Skate Canada: хроники бессонных североамериканских ночей
В который раз убеждаюсь, что ночные трансляции - зло. В те несколько часов между короткими программами мужчин и женщин снилось, что Медведева пришла к Дудю. Отвечала на вопросы "Три лучших постановщика России прямо сейчас?", "Оказавшись перед Тутберидзе, что ты ей скажешь?", "Орсер - красавчик?" и, конечно, "Сколько ты зарабатываешь и кто платит за тренировки в Канаде?" Юрий, если вы это читаете (нет), не упускайте шанс взорвать sports.ru.
С женщин и начнем - к черту законы композиции и расписание соревнований.
«Сейчас японка всех сделает» (с) Елизавета Туктамышева
Лиза там, вроде бы, футбольных букмекеров рекламирует, а могла бы сама неплохие деньги на ставках в фигурном катании поднимать. Выиграла этап сама – получила деньги от ИСУ, выиграла соперница – забрала утешительный приз в конторе. Мако Ямашита увлеченно сигала свои 3-3-2, 3-3 и прочие двойные аксели и только до золота чуть-чуть недопрыгнула. Жду не дождусь этапа в Москве, чтобы посмотреть на это новое чудо японской сборки вживую, в здравом уме (мой ум в пять утра сложно к таким отнести), твердой памяти и своими, а не операторскими глазами.
Мэрайя Белл – мое эстетическое удовольствие этапа. Красивые платья, элегантные программы, почти чистые прокаты. Звенит как колокольчик под стать фамилии.
Даша Паненкова постепенно отталкивается от того дна, где она обитала в начале сезона, и даже тихой сапой набрала третью технику в произвольной программе. И последние компоненты. Даже у не прыгнувшей чисто практически ни одного элемента, прости Господи, Алисии Пино оказалось чуть больше.
Вакаба Хигучи – грусть этапа. После короткой программы казалось, что здоровье японки налаживается, но потом она торжественно открыла произвольную бабочкой, недокрутила прыжки в двух каскадах и заполировала сорванным риттбергером. Кажется, в японской табели о рангах Вакаба все дальше отделяется от той группы, которая претендует на главные старты.
Сложно писать что-то про Лизу Туктамышеву после ее выступления с показательным номером, который затмил все соревновательные впечатления, но попробую. Задача: оценить тройной аксель Елизаветы, который вызывал бурные дискуссии до того, как фигуристка дала новый инфоповод, ибо во время ультра-си элемента как во время кантилевера не разденешься. Итак, дано:
- «фигуристка из другой эпохи» (с) Мишин – одна штука
- чисто выполненный тройной аксель в короткой программе – одна штука
- ГОЭ за элемент от -1 (Италия и Испания) до 4 (Канада. В комментарии приглашаются адепты секты «канадские судьи засуживают всех российских фигуристок ради одной-единственной». Хотя нет, не приглашаются, общайтесь друг с другом).
- правила оценивания прыжков в соответствии с Коммюнике ИСУ №2168.
Итак, идеальный прыжок в новом сезоне обладает следующими характеристками: очень хорошие высота и длина (как один критерий), хороший отрыв и приземление, выполнение без видимых усилий, неожиданный или необычный заход на элемент, очень хорошее положение тела в воздухе и соответствие элемента музыке. Без первых трех фич не будет +4 и +5, на +3 и +2 достаточно трёх или двух пунктов соответственно.
Пойдем методом исключения. Заход на элемент является настолько неожиданным, насколько 300+ комментариев под новостями о Медведевой, то есть нисколько. Понятно, что тройной аксель в принципе редкий для женского одиночного прыжок, и само по себе его явление в программе является чем-то необыкновенным. Но на то он и стоит в два с лишним раза больше, чем дупель. Соответствие элемента музыке – сомнительно. Прыжок делается не в акцент, фоновое сопровождение к нему можно подставить любое.
Очень хорошее положение тела в воздухе – почему нет? Плотная группировка, четкая ось, никаких героических спасений прыжка из невообразимых положений (привет, Хави!). С отрывом и приземлением также не вижу проблем. Выполнение без видимых усилий – тут сложно. С одной стороны, фигуристка довольно долго заходит на прыжок, с другой, мы уже наказали ее за это, отняв ГОЭ за неожиданность. В принципе сам по себе аксель смотрится легко, так что не вижу смысла проявлять излишнюю щепетильность. Наконец, высота и длина. К высоте вопросов нет, с длиной есть проблемы – Лиза прыгает скорее просто вверх, чем вверх и вдаль. Хотя пролетные аксели и у мужчин не слишком часто встречаются: сравним этот элемент, допустим, у Юдзуру Ханю и Брендона Керри.
