Шоу Этери Тутберидзе. Первое послевкусие
20 апреля, примерно с 19:00, началась трансляция по 1-му каналу долгожданного события в мире ФК - первого в своем роде шоу Этери Тутберидзе "Чемпионы на льду". Помимо зрителей на трибунах ледового дворца в Краснодаре миллионы любителей ФК следили за происходящим в прямом эфире, прильнув к экранам. Захотелось "по горячим следам" поделиться первыми (исключительно зрительскими) впечатлениями и размышлениями, на которые натолкнуло данное мероприятие.
Во-первых, сразу очень понравилось начало. Сама идея того, как Художник (в исп. Даниила Глейхенгауза) словно взмахом волшебной палочки "оживлял" свои образы, один за другим будто рождавшиеся из тьмы и буквально двумя-тремя "архетипическими" жестами проявлявшие себя чрезвычайно целостно. Это было завораживающе красиво и пронзительно! Затем последовало изумительное "открывающее" выступление Николая Колесникова, который старался, как мне показалось, даже сильнее, чем на телешоу "Ледниковый период. Дети". И ему удалось сразу задать чрезвычайно высокую планку.
Однако очень скоро в последовательности номеров шоу перестала ощущаться единая линия, если не считать "генеральной связующей идеей" тот факт, что все участники катали в первом отделении свои чуть упрощенные КП текущего сезона (за исключением Алины, порядком удивившей всех тем, что она вышла в ставшем легендой образе "Красной балерины" - Китри из Дон Кихота - и напомнила зрителям основные части своей триумфальной Произвольной с ОИ-2018), а во втором отделении, в основном, все исполняли свои показательные номера (тоже за некоторыми исключениями, в частности, Камилы Валиевой, показавшей уже прославленную и даже "знаковую" Короткую программу "Девочка на шаре").
В целом мне не хватило идеи или какого-то подобия сквозного сюжета в этом шоу. Ведь на лёд вышли абсолютно фантастические, уникальные люди с уникальными судьбами. О каждом из них (может быть, за исключением приглашенных звезд) хотелось бы увидеть некую историю, бережно раскрывающую их неповторимую индивидуальность, их Путь. И их друг с другом можно было бы как-то связать. При этом необязательно было даже катать программы целиком. Так, например, Алина, прошедшая за год неописуемую дорогу от Китри до Кармен, могла бы немного эту трансформацию "подсветить". При этом вовсе не нужно катать всю Кармен (очевидно, что это слишком утомительно и неуместно для шоу), но перекинуть своего рода "арку" от Алины-девочки к Алине-девушке, от беззаботного блеска к выстраданному преодолению... при этом "арки" от Китри до "I'm a survivor" не получилось, на мой взгляд. Слишком разные уровни программ. Вполне резонно закончить этой полюбившейся всем "показалкой", но подойти к ней по сюжету можно было через фрагменты из "Кармен" или хотя бы из "Призрака оперы".
Еще мне как зрителю очень мешало освещение. Этот момент, кстати, многие уже отметили. Да, конечно, в шоу принято, чтобы была кругом полутьма и всё периодически безумно мелькало, как в ночном клубе на дискотеке. Но это потому, что фигуристы, катающиеся в шоу, как правило, не выносят туда своих серьезных реальных программ с настоящим техническим контентом, а развлекать публику при этом чем-то надо. Кроме того, в шоу чаще катаются уже бывшие звездные фигуристы, а не действующие (за редким исключением), поэтому контентом они уже удивить-то, как правило, и не могут. А в программах Этери Тутберидзе акцент настолько сильно сделан на качестве, тонкости и высоте контента, что для их полноценного восприятия остро необходим "крупный план" и ровный хороший свет. Ничто не должно отвлекать от созерцания Шедевра. Это все равно что на классическом концерте, скажем, Моцарта или Чайковского включить в зале еще и ритмическую светомузыку - для вящего, так сказать, эмоционального воздействия. Зачем??? Например, Анечка Щербакова выдала, на мой взгляд, в этом шоу один из своих лучших в сезоне прокатов КП (как ни странно): попадание в акценты было феноменальным, переходы изумительными, скольжение, образ, пластика - полный восторг. При этом и все технические элементы были выполнены очень чисто, в том числе, вращения - просто божественно. Так зачем же было такое чудо "заглушать" светомузыкой? Это все равно что "приправить" дешевым кетчупом изысканное блюдо в элитарном ресторане, имеющем три звезды Мишлена. Я уже не говорю о том, что, наверняка, это постоянное мелькание и полутьма создавали физический дискомфорт исполнителям, из-за чего они чаще ошибались, теряя концентрацию.
