот, наконец, удалось выкроить время, чтобы завершить начатое мной более полугода назад. Расследование получилось довольно объёмным и его пришлось разделить на три главы, снабдив каждую своим собственным заголовком. Но прежде чем к ним перейти, скажу пару слов об анонсе к названию этого поста. Увидев там словосочетание «сексизм в одиночном фигурном катании», кто-то из вас наверняка подумал, что сейчас опять пойдёт речь о том, чтобы разрешить фигуристкам исполнять прыжки в четыре оборота («квады») в короткой программе. Да, тема эта неоднократно уже обсуждалась, а в 2019 году Федерация фигурного катания на коньках России (ФФККР) даже выходила к ISU (Международный союз конькобежцев) с таким предложением. Это я помню. Не буду я говорить и на тему о разнице между компонентными коэффициентами в женском и мужском разрядах. Я предпочитаю мыслить более масштабно и при этом доводить всякую идею до её логического завершения. О чём речь? Сейчас всё по порядку объясню.
«Искусство vs спорт» в фигурном катании и как провидение под личиной пандемии пытается повлиять на ход этого противостояния.
Тем из вас, кто в прошлом году не пропускал трансляций этапов Кубка России по фигурному катанию, наверняка запомнился рекламный слоган фабрики «Чистая линия»: «Фигурное катание – не просто спорт, это – чистое искусство».
Говоря об одиночном катании, под спортивной составляющей обычно подразумевают самые сложные с точки зрения как физической силы, так и координации элементы – многооборотные прыжки, а под искусством – всё остальное: вращения, спирали, дорожки шагов, а также элементы, которые нашли своё место в носящей название «Program Component Score» части судейского протокола.
Долгое время в женской «одиночке» двум ипостасям фигурного катания удавалось довольно мирно сосуществовать, и вопрос о том, чего же в ней всё-таки должно быть больше – спорта или искусства – если и возникал, но, тем не менее, никогда не вставал ребром. Ситуация резко поменялась, когда в августе 2017 года в Брисбене (Австралия) на первом этапе юниорской серии Гран-при 13-летняя российская фигуристка Александра Трусова оформила свой первый четверной прыжок, чем спровоцировала жаркую дискуссию о путях дальнейшего развития женского фигурного катания.
В результате мир фигурного катания оказался расколотым на две части. Теперь одна половина вовсю бьёт тревогу по поводу того, что четверные прыжки в исполнении несовершеннолетних фигуристок -- это зло, которое убивает в женском катании красоту, ...
... в другой же, наоборот, уверены, что такие, как Саша--«русская ракета», выводят женское катание на новый виток эволюционного развития.
Дошло до того, что в эту дискуссию вмешалось руководство Международного союза конькобежцев (ISU), которое не только встало на защиту «красивого, женского катания» но и начало вести подготовку к масштабным переменам в фигурном катании, причём сразу по двум направлениям. Речь, конечно же, о планах повышения возрастного порога для участия фигуристов во взрослых соревнованиях, а также о проекте по замене их короткой и произвольной программ на техническую и артистическую. Понятно, что этим самым предполагается ликвидировать образовавшийся в одиночном катании перекос в сторону его спортивной составляющей и, прежде всего, прыжковых элементов. Но для того, чтобы задуманное обрело законную силу, оно должны быть одобрено большинством национальных федераций на конгрессе ISU. Каковы же перспективы в этом плане у намеченных руководством Международного союза конькобежцев мероприятий? С этого я, пожалуй, и начну.
Ещё свежа в памяти попытка Федерации фигурного катания Нидерландов внести вопрос о повышении возрастного ценза в повестку дня проходившего в 2018 году в Севилье конгресса ISU. Тогда, сославшись на регламент, рассматривать это предложение с кондачка конгресс отказался. Однако в последнее время требования преградить несовершеннолетним «квадисткам» путь во взрослый спорт звучат всё настойчивее, причём не только со стороны «наших зарубежных партнёров», но и некоторых представителей российского «ФК-бомонда» и спортивного чиновничества.
А что касается чиновничьей солидарности со «звёздами фигурного катания», то самый, пожалуй, громкий пример – заявление от 12 ноября 2020 года только-только заступившего тогда на пост президента ФФКК СПб Сергея Чопозова, которое он сделал питерскому интернет-порталу «Фонтанка». Его стоит привести полностью, так как оно представляет из себя квинтэссенцию не только эксплицитных наездов небезызвестных Беатрис Шубы и Кииры Корпи на тренерский штаб Тутберидзе, но и не всегда открыто декларируемых к нему претензий со стороны питерских мэтров фигурного катания.
«Мы все прекрасно понимаем, что у 14-летней организм сформирован иначе, чем у 20-летней. У них другая физика, они прыгают совершенно по-другому. Знаете, что самое обидное? 15-летние девочки не понимают, что их карьера, по сути, завершится через 2–3 года. Хочу, чтобы меня услышали и Федерация фигурного катания РФ, и Министерство спорта: нам надо увеличивать минимальный возраст участия девушек во взрослых соревнованиях. Буду просить поддержки в этом вопросе у нашего главы спорткомитета Антона Шантыря. Я за то, чтобы карьера наших спортсменов была всё-таки чуть-чуть дольше. Это было бы справедливо. Если мужчины могут выступать долго, то почему у девочек всё по-другому? И потом, зачем губить наших спортсменок, которые занимаются с малых лет ради трёх сезонов на взрослом уровне? Это уже не спорт. Просто кое-кто из взрослых извлекает выгоду из такого положения вещей. Мы обязательно будем обращаться и в Министерство спорта, но в первую очередь это зависит от Федерации России и ISU. Ну не может быть такого. Это просто аморально, что нас не слышат. Хотя все руководители и спортсмены понимают, что нынешняя карьера девочек слишком коротка».