Итого 3 критерия Лизе вполне можно засчитать, а если признаем, что высота и длина были очень хорошими, то можно ставить и +4.
Но есть один нюанс: за длинную подготовку к прыжку ГОЭ снижается на -2 или -3 пункта. Очевидно, что те судьи, которая самым скромным образом оценили прыжок, сочли, что он подпадает именно под это правило.
Для полноты картины взглянем на то, как оценили триксель Рики Кихиры на турнире в Словакии.
Рика заходит на прыжок быстрее Лизы, хотя, как и она, не делает никаких усложнений на заходе. Соответствие музыке довольно условно, это скорее про первый аксель Кихиры, который идет в каскаде, но, в принципе, можно засчитать. Высота и длина достаточны для того, чтобы скрутить аксель, но явно не для повышения ГОЭ. С положением в воздухе проблем нет - тут плюс. Безусильность, хорошие отрыв и приземление - также про это исполнение. Итого соблюдены 4 критерия, но поскольку нет обязательных для оценки +4 очень хороших высоты и длины, ставим честные +3.
Кажется, я только что написала вордовскую страницу об одном элементе.
Ну что сказать тебе про Сахалин? Медведеву?
Почему-то хорошо представляю себе баннер «ШОК! Медведева вернулась к…», открываешь – а там про старые лезвия, прическу и фасон платья. А лучше бы вернулась…нет, не к той, о ком все подумали, а к старому набору элементов в короткой программе. Контент с каскадом последним элементом – всегда большой риск. Женя вылетела на флип так, что докрутить его и прицепить потом хотя бы двойной тулуп не было никакой физической возможности. По-хорошему стандартный набор всей ее взрослой карьеры – наиболее оптимальный вариант, но последним прыгать с учетом новых правил нужно будет не аксель, а риттбергер, в лотерею с лутцем можно поиграть в произвольной программе. За этот свой самый проблемный прыжок Медведева получила на канадском этапе Гран-При 6,15; на «Осенней Классике» - 6,02 в короткой, 6,49 – в произвольной. Лутц с поставленным неверным ребром в Лавале стоил 3,86 – копейки. Что касается риттбергера, то на официальных стартах оба были в недокрут, но это скорее следствие того, что элемент стоит в конце программы, а оптимальные кондиции пока не набраны (по крайней мере, уверенные ритты на тренировках и каскады с этим прыжком говорят об этом).
Платью в короткой программе отказать, платье для произвольной, как ни странно, идет самой Жене, хотя отдельно от нее выглядит довольно странно. Этап Гран-При во Франции нужно выигрывать. Кажется, есть риск того, что к концу соревнований в Гренобле цвет моих волос сравнится с тем, что сейчас у Насти Скопцовой.
***
Короткая программа Бойковой-Козловского спорная – это если мягко сказать. Судя по тому, как Дмитрий предательски зашатался на дорожке, в какой-то момент он и сам это понял. А вот от произвольной я получила искреннее удовольствие: не только от чистоты элементов, но и от того очарования юности, которым она была пропитана, от удовольствия ребят, передававшееся через экран.
Пенг-Джин в короткой, напротив, смотрелись едва ли не интереснее остальных. Штучная постановка, чистые элементы. В произвольной все пошло наперекосяк, и такие итоговые баллы можно объяснить только тем, что другие китайские дуэты на ФГП не претендуют (если вообще на что-то претендуют в этом сезоне с учетом больничного Суй-Хань и непонятного статуса Ю-Джин).
Поднимая в поддержки свою Кирстен Майкл Маринаро уже который год едва ли не крестится и не приносит жертвы святому тулупу, лишь бы всё закончилось хорошо. И все кончается хорошо, партнерша отважно улыбается на вершине, баллы начисляются, зрители отставляют валерьянку и коньяк. В этот раз наподнимал аж на третье место.
Кому реально стоит задуматься, так это Тарасовой-Морозову, которые получили за компоненты в произвольной программе на Skate America на 3,3 балла меньше, чем Джеймс-Сипре в Канаде (в короткой перевес составил 0.05 в пользу россиян). Это при том, что у Жени и Володи добротная постановка, приличные костюмы и прокат в Эверетте был хотя и не выдающимся, но не провальным. Разница по технике на две программы составила и вовсе 14 с лишним баллов, притом что ни одна пара пока не расчехляла свои ультра-си элементы.
Сами постановки у Моргана *меньше нужно пальцем крутить* Сипре и Ванессы *вы с мамой как две сестрички* Джеймс хотя и не сильно отличаются от того, что они обычно катают, мне нравятся. Французы в фигурном катании – удивительные консерваторы (Анисиной на них нет!). То Пападакис-Сизерон четыре года плывут по льду в одном стиле, то Джеймс-Сипре каждый год только музыку к новому комбинезону Ванессы меняют. Это еще Жубер с его непрекращающейся «Матрицей» четыре года как на пенсию вышел.
