17 мин.

Прыжок в музыку -- что это такое?

A new and revised English version of this post was published on my website here.

 

Одним из шести пунктов, обеспечивающих получение лишнего плюса в ГОЕ (grade of execution) на прыжках является попадание «в музыку». Но что это такое — прыжок «в музыку»? Каким образом этот элемент может быть обыгран музыкальным сопровождением? Как прыгнуть так, чтобы музыка подчеркнула красоту прыжка или даже, быть может, сгладила некоторые его слабости? Обо всем этом — кратко, но с большим количеством примеров — в данном посте.

Но перед этим — пара важных замечаний. Во-первых, сразу оговорюсь, что постоянные читатели этого блога узнают в большинстве примеров те программы, которые я уже разбирал в предыдущих постах. Поскольку объять необъятное (то есть посмотреть все программы всех лет, доступные сейчас в интернете) совершенно невозможно, я сконцентрировался главным образом на том, что мне самому ближе и лучше знакомо. Посему примеры в основном будут ориентированы на мой личный вкус. При этом я всячески поддерживаю любые обсуждения моих примеров и ваши дополнения и новые примеры в комментариях — добро пожаловать, но только с конструктивными комментариями.

Вследствие этого — второе важное замечание. Я постарался подойти к выбору примеров безо всяких фанатских и хейтерских настроений. Просто смотрел программы, «слушал» прыжки и, если мне что-то нравилось, выбирал это для показа. Здесь много любимых мною фигуристов, но немало и тех, к кому я отношусь прохладно. И даже есть те, к кому я совсем холоден. В оценке музыкальности прыжков нет места моим личным предпочтениям. Если в моих примерах вы не нашли своих любимых фигуристов, это не означает, что они не умеют музыкально прыгать — вполне возможно, что примеров просто было столько, что все не поместились в пост. Или я просто что-то пропустил. Но и наоборот: если здесь кто-то есть, это еще не означает, что этот кто-то прыгает музыкально всегда. Быть может, нет. Вы удивитесь, но бывает даже так, что прыжок получился музыкальным во многом по стечению обстоятельств. Такие примеры тоже будут. Так что большая просьба: не делайте глобальных выводов на основе увиденного.

Помимо собственного визуального опыта, я полагался в поиске примеров и на помощь некоторых пользователей, которым я теперь с удовольствием выражаю свою благодарность: это opty, incredu, Tsuioku Hen, Андрей Люкин, razor3k, KARINA G. (FSK) и chuanhua. Спасибо большое за ваши советы и рекомендации!

Ну вот теперь, пожалуй, приступим. Поехали — или, точнее, попрыгали!

 

1. Прыжок в кульминации

Прыжок в фигурном катании — элемент наиболее динамичный и яркий, так что самым естественным «ареалом обитания» для него является кульминационная зона. Особенно это характерно для тех фигуристов, у которых в арсенале есть какой-нибудь коронный «большой» прыжок, стоящий чаще всего в начале программы. Что происходит в этом случае? Напряженная подготовка кульминации, подход к ней, затем небольшая остановка (своеобразное затишье перед бурей) и… приземление ровно на громогласный аккорд, возвещающий начало кульминационного раздела.

Если между подходом к кульминации и самой кульминацией есть некоторый «люфт», небольшая пауза, то от фигуриста требуется очень хорошее слышание музыкального материала во время проката, иначе велик риск слегка промахнуться мимо и смазать впечатление.

То, что Юзуру Ханю слышит музыку идеально, ни для кого не секрет. Его четверной тулуп из «Призрака оперы» попадает в кульминационный аккорд просто идеально.

У Бояна похожим образом обыгран его фирменный четверной лутц. Тут Лори Николь очень хорошо постаралась. Боян чуть-чуть недослушал музыку на заходе, из-за чего прыжок был приземлен немного раньше задуманного, но впечатление все равно сильное:

Такие музыкальные средства для яркой «подачи» прыжка используют и наши юниорки. У Саши Трусовой и Алены Косторной одинаково ярко обыгрываются каскады 3-3: у Трусовой в короткой программе,

у Косторной — в произвольной.