И, конечно, нельзя не вспомнить о личном вкладе в эту кампанию президента ISU Яна Дайкемы, который не просто выразил готовность своего ведомства заново рассмотреть вопрос о повышении возрастного ценза, но даже перевел его из плоскости продолжительности спортивной карьеры фигуристок в плоскость -- ни много, ни мало -- продолжительности их жизни.
Согласитесь, всё это заставляет думать, что следующим конгрессом ISU предложение о повышении возрастного ценза может быть и не отклонено. Другой вопрос, поможет ли новая возрастная планка тем фигуристкам, заботу о которых так усердно проявляют «звёзды фигурного катания» и их группа поддержки в лице спортивных бюрократов. В сущности, о том же самом, но другими словами, российский федеральный телеканал «Матч ТВ» спросил Виталия Москаленко -- в прошлом легкоатлета и участника Олимпиады-2004, а в последние 8 лет тренера по ОФП (общефизической подготовке) в группе Нины Мозер:
— Поднятие возрастной планки выступления по взрослым как повлияло бы на ситуацию?
— Если поднять возраст, со временем девочки, которые прыгают в 15 лет четверные, будут прыгать их и в 18 лет. Произойдет адаптация организма к этому весу, росту, центру тяжести. Чтобы прыжки вернулись, нужно, может, год потратить на это.
Ещё одним практическим подтверждением слов Москаленко можно считать и то, что Саша Трусова, которой летом этого года исполнится 17 лет (планируемый ISU возраст перехода фигуристок из категории «juniors» в категорию «seniors»), продолжает осваивать прыжки из категории «ультра-си». Например, на этапе кубка России в Казани в своей короткой программе она, хоть и с помаркой на выезде, но приземлила Аксель в три с половиной оборота. Единственный прыжок из высшей категории сложности, который Русская Ракета пока не вставляла в свои соревновательные программы, но уже исполняет на тренировках, -- это четверной Риттбергер.
Вряд ли стоит сомневаться, что и после 18-ти лет, и после 19-ти, и после 20-ти Саша Трусова сможет сохранить в своём арсенале хотя бы пару четверных прыжков, а, значит, по-прежнему будет ими терроризировать своих «бесквадовых» соперниц. Но даже если такие как Саша Трусова и растеряют свои «квады» и «триксели», прыгать тройные они всё равно будут лучше тех фигуристок, которые «ультра-си» никогда не владели.
Спрашивается, кому же в этой ситуации больше поможет повышение возрастного ценза? Думаю, ответ очевиден: оно поможет не столько «красивому, женскому катанию», сколько таким как Трусова, потому что оградит их от наступающего им на пятки следующего поколения «квадисток»-малолеток. Однако и в ISU есть неглупые люди, которые всё это отлично понимают и которые на всякий случай решили подстраховаться. Речь, конечно же, о втором из названных мной выше мероприятий, подготовка к которому сейчас ведётся в ISU. А что касается упомянутых мной неглупых людей, то здесь в моё повествование придётся ввести ещё пару персонажей, которых за принимаемыми ISU решениями обычно не видно, но чьё влияние на эти решения очень существенно. И нового соревновательного формата одиночного катания (техническая и артистическая программы) это как раз касается.
Итак, судя по всему, проект по изменению соревновательного формата одиночного катания уже давно разрабатывается бывшим функционером ISU Соней Бьянкетти и её сыном Фабио, который является нынешним главой технического комитета этой организации. Последнюю редакцию этого проекта ещё в августе 2019 года анонсировал вице-президент ISU Александр Лакерник.
И вот как Лакерник разъяснил агентству РИА Новости принципы работы новых правил, которые ISU планирует установить в одиночном разряде фигурного катания:
«Судьи будут работать по примерно тем же принципам, что и сейчас. Просто в одной программе компоненты будут играть меньшую роль, а в другой большую. Сейчас влияние технической и компонентной оценки 50 на 50 процентов, но в новом проекте подразумевается, что в технической программе компоненты будут составлять 40 процентов, а в артистической – 60. В артистической программе сложность будет стоять на втором плане. Фигуристы и в этой программе тоже будут прыгать, вращаться и делать прочие элементы, но количество элементов будет меньше, и вес их будет существенно ниже».
Таким образом, в одиночном катании предполагается не только снизить общую долю самых сложных в техническом плане элементов -- прыжков, но ещё и предоставить судьям больше возможностей для манёвра при расстановке спортсменов в итоговом протоколе. И только таким, по мнению Сони и Фабио Бьянкетти, является правильный путь к устранению образовавшегося в одиночном катании дисбаланса спорта и искусства.
Другими словами, сутью затеваемой ISU с подачи Бьянкетти «революционных изменений в правилах фигурного катания» является возвращение старой судейской системы «6.0», а так называемые «техническая и артистическая программы» нужны лишь для маскировки. Причём сама Соня Бьянкетти своей ностальгии по системе «6.0» никогда не скрывала.
Согласитесь, очень трудно не заподозрить руководство ISU в желании помочь соперницам российских фигуристок (прежде всего, европейским) нивелировать их отставание в сложности прыжкового контента и тем самым предоставить им возможность претендовать на призовые места главных международных турниров -- Олимпийских игр, чемпионатов Мира и Европы, а также этапов и финалов серии Гран-при.
Всё это, естественно, не могло не вызвать негативной реакции со стороны российских приверженцев преобладания в фигурном катании спортивной составляющей. Вот один из примеров такой реакции.
