12 мин.

Чемпионат Европы с трибуны: часть вторая. Парные виды и показательные

Да, я выкладываю обзор Чемпионата Европы спустя неделю после окончания соревнований. Если что, своего первого покемона в известной игре я поймала только пару недель назад: скорость реакции, как видите, не моя сильная сторона.

Первую часть отчета об одиночниках можно найти здесь.

В сегодняшней серии: что общего у Пугачевой и российских танцев? Кто стал звездой Гала без раздеваний, сальто и Бритни Спирс? Кто сломал мимимиметр автора и Лукашенко?

Пары

Европейское парное катание, конечно, далеко от расцвета, но и в нем иногда случаются яркие вспышки.

Неплохо откатали короткую Петранович и Соуза-Кордейру, бонусом к ним шел прекрасный Федя за бортиком. Британская Зоуи Джонс, даже занимая последние места, остается памятником жизнелюбию, упорству и преданности своему хобби (а в некоторых аспектах выглядит даже моложе и бойчее своего партнера). Павлюченко-Ходыкин – не моя любимая пара, а их произвольная – солянка, каких поискать, но очень приятно наблюдать дуэт с действительно хорошими взаимоотношениями. Тот самый ритуал, когда Денис говорит Даше долгую напутственную речь, всегда происходил у нашего борта – и можно только позавидовать партнерше, что у нее такой надежный и внимательный партнер. Или партнеру – что у него такая чуткая и понимающая партнерша.

Тарасова и Морозов вернули короткую программу, но, кажется, забыли вернуть одну очень важную вещь – взаимопонимание. Нет, партнеры не обязаны испытывать друг к другу романтические и даже дружеские чувства. Не должны имитировать химию и по умолчанию катать романтические образы. Но какое-то взаимодействие между ними должно быть – а Женя и Володя все чаще выглядят как кусочки от разных паззлов, и партнер все чаще в интервью акцентирует внимание на том, кто именно ошибся. С таким настроем можно быть в призах, но главная медаль так не выигрывается.

Я видела довольно много критики на ветках в адрес короткой программы Джеймс – Сипре. Мне она, в принципе, нравилась еще по ТВ, а в живом просмотре производит и вовсе завораживающее впечатление. Произвольная очень похожа на то, что они катали раньше, но это их стиль, их стихия, их ниша в парном катании – то, чего не хватает Жене и Володе. Морган с долгожданным золотом на шее был неприлично счастлив, лежал на полу в Грин-руме, потом долго не уходил со льда после медальной церемонии, обнимался с Жубером, кинул в зал свой букет победителя. Везет тому, кто везет.

Год назад, на ЧЕ-2018, состоялись последние соревнования Столбовой и Климова. После этого ниша парного катания в моем сердце оказалась свободна: я радовалась вместе с Аленой Савченко, выигравшей долгожданное Олимпийское золото, переживала вместе с Суй-Хань, которым чуть-чуть до него не хватило, симпатизировала тем же Ванессе и Моргану, но ни чьи прокаты не вызывали того предательского волнения, когда кулаки сами сжимаются на элементах, а пульс начинает зашкаливать так, как будто в выброс сейчас полетишь ты. В Минске я снова испытала это ощущение – и как же приятно снова чувствовать в себе болельщика, а не стороннего наблюдателя.

На самом деле, Сашу Бойкову и Диму Козловского я заметила еще в их первый юниорский сезон. Для меня это редкость: я не так часто смотрю юниорские соревнования в парных видах, потому что знаю, насколько недолговечны такие дуэты. Но эти дети – тогда еще немного угловатые и не скатанные – сразу меня зацепили: Саша задорно улыбалась в поддержках, а Дима был серьезным, но при этом артистичным. По характеру они не изменились, но в элементах за эти два года серьезно спрогрессировали: вращение стало параллельным, поддержки уверенными (а с учетом роста партнеров – еще и эффектными), выбросы с оттяжкой на выезде. Мне очень нравятся обе их программы: «Щелкунчик» зацепил еще в прошлом году, а «Очи черные» я распробовала именно вживую. Самые громкие аплодисменты первого дня соревнований заслуженно принадлежали ребятам.

Дмитрий, может быть, не самый мощный и сильный партнер, но он Надежный с большой буквы Н, даже не смотря на срыв каскада в произвольной (редкая для него ошибка, справедливости ради). На разминке ребята второй раз в сезоне чуть не столкнулись с французами, и Дима вовремя прикрыл Сашу. Когда они раскатываются по отдельности, он все время приглядывает за партнершей: не волнуется ли она, как у нее идут элементы. Их совместные интервью («Не мешай мне, когда я тебя хвалю») – вообще отдельный жанр милоты.