Нечто похожее происходит и в генеральной кульминации произвольной программы недавней победительницы чемпионата Японии Каори Сакамото — кульминация начинается с хореографической дорожки (серии спиралей), которая незаметно перетекает в заключительный прыжок всей программы. Ровно на вершину динамического развития:

 

2. Прыжок на мелодической вершине

В последних двух примерах кульминация совпадает с мелодической вершиной всего номера, так что формально эти прыжки вполне можно отнести и в ту категорию, о которой пойдет речь сейчас. Однако мелодическая вершина вполне может существовать и отдельно от громкой кульминации.

Скажем, ставший уже легендой приземленный четверной лутц Михаила Коляды на этапе Гран-при в Китае «кульминационным» никак не назовешь. Тем не менее, если внимательно вслушаться в мелодику Моцарта, само отталкивание на прыжке очень точно совпадает с мелодической вершиной фразы, а полет и приземление — с движением мелодии вниз. Прыжок оказывается очень точно «встроен» в музыкальную графику сопровождения.

Еще один пример «некульминационной» вершины — двойной аксель из все той же произвольной программы Каори, мягкое приземление с которого идеально согласовано с вершиной всей фразы. До кульминации еще далеко.

На вершину нередко приземляются и парницы. Великолепный пример — выброс из Олимпийской программы 2010го года китайского дуэта Пан-Тун. Программы, принесшей им серебряную медаль ОИ.

Ну и, наконец, я никак не могу пройти мимо пары примеров из программы японского фигуриста Шомы Уно, молва о музыкальности катания которого давно уже ушла «в народ». В первой версии «Турандот» (2015-16 года) одна из мелодических вершин арии «Nessun dorma» подчеркивалась важнейшим прыжковым элементом программы — вторым четверным тулупом.

Самый, пожалуй, красивый пример подобного взаимодействия музыки и прыжка — тройной аксель из короткой программы 2016-17 года («Леди в лавандовом»). Момент полета подчеркивается восходящим движением мелодии, а приземление — ее вершиной. Эта красота определенно не осталась незамеченной комментаторами.

 

3. Прыжок «в акцент»

Это словосочетание приходится слышать постоянно. Собственно, когда говорят о прыжке «в музыку», обычно подразумевают именно это. Хотя в музыковедческой реальности такое словосочетание не вызывает ничего, кроме легкого недоумения. Строго говоря, под прыжком «в акцент» подразумевается не что иное, как прыжок на сильную долю такта. То есть, иначе говоря, на первую долю. Но первая доля — это еще не обязательно акцент. А акцент — еще не обязательно первая доля. Впрочем, оставим эти тонкости. Лучше посмотрим примеры.

Тут совсем нельзя пройти мимо Олимпийского «Дон-Кихота» Алины Загитовой, вся вторая половина которого просто изобиловала как раз такими прыжками, что создавало эффект постепенного нарастания напряжения. Любопытно, что первый пример в видео ниже (их там два) получился таким во многом случайно: каскад 3Lz-3Lo планировался в самом начале программы, однако его пришлось переставлять во вторую половину. И получилось просто прекрасно.

Оба прыжка, к слову, вполне вписываются и в пункт №5, о котором будет сказано ниже.

Юзуру Ханю прыгает «в акцент» практически всегда и везде. «Пустых» прыжков у него нет. В короткой программе этого сезона («Отонал») первые два прыжковых элемента попадают в акцент очень точно. Обратите внимание, однако, что «акцент» здесь попадает не на приземление фигуриста, а на момент отталкивания. Это немаловажная деталь. Прыжки в любом случае «звучат» очень музыкально, но при этом начинать прыжок в акцент даже в чем-то удобнее.

«Акцент» совершенно не обязательно подразумевает громкий удар — это вполне может совпадать с очень тихим моментом композиции. В победном прокате Аделины Сотниковой на ОИ в Сочи, например, один из каскадов был сделан с приземлением обоих прыжков на сильную долю такта. При этом оба акцента очень тихие. А вместе все выглядит очень тонко и красиво:

Парницы тоже подчас не прочь приземлиться в акцент, что недавно продемонстрировала специалист по Гончарову и Толстому Александра Бойкова. Без помощи ее партнера Дмитрия Козловского такой точности добиться бы, конечно, не удалось, так что отмечаем обоих. И постановщика. И Тамару Николаевну заодно.