Для тех, кому лень идти по ссылке и читать всю статью Дмитрия Громова в интернет-журнале «Интересант», приведу вот этот её фрагмент:
«Формально революция в фигурном катании преследует благую цель. Больше разных программ, больше комплектов медалей, в том числе и олимпийских. Одна - за технику, другая - за артистизм, третья - по сумме. Но всё это лишь красивая теория. На практике Международный олимпийский комитет вряд ли «раскошелится» на большое количество наград для фигурного катания. А звание чемпиона мира в таком случае девальвируется. К примеру, если Джейсон Браун или Михаил Коляда станут «чемпионами мира по фигурному артистизму», разве их будут воспринимать как настоящих чемпионов? Крайне маловероятно.
Девальвируется в таком случае и само фигурное катание, которое сейчас находится на пике популярности во многих странах, особенно в Японии и России. Ведь всем известно, что не следует «разрушать до основания» то, что хорошо работает, собирает полные трибуны, показывает высокие рейтинги телетрансляций, приносит прибыль. А те, кто хочет от фигурного катания не спорта, а исключительно артистизма с его размытыми критериями оценок и вкусовщиной, пусть бы ходили на шоу.
Но, кажется, именно ради процветания вкусовщины, которая будет способствовать продвижению нужных фигуристов, и задумываются нынешние перемены. Захотят судьи задвинуть Загитову, сделать ее не первой, а двадцатой первой, а Медведеву снова возвысить до небес, - теперь это станет сделать гораздо проще. Вот только, если нововведения примут, как бы реформаторам самим не наступить на собственные грабли».
Не исключено, что заветную мечту Сони Бьянкетти ещё летом 2020 года мог исполнить запланированный на это время конгресс ISU, однако в ход событий, видимо, решило вмешаться провидение в лице коронавируса и из-за карантинных ограничений форум был отменён. Как говорится, нет худа без добра: теперь у Лакерника появилось дополнительное время подумать, стоит ли ему и дальше исполнять роль ретранслятора «революционного» плана Сони Бьянкетти по реставрации в оцифрованном виде архаичной системы «6.0». Тем более, что на счёт перспектив данного мероприятия у него самого имеются сомнения, которые он в августе 2019 года высказал агентству РИА Новости: «Идея о переходе на техническую и артистическую программы будет предложена на конгрессе ISU 2020 года, но не факт, что она будет принята. Вероятность одобрения конгрессом подобных новшеств сейчас оценить очень сложно, но даже если эти изменения будут приняты, то действовать они начнут после Олимпийских игр 2022 года». Ещё раз Лакерник поделился своими сомнениями на этот счёт 8 декабря 2020 года, но уже изданию «Спорт-экспресс».
Вот два фрагмента беседы вице-президента ISU с корреспондентом «Спорт-экспресс», которые, как мне кажется, очень интересны в контексте планируемых Международным союзом конькобежцев «революционных» перемен в фигурном катании.
Корр. «СЭ»: Чего точно можно ожидать, так это повышения возрастного ценза, судя по всему.
Лакерник: С чего вы взяли, что его повысят? Вы много видите мнений в поддержку?
Корр. «СЭ»: Помню конгресс в Севилье, где за включение вопроса в повестку проголосовало 54 процента.
Лакерник: Видите ли, в чем дело: включить в повестку не значит проголосовать за. Вопрос обсуждать надо. Но он сложный. И вопрос на конгрессе по-всякому может повернуться, он не предрешен. У некоторых стран одна девушка катается, 16 лет, зачем им что-то менять? Я встречал и людей, которые меняли мнение. Своя точка зрения у меня есть, но я не буду ее высказывать в прессе. А выскажу там, где надо. <...>
Корр. «СЭ»: «История с возрастным цензом вообще должна ударить по Тутберидзе? Если следовать логике — вроде бы да».
Лакерник: «Меня больше интересует не конкретная группа, а фигурное катание в целом. Думаю, и Этери придумает выход, и Россия в целом. А вот многие другие страны... Есть ли у нас уверенность, что от этого жеста все выиграют? Здесь надо изучать все, вплоть до среднего возраста участников последних стартов. В Европе, например, все неплохо с тренерами, а со спортсменами есть проблемы. Нет денег — нет льда. А денег нет из-за отсутствия результатов. Под Костнер и Фернандеса же деньги находили! Сейчас в фигурном катании стоит вопрос о том, куда мы движемся. Как сочетать техническую сложность и красоту».
Корр. «СЭ»: «Разнообразить виды, может быть? Есть же в лыжах на Олимпиаде спринты и марафон на 50 километров. Вот у них и получается 12 комплектов наград. А фигуристам с их пятью денег не дают».
Лакерник: «Пока сложились такие дисциплины, и нелегко изобрести что-то еще. Техническая и артистическая программа? Это все надо продумывать. Нам надо привлекать молодежь, чтобы нас смотрела не только возрастная аудитория. А молодые любят динамичное, резкое.
Корр. «СЭ»: На ум приходят прыжковые турниры.
Лакерник: Они интересны, но пока не приживаются. Начинаются разговоры о том, где искусство. А что касается Олимпиад, предлагали разные варианты, вплоть до самого простого — это вручить медали отдельно по итогам короткой и произвольной программ. Тогда бы можно было в произвольной скорректировать правила в сторону оригинальности. Пока отвечают: «А не девальвирует ли это ценность медалей?» Сказать, что фигурное катание в сложном положении, я не могу. У ISU есть средства. Но вопрос о выборе направления развития.
Как видим, в этот раз вице-президент ISU высказал сомнения не только в релевантности «технической и артистической программы», но и по поводу перспектив повышения возрастного ценза.
Следует также иметь в виду, что реализация этих мероприятий ударит не только по России и на будущем конгрессе ISU против них, помимо ФФККР, наверняка выступят такие влиятельные федерации, как JSF (Япония) и USFSA (США). Таким образом, очень велика вероятность, что для выхода из сложившегося в одиночном катании кризиса (нарушение баланса спорта и искусства) конгресс будет вынужден искать такое компромиссное решение, которое не только спасёт «красивое, женское катание», но и при этом не встанет на пути прогресса в его спортивной составляющей. Но вот каким образом этого достичь?
