Пару слов о выборе своего жизненного пути детьми самых успешных тренеров по фигурному катанию
3 и 4 декабря 2022 года в Москве под эгидой ФФККР и 1 канала ОРТ уже в третий раз прошёл прыжковый турнир по фигурному катанию. В чём смысл такого соревновательного формата, не совсем понятно ---- в одиночном и парном катании турниры обычные скоро и так окончательно превратятся в состязания фигуристов между собой, кто из них больше исполнит так называемых «ультра-си»-элементов ---- четверных прыжков, выбросов и подкруток.
Даже неспецалистам с каждым днём становится всё более очевидным, что тотальное увлечение однобокой многооборотностью не только уродует фигурное катание, но и создаёт условия для неоправданно высокого уровня травматизма среди фигуристов. И, судя по всему, лучше всех это понимают именно те тренеры, которые являются главными адептами и бенефициарами однобокой многооборотности.
Практически нет ни одного известного тренера по фигурному катанию, который бы никогда не говорил, что относится к своим воспитанникам как к своим собственным детям. Но так ли это на самом деле?
ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ.
Москвина Тамара Николаевна. В 1964 году фигуристка-одиночница Тамара Николаевна Братусь вышла замуж за своего тренера Игоря Борисовича Москвина и сменила фамилию. Ради крепкой семьи фигуристка приняла решение уйти в 1969 г. из большого спорта и сосредоточиться на тренерской деятельности. В 1970-м у тренерской супружеской пары родилась дочь Ольга, а в 1974-м – Анна. Ни одна из них не стала фигуристкой.
Мишин Алексей Николаевич. До 1969 года выступал в паре с Тамарой Москвиной и вместе с ней в том же году завершил свою спортивную карьеру. Жена Мишина Татьяна была чемпионкой СССР по фигурному катанию и его ученицей, но потом по совету мужа тоже стала тренировать. Сейчас Татья-на Мишина ---- заслуженный тренер РФ. У пары двое сыновей. Николай и Андрей решили не связы-вать свою жизнь с фигурным катанием, а увлеклись теннисом.
Арутюнян Рафаэль Владимирович. Кандидат в мастера спорта СССР. С 1976 по 1985 год работал тренером в Ереванской детско-юношеской школе фигурного катания. Затем, получив приглашение, приехал на работу в Москву. Работал в ДС «Сокольники» вместе со своей женой Верой Анатольевной Арутюнян, которая также вела группу по фигурному катанию. С 2000 года супруги Арутюнян тренируют фигуристов в США. У них двое детей: родившийся в середине 80-х сын, ставший пианистом, и дочь, выбравшая стезю художницы.
Мозер Нина Михайловна. Фигурным катанием начала заниматься в 1970 году, выступала в парном катании. Закончила кататься в пятнадцать лет из-за травмы. Завершив карьеру фигуристки стала тренером. В 2018 году приостановила активную тренерскую деятельность, сославшись на усталость после Олимпийских игр в Пхёнчхане. Была заместителем руководителя спортивного направления в детском образовательном центре «Сириус» в Сочи. Спустя три года вернулась к тренерской работе с фигуристами. Воспитала сына Никиту, который, судя по всему, фигуристом стать не захотел.
Тутберидзе Этери Гогиевна. Мастер спорта СССР. Тренер высшей категории. Заслуженный тренер России (2014). Генеральный директор и учредитель Общества с ограниченной ответственностью «Тим Тутберидзе». Имеет единственную дочь Диану 2003 года рождения, которая тоже стала фигуристкой. Как и все начинающие фигуристы, Диана начинала в одиночном катании. По словам Этери Тутберидзе, из-за ослабленного слуха у её дочери (сама Диана утверждает, что слышит хорошо) якобы серьёзные проблемы с координацией. Под этим благовидным предлогом знаменитый тренер в 2016 году перевела свою дочь в наименее травмоопасную дисциплину фигурного катания ---- танцы на льду.
Как видим, испытывать свои передовые методики обучения фигуристов однобокой прыжковой многооборотности её главные адепты и бенефициары, которые любят утверждать, что относятся к своим воспитанникам, как к своим детям, предпочитают на детях чужих, а не своих.
Спросите, а как на счёт тренеров, которые гонят на четверные прыжки своих собственных детей? На этот вопрос я отвечу так: не мне их судить ---- пускай их судит Бог. Это, кстати, также относится и к родителям фигуристов, которые тренерами не являются, но, тем не менее, отдают своих собственных детей в полное распоряжение тех, кто предпочитает строить свою тренерскую карьеру на костях детей чужих.