6 мин.

Этери Тутберидзе. Миф о «тренере для юниоров»

После нашумевшего ухода Евгении Медведевой из группы Этери Тутберидзе всё чаще стали появляться различные высказывания о том, что Этери Георгиевна очень хорошо работает с детьми и юниорами, но ко "взрослым" фигуристам и фигуристкам требуется "иной подход". Последовавшие за уходом Евгении еще два расставания (с Полиной Цурской и с Дарьей Паненковой) дали всем желающим дополнительный импульс к подобным разговорам, поскольку появилась возможность сделать обобщение о якобы "наметившемся тренде". Стали даже вбрасываться суждения о вероятных, так сказать, причинах происходящего, в качестве которых, как правило, любят называть "авторитарный характер" тренера, проявляющийся в "диктаторском отношении" к ее подопечным, в ограничении их "творческих свобод", в отсутствии готовности считаться с мнением "сформировавшейся личности" повзрослевшего спортсмена. Так и формируется в общественном сознании мифологический образ. Но насколько такой образ соответствует реальному положению вещей? Не содержит ли он в себе преднамеренной или непреднамеренной манипуляции? 

Для начала давайте вспомним, что в своё время Саша Коэн в возрасте 17-ти лет ушла от Джона Никса, а, скажем, Кристина Гао и Элизабет Турсынбаева ушли от Брайана Орсера в 18 лет. Можно привести несметное множество таких примеров, когда совсем еще молодые девушки по разным причинам уходили от признанных патриархов ФК, прозанимавшись с ними до этого несколько лет. Однако никто в тех случаях не спешил связывать данные уходы с неспособностью наставника найти подход к взрослеющему спортсмену. И уж, тем более, никто не спешил приклеивать к тем, от кого уходили, ярлык "юниорский тренер". Очевидно, по двум причинам: (1) данные фигуристки занимались у этих тренеров не с детства, а перешли к ним в 13-15 лет от других менее известных специалистов, (2) у этих тренеров оставались другие ученики старше 16 лет. 

А теперь давайте признаем, что второй критерий у Этери Тутберидзе выполняется даже несмотря на недавний "исход" трёх взрослых фигуристок (а уж до этого выполнялся тем паче): сейчас в ее группе тренируются и Алина Загитова (16 лет), и Лиза Турсынбаева (18 лет), и Морис Квителашвили (23 года). Получается, что главная "проблема" - в первом критерии: Этери Георгиевна "виновата" в том, что выращивает своих учеников с раннего возраста, а не берет готовых 16-летних мастеров от других тренеров (ведь и Турсынбаева - это come-back, а не переманивание готового спортсмена). Но, друзья, вдумаемся на секунду - а это, правда, проблема? Или это, скорее, колоссальное преимущество, которое позволяет говорить в данном случае о настоящей Школе, а не о временных "курсах повышения квалификации"?  

Теперь хотелось бы взглянуть на ситуацию с другого угла: давайте зададимся вопросом, какое место сегодня объективно занимает Этери Тутберидзе во взрослом женском ФК в России. 

Во-первых, посмотрим на очень простой и понятный показатель - число победителей из России на Главных международных стартах в женском одиночном катании среди взрослых (ОИ в олимпийские годы и ЧМ в остальные годы) за прошедшие 5 лет (т.е. начиная с 2014 года). Статистика следующая (и это, конечно, ни для кого не секрет). Всего за этот период было одержано 6 побед, 4 из которых - подопечными Этери Георгиевны (66%) и по одной - подопечными Мишина и Буяновой (по 17%): 

Главный международный стартПобедительТренер

ОИ 2014 в командном турнире          Липницкая        Тутберидзе

ОИ 2014 в индивидуальном зачете   Сотникова        Буянова

ЧМ 2015                                               Туктамышева   Мишин

ЧМ 2016                                               Медведева       Тутберидзе

ЧМ 2017                                               Медведева       Тутберидзе  

ОИ 2018 в индивидуальном зачете   Загитова           Тутберидзе

Во-вторых, посмотрим теперь на более сложный и менее тривиальный показатель, требующий некоторых незначительных расчетов. Возьмем официальный рейтинг ISU в женском одиночном катании, выберем оттуда только российских и только взрослых фигуристок, входящих в мировой топ-50. К сожалению, при этом из данного списка придется пока исключить Александру Трусову (№29) и Алёну Косторную (№32), поскольку они еще не допущены по возрастным ограничениям на международные старты среди взрослых в текущем сезоне.