С тем, что в фигурном катании должен быть баланс спорта и искусства, я спорить не стану. Но вот от очень сомнительной, с моей точки зрения, затеи Сони Бьянкетти «сочетать техническую сложность и красоту» в одном флаконе, я бы на месте ISU и его вице-президента Лакерника отказался. А что значит «в одном флаконе» и почему я считаю эту идею сомнительной, поясню на следующем примере из истории фигурного катания. В 1952 году решением тогдашнего руководства ISU спортивные танцы на льду были включены в программу чемпионатов мира и Европы, что по сути можно считать разделением парного разряда на две самостоятельные дисциплины. И, насколько мне известно, не смотря на то, что в одной из них преобладает спортивная составляющая, а в другой – «художественная», до сих пор не возникало споров о том, чего в каждой из них должно быть больше – спорта или искусства. Кстати, последнее обстоятельство явно намекает на следующее: для того, чтобы и в одиночном разряде навсегда примирить две ипостаси фигурного катания, ничего не нужно «изобретать» – достаточно хорошо знать историю вида спорта, которым в настоящее время в ISU заведует господин Лакерник.
Нет, я не собираюсь предлагать ISU пойти на создание в женском одиночном катании двух новых дисциплин, в одной из которых, как и в танцах на льду, вообще не будет прыжков. Я прекрасно понимаю, что одиноко скользящая по льду фигуристка конкурировать с танцевальной парой без эффектных поддержек и возможности блеснуть синхронностью исполнения элементов сможет разве что в способности вызывать скуку у большей части зрительской аудитории фигурного катания. К тому же, я хорошо запомнил, что в интервью корреспонденту «Спорт-экспресс» сказал Лакерник: «Нам надо привлекать молодежь, чтобы нас смотрела не только возрастная аудитория. А молодые любят динамичное, резкое».
Спросите, как же тогда ещё может выглядеть альтернатива навязчивой идее Сони Бьянкетти «сочетать техническую сложность и красоту» в одном флаконе?
А вот на этот счёт я как раз и собирался поделиться с вами своими соображениями. Причём речь пойдёт не только об этом, но ещё и о том, как спасти «красивое, женское катание» от нашествия несовершеннолетних «квадисток» не отнимая у таких как Саша Трусова мотивации к разучиванию многооборотных прыжков. И, что не менее важно, не снижая достигнутого за последние 16 лет уровня объективности судейства.
Как Шурочку Трусову из могильщика «красивого, женского катания» превратить в его спасителя.
Как мы с вами уже констатировали, Саша Трусова своим нежеланием отставать от сильного пола разделила мир фигурного катания на два лагеря: сторонники одного считают, что четверные прыжки двигают женскую одиночку по пути прогресса, в другом же, наоборот, уверены, что они – зло, которое похоронит «красивое, женское катание».
Я надеюсь, вы уже поняли, что в мои намерения не входит защищать какую-либо из этих двух точек зрения. А если более конкретно, то моя позиция состоит в следующем: существует абсолютно бесконфликтный и, главное, очень простой способ примирить в одиночном фигурного катания две его ипостаси -- спорт и искусство. Единственная жертва, которая при этом от всех нас потребуется -- это отказ от одного очень живучего, но в последнее время всё чаще подвергаемого критике и постепенно сдающего свои позиции стереотипа.
Когда в 2018 году канал НТВ задал Саше Трусовой вопрос, что она будет делать, если к следующей Олимпиаде все её соперницы научатся прыгать «четверные», она ничтоже сумняшеся ответила: «Значит, я буду прыгать пятерные». Как известно, к настоящему времени в арсенале Русской ракеты (так ласково называют Сашу её фанаты) уже имеются четыре прыжка в четыре оборота, Аксель в три с половиной оборота, а на тренировках она уже скручивает четверной Риттбергер.
Как утверждает сама Саша и её новый тренер Евгений Плющенко, разучивать сложные и очень травмоопасные элементы ей помогает то, что она совсем не боится падать.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ: ЖЕНСКАЯ МАСКУЛИННОСТЬ.
Таким образом, Саша Трусова -- нормальная девушка, но, судя по всему, в её организме несколько повышен уровень гормона тестостерона, который ещё называют «гормоном бесстрашия». Именно из-за этого данного Саше от природы свойства она не боится падать.
Помнится, в интервью 1 каналу ОРТ Саша как-то рассказывала, что с Этери Георгиевной тренироваться всегда веселее. Например, у неё девочки соревнуются, кто больше прыгнет одинарных Акселей. «У меня рекорд -- или 42, или... 50. Последний раз я выиграла. Но, думаю, девочки могут... мальчики с нами не играют».
А вот что двукратная чемпионка мира среди юниоров заявила в интервью Olympic Channel: «Выступить с мужчинами? Не знаю, но я хочу. Можно посоревноваться с мужчинами, потому что у них можно прыгать четверной в короткой».
И в этом, я думаю, как раз и скрывается ответ на вопрос, как без повышения возрастного ценза и снижения уровня объективности судейства спасти «красивое, женское катание» от таких как Саша-«русская ракета». Причём, не лишая последних возможности вставлять в свои не только произвольные, но и короткие программы четверные прыжки.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ: ЮДИТ ПОЛГАР.
«С самого начала своей шахматной карьеры Юдит Полгар, в отличие от своих старших сестёр, играла почти исключительно в мужских турнирах. В этом она стала последовательницей Веры Менчик (1906 -- 1944). Но до Юдит Полгар ни одной женщине не удавалось достичь такого прогресса в игре против мужчин. С начала девяностых годов она на равных сражается с ведущими гроссмейстерами мира.