***
Что может быть лучше чувственного драматичного танго, откатанного на все четвертые уровни? Только сладкий сон в перерыве между мужскими и женскими соревнованиями. Поскольку смотреть весь танцевальный блок в повторе большего желания не возникало (в режиме онлайн хотя бы накал борьбы присутствует, и в протоколы нет соблазна подсмотреть), о танцах скажу очень кратко.
Если долго-долго-долго,
Если долго у Лозонов,
Если долго в Монреале
Танцы всякие катать,
То пожалуй, то конечно,
То наверно-верно-верно
То возможно-можно-можно
Можно первой парой стать!
Это я и про Хаббелл-Донохью и про Смарт-Диас. Серьезно, не рискну поставить на то, что Чок-Бейтс и Уртадо-Халявин смогут их объехать при взаимно чистых прокатах. И пусть из Хаббелл Джульетта, как из Самарина Патрик Чан, а Оливии до Сары как пешком до Мадрида (пешком, потому что она не самая скользящая барышня). Время также не на стороне вторых американцев и испанцев: пока они залечивают травмы, шведская семья под руководством Лозонов стартует так часто, что за начало осени мы с ними практически породнились.
Что же это? Пападакис-Сизерон выступили в Лавале, а никто не заметил? Вирчу-Моир снова вернулись? Костнер перешла в одиночные танцы? Нет, это просто испанский судья очень любит Ван Гога. Или благодарен Канаде за вклад в развитие земляков с именами на буквы О. и А. Нет, танец интересный (хотя не лучший из тех, что катали Гиллес-Пуарье), с необычным сюжетом и креативными поддержками. Но откуда такие компоненты? Здесь должна быть гифка с Пайпер из Кисс-энд-Края после ритм-танца, когда она спрашивает «Что?..» при виде оценок.
Первое, что я увидела о танцах в Лавале, проснувшись, была вот эта фотография Никиты Кацалапова. По ней, собственно, я сразу поняла, что всё хорошо, твиззлы скрутились, дорожки проскользились, поддержки сдюжились. Реальность оказалась еще более впечатляющей: Вика и Никита укатали всех в произвольном. Мне по-прежнему у них больше нравится ритмический. Судьям, кажется, заходит наоборот. Но чем бы арбитр ни тешился, лишь бы ГОЭ и компоненты хорошие ставил. Ребята молодцы, повторить подвиг на следующем этапе в полной мере будет тяжеловато (там Пападакис-Сизерон), но замахиваться на серебро можно и нужно.
***
Короткие программы мужчин в Лавале выглядели так, будто все решили тряхнуть стариной. Даниил Самохин и Нам Нгуен вспомнили, что они чемпионы мира по юниорам, Александр Майоров – что он первый парень на шведской деревне.
Редким исключением стал Джейсон Браун, который в Торонто лишился не только хвоста, но и существенной части своей технической оценки. Если раньше многие его прыжки могли послужить отличной иллюстрацией для моего поста с фишечками на заходах и выездах, то теперь американец все чаще стал совершать марш-бросок до элемента через весь каток и не всегда заканчивать его успешно.
Александр Самарин прислушался к упрекам в отсутствии хореографии в его программах и насытил своего «Величайшего шоумена» вот такими движениями, на всякий случай повторяя их каждые 30 секунд:
Если серьезно, то он, конечно, молодец с учетом травмы, подкосившей его межсезонную подготовку и невыдающейся пластической одаренности. У него свой вид артистизма – артистизм отчаянный. Отчаянно Саша несется на четверной лутц, отчаянно выносит ногу в дорожке шагов, даже немногочисленные связки выполняет отчаянно. Четвертое место обидное, но вроде даже никто не виноват. Не повезло с этапом: в США был бы уверенно вторым.
Джунхван Ча – это такая бомба замедленного действия. Пока он третий на этапе с призрачными шансами выйти в Финал Гран-При, поскольку в Финляндии его ждут Ханю, Коляда и акклиматизация. Но у него в арсенале два квада, каскады с тройным риттбергером и через ойлер, а также явная перспектива роста компонентов (единственный сильный фигурист своей федерации; скользящий; достаточно эмоциональный; можно перепутать с одним японцем по прическе).
