13 мин.

В ожидании Граца: Заметки очевидца

На чемпионат Европы по фигурному катанию, проходивший в Граце, я поехал всего на полтора дня — посмотреть произвольные программы в парах (вечер пятницы), танцах на льду (первая половина субботы) и у женщин (вечер субботы). Составить сколько-либо целостное впечатление о турнире при таком урезанном графике достаточно сложно, да это и не входило в мои планы. Ехал я ради конкретных программ, конкретных спортсменов, конкретных впечатлений и эмоций. Но, прежде всего — ради самой атмосферы праздника и общей радости, которая царит на любом турнире по фигурному катанию: радости от возможности увидеть своих любимых спортсменов вблизи и посмотреть на результаты их тяжелого ежедневного труда.

В силу обстоятельств этот пост — не попытка написать запоздалый обзор турнира и даже не рассказ об отдельных днях соревнования или отдельных выдающихся прокатах. Это всего лишь осколки отдельных личных воспоминаний, впечатлений, эмоций, мыслей, быстро возникавших и гаснувших по ходу этого турнира — подчас связанных с тем самым важным, что происходило у всех на глазах, но зачастую рождавшихся на периферии всобщего интереса, мельком. В тот незаметный миг, когда кто-то только добирался до своего заветного стаканчика кофе, простояв в длинной очереди в кофейную палатку в центральном холле катка, а кто-то только заходил на арену, предвкушая битвы в сильнейшей разминке. Когда кто-то смотрел расписание и думал — идти или не идти на неизвестную испанскую пару, а другой человек рядом просто фотографировал внутренности арены. Вот эти моменты «перед», «между» и «после» и есть то, о чем я хочу рассказать.

Вступление: еще раз о «дутом шатре»

Еще до своего приезда в Грац я был наслышан обо всех ужасах чемпионата Европы. Особенно, конечно, досталось легендарному «дутому шатру», aka «сарай» и «ангар», расположенному на отшибе города — по сути, в соседней деревушке Премштэттен возле Шварцльзее. Путь в неизменно забитом болельщиками шаттле, действительно, был довольно утомительным и занимал примерно 40 минут. Да и по приезде вид «шатра» не внушал никакого оптимизма — для турнира уровня чемпионата Европы выглядело это сооружение, прямо скажем, неприглядно.

Но это только внешняя — в буквальном смысле слова — сторона вопроса. К сожалению, организаторы турнира вынуждены были пойти на перенос соревнования в этот «шатер» в силу того, что основной каток, планировавшийся под чемпионат Европы, оказался занят хоккейной командой, совершенно неожиданно для всех пробившейся в Европейскую лигу чемпионов после победы на чемпионате Австрии.

Внутри же самой арены было комфортно. Во-первых, достаточно тепло, что очень немаловажно (памятуя о «ледниковом» чемпионате Европы в Берне в 2011ом, на этот счет были определенные опасения…). Во-вторых, в достатке имелись разного рода напитки и еда — как внутри арены, так и на примыкавшей к ней ярмарке — нескольких палатках, продававших традиционные австрийские сосиски, хотдоги, блины, сладости, глинтвейн, пунш и прочее. Иначе говоря, возвращаться в город на обеденный перерыв не было никакой необходимости. Ну и, наконец, сам каток выглядел вполне прилично — хорошего качества лед, прилично сделанные трибуны на 5000 человек и, главное, приличная организация всего процесса и живая атмосфера на практически полностью заполненных трибунах.

Так что праздник состоялся, только состоялся он именно на австрийский манер — просто, бюджетно, компактно, но вместе с тем достаточно аккуратно и мило.

О пользе первых разминок

Большинство болельщиков приезжает ради сильнейших разминок, что вполне понятно. Четверные Трусовой и Щербаковой против тройного акселя Косторной, модерновая изысканность Пападакис-Сизерона против лирики Синициной-Кацалапова и чувственности Степановой-Букина, суровые разборки внутри нашей сборной в парах — все это звучит гораздо привлекательнее какого-нибудь двойной подкрутки неизвестной нидерланской пары или бесчисленных бабочек и падений в прокатах первой разминки у одиночников и одиночниц.

Но я пропускать первые разминки очень не люблю. Во-первых, катающиеся там фигуристы, пусть они наверное и не выиграют никогда громких титулов и не побьют ничьих мировых рекордов, тоже заслуживают того, чтобы их работу оценили. Им тоже зачастую есть что показать — интересные постановки, ценой падений и травм разученные новые элементы, наконец просто борьбу за свои рекорды и свои достижения. Без первых разминок, как мне кажется, впечатление от турнира всегда остается неполным, потому что именно там зарождается соревновательный нерв и именно там готовятся высокие драмы и трагедии последних разминок.