Юдит Полгар — чемпион Венгрии 1991 года, побеждала на турнирах в Гастингсе (1992), в Мадриде (1994), на Хооговен турнире (1998, 2001 и 2003) и в Джакарте (2000). На турнире в Вейк-ан-Зее 2003 года Юдит Полгар заняла второе место (8 из 13 очков), пропустив вперёд только Вишванатана Ананда.
Юдит Полгар удавалось выигрывать в быстрые шахматы у Анатолия Карпова (в 1993 году) и у Гарри Каспарова в 2002 году. Выигрывала четыре раза у Вишванатана Ананда и один раз у Магнуса Карлсена.
Гроссмейстер Алексей Широв, который много раз играл с Юдит Полгар, сказал о ней: "Она — убийца, и чует мат уже за двадцать ходов"» (из Википедии).
Как видим, в спорте уже неоднократно имели место отступления от гендерных стереотипов. И, притом, заметьте, до сих пор никто от этого не умер.
Тем не менее, подозреваю, что найдутся скептики, которые скажут, мол, шахматы -- игра сугубо интеллектуальная и спортом её можно назвать условно.
Хорошо, будем считать, что от стереотипа превосходства мужского интеллекта над женским мы с вами уже отказались. Но тем легче нам будет уйти от стереотипов в сфере, превосходство в которой давно имеет для мужского самолюбия даже меньшее значение, чем превосходство в сфере интеллектуальной.
А теперь шутки в сторону! Или, как любил говорить Великий комбинатор, ближе к телу.
Желающие, конечно, могут прочесть статью полностью, а я ограничусь следующими её строками:
«Современный мир диктует свои правила. А что, если спортивным чиновникам вообще убрать названия полов из олимпийской классификации? Есть "открытая" категория, где могут без ограничений соревноваться люди любого пола. И есть вторая категория, с верхней границей по уровню тестостерона и, возможно, некоторыми другими границами. Назвать её можно как угодно, но только без использования слова "женщина".
Тогда о дискриминации не будет и речи: для всех желающих есть открытый (то есть фактически, мужской) турнир. Но там никто не запрещает соревноваться и женщинам. В некоторых видах спорта – например, в автогонках, конном спорте или в некоторых парусных дисциплинах – это действительно возможно и происходит уже сейчас.
Но если вы хотите попасть в "закрытую" лигу, извольте соответствовать определенным физиологическим требованиям. Неважно, кем вы себя считаете, какой сексуальной ориентации придерживаетесь и кем являетесь по документам. Только физиология и только цифры».
Теперь, я думаю, вы поняли, о чём речь. То есть, чтобы спасти «красивое женское катание» от нашествия «квадисток»-малолеток нет необходимости повышать возрастной ценз и жертвовать достигнутым благодаря отказу от архаичной системы «6.0» уровнем объективностью судейства -- нужно просто перестать делить одиночное катание по гендерному принципу. Или, говоря проще, дать возможность фигуристкам, владеющим элементами «ультра-си», состязаться в акробатике с парнями, причём не на показательных выступлениях или в каких-то там шоу, а на официальных турнирах. В свою очередь, парни, не желающие коверкать «квадами» и «трикселями» свою выдающуюся хореографию и прочие элементы из нижней части судейского протокола, должны получить возможность (при желании, конечно) соревноваться в артистизме, скольжении и рёберности катания с представительницами прекрасного пола. И, думаю, таковые найдутся. Во всяком случае, если не среди российских фигуристов-одиночников, то среди зарубежных -- точно. И опыт Peggy Fleming Trophy-19 убедительно свидетельствует в пользу этого предположения.
И волки сыты, и овцы целы.
Возможно, не одна Саша Трусова захочет бросить перчатку фигуристам-мужчинам. А уход хотя бы двух-трёх «квадисток» из разряда мастеров компонентного катания не только снимет напряжение в нём, но и подарит зрителям увлекательнейшее зрелище в другом смешанном разряде. Что, в свою очередь, не может не привести к усилению интереса к одиночному катанию, и, значит, не только ISU, но и всему фигурному катанию -- только на пользу.
Да, возможно также, что не у всех «квадисток» уровень тестостерона в организме окажется настолько высок, чтобы им, как Саше Трусовой, обязательно захотелось «посоревноваться с мужчинами»; большинство из них наверняка предпочтут более лёгкий путь к медалям, то есть -- задавив соперниц своими «ультра-си». Тогда ничего не поделаешь, придётся многооборотные прыжки (включая, возможно, даже тройные) в одном из смешанных разрядов запретить. Или, говоря по-простому: если ты настолько крута, что владеешь четверными прыжками и без них не представляешь свою жизнь в фигурном катании, – пожалуйста, можешь свободно их исполнять на официальных соревнованиях и в короткой, и в произвольной программах, но только для этого будь добра перейти в соответствующий смешанный разряд. Тем же «крутым» фигуристкам, которым такой расклад не понравится, от своих «ультра-си», увы, придётся отказаться и на тренировках больше налегать на владение коньком, скольжение и хореографию.
Не надо быть пророком, чтобы предвидеть, каким буйным цветом расцветёт «красивое, женское катание», как только оно сбросит с себя оковы многооборотных прыжков. Ведь фигуристы как в старые добрые времена на много больше времени смогут уделять и хореографии, и вращениям, и скольжению, и переходам между элементами, и дорожке шагов... В общем, поводов сочинять эпитафии «красивому, женскому катанию» ни у кого уже не будет.
В свою очередь, в разряде «акробатическом» спортивная составляющая и в короткой, и в произвольной программах ничем не будет ограничена, то есть, у фигуристов будет возможность исполнять прыжки с любым количеством оборотов, какое только позволит уровень содержащегося в их крови тестостерона.
