Музыка в фигурном катании, часть 2: Саймон и Гарфункель
С первым постом серии, посвященным Мишелю Леграну, можно ознакомиться здесь.
Предыстория
Саймон и Гарфункель (Simon & Garfunkel) — известнейший фолк-рок дуэт, пик деятельности и популярности которых пришелся на относительно краткий период второй половины 1960х годов: от первого безусловного хита Sound of silence (1964), взлетевшего на вершины чартов в середине 60х, до популярнейшего Bridge over troubled water (1970), вышедшего в последнем (одноименном) студийном альбоме уже перед самым распадом дуэта. В дальнейшем Поль Саймон и Арт Гарфункель строили свои сольные карьеры (у Саймона она была более успешной), снимались в фильмах, воссоединялись и опять разрывали отношения в 1970х, 80х и 90х годах, устроили бесплатный концерт на 500 000 зрителей в Нью-Йорке и вполне заслуженно по итогам карьеры попали в Зал славы рок-н-ролла — в большей степени, думается, именно за свои песни 1960х.
В фигурном катании музыка этого яркого дуэта используется довольно редко, но на удивление метко: по крайней мере, все те программы, которые мне удалось посмотреть (или скорее пересмотреть), проходными совершенно точно не назовешь. И в этом относительно небольшом списке уже значатся как минимум два шедевра, о которых речь пойдет ниже. К слову, в сезоне 2019-20 песню Sound of silence уже «застолбил» за собой Дмитрий Алиев — остается надеяться, что его программа не ударит в грязь лицом на таком достойном фоне.
В середине 1990х, сразу после окончательного ухода из любительского спорта, под Саймона и Гарфункеля каталась легендарная английская танцевальная пара Джейн Торвилл - Кристофер Дин. В 1995ом году они показали сразу две разноплановые программы под музыку этого дуэта: игривую «Сесилию»
и композицию под знаменитый «Мост над беспокойными водами» (Bridge over troubled waters).
И если первая программа по жанру напоминала небольшую юмористическую театральную сценку, действие которой начиналось, по сути, прямо во время выхода фигуристов на лед, то вторая, в полном соответствии с текстом, представляла собой трогательную лирическую миниатюру. И именно от нее — от самого выбора музыкального материала и общей стилистики номера — протягиваются невидимые нити к современному этапу использования музыки этой группы и к первым героям поста.
«Мост над беспокойными водами»: Вэньцзинь Суй - Цун Хань (ЧМ 2017, ПП)
Я буду рядом, когда придет тьма
И вокруг только боль —
Как мост через тревожные воды
Я перекинусь.
Все помнят трудный путь этой пары в прошлом сезоне: очередные травмы, пропуск всей серии Гран-при, затем нелегкая победа на чемпионате четырех континентов после возвращения и, наконец, триумфальный чемпионат мира в Сайтаме с чистыми прокатами двух красивейших программ — к тому же с настоящим шедевром в произвольной. Увиденное на том чемпионате мира потрясло, думаю, всех, но удивить могло разве что тех, кто не очень хорошо знаком с историей этой удивительной пары — историей, состоящей из преодолений.
Сезон 2016-17 в этом смысле является одним из самых показательных. Как и в прошлом сезоне, пара вынуждена была пропустить серию Гран-при. Как и в прошлом сезоне, он вернулась, победив на чемпионате четырех континентов и закончив сезон первой победой на чемпионате мира. Только новости, поступавшие в межсезонье и по ходу первой половины того сезона, были, пожалуй, мрачными как никогда: Вэньцзинь перенесла операции на обе травмированные ноги (в мае 2016го) и затем в буквальном смысле слова заново училась ходить, а потом и кататься. Восстановительный процесс продолжался четыре месяца, и все это время партнер терпеливо ждал Суй, тренировался один на катке, постоянно поддерживал ее и просто надеялся на чудо.
Ко всей этой истории трудно найти более подходящий и пронзительный комментарий, чем песня Bridge over troubled water («Мост над беспокойными водами», в версии Джона Ледженда), под которую пара катала свою произвольную программу — и, конечно, чем сам прокат той произвольной программы на победном чемпионате мира. Ведь эта песня, с одной стороны, о всех тех бесконечных проблемах («беспокойных водах»), которые окружают и подавляют, заставляют отчаиваться и плакать; а с другой — о помощи, которая приходит от верного друга и словно бы перекидывает мост через беспокойные воды жизни. (Интересно, что после выпуска альбома с одноименным названием сама пара Саймон и Гарфункель распалась.)