В одной социальной сети эпизод «Ла-Ла-Ленда» с исполнением «City of Stars» называется «Райан Гослинг свистит, поёт, потом танцует с черной женщиной, печально уходит, потом играет для Эммы Стоун и поёт с ней». Кажется, именно это название и иллюстрировал своей произвольной программой Нам Нгуен. Вращался, прыгал квады, бегал с руками в карманах, делал победные жесты, улыбался во все 32 судьям и зрителям, и это притом, что у него не было ни Эммы Стоун, ни чернокожей женщины. Воистину не зря ЧМЮ.
Другой канадец Киган Мессинг, который довольно долго был в тени иных земляков, несмотря на весь свой бьющий через край (иногда даже слишком) артистизм, в этом году явно решил быть звездой не только в Кисс-энд-Крае и на показательных и чуть не допрыгался до золота домашнего этапа. Видела, что некоторые сравнивают его с Фернандесом. Не соглашусь: у них разные подача, харизма, энергетика и амплуа. Киган – не мой типаж фигуриста, но он точно многим интересен.
Скажу честно, мне редко заходят прокаты Шомы Уно. То ли из-за низких прыжков, из которых по-настоящему эффектно выглядит только аксель и каскады с ним, то ли из-за небольшой вариативности образов и вообще я не поклонница фигуристов в плюше. Но в этом году обе его программы смотрятся для меня по-настоящему интересно. Это не повод прощать ему те недокруты, на которые закрывают глаза, и отчаянно плюсовать те прыжки, которые другим минусуют. Но с постановочной точки зрения это круто – на мой вкус.
В эти выходные – экватор серии. Говорят, быстро растут чужие дети? Нет, быстро проходят этапы Гран-При. Проносятся. Пролетают. До встречи в Финляндии!
К слову о длинной подготовке, я вообще не видел на практике, чтобы судьи у кого-нибудь вычитали за неё. У Чена, Бояна, у которых она есть на некоторых прыжках, не вычитали никогда. Даже Воронову несколько лет назад за аксель (сейчас у него поприличнее), где была образцовая долгая подготовка, всё равно всегда давали хороший плюс, когда чисто делал, а уж его в наличие грибов сложно заподозрить.
В общем, поставили минусы, потому что совсем обнаглели. Зато кому надо в женском катании любое безобразие над газеткой или докрученное на льду плюсуют как сумасшедшие, не руководствуясь никакими правилами. Женское катание сейчас - самый грязный и коррупционный вид в ФК.
Еще будет забавно, если ТШ Орсера вернется к наработкам Этери (новые платья уже похожи на наряды Рябенко) после стольких заявлений о "кардинальном изменении всего".
За нашу первую пару грустно (в том году казалось, что Джеймс/Сипре им не соперники, а сейчас Женя с Вовой в роли догоняющих).
Появилась тенденция (а, может, она всегда и была?) грести всех под одну гребёнку. "Женское зрелое" не просто набило оскомину, но и завязло в зубах. Есть катание сложное, чистое, красивое, эмоциональное, яркое - и не важно, женское (сексуальное?) оно, атлетичное или трепетно-юношеско-девическое. Какое-то навязчивое проталкивание сексуальности везде и всюду при повсеместной борьбе с сексизмом.
Ну, и что, что некоторые фигуристы (приведённые в статье и др.) "верны себе" по нескольку сезонов, а то и всю карьеру? Они нашли свою "золотую жилу" (не в смысле денег), это не каждому дано. Если игра идёт (оценки судей и любовь зрителей) не стоит её менять. Скажите спасибо, что музыку и комбинезоны меняют), да и изменится ли сумма (смысл, впечатление) от перестановки мест слагаемых? Да простят меня все, и прекрасные Вирчу-Моир в какой-то момент стали однообразны, и даже пары Зуевой, при всех заслугах, новациях и личных индивидуальностях были похожи. "Не меняется" - кмк, это вторая "гребёнка" после "зрелого женского".
Поэтому, не прекращая работать над хореографией, мне кажется, Самарину нужно искать что-то своё, основываясь именно, как Вы замечательно охарактеризовали - "артистизме отчаянном", делая из него свою "фишку". То есть, не как все, а вопреки. В этом есть прекрасный вызов, противопоставление - контраХаню, типа того).
По "трикселю" Лизы: как бы эти двое минусующих судей ни рассматривали её прыжок - он никак не заслужил отрицательных "гое"!
И заход не был чрезмерно долгим, и видимого усилия исполнения тоже не было. Чистейший классический выезд, прекрасная ось прыжка!
А я, глядя на Лунную Шомы, подумала, что если убрать собственно Бетховена, то и смотреть там нечего. А, нет! Очень здорово рубашка украшена стразами - во время вращения действительно Млечный Путь получается)
Несмотря на Шому, спасибо за ваш блог - востину авторский в самом хорошем смысле!