Если же вдруг на каких-то турнирах не окажется фигуристок, изъявивших желание «посоревноваться с мужчинами» в смешанном «акробатическом» разряде, то страшного ничего не произойдёт -- просто в этом случае соревнования пройдут, так сказать, в «холостом» формате. Да, исчезнет «изюминка», но зато останется главное -- так любимая многими акробатика на льду, правда, только в исполнении представителей сильного пола. А так как у «крутых» фигуристок всегда будет возможность разбавить собой «акробатический» разряд на любом турнире, то и повода жаловаться на дискриминацию в отношении прекрасного пола ни у кого тоже не будет.
Само собой разумеется, что запрет на многооборотные прыжки будет касаться и фигуристов-мужчин, пожелавших перейти в «артистический» смешанный разряд, чтобы сразиться там с прекрасным полом в компонентном катании. В то же самое время, у всех должна быть возможность попробовать свои силы в разных смешанных разрядах. Другой вопрос, давать ли фигуристам возможность выступать в обоих разрядах на одном турнире. Хотя, как мне кажется, и в этом ничего плохого не будет -- в одиночном катании даже появится новая интрига, и, значит, зрительский интерес к нему только усилится. Представьте себе, к примеру, такую картину: сначала Саша Трусова, Натан Чен и Юдзуру Ханю в «акробатическом» разряде сражаются, кто их них больше и чище исполнит «ультра-си», а потом кто-то из них (а, может, и все сразу) в разряде «артистическом» соревнуются с Джейсоном Брауном в умении владеть коньком, скольжении и хореографии.
Таким образом, два смешанных разряда в одиночном катании не только примирят в нём обе ипостаси фигурного катания -- спорт и искусство, но и периодически будут давать Бьянкетти с Лакерником (а заодно и нам с вами) возможность понаблюдать, как разноплановые фигуристы смогут «сочетать техническую сложность и красоту» в одном флаконе. Таким образом, мы с вами выяснили ещё одну интересную особенность формата смешанных разрядов: в нём, хоть и не в полном объёме, но всё же содержится некоторая возможность для реализации навязчивой идеи Сони Бьянкетти заставить всех поголовно в одиночном катании «сочетать техническую сложность и красоту». Но, думается, подавляющее большинство фигуристов всё-таки предпочтёт сосредоточиться на своём амплуа и желающих пожертвовать собственным рейтингом (ISU World Standing) ради заветной мечты Сони Бьянкетти будет совсем немного, а, значит, и вред, нанесённый обеим ипостасям фигурного катания окажется минимальным.
Помимо перечисленных мной выше достоинств отказа от разделения одиночного катания по гендерному принципу, есть в его пользу и кое-какие дополнительные аргументы, о которых тоже стоит упомянуть. Путь они и не имеют прямого отношения к спорту, но, тем не менее, способны повысить шансы формата смешанных разрядов быть одобренным конгрессом ISU.
Начну с такой очень важной для любой организации статьи, как «финансовые расходы». Так вот, при переходе на смешанный формат в одиночном катании расходы по этой статье будут просто мизерными, так как всё, что придётся сделать, это закрыть глаза на такую вещь, как биологический пол спортсмена/спортсменки и изменить пару слов в заголовках стартовых и итоговых протоколов: в одних вместо «мужчины» написать «акробатический смешанный разряд», а в других вместо «женщины» -- «артистический смешанный разряд» (можно придумать и другие названия – суть не в этом). Кстати, для процедуры оценивания выступлений фигуристов в формате «технической и артистической программ», как минимум, придётся написать две разные компьютерные программы. К тому же, при работе с этим «софтом» у судей наверняка периодически будут возникать недоразумения.
Другое не имеющее прямого отношения к спорту, но, тем не менее, немаловажное обстоятельство, которое позволяет считать перспективы идеи смешанных разрядов не столь уж туманными, состоит в том, что она гармонично вписывается в сложившуюся сейчас на Западе так называемую «новую гендерную картину мира», а её реализация нанесёт очередной удар сексизму в спортивной сфере.
Для «наших зарубежных партнёров» отказаться поддержать гендерную революцию в фигурном катании – значит, в какой-то мере выступить против ими же самими ревностно оберегаемой идеи гендерного равенства. Так что просто взять и отмахнуться от идеи отказа делить одиночное катание по принципу половой принадлежности у них точно не получится. Особенно, если в ситуацию решат вмешаться феминисты. И подтверждающие это примеры тоже имеются.
Статья Натальи Марьянчик, правда, посвящена несколько другой теме, но она содержит фрагмент, который перспектив гендерной революции в одиночном катании тоже касается:
«Сразу несколько спортсменов, перенесших процедуру по смене пола, пытаются пройти олимпийский отбор для участия в Играх-2020. Руководство мирового спорта боится судов.
Олимпийские игры в Токио могут стать первыми в истории, где выступят трансгендерные спортсмены. Сейчас несколько из них принимают участие в олимпийских квалификационных турнирах среди женщин. Международный олимпийский комитет (МОК) это не радует, но противодействовать этому и не попасть под многочисленные судебные иски — похоже, уже нельзя».
Согласитесь, два этих «неспортивных» обстоятельства вполне способны повысить шансы смешанных разрядов стать тем компромиссом, на который грядущий конгресс ISU, как мне кажется, просто обречён.