Пронзительный лиризм этой программы Лори Николь не открывается сразу — в него надо всмотреться, вслушаться, а больше всего вчитаться. Как и в любой программе этой пары, здесь много нюансов чисто музыкального плана: подкрутка, в которой акцентируется момент приземления партнерши,
каскад, обе «фазы» которого подчеркиваются одним и тем же ацентом в партии фортепиано;
выброс, начало и конец которого хирургически точно вписаны в музыкальную фразу.
Но главная роль здесь принадлежит тексту — его смысловым оттенкам и особенно его центральному образу: образу перекинувшегося через бурное море проблем моста, по которому можно перейти в мир, где нет боли.
Фраза «как мост через бурные/проблемные воды / я перекинусь» становится центральным элементом программы. При многочисленных повторах в ней тонко акцентируется то одно, то другое слово, создавая разные оттенки смыслов и разные конфигурации фигуристов: вот Суй заходит на проблемный сальхов и, увы, падает едва ли не плашмя со своего нелюбимого элемента на слове troubled (проблемный);
а вот пара начинает тодес сразу после того, как отзвучало I will lay me down — «я перекинусь/опущу себя вниз» — и партнер аккуратно опускает Вэньцзинь на лед;
вот начинается эффектная поддержка, в которой основная позиция фиксируется на слове «мост»;
а вот та же идея воссоединения и помощи «звучит» в малозаметном прикосновении двух рук, образующих «мост», помогающий унять боль.
И, «мост», и «бурные воды», и «lay down» — все это играет в самом конце программы, на заключительной поддержке.
как мост
нед беспокойными водами
я «положу себя вниз» / =перекинусь
Несмотря на падение, китайская пара Суй-Хань смогла обойти конкурентов и в произвольной программе, и по сумме. Смогла впервые в своей карьере добраться до звания чемпионов мира — несмотря на всю боль и все препятствия на этом пути. Смогла пройти бурные воды и перейти на другой берег — и вывести туда нас, зрителей.
«Звучание тишины»: Ванесса Джеймс - Морган Сипре (ЧЕ 2017, ПП)
Здравствуй, тьма, мой старый друг,
Вновь с тобою речь веду …
Еще несколько лет назад Ванесса и Морган считались талантливой и яркой парой, которой тем не менее самой малости не хватало для пьедесталов главных турниров года и для окончательного выхода в топы. Решающим стал переезд к Джону Циммерману во Флориду в июне 2016го, результатом которого стали наладившаяся стабильность, в том числе на главных соревнованиях сезона, укрепление технической составляющей и мощнейшие, очень идущие этой паре, программы. Первый же сезон под руководством нового тренера (2016-17) принес желанный прорыв и первую медаль (бронзу) чемпионата Европы — успех, закрепленный впоследствии первой медалью чемпионата мира (тоже бронзой, сезон 2017-18), а затем и первыми большими победами недавно завершившегося сезона 2018-19: в финале Гран-при и чемпионате Европы. Так из стареющих «перспективных» пара буквально за три сезона превратилась в настоящих звезд парного катания и одну из топовых пар мира, способную выиграть любой турнир при удачном прокате.
Одним из символов этого взлета стала произвольная программа, поставленная новыми тренерами пары и показанная Ванессой и Морганом в первый же год их сотрудничества, а затем возвращенная по ходу следующего (Олимпийского) сезона: под знаменитый хит Саймона и Гарфункеля Sound of silence (1964), выпущенный в виде кавера хэви-метал группой Disturbed в декабре 2015го года.
По сравнению с оригинальной версией, в кавере заметно усилена мощь звучания — за счет предсказуемо более жесткого звука и использования более широкого вокального диапазона: от низов первых двух куплетов — к верхам последующих. Благодаря этому динамический потенциал песни заметно вырос и появилась возможность обыгрывать многочисленные подъемы и спады динамической линии — то, чем Ванесса и Морган, всегда отличавшиеся мощью катания и необузданной энергетикой, воспользовались на все сто.
В этой программе имеется множество тонких деталей, связанных как с использованием музыки, так и оригинального текста: например, начальный «разъезд» и ассиметричные движения партнеров, будто призванные передать главный посыл песни: разъединенность людей, их «неспособность общаться друг с другом» (Арт Гарфункель):
Я видел людей, которые общались, не говоря.