Если честно, после проката итальянцев, с учетом помарок и ошибок, я даже не сомневалась в том, что Дима и Саша будут с бронзой, так что итоговый минимальный разрыв меня удивил. Делла-Моника и Гуаризе, судя по лицам, были уверены в обратном. Но нет, бронза на этом турнире именно у тех итальянцев, у которых должна быть…

Танцы

…и да, я очень хотела бронзу Гиньяр – Фаббри, хотя не представляла, кем из российских пар могла ради нее пожертвовать, поэтому оставила все на волю случаю. И случай не заставил себя ждать.

Вика и Никита очень хороши в своем танго: и до, и после ошибки они смотрелись в нем стильно, уверенно, взросло. Победную серию над твиззлами партнер решил прервать максимально не вовремя, хотя лучше здесь, чем на Чемпионате мира или на Олимпиаде через четыре года. С другой стороны, правило про снаряд и воронку – не про Кацалапова. В произвольном ребята тоже смотрятся здорово: с момента открытых прокатов танец ощутимо улучшился и наполнился энергией, которой не хватало в сентябре. Врезка с драмой в концовке не выглядит перебором или безвкусицей. Медаль упустили зря, но к середине-концу Олимпийского цикла это должен быть подиум Чемпионата мира.

Вернемся к итальянцам. Фаббри – на мой взгляд, один из лучших партнеров в современных танцах на льду, если отбросить все эти предубеждения про рост, вес, внешность – все, с чем ассоциируется этот подверженный стереотипам вид фигурного катания. Марко надежен как скала, артистичен, хорош и в танго, и в «Ла-Ла-Ленде», и вообще в любых жанрах, которые они катают. Своей (хочется написать «победе») бронзе они с Шарлен радовались не меньше, чем Морган Сипре золоту: обнимались, прыгали, плакали (партнерша) и смеялись (партнер), долго фотографировались с баннером поклонников и всей дружной итальянской командой, в которой, кстати, была Анна Каппеллини.

С Сашей и Ваней у меня каждый год происходит одна и та же история: мне нравятся их танцы в начале сезона, но постепенно они оставляют все меньше и меньше послевкусия. Вот и сейчас прошла неделя с момента произвольного – а я помню только очередной мемный Кисс-энд-Край с непроницаемым лицом Саши и фирменной улыбкой Вани. Должна быть какая-то стабильность в наших танцах.

На самом деле, я не хочу рассчитывать наши пары на первый-второй, пусть сами решают это чистыми прокатами, как делают американцы и канадцы. А Олимпийское золото с большой вероятностью отправится…

Нет, не сглажу.

Нет, уверена, даже если вернутся Тесса и Скотт, Мэрил и Чарли, Катя и Дима, Навка и Костомарова.

Нет, не боюсь выглядеть глупо с прогнозами на четыре года вперед.

…во Францию. Я не фанатка пары Папападакис – Сизерон, но когда смотрю на них живьем, понимаю, почему они цепляют зрителей и судей. Они действительно выглядят парой экстра-класса со своими отточенными до полной синхронности движениями и выверенными до каждого взмаха ресниц жестами. Я не знаю, природное это, или они очень-очень много работают, но восхищена. Что касается танцев, то мне больше нравится ритмический: произвольный – это такая улучшенная версия постановки под Сэма Смита Тессы и Скотта.

Кратко – о других парах.

Британское диско больше цепляло меня по телевизору: с третьего ряда видно, что пара пока далеко не топ. Баллы, тем не менее, заставляют задуматься о том, что эти ребята идут на медаль Чемпионата Европы к концу четырехлетия.

Калишек и Сподырев – пара, стимулирующая меня досконально освоить правила в танцах, потому что я не понимаю, как эта пара постоянно получает космические уровни и умудряется оказаться в последней разминке Чемпионата Европы. Их произвольный – это антикомпонентность, даже если накидывать за декольте Максима из ритмического танца.

Евдокимова и Базин откатали самый душевный произвольный в карьере. Если честно, их выступления всегда оставляли у меня такое чувство, будто они делают все нехотя, без желания, «на отвяжись». Дали домашний этап Гран-при – выступим. Пригласили на открытые прокаты – приедем. Лотерейным билетом в Минск ребята явно загорелись и приехали с совершенно другим настроением. Это был действительно запоминающийся прокат, полный самоотдачи и желания показать себя.

Испанские дуэты выходили друг за другом: и ей-богу, на месте Оливии с Адриа я бы стушевалась, глядя на разницу в поддержке двух пар на Минск-Арене. Хорошо, что есть Хавьер Фернандес и его друзья, болеющие с флагом за оба дуэта. Бэкграунд, конечно, понятен: Сара и Кирилл практически свои, родные; за бортом переживает, крестится и морально готовится к твиззлам Кацалапова Жулин (а у Сары это тоже проблемный элемент); история расставания Уртадо и Диаса, опять же, подталкивает к тому, чтобы больше сопереживать партнерше. Постановка танго мне чуть сильнее нравится у Оливии с Адриа, произвольный я оставляю за Сарой и Кириллом. Компонентно, они, конечно, значительно сильнее, несмотря на частенько вменяемую Халявину холодность и безэмоциональность.