А теперь давайте представим, что могло бы быть, если бы ISU и его вице-президент Лакерник решились на такой шаг несколькими годами раньше. Возможно, не только Каролина Костнер, но и Юна Ким, Эшли Вагнер, Юлия Липницкая, Аделина Сотникова, Мария Сотскова, Полина Цурская, Елена Радионова, Анна Погорилая и другие до сих пор радовали бы ценителей «женского, красивого катания» своими выступлениями на соревнованиях. И это не говоря о тех фигуристках, которые пока ещё хоть и не приняли решения о завершении своей спортивной карьеры, но для которых из-за «квадисток»-малолеток остаётся совсем мало смысла её продолжать. Причём, как вы, надеюсь, понимаете, речь не только об Алине Загитовой, Елизабет Турсынбаевой, Евгении Медведевой, Грейси Голд, но и о Сатоко Мияхаре, Алёне Косторной, Софье Самодуровой, Анастасии Губановой, Серафиме Саханович, Елизавете Нугумановой, Станиславе Константиновой, Анастасии Таракановой и других талантливых фигуристках.
Я надеюсь, что к оценке всего мною сказанного вы подойдёте не поддаваясь эмоциям, а исходя из той выгоды для фигурного катания в целом, которая, я уверен, была бы им получена, будь идея отказа от разделения одиночников по гендерному принципу воплощена в реальность. Говоря «в целом», я имею в виду, что в этом случае не только фигуристы получат возможность соревноваться в наиболее предпочтительном для них формате (техника/артистизм), но и болельщики смогут в полной мере насладиться разными сторонами любимого ими замечательного вида спорта. Причём ни одна из ипостасей фигурного катания ограничивать свою «диалектическую» половинку никак не будет (а именно в этом состоит ущербность навязчивой идеи Сони Бьянкетти «сочетать техническую сложность и красоту» в одном флаконе).
И не нужно, я считаю, стремиться обязательно навязать всем свою точку зрения. Кому-то нравится слушать одну музыку, кому-то -- совсем другую, а в фигурном катании одним нравится головокружительная акробатика, другим -- «красивое, женское катание». Вот пусть каждый слушает и смотрит то, что ему больше нравится. И такую возможность формат смешанных разрядов всем нам как раз и предоставит. Как говорится, и волки будут сыты, и овцы целы!
Вот так, мне кажется, можно примирить две ипостаси фигурного катания – спорт и искусство – не повышая возрастного ценза, не тратя предоставленного провидением в лице пандемии дополнительного времени на оцифровку архаичной судейской системы «6.0» и, что, пожалуй, самое главное, не принося в жертву достигнутого новой системой уровня объективности судейства. Правда, для этого придётся проявить гибкость и не цепляться за стереотипы. Тем более, что фигурное катание -- не тяжёлая атлетика, где убеждение о неизбежном отставании женщин от мужчин, судя по всему, может потерять своё прежнее значение.
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ:
Вот для краткости основные выводы Г. Н. Грец и И. А. Грец, которые они приводят в своей статье:
«Уровень диморфных различий мировых достижений в тяжелой атлетике зависит от весовых категорий и вида соревновательного упражнения. До введения новых весовых категорий различия мировых рекордов мужчин и женщин в рывке, толчке и двоеборье в среднем составили 32,17; 30,38 и 31,37 %, соответственно. В новых условиях в совместной для женщин и мужчин категории (69 кг) данные различия уменьшились и составляют в настоящее время в рывке 22,43 %, толке – 20,21 % и двоеборье – 20,12 %, что свидетельствует о более высоком прогрессировании мировых рекордов женщин, чем мужчин».
Как видим, нынешняя ситуация с приростом результатов в тяжёлой атлетике очень похожа на то, что сейчас происходит в одиночном фигурном катании. Отличие лишь в том, что некоторые фигуристки уже способны не только на равных бороться с мужчинами, но даже их побеждать. Причём именно в тех элементах, где сильный пол должен был, как всем нам казалось раньше, никаких шансов прекрасному полу не оставить. Что, кстати, проходивший в начале февраля этого года в рамках турнира 1 канала прыжковый фестиваль лишний раз и подтвердил.
Вместо эпилога.
И напоследок хотелось бы обратиться к главным зачинщикам «революции квадов» в женском одиночном катании, то есть, к тренерскому штабу Этери Тутберидзе. Или если не получится непосредственно к нему, то хотя бы к его фанатам. Речь пойдёт о том, почему им всем стоит поддержать идею смешанных разрядов в одиночном катании.
А начну с того, что ещё раз напомню вот этот маленький фрагмент интервью, которое 8 декабря 2020 года изданию «Спорт-экспресс» дал вице-президент ISU Александр Лакерник.
Корр. «СЭ»: «История с возрастным цензом вообще должна ударить по Тутберидзе? Если следовать логике — вроде бы да».
Лакерник: «Меня больше интересует не конкретная группа, а фигурное катание в целом. Думаю, и Этери придумает выход, и Россия в целом».
Во-первых, я надеюсь, в штабе Тутберидзе отлично понимают, что повышение возрастного ценза хоть и не нанесёт ему смертельного удара, но, тем не менее, кое-какие трудности создаст. Ведь в этом случае им всё-таки придётся научить своих воспитанниц либо сохранять способность к «ультра-си» после достижения ими установленной ISU очередной возрастной планки, либо находить мотивацию к продолжению спортивной карьеры без «квадов» и «трикселей». То есть, тут Лакерник абсолютно прав: какой-то выход «придумывать» Тутберидзе всё-таки придётся.
Ещё сложнее фигуристкам Тутберидзе будет сохранить своё лидерство после утверждения конгрессом ISU проекта Бьянкетти-Лакерника по изменению соревновательного формата одиночного катания (техническая и артистическая программы). Вряд ли стоит сомневаться, что в этом случае начиная со следующего постолимпийского сезона «квадистки» Тутберидзе смогут рассчитывать на призовые места лишь в технической программе. То есть, к медалям не только за артистическую, но и по итогам двух программ их вряд ли допустят. Не для того всё это Соня и Фабио Бьянкетти придумали.