Еще мешал ведущий. Не Даниил, конечно (ему-то можно!), а именно основной ведущий. Его манера напоминала дурного массовика-затейника на свадьбах (из-за чего я, собственно, терпеть не могу свадьбы - верх безвкусицы, как правило). Он своими репликами дополнительно разрушал и без того зыбкую и постоянно прерывающуюся целостность этого шоу, сбивая настрой. Да, определенный "ликбез" публике давать надо (и про то, кто какие прыжки прыгает, и про титулы участников, и про их основные достижения и рекорды), но это надо делать как-то деликатно, ненавязчиво, иначе это наоборот начинает вызывать отторжение, как будто тебе пытаются что-то "впарить". Это у нас вообще беда современности. Так, например, несколько месяцев назад подобной интонацией DJ-я с провинциальных танцулек конферансье в Большом театре объявлял (а, вернее, завывал диким голосом) о выходе на сцену Анны Нетребко. Всегда хочется при этом вежливо спросить - зачем??? Ее что, кто-то не знает из здесь собравшихся? Или без этого завывания публика будет недостаточно "разогрета" для восприятия арии? Дичь, короче говоря.
Но, чтобы закончить обзор на позитиве, хочется отметить еще несколько моментов.
Во-первых, необыкновенно порадовало, что в шоу все же приняла участие Алена Косторная. Она болела и довольно долго не могла тренироваться. После столь длительного перерыва она лишь недавно приступила к занятиям. Поэтому сам факт ее участия очень дорогого стоит - низкий поклон и огромная благодарность! Мне, правда, не очень пришлась по вкусу новая показательная программа "Сумерки", хотя откатала Алена ее блестяще. Однако ее короткая программа ("Ангел") несмотря на помарку на прыжке и замену двойного акселя на более легкий элемент после Бауэра смотрелась все равно замечательно. Алена пока могла бы и вообще все прыжки из программы исключить, чтобы не рисковать лишний раз - ее катание и без прыжков прекрасно.
Во-вторых, Аня Щербакова была, бесспорно, одной из главных звезд вечера. Как я уже отметил, блистательная КП в первом отделении, затем очень убедительная "показалка" во втором, да еще и 4Lz в самом конце шоу (жаль, что его "прошляпил" оператор 1-го канала, но, надеюсь, кто-нибудь выложит из присутствовавших). От всей души хочется поздравить с ТАКИМ катанием!
В-третьих, конечно же, Алина! Тут многие напишут (уже предвкушаю!), что Алина - это всегда "во-первых", а не "в-третьих". :)) Друзья, конечно! Поэтому сделаю оговорку, что последовательность перечисления здесь случайная и никак не отражает степени важности. Так вот, вернемся к Алине. Все прыжки в "Дон Кихоте" - во второй половине программы, после сложной хореографии в первой. СНОВА это ностальгическое чувство! Мы не видели этого живьем целый год. Да, разумеется, средняя часть с каскадами изъята (все же это - шоу), но "парад прыжков" из финала программы она показала весьма разнообразный - ровно как в "классическом" варианте ее Дон Кихота: 3Lz, 3S, 3F, 2A. Напомним, что на Олимпиаде Алина "прицепила" в финальной части к 3Lz еще и тройной Риттбергер, чтобы исполнить свой знаменитый "авторский" каскад, поскольку она не сделала его тогда после первого 3Lz и имела серьезный риск не выиграть, если бы не сумела "вырвать" этот каскад в самом конце. Но это был "план Б", а не "классика". Сейчас же, на шоу, Алина показала нам изначально задуманную версию концовки.