 

4. Тембровый акцент

Встречается нечасто, но выглядит всегда интересно — прыжок может подчеркиваться не динамически и даже не мелодически, а скорее каким-нибудь необычным тембровым решением. Скажем, ударом барабана.

В одной из программ Такахико Козуки, скажем, полет на тройном акселе был подчеркнут новым гитарным «саундом». Тут даже и в акцент прыгать не надо — прыжок «зазвучит» и без этого.

Сюда же я бы поместил один из своих любимых примеров — тройной аксель Шомы Уно из его произвольной программы Loco времен 2016-17 года, причем именно в версии финала Гран-при 2016го года. Вообще говоря, этот прыжок на бумаге стоял в каскаде с тройным тулупом, но поскольку выезд с акселя идеальным не получился, тулуп Шома делать не стал. И правильно сделал — иначе не было бы такого точного попадания на заключительный «удар» первой части программы.

 

5. Прыжок в конце фразы/построения

Последний пример, опять же, пограничный — тут, с одной стороны, эффектное тембровое решение (обыграть саму графику прыжка нисходящим глиссандо струнных, а приземление с прыжка — стуком ударных), а с другой — совпадение прыжка с окончанием музыкальной мысли. «Приспособление» прыжковых элементов под музыкальную структуру требует уже не просто слышания того, где «громко» или где «акцент», а более тонкого понимания музыкальной мысли и границ ее построений. В чем привлекательность такого решения? Прежде всего, в аналогии между приземлением с прыжка и, выражаясь немного метафорически, «приземлением» музыкальной мысли в ее заключительном (а науке называемом «каденционном») построении. «Каденция», к слову, происходит от латинского слова «caedere», что означает в том числе и «падать». Для фигуриста, конечно, падать совсем не обязательно — лучше стоять на ногах крепко. Но аналогия, надеюсь, понятна.

Примеров тут огромное количество. Возьмем, например, японский тройной аксель, которым в свое время пугала своих соперниц Мао Асада, а теперь грозит всем Рика Кихира. Обе прыгали свой коронный аксель (по крайней мере, в КП) на завершающий оборот музыкального построения. Для удобства аксели Мао и Рики склеены вместе:

У Евгении Медведевой жутко громкое окончание целого построения в ее победной «Жутко громко и запредельно близко» обыгрывалось прыжком:

Очень эффектно использовали такое положение прыжка и мужчины. В «Балладе №1» Шопена/Баттла/Ханю четверной сальхов попадал сразу и на сильную долю, и на мелодическую вершину (почти), и на заключительный оборот музыкального построения. Сразу три в одном.

В изумительно сделанной «Элегии» Рахманинова/Баттла/Чана Патрик делает свой нелюбимый тройной аксель точно на завершение музыкальной фразы. Сделал, да еще как!

В трогательной короткой программе Каролины Костнер «Ne me quitte pas» на окончание фразы был поставлен аж целый каскад:

Парники тоже с удовольствием пользуются таким приемом. Бойкова с Козловским делают оба прыжковых элемента своего «Щелкунчика» в окончание фраз, причем и сами фразы практически идентичны.

Китайская пара Суй-Хань прыгала параллельный тройной тулуп в своей «испанской» короткой программе 2016-17 года тоже точно на окончание построения. Выглядит и звучит очень красиво.

 

6. Прыжок и текст

Возможность использовать вокал у одиночников появилась не так давно, так что, наверное, не все хореографы еще осознали прелесть нововведения. Теперь прыжок в программе можно подстраивать не только под развитие музыкального сопровождения, но и под отдельные ключевые слова и образы текста. Примеров тут пока не так много, да и найти их сложнее — приходится внимательно вчитываться в тексты и искать там скрытые смыслы. Давайте поищем.

В сезоне 2016-17 Юзуру (да, в поисках таких нетривиальных решений снова приходится обращаться за помощью к японскому колдуну) катал программу под песню «Let’s go crazy» Принца. И вот там-то свой самый коронный прыжок, тройной аксель, Юзу сделал не абы где, а под такой вот текст:

 

Are we gonna let the elevator

Bring us down?