Людей, которые слушали, не слыша …
Из музыкальных тонкостей невозможно не отметить начальную подкрутку, «восходящая» фаза которой (собственно выброс партнерши наверх) совпадает с мелодической вершиной всей фразы,
и, конечно, второй прыжковый элемент (3S), эффектно приземленный точно на сильную долю и местную вершину музыкального мотива:
В программе есть и немало удивительных тонкостей чисто технического характера, не связанных напрямую с музыкальным сопровождением, но обогащающих программу неявно, позволяющих не разрывать ее хореографическую ткань даже в моменты исполнения обязательных технических элементов: это особенно заходы на второй выброс
и тодес.
Но самый сильнодействующий элемент программы это, конечно, использование поддержек — наиболее эффектного технического средства в арсенале фигуристов. Все три поддержки своим динамизмом и хореографическим «объемом» откликаются на соответствующий динамический рост музыкального сопровождения, на увеличение его собственного звукового «объема». Начальная поддержка сигнализирует первый же динамический сдвиг музыкального материала на стыке второго и третьего куплетов песни:
Вторая проходит уже в явно кульминационной зоне,
в третьей же особенно обращает на себя внимание четкая координация жима вверх на одной руке с акцентированным утверждением заключительного аккорда в музыке.
Катание Джеймс-Сипре всегда отличалось самобытностью, яркостью, даже некоторой необузданностью, энергетическим «излишеством», часто приводившим к срывам — в Sound of silence, как мне кажется, все это впервые оказалось «приручено», вписано в четко выстроенную сетку музыкального сопровождения и хореографической ткани и в полной мере конвертировано на льду. Конвертировано в программу, небывалая мощь и энергетика которой, подобно огромному водовороту, неминуемо втягивает в свою орбиту всех зрителей, чем дальше, тем сильнее закручивая их в своей круговерти, пока последняя поддержка, последние движения фигуристов и последние фразы песни не приводят нас к тому, с чего все началось, с чего все начинается каждый раз: каждая программа, каждая песня — к напряженному звучанию тишины.
Спасибо огромное!
Циммерман выбрал sound of silence очень и очень к месту! На мой взгляд, паре ДС не хватает хореографической выучки, а эта музыка (вернее, и она в том числе) превратила, как модно сейчас выражаться, баг в фичу - недостаток стал особенностью, этакой "животной харизмой". А связки раскрасили не всегда шикарные элементы. Т.е убили всех зайцев - и требования судейства выполнили, и стиль пары создали. Правда, стиль этот они уже слегка заездили, как мне кажется, но если результат есть, то вай нот?
Китайцы, наоборот, уже вышли на тот уровень мастерства, что действительно могут катать телефонный справочник, и это все равно будет симбиозом искусства и спорта в одном флаконе. Не могу сказать, что являюсь ярым фанатом этой пары, но ими невозможно не восхищаться. Жалею только, что им не удалось выиграть олимпийское золото.
Простите, что не совсем по теме вашего поста.
Суй-Хань - это чистые эмоции. Я не знаю что тут еще добавить. Их катание торкает даже если не знать всю их предысторию.
А вот "Sound of Silence" в исполнении Джеймс/Сипре я уже видела, и мне жутко досадно что у них не было (или это я не нашла) идеально чистых прокатов, потому что это хорошая программа под бомбезный кавер (который я уже успела заслушать до дыр). Но я согласна, у это пары пускай и не лучшая техника, зато есть свой стиль и харизма. А еще они классные и незаезженные песни выбирают для программ, что эта, что Wicked Game этого сезона.
Саймона и Гарфункеля вновь открыла для себя не так давно, как-то позабылись за давностью лет)).
С нетерпением жду Диму Алиева, "Sound of silence" - одна из моих самых любимых вещей, правда, в оригинальном исполнении.
Профессиональные чемпионаты прошли мимо меня, эти программы Торвилл и Дина не видела, сейчас посмотрела впервые. Дин, безусловно, один из лучших хореографов.
Что касается Суй-Ханя, тут слова излишни. Они прекрасны и в этой проге, хотя да, произволка этого сезона - настоящая жемчужина фигурного катания всех эпох и народов.
Ну и французы.. это французы. Одно удовольствие на них смотреть, пусть хоть вечно катают свою эротолирику, они очень хорошо слышат музыку. На льду.