И, наконец, почему ещё, как мне кажется, Team Tutberidze и её фанатам следует поддержать идею смешанных разрядов. Дело в том, что в этом случае воспитанницы самого успешного женского тренера получат возможность собирать медальный урожай сразу в двух одиночных разрядах, а, значит, и общее количество медалисток из числа подопечных Тутберидзе сможет увеличиться по сравнению с тем, что есть сейчас. Неплохая тема, согласитесь!
P.S. Открою вам маленький секрет. Если честно, я не очень-то верю в то, что руководство ISU (во всяком случае, нынешнее) вдохновится идеей отказа от разделения одиночного катания по гендерному принципу. Более того, это даже не является основной моей целью. Напомню, что в анонсе к моему расследованию помимо темы сексизма в одиночном фигурном катании заявлено следующее: «о пользе и вреде истории фигурного катания для его развития». Этот тезис прежде всего я и пытался как можно полнее раскрыть противопоставляя заветной мечте Сони Бьянкетти (вернуть в фигурное катание канувшую в лету систему выставления оценок «6.0») своё основанное на другом историческом примере видение выхода из сложившейся в одиночной дисциплине кризисной ситуации.
У фигурного катания более чем столетняя история и в ней имеются другие не менее интересные и, как мне кажется, очень полезные с точки зрения дальнейшего развития этого вида спорта примеры. Одному из них и будет посвящено моё новое расследование. То есть, разговор об истории фигурного катания я в ближайшее время намерен продолжить. Если, конечно, заботы о хлебе насущном мне не сильно будут мешать.
До встречи!
Вы видимо не очень хорошо понимаете, что хорошее скольжение требует не меньшей силы, чем прыжки, поэтому в "смешанном артистическом разряде" будут побеждать индивидуумы с хромосомным набором XY . О каком равенстве тут может идти речь? Это прямая дискриминация женщин.
Что вам сказать по теме? У нас есть три олимпийские дисциплины - выездка, конкур и троеборье, в каждой разыгрывается по два комплекта медалей (командный и личный турнир). Одна - выездка - с субъективной оценкой, одна - конкур - с объективной, и одна - троеборье - с комплексной (облегченная выездка, облегченный конкур и кросс по пересеченной местности). Пока работает =)
Да, в выездке перевес у женщин, у них обычно поясница гибче, легче выдерживать движения современных выездковых лошадей, и терпения больше, в конкуре и троеборье перевес у мужчин, хоть и не катастрофический. Зачет везде один, общий. На некоторых неофициальных соревнованиях, бывает, выделяется женский зачет, но это обычно к праздникам типа 8 марта.
Смелый, ловкий и решительный, хочешь прыгать через препятствия на секунды и повалы - тебе в конкур. Терпеливый, гибкий, чувствительный и сильный, хочешь заниматься лошадиной гимнастикой и выполнять элементы по схеме на оценку в баллах - в выездку. Хочешь все и сразу (и родился в рубашке) - привет в троеборье.
Я сомневаюсь, что фигурное катание пойдет по проторенной дорожке конного спорта, но чем черт не шутит =)
Другое дело, как контролировать судей. Видится разве что вариант с введением рейтинга судей на основании отсуженных спорсменов в последние сезоны и обязанностью приглашать на весомые соревнования только судей с определенным международным рейтингом. Чтобы под кривых судей не ехали на бэшки и не давали им практику. Или ввести практику отвода судей. Обращения с аппеляцией представителем команд на техконтролера. Дублирование техконтролеров, и в случае расхождения оценки уровней - разбор на совещании и учет таких косяков, с отстранением от судейства при переборе штрафных баллов. Обязательные ревью, критерии оценки. Указание полной судейской коллегии в положении о соревнованиях, чтобы спортсмены знали твердо, кто их будет судить.
У нас в выездке действует правило, что если оценка выступления одним судьей отличается от оценки вторым на 5% и больше, это повод для разбора ситуации на послестартовом совещании и отправки отчета в судейский комитет.
Сейчас на внутренних стартах не соблюдаются правила по выставлению оценок прямо - вспоминая компоненты падавшей Валиевой. Это тоже должно быть причиной решений аналога судейской комиссии/комитета, что там в ФФККР предусмотрено.
Большая информативность протоколов - у нас, например, в протоколе ты не только выставляешь оценку, но и пишешь комментарий к ней (или твой читчик пишет, если тебе он достается) - что не так, над чем поработать, что заслуживает упоминания по конкретному упражнению. Например
"Вольт, 10 м - 6,5 - < равномерности сгибания, хор. рысь"
тут я при достаточно высокой оценке (6,5 балла из 10) даю понять, что природные аллюры бесконечно вывозить не будут, и нужно поработать над контактом с поводом и управлением (больше равномерности сгибания), чтобы с повышением сложности схемы не получить снижение оценки.
В ФК, я думаю, можно просто ввести в протокол раскрытие полученных буллетов и ошибок в ГОЕ, и более четко сформулировать подход к оценке компонентов. Когда у нас было четыре общие оценки, то судьям достаточно четко объясняли, как их ставить, и по ним сразу складывалась картинка, как едет пара, тянет ли талантливый всадник никакущую лошадь, портит ли оценку невыеженная тварь, с которой кое-как справляется человек или, например, все делается на от****сь в надежде, что природные движения вывезут.
И.. я не совсем понял какие именно турниры будут по мнению автора. Понятно, что добавятся два смешанных: акробатический и артистичный, а что останется в гендерных видах? Типа то же, что и сейчас, только у женщин предлагается запретить квады? И... квадисток отправить сражаться с Ченом, Ханю и прочими матерными парнями в смешанный акробатический турнир?) Думаете в этом есть хоть какой-то смысл для девушек?) Столько всего надо наворотить из-за одной Трусовой, которая едва способна перебить баллы Алины в ее лучшей форме?) Понятно, что наши девушки смогут быть в первой десятке или даже пятерке. Но разве это серьезно? Слишком рано для подобного...