//

Позволим ли мы лифту

спустить нас вниз?

 

И ровно под ‘brings us down’ Юзу «спускает вниз» свой тройной аксель. В смысле, приземляет. Прыжок становится частью хореографии, отражающей содержание текста.

В программе Шомы Loco, которая уже «звучала» в данном посте, обращение с текстои тоже довольно смелое. В двух случаях прыжки Шомы совпадают с появлением в тексте второй части программы ключевых глаголов «saltare» (я прыгну) и «vola» (лети!):

 

Loco! Loco! Loco!

Como un acrobata demente saltare… 

//

Я безумен, безумен, безумен!

Как помешанный акробат, я прыгну…

 

Vola conmigo ya! Veni, vola, veni!

//

Лети теперь со мной! Приди, лети, приди!

 

В начале короткой программы Каори Сакамото тоже звучат и мотивы полета, и мотивы дарованных ей крыльев. Хореографически все это подчеркивает начальный каскад флип-тулуп.

 

From my first moment you gave me wings,

Let me fly, let me sleep in my dreams

//

С самого начала ты дал мне крылья,

Позволь мне лететь, позволь мне заснуть в своих снах

 

Каори, правда, прыгает уже скорее на «сне», но мотивы полета и крыльев, как мне кажется, не просто так предшествуют этому каскаду.

Ну и последний пример, мимо которого я никак не мог пройти, хотя никаких полетов и прыжков там в тексте нет — это произвольная программа корейского фигуриста Чжун-Хван Ча. Это ставшая уже нарицательной «ДЖУЛЬЕЕЕЕЕЕЕЕТ!!!!» в кульминации программы, которая быстро трансформировалась у поклонников таланта Ча в «ДЖУНльеееееееет!!!». Тут текст вроде бы и не при чем, но, с другой стороны, без текста не получилось бы такой запоминающейся кульминации. Тоже подчеркиваемой прыжком.

 

7. Прыжок в неизвестность

Мой обзор начался с прыжков на кульминации, так что логично закончить чем-нибудь совсем иным. Например, прыжками … в пустоту.

Казалось бы, прыжок «в паузу», «в тишину» — какая непозволительная трата динамического потенциала этого элемента! Но и в этом есть свой смысл и своя красота, если это делается грамотно и с учетом музыкального развития номера. Можно сравнить такие прыжки с цирковым трюком, который готовится напряженным нарастанием звучания и ударами барабана…. а делается в полной тишине, под напряженное ожидание зала. Смертельно опасный трюк, и оттого проходящий в полной тишине. В этой тишине, однако, скрывается огромный динамической потенциал.

Подобные примеры нередко возникают в каденционных фразах (смотри пункт 5 выше), когда музыкальное развитие идет на спад. Ниже — отличный пример из старого, но такого привычного и любимого, «Чаплина» Хавьера Фернандеса. Посмотрите, как музыкально обыгран заход на прыжок, как сам прыжок попадает точно на тихое окончание фразы и как даже немного неловкое приземление со второго прыжка в каскаде точно соответствует характеру главного героя. Случайность, конечно, но как она точно «попала» в характер программы!

Прыжок в тишине и приземление точно на тихий «акцент» мелодической фразы (но не сильную долю!) в «Лунном свете» Дебюсси — от Рики Кихиры.

Окончание построения почти в полной тишине — и четверной тулуп Юзуру Ханю в рекордном прокате Hope & Legacy в Хельсинки:

Наконец, каскад, рождающийся из предельно напряженной, наэлектризованной, олимпийской атмосферы во время проката Eye Миямото/Такахаши:

 

Примеры можно умножать до бесконечности, но и перечисленного достаточно для того, чтобы оценить, сколь велик музыкальный потенциал данного элемента, и сколько возможностей есть у современных хореографов для красивой и эффектной подачи прыжка. Ведь, в конце концов, дело не в лишнем плюсике ГОЕ (хотя и они лишними не бывают) — красивые прыжки позволяют соединить движение и музыку в единое целое, позволяют фигуристу не выпадать из программы даже во время исполнения самых сложных элементов. А значит, позволяют рассказать историю, привлечь внимание зрителя, поразить его красотой фигурного катания.

И прыгнуть в самое сердце.