Первые разминки полезны и для оценки общего состояния спорта. Они показывают, какой хореографический стиль сейчас в моде, какой прыжковый набор является «средним по больнице», с какими проблемами чаще всего сталкиваются профессиональные спортсмены и как они их пытаются разрешить… Иначе говоря, первые разминки — это своеобразный барометр для оценки текущего состояния дел в фигурном катании. Так что неинтересных первых разминок просто не бывает.

Что же запомнилось в итоге? Запомнились слезы Даши Грм, которая долго не могла успокоиться после своего неудачного проката произвольной программы. Запомнилась, конечно, Вика Сафонова, успешно боровшаяся на льду со своим модельным ростом. Драма Ольги Микутиной, не выдержавшей давления трибун и просто-напросто рассыпавшейся во время проката (да, давление возникает не только от ожидания первого места). Запомнилась не первый раз уже просмотренная программа француженки Леа Серны, похожая на трагическую исповедь. И, конечно, харизматичность и яркость Иветт Тотт, так хорошо подчеркнутые оригинальной хореографией Бенуа Ришо.

В танцах на льду почему-то особенно запомнились две первые пары, занявшие в итоге второе и третье места с конца: чехи Ташлерова-Ташлер 

и новообразовавшаяся финская пара Орихара-Пиринен, с катанием которых я познакомился еще на турнире Финляндия трофи (где они очень смешно упали). 

При всех проблемах технического плана у этих двух пар, их катание не было пустым. Ну разве, скажем, не приятно смотреть на такие вот твиззлы, прекрасно подготовленные музыкальным материалом? Вопрос риторический.

Запомнилась своей постановкой, конечно, и грузинская пара Казакова-Ревия. Их танец я увидел впервые в этом сезоне и впечатления остались самые положительные — очень современно, красиво, необычно, смело и ярко. И начало с перекидыванием партнерши себе за спину сразу задавало нужный тон.

Какие тенденции удалось для себя отметить? Прежде всего, танцевальный мир в массе своей перешел на стилистику контемпа под медленную лирику с элементами минимализма — иначе говоря, тот стиль, вектор которого в свое время был задан лидерами группы Дюбрей-Лозона. Это касается и не только танцев, кстати: в одиночном и парном катании такого условного «Лозон-стиля» не меньше. Второе: сейчас практически все стараются поставить приличные программы и думают о музыкальности. Не у всех получается, конечно, и далеко не все программы удачны, но откровенно пустых постановок, где бессмысленно едут мимо музыки, почти не было (буквально две-три из всего увиденного). И этот факт очень радует и, опять же, делает пребывание зрителей на трибунах во время первых разминок отнюдь не бесполезным.

В парном катании первые разминки самые нервные, потому что в силу технической шаткости партнеров все время ждешь каких-то неприятностей во время исполнения самых сложных и эффектных элементов. Хорошо, когда партнер хотя бы большой и мощный, но вот поддержки в исполнении сгибающегося под неподъемной «тяжестью» партнерши хрупкого молодого человека смотрятся особенно напряженно… Зато хрупкая пара — речь здесь идет об испанцах Баркуэро-Консул — берет за душу хореографичностью, пластикой, подачей музыкального материала, тогда как богатырям типа Евгения Краснопольского приходится все эти качества скорее прикрывать музыкой, чем подчеркивать.

Но самым главным украшением первых двух разминок у пар стала, конечно, Зоя Джонс — ставшая уже легендарной 40-летняя бабушка мирового фигурного катания, каких-то 20 лет назад покорявшая пьедестал чемпионата Британии в одиночном катании, а к 40 вполне уверенно демонстрирующая тройные выбросы и парные поддержки. Честь и хвала этой замечательной фанатке своего дела.

Человеческий фактор

Посещение турниров всегда интересно возможностью увидеть спортсменов вблизи и пообщаться с ними в неформальной обстановке. В субботу мне удалось постоять в первых рядах на неформальной церемонии награждения пар малыми медалями за произвольную программу. Наблюдать за спортсменами очень увлекательно.

Убеждаешься в том, что это, прежде всего, тоже люди, причем зачастую выглядящие будто бы уменьшенными копиями самих себя на льду (обычное дело для больших артистов, умеющих заполнять сцену). Что каждый со своей манерой общаться, со своими особенностями поведения и, в конце концов, со своей историей в этом спорте и в жизни. И со своими эмоциями. Очень часто, увы, болельщики забывают про это — про то, что это люди, которых можно ранить. Которым бывает плохо. Которым бывает больно — просто уже потому, что они профессиональные спортсмены. Которые жертвуют своим телом и делают все для того, чтобы добиться чего-то в своем виде спорта… и получают дополнительные удары от тех, кто просто решил пройти мимо и пнуть.