Рейтинг / Фигурист Баллы

1. Загитова - 4470

2. Медведева - 4174

6. Сотскова - 3448

14. Константинова - 2617

15. Туктамышева - 2574

30. Самодурова - 1655

34. Саханович - 1551

38. Радионова - 1469

42. Погорилая - 1433

44. Цурская - 1375

45. Леонова - 1355

Затем посмотрим, у какого тренера в каком сезоне (из последних трех) каждая из фигуристок данного списка тренировалась. Затем суммируем баллы уже не в разбивке по фигуристкам (как в исходном рейтинге ISU), а в разбивке по их тренерам с учетом соответствующих сезонов, и посмотрим на итоговый результат:

Рейтинг / Тренер / Баллы / Ученики и сезоны

1. Тутберидзе - 8743 - Загитова (все), Медведева (2016-18), Цурская (2016-18)

2. Буянова - 4804 - Сотскова (все), Радионова (2017-18), Цурская (2018-19)

3. Мишин - 4229 - Туктамышева (все), Самодурова (все)

4. Чеботарева - 2617 - Константинова (все)

5. Царева - 1433 - Погорилая (все)

6. Рукавицын - 1355 - Леонова (все)

7. Орсер - 779 - Медведева (2018-19)

8. Плющенко - 692 - Саханович (2017-18)

9. Гончаренко - 610 - Радионова (2016-17)

10. Туренко - 474 - Саханович (2018-19)

11. Писаренко - 385 - Саханович (2016-17)

Цифры в комментариях не нуждаются.

В заключение вернемся ненадолго к тезису об "авторитарном" характере Этери Тутберидзе и об "ущемлении творческих свобод" ее учеников. Во-первых, как говорил наш гениальный соотечественник, великий театральный режиссёр, Георгий Товстоногов: "Театр - это добровольная диктатура". Практически все величайшие мастера в сфере исполнительского искусства (в балете, в симфоническом дирижировании, в театральной или кинематографической режиссуре и т.д.), добивавшиеся настоящего художественного результата, были действительно в значительной мере диктаторами. Достаточно вспомнить Караяна, Тосканини, Григоровича, Любимова, Ноймайера или Петипа. Таковы законы настоящего искусства вне зависимости от того, хотим мы это признавать или нет. 

Во-вторых, важно особо отметить, что, парадоксальным образом, при наличии твердой творческой воли Э.Г.Т., дающей жизнь невыразимо прекрасным программам, которыми мы наслаждаемся, глядя на блистательные выступления лучших её воспитанниц, метод её работы в то же самое время основан на предоставлении огромной свободы самоопределения и выбора своим ученикам. Многие из них (Алина Загитова, Алёна Косторная, Саша Трусова и др.) в один голос говорят в своих интервью о том, что на тренировках Этери Георгиевна никого ничего не заставляет делать. Хочешь - работай, не хочешь - дело твое. Это надо ТЕБЕ, а не кому-то другому. Из-за этого и произошел, возможно, тот самый случай, ставший уже легендарным анекдотом, когда Алину Загитову выгоняли из группы несколько лет назад за "безделье". Алина сама со смехом рассказывала об этом в одном из интервью в прошлом сезоне. Этери Георгиевна "лишь" предоставляет возможности, открывает двери в другие миры, прокладывает пути, направляет и поддерживает... а выбирать и затем несгибаемо идти по этим дорогам - уже исключительно задача самого ученика. И чем осознаннее он или она к своей задаче подходит, тем выше шансы на прекрасный результат. 

И, наконец, в-третьих, важнейшим компонентом успеха (по признанию самой Этери Георгиевны, прямо или косвенно прозвучавшему в нескольких её интервью) является ВЕРА ученика в наставника, в выбранную цель, в избранный путь. И вот здесь-то, возможно, и просачивается вновь, уже на следующем витке, та самая дискуссия про разницу в восприятии у "взрослых" и у "детей": способны ли взрослые на такую незамутнённую веру? Можно ли ее от них требовать? С другой стороны, разве вера эта не является жизненно необходимой и для взрослых актеров в отношении своего режиссера, и для взрослых оркестрантов в отношении своего дирижера?.. Иначе, ведь, ничего не получится. Вернее, получится - банальное и тупое ремесленничество, но никак не высшее творческое горение. Критическое мышление современного "взрослого" обывателя, увы, разрушает сами основы великого таинства подлинного Творчества. Поэтому, как бы это пафосно сейчас ни прозвучало, но невольно вспоминаются слова Спасителя: "Если не умалитесь, и не будете как дети, то не войдёте в Царствие Божие". Вера - гениальный и непостижимый двигатель, способный преодолевать непреодолимые разрывы, творить чудеса, делать невозможное возможным. И Этери Тутберидзе, судя по всему, наредкость хорошо ЗНАЕТ эту великую тайну, и не на словах, а на деле. И ее изумительные ученики - ярчайшее тому свидетельство!