***

И на десерт (или кому-то на закуску) – о показательных.

Это были мои первые Гала вживую (шоу в расчет не беру): билеты на них обычно стоят как крыло от самолета, а соревновательная атмосфера мне нравится больше зачастую поставленных на коленке номеров. Но когда показательные входят в абонемент, за окном серость, а праздник фигурного катания так не хочется заканчивать – грех не пойти.

Недавно я читала довольно откровенное интервью Майорова, где он рассуждал о своем месте в фигурном катании, о том, почему важно готовить интересные номера и быть привлекательным спортсменом для хороших шоу, даже если ты не призер всего и вся. Мне кажется, Александр идет верной дорогой: никакой заунывной лирики, легкий, веселый и яркий показательный.

В противовес ему – номера Лекавалье и Паганини. Такое разрешаю катать только Лене Радионовой, потому что в ее случае можно полюбоваться хотя бы красиво развевающимися по ветру локонами.

В номинации «инфаркт года» побеждает белорусский приглашенный одиночник, который на полной скорости проехался коньком по собственной рубашке и после этого умудрился еще и прыгнуть. Не знаю, как он, а я чуть не поседела.

Александр Самарин выбрал для своего показательного саундтрек к, прости господи переводчиков, «The Hipsters» - и я почти устыдилась за то, как радовалась на трибуне, увидев, что Хавьер первый. «Дай мне хоть один шанс – и ты поймешь, я то, что надо». Люблю людей с самоиронией.

Если бы показательные были командным турниром, в нем выиграли бы итальянцы. Отличный показательный с привлечением местных чирлидеров привезли Делла-Моника и Гуаризе; классный номер про самих себя в духе собственного произвольного прошлых лет под «Бриолин» от Гиньяр  –  Фаббри и старые-добрые «Охотники за привидениями» от Маттео Риццо – не скучно, не банально, продумано и отрепетировано.

Алина в своей «Ларе Крофт» смотрится увереннее и раскованнее, чем в соревновательных программах: не столько потому, что нет груза ответственности, сколько потому, что ей в принципе ближе этот образ. И да, как все-таки символично, что в прошлом году после серебра ЧЕ Медведева каталась в тех же кожаных штанах под «Кукушку» с рефреном «И если есть порох, дай огня», а в этом у Алины песня с посылом «Я выжившая, я справлюсь».

Самый обсуждаемый номер Гала от Степановой и Букина у меня оставил смешанные чувства. У меня вопрос даже не к костюму Саши. Не к начальному валянию на льду и не к буквальной интерпретации строк Пастернака про «скрещение рук, скрещение ног». Я не понимаю, откуда у наших танцоров такая любовь к Алле Борисовне? То Боброва и Соловьев выйдут с «Нас бьют, мы летаем», то Ильиных и Кацалапов с репертуаром ее бывшего мужа. С нетерпением жду ледовой реализации таких хитов Пугачевой как «Будь или не будь», «Мадам Брошкина» и, конечно, «Живи спокойно страна, я у тебя всего одна».

Внеплановое включение: пока писала этот пост, наткнулась на такой шедевр. У меня нет комментариев по этому поводу, просто посмотрите. И можете даже выпить, сегодня суббота.

Бойкова - Козловский окончательно решили утопить мое сердце в океане милоты своим показательным. Полагаю, сломался мимимиметр и у Лукашенко: не зря в свои объятия на общей фотографии он заключил двух девочек: Олимпийскую чемпионку и Сашу.

Конечно, если бы Александр Григорьевич выехал на показательные в костюме Степановой, он бы произвел еще больший фурор, но это все равно было круто. Стендап открылся фразой «Я в коньках родился, но не понимаю, как вы полуголые, раздетые элементы ваши крутите» и закончился бессмертным «Судьи не испортили праздник» и «Мы готовы принять Чемпионат мира». А мы-то как готовы приехать на него в Минск!

И вот стоишь ты на трибуне после показательных. Машешь спортсменам, которые с искренними улыбками едут на круг почета. Смотришь, как фигуристы ныряют в воздушные шарики, лежащие на льду; как Габриэлла Пападакис фотографирует Алину с Ванессой и Морганом, а Гийом в это время уводит в танцы Соню Самодурову. Потом забиваешься в автобус, который по степени наполненности не уступает станции метро Выхино в 8 утра, но на Выхино не обсуждают Кацалапова. Садишься в поезд, где даже на боковушках у туалета дискутируют про четверные тулупы и лутцы. И чувствуешь себя очень счастливым человеком.

Спасибо, что дочитали до конца!

Пойду пересмотрю Патрика под Аллу Борисовну.