Наблюдать за спортсменами очень увлекательно, потому что это люди.

О тяжести ожиданий

Конечно, отдельной похвалы заслуживают лидеры — те, кто двигает этот спорт вперед и на кого всякий раз сваливается огромный груз давления и ожиданий. Одним из главных радостных впечатлений чемпионата стал для меня великолепный прокат Бойковой-Козловского. Бонд и девушка Бонда выстрелили в самое сердце и полностью покорили зрителей.

Счастье от увиденного удваивалось, когда взгляд поворачивался немного налево, в сторону короткого бортика: оттуда со своим привычно деловитым видом выглядывала мудрая голова великой Тамары Николаевны Москвиной — тренера, великолепные пары которой я помню ровно столько, сколько я помню свое увлечение фигурным катанием. В 2014ом году, намучившись с любимыми, но очень неудачливыми, Юкой Кавагути и Александром Смирновым, эта великая женщина сказала, что заканчивает тренировать. В 2020м, представляя Академию своего имени, она вновь встает во главе парного катания в российской сборной и ведет свою новую пару к Олимпийской мечте. Видеть эту голову, едва выглядывающую из-за бортика — счастье не меньшее, чем видеть чистые прокаты изысканных программ в исполнении ее ведущей пары.

В последней разминке женщин было много интересного. Конечно, это очень красивое и осмысленное катание красавиц Эмми Пелтонен и Алексии Паганини, к которому (которым?) трудно остаться равнодушным.

Но главным образом потрясли три наши девушки: такие сильные, хотя и хрупкие, и такие разные, хотя и с единым почерком в основе. Именно в Граце я впервые увидел катание Ани Щербаковой и Саши Трусовой (Алену уже видел два раза: на Финке и в Гренобле).

Именно программа, да и прокат, первой запомнились больше всего — прежде всего, своей музыкантской чуткостью. Лично для меня вращения — один из основных «маркеров» музыкальности, так что когда видишь такое, всякие сомнения отпадают:

Вживую становятся особенно ясными козыри каждой из этой уникальной троицы: музыкальность и пластичность Ани Щербаковой (и, пожалуй, лучшая из всех трех постановка в ПП), взрывная скорость и почти гимнастическая прыгучесть Саши Трусовой и красивейшее скольжение вкупе с огромными, очень эффектными прыжками у Алены Косторной. Исход этого соперничества всегда непредсказуем. В Граце понемного ошибались все, а победа в итоге досталась Алене, у которой ошибок было чуть меньше. На мой взгляд, заслуженно, хотя очень жаль последний лутц, немного смазавший общее впечатление от ее проката.

Даже на примере турнира женщин было хорошо видно, что с давлением ожиданий справляются далеко не все. У танцевальных пар ожидание и вовсе стало кульминацией всего турнира. 

За те 8 минут, что прошли между окончанием программы французской пары Пападакис-Сизерон и выставлением оценок, отбросивших их в итоге на второе место, перед внутренним взором прошло многое: эмоции от проката, в этот раз не поразившего, увы, в самое сердце своей магией; разные мысли по поводу возможного поражения, которые стали только крепнуть в ходе ожидания; раздражение от затянувшейся паузы, плавно перешедшее в какую-то эмоциональную «немоту» и отупение чувств; и, наконец, принятие ставшего к тому моменту очевидным факта — как и на Олимпийском турнире в Пхенчхане, гениальная программа, каждую клеточку которой знаешь и, тем не менее, всякий раз переживаешь заново, проиграла. Наверное, заслуженно. Наверное, честно. И, наверное, даже пусть лучше так. Но от этого легче не стало.

Потому что «Найди меня» Пападакис-Сизерона была той самой программой, а они — теми самыми исполнителями, а танцы — тем самым турниром, во многом ради которой, которых и которого я и ехал в Грац. Эти 8 минут ожидания навсегда останутся той дверью, через которую хочется пройти — чтобы забыть.

P.S.

И еще несколько фотографий, не попавших в другие части поста:

немецкая пара Хазе-Зеегерт

австрийцы Циглер-Кифер

наш парный пьедестал

и вновь немцы — танцевальная пара Мюллер-Дик

украинцы Назарова-Никитин

великолепные британцы Фир-Гибсон

наши бронзовые призеры — Степанова-Букин

огненные Загорски-Гурейро

КиК, где случились и слезы, и поцелуи