В-четвертых, феноменальный Даниил Самсонов. Здесь (как и в случае с Аней Щербаковой) мне как зрителю снова мешала светомузыка в первом отделении. ТАКУЮ программу хочется смотреть очень внимательно на хорошем ровном свету, чтобы не упустить ни одного нюанса. Блеск!
В-пятых, очень здорово и трогательно (как, впрочем, и всегда) смотрелись младшие парни: Николай Колесников и Арсений Федотов. Ну а Соня Акатьева за этот сезон очень повзрослела. Прибавила в скольжении, в прыжках, в уверенности. Программу свою откатала изумительно! Да еще и триксель в самом конце шоу все-таки зашарашила. Круть!
В-шестых, Камила Валиева... без комментариев. Программа гениальная. Камила исполняет ее восхитительно. Это действительно "благословение" (как написала внучка Пикассо) видеть ее катание!
В-седьмых, очень хочется отдельно отметить Диану Дэвис с Глебом Смолкиным. Ни малейшего намека на ощущение, что они здесь, в этом шоу, благодаря тому, что Диана - дочь Этери Тутберидзе. Настолько классное катание показали, настолько безоговорочно соответствовали они по уровню самым сильным участникам этого шоу, что можно смело поздравить эту пару с прекрасным номером, ставшим, несомненно, настоящим украшением вечера. Браво!
В-восьмых, каким же редчайшим и неподдельным благородством пропитано катание ЭлизабетТурсынбаевой! Вот, что значит, осознавать себя, осознавать, что ты делаешь и зачем, осознавать ответственность за свой дар и чувствовать обязанность нести этот свет в мир.
В-девятых, когда Саша Трусова улыбается, она улыбается будто бы сразу всей бескрайней Вселенной. Такой открытой и всепобеждающей улыбки давно мы ни у кого не видели. Не зря ее сравнивают с Юрием Гагариным. И не только потому, что они оба первыми оказались в космосе (он - в буквальном смысле, она - в "фигурнокатательном"), а еще и, возможно, потому, что их объединяет ценнейший дар - согревать нас обезоруживающей щедростью, бескорыстием и безоглядностью своей Улыбки. Про Сашины инопланетные квады просто молчу, поскольку вы и сами про них всё знаете!)))
Одним словом, Этери Георгиевна - феномен, конечно же, беспрецедентный и неописуемый. Но я вспоминаю выставку в Пушкинском музее, которая была несколько лет назад, где собрали вместе работы нескольких величайших мастеров - даже Леонардо да Винчи. Однако эти картины, хотя и созданные гениями, все же никак не хотели друг с другом гармонировать на одной выставке, и как-то немного "перекрывали" восприятие друг друга. Вероятно, это происходило из-за недостаточно точного развеса и недостаточно продуманной общей организации выставочного пространства. Нечто подобное, по-моему, немного ощущалось, к сожалению, и на этом шоу. Но, разумеется, не великие программы ЭТ тому были причиной, и не их талантливейшие, уникальные и столь полюбившиеся нам исполнители. Вероятно, сам жанр шоу требует отдельного более глубокого продумывания и большего времени на подготовку. Хотя, на мой совершенно непросвещенный взгляд, если бы (1) просто дали на все реальные КП (взятые с соревнований) полное качественное освещение (а со "светомузыкой" делали бы только связки между основными номерами и номера-"показалки"), (2) комментарии к номерам давал не ведущий на пару с Даниилом, а сама ЭГ лично (с кратким рассказом об истории их создания), и (3) чуть более выраженная художественная логика была бы продумана и проявлена в последовательности номеров, то ровно то же самое могло бы восприниматься намного более целостно и органично.
Но, как говорится, критиковать каждый может - а ты попробуй сделать. Так что завершить этот пост хочется, на самом деле, словами огромной благодарности Этери Георгиевне, ТШ и, конечно же, всем участникам, вышедшим на лед, за то, что они есть, и что они нам столько радости и тепла дарят своим запредельным талантом, помноженным на титанический труд и терпение. СПАСИБО ВАМ!
P.S.: удачи и гладкого льда всем исполнителям на показе в воскресенье, 21 апреля!
Ну а всем выступавшим ребятам большущее спасибо!